Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 11:28, реферат
Буржуазия как общественный класс в России складывалась из различных сословий. До середины XIX века процесс ее формирования проистекал под спудом феодально-патриархальных пережитков. Реформы 60-70-х годов, создавшие более благоприятные условия для развития капитализма «снизу», «насаждение» государством капитализма «сверху», активизировали рост буржуазного слоя в обществе.
Тема 1 «сословно-классовая структура российского общества в начале 20 века»
1) Процесс формирования буржуазии
Буржуазия как общественный класс в России складывалась из различных сословий. До середины XIX века процесс ее формирования проистекал под спудом феодально-патриархальных пережитков. Реформы 60-70-х годов, создавшие более благоприятные условия для развития капитализма «снизу», «насаждение» государством капитализма «сверху», активизировали рост буржуазного слоя в обществе. Он пополнялся выходцами из крестьян, мещан, дворян, чиновников, инженерно-технических служащих, не говоря уже об отпрысках старинных купеческих фамилий.
До конца XIX столетия именно российский купец наиболее полно олицетворял собой образ российского предпринимателя, российского буржуа. Так, к купеческому сословию принадлежали и владелец писчебумажных фабрик и торгового дома К.А. Варгунин, и чаеторговец А.Д. Ведерников, и банкир барон Г.Е. Гинцбург, и крупный домовладелец А.Г. Елисеев, и владелец чугунолитейного завода, магазинов и доходных домов Ф.К. Сан-Галли.
Понятие «купец», изначально обозначавшее исключительно предпринимателя-торговца, по мере развития капитализма в России и изменения отечественного законодательства начинает объединять представителей всех форм и видов предпринимательской деятельности. Этому способствовало то, что вплоть до 1898 года занятие торговлей или другим промыслом в сколько-нибудь крупном масштабе соединялось с купеческим сословным состоянием.
Будучи единственным сословием в России, пребывание в котором зависело от ежегодной уплаты определенного денежного взноса, купечество с 1863 года делилось на две гильдии. Принадлежность к высшей и, соответственно, более дорогостоящей 1-й гильдии или 2-й зависело от разряда торгового, промышленного или пароходного предприятия его владельца. Законодательство 1863 года ликвидировало деление купечества на три гильдии по оценке капитала предприятия (в 1807 году 1-я гильдия -- 50000 рублей, 2-я -- 20000, 3-я -- 8000 рублей).
Согласно промысловой градационной шкале российского законодательства, существовало 5 разрядов для торговых предприятий и 8 -- для промышленных.
Состав буржуазии
К купцам 1-й гильдии относились владельцы торгового предприятия 1-го разряда, промышленных предприятий первых трех разрядов и пароходного предприятия, за содержание которого уплачено свыше 500 рублей основного промыслового налога.
Купцами 2-й гильдии считались владельцы торгового предприятия 2-го разряда, промышленных предприятий 4-го и 5-го разрядов, пароходного предприятия, за содержание которого уплачено от 50 до 500 рублей основного промыслового налога. Ежегодные денежные суммы, уплачиваемые купцами за приобретение и реализацию сословных прав, складывались из различных взносов -- стоимости гильдейских документов, основного промыслового налога, выплачиваемого в государственную казну, земских, городских и благотворительных сословных сборов.
Гильдейские документы (свидетельства) стоили сравнительно недорого: 50 рублей для 1-й гильдии, 20 -- для 2-й. Эти суммы составляли меньшую часть общих платежей купечества -- в среднем примерно десятую часть расходов.
Львиную долю средств поглощал основной промысловый налог. Прочие платежи зависели от конкретной губернии и города, к сословной организации которого был приписан данный купец.
В столице империи общая сумма платежей купца 1-й гильдии в начале XX века неумолимо приближалась к 1000 рублей. В Одессе и Москве в указанное время общие выплаты составляли от 800 и более рублей.
Купцы 1-й гильдии значительно опережали своих собратьев по корпорации в «сословных преимуществах». Почти исключительно первогильдейское купечество имело право визита ко двору, право ношения шпаги и губернского мундира, право награждения некоторыми орденами и медалями. На их детей распространялись льготы при поступлении в государственные учебные заведения. Образуя, согласно закону, «особый класс почетных людей в государстве», купцы 1-й гильдии имели право «по уважению особенных заслуг в распространении торговли» на почетное звание коммерции советников, за отличия по промышленной части -- на звание мануфактур-советников. Наконец, награжденным одним из российских орденов и пребывавшим в 1-й гильдии не менее 20 лет могло быть пожаловано высшее городское почетное звание -- потомственного почетного гражданина.
