Сословная монархия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 01:52, реферат

Описание работы

Сословная монархия, сословно-представительная монархия, феодальная монархия с сословным представительством, форма феодального государства, при которой власть короля или крупных территориальных князей (в Германии, Нидерландах) сочеталась с наличием сословно-представительных учреждений. Складывалась в большинстве стран Европы в 13—14 вв. (в Кастилии в 12 в., в Венгрии и Польше в 15 в.) в процессе формирования общегосударственных сословий (в масштабе целых стран) и органов сословного представительства — центральных (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, сейм в Польше, Чехии, риксдаг в Швеции и др.) и местных (например, провинциальные штаты во Франции и Нидерландах, воеводские сеймики в Польше и др.).

Работа содержит 1 файл

Сословно-правительственная монархия .doc

— 123.00 Кб (Скачать)

   Вторым  сословием в государстве являлось  дворянство,

хотя фактически в XIV-XV вв.  оно играло ведущую роль в

социальной  и политической жизни Франции.  Это  сословие

объединило  всех светских феодалов, которые рассматрива-

лись теперь не просто как вассалы  короля,  а  как  его

слуги.  Дворянство  представляло собой  замкнутое и нас-

ледственное (в отличие от духовенства) сословие. Перво-

начально  доступ  в сословие дворян был  открыт для вер-

хушки горожан  и зажиточных крестьян,  которые, разбога-

тев, покупали земли у разорившихся дворян. Родовое  дво-

рянство,  стремившееся сохранить дух феодальной  касто-

вости,  добилось того, что покупка поместий лицами неб-

лагородного происхождения перестала давать им дворянс-

кие звания.                                           

   Важнейшей  привилегией дворянства оставалось  его иск-

лючительное право собственности на землю  с передачей по

наследству  всех недвижимостей и рентных  прав.  Дворяне

имели право  на титулы, гербы и другие знаки дворянского

достоинства,  на особые судебные привилегии.  Они  осво-

бождались от уплаты государственных налогов. По сущест-

ву  единственной обязанностью дворянства становится не-

сение военной  службы королю, а не частному сеньору, как

было раньше.                                          

   Дворянство  по-прежнему было неоднородным. Титулован-

ная знать - герцоги, маркизы, графы, виконты и  другие -

претендовала  на высокие посты в армии и  в государствен-

ном аппарате.  Основная же масса  дворянства,  особенно

низшего,  вынуждена  была  довольствоваться значительно

более скромным положением. Ее бла-                    

гополучие непосредственно  связывалось с  усилением экс-

плуатации крестьян. Поэтому мелкое и среднее  дворянство

энергично  поддерживало королевскую власть,  видя в ней

главную силу,  способную держать  в  узде  крестьянские

массы.                                                

   В  XIV-XV  вв.  в основном завершилось  формирование и

"третьего  сословия" (tiers etat),  которое  пополнялось

за  счет быстро растущего городского населения  и увели-

чения числа  крестьян-цензитариев.  Это  сословие  было

весьма  пестрым по своему составу и практически  объеди-

нило в  себе трудовое население и формирующуюся  буржуа-

зию. Члены  этого сословия рассматривались как "неблаго-

родные", не имели каких-либо особых личных или  имущест-

венных  прав.  Они не были защищены от произвола  со сто-

роны королевской  администрации и даже отдельных  феода-

лов.  Третье сословие было единственным податным сосло-

вием во Франции,  и на него ложилось все  бремя  уплаты

государственных налогов.                              

   Сама  организация  третьего  сословия  носила феодаль-

но-корпоративный  характер.  Оно выступало прежде  всего

как  совокупность городских ассоциаций.  В это время не

возникла  еще идея  равенства  и  всеобщности  интересов

членов  третьего сословия,  оно не осознало себя единой

общенациональной  силой.                               

   Образование  сословно-представительной  монархии.   В

начале XIV в.  во Франции на смену сеньориальной  монар-

хии приходит новая форма феодального государства - сос-

ловно-представителъная  монархия.  Становление  сослов-

но-представительной монархии здесь неразрывно связано  с

прогрессивным  для данного периода процессом политичес-

кой централизации (уже к началу XIV в.  было объединено

3/4  территории  страны),  дальнейшим возвышением  коро-

левской власти,  ликвидацией самовластия отдельных  фео-

далов.                                                

   Сеньориальная власть  феодалов  по существу утратила

свой самостоятельный  политический характер.  Короли ли-

шили  их права собирать налоги на политические цели.  В

XIV в. было  установлено, что для взимания  сеньориальной

подати  (тальи) необходимо согласие королевской власти.

