Сословная монархия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 01:52, реферат

Описание работы

Сословная монархия, сословно-представительная монархия, феодальная монархия с сословным представительством, форма феодального государства, при которой власть короля или крупных территориальных князей (в Германии, Нидерландах) сочеталась с наличием сословно-представительных учреждений. Складывалась в большинстве стран Европы в 13—14 вв. (в Кастилии в 12 в., в Венгрии и Польше в 15 в.) в процессе формирования общегосударственных сословий (в масштабе целых стран) и органов сословного представительства — центральных (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, сейм в Польше, Чехии, риксдаг в Швеции и др.) и местных (например, провинциальные штаты во Франции и Нидерландах, воеводские сеймики в Польше и др.).

Работа содержит 1 файл

Сословно-правительственная монархия .doc

— 123.00 Кб (Скачать)

сословий.                                             

   Именно  к  началу  XIV  в.  окончательно  оформляется

построенный на политическом компромиссе,  а  поэтому  не

всегда  прочный союз короля и представителей разных сос-

ловий,  в том числе и третьего  сословия.  Политическим

выражением  этого союза, в котором каждая из сторон име-

ла свои специфические интересы,  стали  особые  сослов-

но-представительные  учреждения  -  Генеральные штаты  и

провинциальные  штаты.                                 

   Генеральные  штаты.  Возникновение Генеральных штатов

положило  начало изменению формы государства  во Франции

- превращению  его в сословно-представительную  монархию.

   Появлению  Генеральных штатов как  особого   государс-

твенного  органа предшествовали расширенные  собрания ко-

ролевской курии (консилиумы и т.д.),  имевшие место еще

в XII-XIII вв.  Созыв Генеральных штатов королем  Филип-

пом IV Красивым в 1302 году (само название "Etats gene-

raux"  стало использоваться позднее  - с 1484 года) имел

под собой  вполне конкретные исторические причины:  неу-

дачная  война во Фландрии, серьезные экономические  труд-

ности, спор короля с римским папой. Но создание общена-

ционального  сословно-представительного учреждения было

и проявлением  объективной закономерности в развитии мо-

нархического  государства во Франции.                  

   Периодичность  созыва  Генеральных штатов не  была ус-

тановлена.  Этот вопрос решал сам король в  зависимости

от обстоятельств  и политических соображений. Каждый со-

зыв штатов был индивидуальным  и  определялся  исключи-

тельно  усмотрением короля.  Высшее духовенство (архие-

пископы,  епископы,  аббаты),  а также  крупные светские

феодалы  приглашались  лично.  Генеральные  штаты первых

созывов не имели выборных представителей от дворянства.

Позднее утверждается практика, согласно которой среднее

и мелкое дворянство избирает  своих  депутатов.  Выборы

проводились  также  от церквей,  конвентов  монастырей и

городов (по 2 - 3 депутата). Но горожане и особенно ле-

гисты  иногда  избирались  и  от сословий духовенства и

дворянства.  Примерно 1/7 часть Генеральных штатов сос-

тавляли  юристы.  Депутаты  от  городов  представляли их

патрицианско-бюргерскую верхушку.  Таким образом, Гене-

ральные штаты  всегда были органом,  представляющим иму-

щие слои французского общества.                       

   Вопросы,  выносимые на рассмотрение Генеральных   шта-

тов,  и  продолжительность их заседаний  также определя-

лись королем.  Король .прибегал  к  созыву  Генеральных

штатов  для того,  чтобы получить поддержку  сословий по

разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год),

заключение  договора с Англией (1359 год),  религиозные

войны (1560,  1576,  1588 гг.) и т.д. Король запрашивал

мнение  Генеральных штатов по ряду законопроектов,  хотя

формально их согласия на принятие  королевских  законов

не требова-                                           

лось. Но  чаще всего причиной созыва Генеральных  штатов

была нужда  короля в деньгах, и он обращался  к сословиям

с  просьбой  о финансовой помощи или разрешении на оче-

редной  налог, который мог собираться только в пределах

одного  года.  Лишь в 1439 году Карлом VII было получено

согласие  на взимание постоянной королевской  тальи.  Но

если речь шла об установлении каких-либо дополнительных

налогов,  то,  как и прежде, требовалось  согласие Гене-

ральных штатов.                                       