Каждой гильдии соответствовали и приобретаемые права. Так, согласно 249-й статье «Устава о прямых налогах», первогильдейский купец обладал правом оптовой торговли по всей империи русскими и иностранными товарами , правом розничной торговли всеми видами товаров в том уезде, где он получил промысловое свидетельство, а также правом содержать там фабрики, заводы и ремесленные заведения.
Права купца 2-й гильдии ограничивались розничной торговлей отечественными и иностранными товарами в уезде, где приобретено свидетельство. Он также обладал правом на организацию фабрик, заводов и ремесленных заведений.
Обе гильдии давали право на экспорт и импорт товаров в рамках указанных различий -- прав на оптовую и розничную торговлю.
Как говорилось выше, разница между купцами первой и второй гильдий не ограничивалась только масштабами их предпринимательской деятельности и, соответственно, доходов и расходов. Первогильдейскому купечеству государство покровительствовало в плане повышения его общественного статуса.
В конце XIX века (1899 г.) Закон о состояниях подтвердил особое место первогильдейского купечества среди людей, занимавшихся торгово-промышленной деятельностью на благо государства Российского. 554-я статья гласила: «Купечество первой гильдии составляет особый класс почетных людей в государстве».
Вместе с тем, государство, заинтересованное в плодотворной деятельности всего купечества на благо отечества независимо от принадлежности к 1-й или 2-й гильдии, награждало купцов христианского вероисповедания медалями, орденами и прочими знаками отличия.
Кроме всего прочего, гильдейские документы распространяли на все купечество паспортную льготу -- в отличие от крестьянского и мещанского сословия -- право на беспрепятственное передвижение по стране без оформления увольнительных свидетельств (паспортов) в территориальных сословных организациях, что, по традиции, было «связано с известной волокитой».
С 1898 года, благодаря принятию Закона о государственном промысловом налоге, который положил конец юридической связи между правом на занятие предпринимательской деятельностью и необходимостью приписки к купеческому сословию, купец окончательно перестает олицетворять своей персоной образ российского предпринимателя. Крестьяне, мещане и прочие представители российских сословий, располагая средствами на приобретение торговых и промышленных патентов, получили право заниматься предпринимательской деятельностью, не числясь по купеческому сословию.
С этого момента начинается процесс если и не «умирания» купеческого сословия, то во всяком случае его неумолимого количественного сокращения. К 1912 году гильдейское купечество насчитывало чуть более 30 тысяч человек. В купеческом сословии остаются те, кто по фамильной традиции из поколения в поколение носил это «звание» и «сросся» с ним душой и телом, или те, кому это было выгодно и необходимо. К последним, в частности, следует отнести евреев, которые, пользуясь сословными правами, могли свободно пересекать «черту оседлости» и жить вне ее, и тех, кто связал свою судьбу с хлопотливой, но доходной деятельностью биржевых маклеров. Согласно российским законам, должность биржевого маклера могли занимать только лица купеческого или мещанского сословий.
Кроме того, купеческое сословие было притягательным и для тех предпринимателей, кто видел в нем прямую дорогу к почетным званиям, наградам и прочим преимуществам, обслуживающим человеческое тщеславие в условиях иерархической структуры общества.
Деятельность и интересы буржуазии
Как и все прочие российские сословия, купечество имело органы местного самоуправления -- собрания выборных и сословных старшин. На особом положении было купечество Петербурга, Москвы и Одессы. Только купцы этих трех городов с 60-х годов XIX века имели исполнительные органы своих собраний -- купеческие управы, что повышало их шансы в отстаивании своих сословных прав и интересов, а также в реализации принятых решений.
Купеческие управы ведали выдачей сословных свидетельств, осуществляли взимание платежей за промысловые свидетельства, контролировали сословную собственность, доход от которой шел на благотворительные цели.