В XV в.  Карл VII вообще отменил сбор тальи  отдельными

крупными  сеньорами. Король запрещал феодалам устанавли-

вать и  новые косвенные налоги, что привело  постепенно к

их  полному  исчезновению.  Людовик XI отнял у  феодалов

право чеканить монету.  В XV в.  в обращении во Франции

была лишь единая королевская монета.                  

   Короли  лишали  феодалов и их традиционной  привилегии

- вести  частные войны.  Лишь отдельные  крупные  феодалы

сохраняли в XV в. свои независимые армии, которые дава-

ли им некоторую  политическую автономию (Бургундия, Бре-

тань, Арманьяк).                                      

   Постепенно  исчезло сеньориальное законодательство, а

также посредством  расширения  круга  дел,  составлявших

"королевские  случаи", существенно ограничивалась сень-

ориальная юрисдикция.  В XIV в. была предусмотрена  воз-

можность  апелляции на любое решение судов  отдельных фе-

одалов  в Парижский  парламент.  Этим  окончательно  был

разрушен  принцип, согласно которому сеньориальная  юсти-

ция считалась  суверенной.                             

На пути французских королей, стремившихся к объединению

страны  и к усилению личной власти, в  течение ряда веков

было  еще  одно  серьезное  политическое  препятствие -

римско-католическая церковь, Французская корона никогда

не  соглашалась  с притязаниями папства на мировое  гос-

подство,  но, не чувствуя необходимой политической под-

держки, избегала открытой конфронтации. Такое положение

не могло  сохраняться бесконечно, и к концу XIII - нача-

лу  XIV в.  окрепшая королевская власть становилась все

более несовместимой  с политикой римской  курии.  Король

Филипп  Красивый  бросил  вызов римскому папе Бонифацию

VIII,  потребовав  от французского духовенства   субсидий

для ведения  войны с Фландрией и распространив королевс-

кую юрисдикцию на все привилегии клира.  В качестве от-

ветной  меры  папа  издал в 1301 году буллу,  в которой

грозил  королю отлучением от церкви.  Этот конфликт  за-

кончился  победой светской (королевской) власти над ду-

ховной  и переносом под  давлением  французских  королей

резиденции  римских пап в г.  Авиньон (1309-1377 гг.) -

так называемое "авиньонское пленение пап".            

   Победа  французской короны над римским  папством, пос-

тепенная  ликвидация самостоятельных прав феодалов соп-

ровождалась в XIV-XV вв.  неуклонным возрастанием авто-

ритета  и политического веса королевской  власти. Большую

роль в  юридическом обосновании этого  процесса  сыграли

легисты.  Легисты  отстаивали приоритет светской власти

над церковной,  отрицали божественное происхождение ко-

ролевской власти во Франции:  "Король получил  королевс-

тво ни от кого другого,  кроме как от себя, и с помощью

своей шпаги".                                         

   В  1303 году была выдвинута формула: "король является

императором в своем королевстве". Она подчеркивала пол-

ную  независимость  французского короля в международных

отношениях, в том числе и от германо-римского императо-

ра. Французский  король, согласно утверждениям легистов,

имел все  прерогативы римского императора.             

   Со  ссылкой на известный принцип  римского  права  ле-

гисты утверждали, что король сам является верховным  за-

коном, а  следовательно, может создавать  законодательст-

во  по  своей воле.  Для принятия законов  королю уже не

требовался созыв вассалов или согласие королевской  ку-

рии.  Был  выдвинут также тезис: "всякое правосудие про-

истекает  от короля",  в соответствии с  которым  король

получил право  рассматривать любое судебное дело сам или

же делегировать это право своим слугам.               

   Сословно-представительная  монархия  утвердилась   на

определенном  этапе централизации страны,  когда не были

до конца  преодолены автономные права  феодальных  сень-

оров,  католической церкви, городских корпораций и т.д.

Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя

ряд  новых  государственных функций,  королевская  власть

постепенно  ломала политическую  структуру,  характерную

для сеньориальной  монархии.  Но при осуществлении  своей

политики  она сталкивалась с мощной оппо-              

зицией  феодальной  олигархии,  сопротивление  которой не

могла преодолеть лишь собственными средствами.  Поэтому

политическая  сила короля в значительной мере проистека-

ла от той  поддержки,  которую он получал  от  феодальных

Информация о работе Сословная монархия