   Генеральные  штаты  обращались  к королю  с просьбами,

жалобами, протестами. Они имели право вносить  предложе-

ния,  критиковать  деятельность королевской администра-

ции. Но поскольку  существовала определенная связь между

просьбами  сословий  и их голосованием по запрашиваемым

королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал  Ге-

неральным  штатам и издавал по их просьбе  соответствую-

щий ордонанс.                                        

   Генеральные  штаты в целом не были простым  инструмен-

том  королевской  знати,  хотя объективно они помогли  ей

усилиться и укрепить свои позиции в государстве.  Они в

ряде случаев  противостояли королю, уклоняясь  от вынесе-

ния угодных  ему решений. Когда сословия проявляли неус-

тупчивость,  короли  длительное  время  их  не собирали

(например,  с 1468 по 1484 г.).  После 1484 года  Гене-

ральные  штаты  практически вообще перестали  собираться

(до 1560 года).                                       

   Наиболее  острый конфликт Генеральных  штатов с  коро-

левской  властью произошел в 1357 году в момент восста-

ния горожан  в Париже  и  пленения  французского  короля

Иоанна  англичанами. Генеральные штаты, в  работе которых

приняли участие  главным образом представители  третьего

сословия, выдвинули программу реформ, получившую назва-

ние Великий мартовский ордонанс.  Взамен предоставления

королевской власти субсидий они потребовали, чтобы  сбор

и расходование денежных  средств  производились  самими

Генеральными  штатами,  которые  должны были собираться

три раза в год,  и без созыва их королем.  Были избраны

"генеральные  реформаторы",  которые наделялись  полномо-

чиями контролировать деятельность королевской админист-

рации,  увольнять отдельных чиновников и наказывать их,

вплоть  до применения смертной казни. Однако попытка Ге-

неральных штатов закрепить за собой постоянные финансо-

вые,  контролирующие и даже законодательные  полномочия

не имела  успеха. После подавления в 1358 году Парижско-

го восстания  и Жакерии королевская власть отвергла тре-

бования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.

   В  Генеральных  штатах  каждое  сословие собиралось и

обсуждало вопросы отдельно.  Только в 1468 и  1484  гг.

все  три  сословия  проводили свои заседания  совместно.

Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сене-

шальствам,  где и избирались депутаты. Если обнаружива-

лись различия в позиции сословий,  голосование  проводи-

лось по сословиям.  В этом случае каждое сословие имело

один голос  и в целом феодалы всегда имели  перевес  над

третьим сословием.                                    

Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись им-

перативным  мандатом.  Их позиция по вопросам, выносимым

на обсуждение, в том числе при голосовании, была связа-

на инструкцией избирателей. После возвращения с заседа-

ния депутат  должен был отчитаться перед избирателями. 

   В  ряде регионов Франции (Прованс,  Фландрия) с конца

XIII в. возникают  местные сословно-представительные  уч-

реждения.  Сначала они назывались "консилиум",  "парла-

мент" или  просто "люди трех сословий". К  середине XV в.

стали употреблять  термины "штаты Бургундии", "штаты  До-

фина"  и т.д.  Название "провинциальные штаты" закрепи-

лось лишь в XVI в.  К концу XIV в. было 20 местных  шта-

тов,  в XV в. они имелись практически в каждой провин-

ции. В  провинциальные штаты, так же как  и в Генеральные

штаты,  крестьяне не допускались. Нередко  короли высту-

пали против отдельных провинциальных штатов,  поскольку

они  оказывались  под сильным влиянием местных феодалов

(в Нормандии,  Лангедоке), и проводили политику  сепара-

тизма.                                                

   Центральное  и местное управление. Возникновение  сос-

ловнопредставительной монархии и постепенная концентра-

ция  политической  власти в руках короля не повлекли за

собой сразу  же создания нового аппарата государственно-

го управления.                                        

   Центральные  органы управления не подверглись  сущест-

венной  реорганизации.  В это же время  утверждается важ-

ный принцип,  что король не связан мнением своих  совет-

ников,  а, напротив, все административные и  иные власт-

ные  полномочия  государственных чиновников проистекают

oт короля.  Из прежних должностей, которые  превратились

теперь  в  придворные  титулы,  сохранила свое значение

только  должность канцлера,  ставшего ближайшим  помощни-

ком короля. Канцлер, как и раньше, являлся  главой коро-

левской канцелярии,  он составлял теперь многочисленные

королевские акты, назначал на судебные должности, пред-

седательствовал в королевской курии и в  совете  в  от-

сутствие  короля.                                      

   Дальнейшее  развитие  централизации проявилось  в том,

Информация о работе Сословная монархия