Хочется подчеркнуть, что благотворительность была одной из традиционных форм общественного самовыражения российского купечества. Так, только Московской управой финансировались 10 богаделен, 5 домов призрения, 4 училища и т.д. -- с ежегодным расходом почти в 2 млн. рублей.
Такие средства невозможно было бы изыскать, если бы не старинная православно-русская традиция жертвовать средства на богоугодные дела или, уходя в мир иной, оставлять на мирские цели денежные завещания. Характерно, что более православно-русская и патриархальная по духу Москва выделяла на благотворительность в несколько раз больше средств, чем интернациональный европеизированный Петербург.
Это было предметом гордости московского купечества, сумевшего всего за полстолетия, к началу XX века, сконцентрировать в руках членов управы огромные капиталы и недвижимое имущество. Мощь этих капиталов повышала значимость каждого слова купечества первопрестольной, уверенно присвоившего себе право говорить от имени всей земли русской.
К голосу купеческой Москвы внимательно прислушивались на берегах Невы, когда принимались важные экономические решения. Деятели Московской купеческой управы были желанными гостями в Министерстве финансов, когда обсуждались вопросы торговли и промышленности. Более того. Московская управа была единственной сословной купеческой организацией России, представленной в Особом по промысловому налогу присутствии при Министерстве финансов. Она делегировала в начале XX века своих членов в состав Совета съездов представителей промышленности и торговли, где имела решающий голос, участвовала в избрании членов Государственного совета по выборам от торговли и промышленности и т.д. С 1897 по 1917 год купеческую управу первопрестольной возглавлял купец 2-й гильдии, потомственный почетный гражданин и действительный статский советник С.А. Булочкин.
Высокий авторитет московской буржуазии в правительственных кругах России родился не сам собой и, конечно же, не был следствием щедрой благотворительности деловых людей Москвы и московского промышленного района. Чтобы жертвовать средства, надо было сначала их заработать.
2) Личное дворянство
Особое положение занимают личные дворяне, появившиеся одновременно с Табелью о рангах. В отличие от потомственных дворян, их дворянское достоинство не передается по наследству, а дети получают особый статус «обер-офицерских детей». Личные дворяне получают право добиться потомственного дворянства выслугой; также до 28 мая1900 года они имели право ходатайствовать о его получении, если их отцы и деды прослужили по двадцать лет беспорочно в обер-офицерских чинах.
Личное дворянство приобреталось:
пожалованием, когда
какое-либо лицо возводилось в дворянство
лично не по порядку службы, а
по особому высочайшему
чинами по службе — для получения личного дворянства согласно Манифесту 11 июня 1845 г. «О порядке приобретения дворянства службою» необходимо было дослужиться на действительной службе: гражданской — до чина 9-го класса (титулярный советник), военной — первого обер-офицерского чина (14-й класс). Кроме того, лица, получившие чин 4-го класса или полковника не на действительной службе, а при выходе в отставку, также признавались личными, а не потомственными дворянами;
пожалованием ордена — при пожаловании ордена Святой Анны II, III или IV степени в любое время после 22 июля 1845 г., Святого Станислава II или III степени в любое время после 28 июня 1855 г., Святого Владимира IV степени в любое время после 28 мая 1900 г. Лица купеческого звания, пожалованные российскими орденами между 30 октября 1826 г. и 10 апреля 1832 г., а орденом Святого Станислава с 17 ноября 1831 г. по 10 апреля 1832 г., также признавались личными дворянами. В дальнейшем для лиц купеческого звания путь получения личного дворянства через пожалование орденами был закрыт, и за ними признавалось только личное или потомственное почетное гражданство.
Личное дворянство передавалось браком от мужа к жене, но не сообщалось детям и потомству. Правами личного дворянства пользовались вдовы не принадлежавших к потомственному дворянству священнослужителей православного и армяно-грегорианского исповедания. Наибольшее количество личных дворян было среди офицеров среднего звена и чиновников.По оценкам 1858 года, общее число личных дворян и чиновников не дворян(имевших низшие классные чины по Табелю о рангах,а также мелких канцелярских служащих),также входивших в эту группу, включая жен и несовершеннолетних детей, составляло 276809 человек, а по переписи 1897 года, уже 486963 человек.
Информация о работе Сословно-классовая структура российского общества в начале 20 века