Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 01:52, реферат
Сословная монархия, сословно-представительная монархия, феодальная монархия с сословным представительством, форма феодального государства, при которой власть короля или крупных территориальных князей (в Германии, Нидерландах) сочеталась с наличием сословно-представительных учреждений. Складывалась в большинстве стран Европы в 13—14 вв. (в Кастилии в 12 в., в Венгрии и Польше в 15 в.) в процессе формирования общегосударственных сословий (в масштабе целых стран) и органов сословного представительства — центральных (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, сейм в Польше, Чехии, риксдаг в Швеции и др.) и местных (например, провинциальные штаты во Франции и Нидерландах, воеводские сеймики в Польше и др.).
Сословная монархия, сословно-представительная монархия, феодальная монархия с сословным представительством, форма феодального государства, при которой власть короля или крупных территориальных князей (в Германии, Нидерландах) сочеталась с наличием сословно-представительных учреждений. Складывалась в большинстве стран Европы в 13—14 вв. (в Кастилии в 12 в., в Венгрии и Польше в 15 в.) в процессе формирования общегосударственных сословий (в масштабе целых стран) и органов сословного представительства — центральных (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, сейм в Польше, Чехии, риксдаг в Швеции и др.) и местных (например, провинциальные штаты во Франции и Нидерландах, воеводские сеймики в Польше и др.). Сословное представительство в виде земских соборов существовало также в России в 16—17 вв. Складывание этой относительно централизованной формы феодального государства было связано с ростом городов, товарного производства и обмена, с изменениями вследствие этого форм эксплуатации крестьянства, с обострением на этой почве классовой борьбы в деревне, а также борьбы внутри класса феодалов и противоречий последних с городским сословием. Главной Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
и сословные представительные учреждения. — С. монархией в теоретическом, государственно-правовом значении можно назвать такую правительственную организацию, в которой власть государя ограничена сословным представительством. Такой С. монархией является, напр., афинское государство досолоновских времен. Характерным признаком С. монархии является существование политически активного сословного представительства, но отнюдь не одно только существование сословий. В этом смысле Россия дореформенных времен, несмотря на резкое разделение сословий, не может быть отнесена к типу С. монархии. Классические ее примеры дала история Зап. Европы XIII, XIV и отчасти XV вв. В Испании, Англии, Германии, Франции С. монархии возникли как раз тогда, когда феодальный строй пришел в упадок; сословно-представительные учреждения носили здесь явственные черты хронологической близости к феодальной эпохе. Наиболее характерной чертой в этом смысле является самое происхождение состава сословно-представительных собраний, особенно в начале периода, т. е. в XIII стол.: в эти собрания являлись не депутаты, не избранные ad hoc представители феодалов, клира, городов, — все феодалы, все клирики, связанные вассальными отношениями с короной, а также городские должностные лица (либо одни городские головы, либо они же со своим секретариатом, либо один секретариат). Последние участвовали в собрании как представители самоуправления, как королевские контрагенты, как одна из двух договаривавшихся сторон, помеченных в коммунальной грамоте их города. Обсуждать с королем общественные вопросы имели право только те, кто мог указать на какие-либо прямые отношения свои к королю. Архиепископы, епископы, аббаты самостоятельных монастырей были королевскими вассалами — и все они имели право на место в сословно-представительных учреждениях; сельские священники (и в громадном большинстве городские), миссионеры, аббаты безземельных монастырей не были связаны никакими отношениями с королевской властью — и никогда в эти собрания не попадали. Светские феодалы, и мелкие, и крупные, считали короля сюзереном их земель — и они все могли явиться в собрание; наоборот, бездомные рыцари, хотя бы их феодальное происхождение было твердо установлено, никакого отношения к собранию иметь не могли. Наконец, города только тогда присылали своих представителей, если пользовались коммунальной свободой, если успели запастись от короля хартией на самоуправление. Государственно-правовая идея С. представительных учреждений была та, что дела государства должна вершить общая воля, управляющая всей землей. Но так как, по феодальному праву, частицы этой воли уступлены государем 1) его вассалам, пользующимся властью в своих имениях, и 2) городам, получившим самоуправление — то для того, чтобы воля была действительно общей, государь должен был собрать вокруг себя всех носителей и представителей власти, т. е. всех вассалов и самоуправляющиеся города. Такой совокупностью всех земских властей и было сословно-представительное собрание, под председательством короля, в первое время, т. е. в XIII в. Позднее избирательное начало стало прокладывать себе путь в германских ландтагах, во французских генеральных штатах. Раньше всего сказался этот принцип в представительстве городов: вместо городских властей на собрания начали являться специально для того избранные городские депутаты. В Венгрии (в эпоху Людовика Вел., в XIV стол.), дворяне, являясь на комитатские собрания в огромном числе, производили такие бесчинства и так затрудняли делопроизводство, что пришлось предписать, чтобы приезжали впредь не все дворяне, а только их депутаты. По иным причинам (а чаще всего без причин, ясно поддающихся учету) такие же изменения произошли в немецких ландтагах и в генеральных штатах. В английском парламенте наличность избирательного принципа (наряду с личным — в верхней палате) можно констатировать с первых времен его существования. Чрезвычайно разнообразна судьба сословно-представительных учреждений в различных европейских странах. Можно сказать, что только одна общая черта характеризует их: приблизительно одно и то же время появления на свет. Во всем остальном, начиная с их политических прав и кончая их историей, — они мало сходны между собой. В Испании, где (собственно, в Кастилии и Арагонии) сословно-представительные учреждения (см. Кортесы) были уже в цвету в XII стол., т. е. несколько раньше, чем в иных местах, они выговорили себе право легального сопротивления силой, в случае нарушения королем С. прав и привилегий. Такого права вооруженного сопротивления не имели ни французские генеральные штаты, ни немецкие ландтаги, но имели английский парламент и венгерские С. собрания. Чем больше прежний феодальный, личный характер пополнения С. представительных учреждений заменялся избирательным принципом, тем тверже и самовластнее действовала королевская власть на всем континенте Европы. Собрание депутатов от владетельных лиц, от земской власти оказывалось гораздо менее авторитетным, чем самая эта земская власть "во плоти", и право вооруженного сопротивления на континенте очень скоро (уже в XIV в.) отошло в область преданий. Утрата этого права, как и других важнейших прав, объясняется социальной рознью, с самого начала царившей в С. собраниях, обострившейся с течением времени и сделавшей их бессильными пред лицом королевской власти. В Испании высшая знать (brazo de nobles) не умела сойтись не только с городскими представителями, но и с простыми рыцарями (caballeros); во Франции дворяне выискивали случаи оскорбить среднее сословие; в немецких землях духовные и светские владетели всегда переносили в ландтаги свои соседские, помещичьи дрязги. Благодаря этому внутреннему антагонизму короли все более и более поднимали голову, видя себя желанными и призванными посредниками в этой междусословной борьбе. Все более и более генеральные штаты Франции, ландтаги Германии принимали только совещательный характер, все решительнее кастильские и арагонские короли отодвигали на задний план собрания кортесов. Средневековый феодальный строй весь покоился на договорном начале: оно довольно заметно чувствуется в Германии XIII — XIV вв., не говоря уже об испанских государствах и Англии, где оно играло самую решительную роль (в Испании оно стало исчезать с начала XV в., а в Англии развилось далее и повлияло на выработку новейших представлений о правах парламента). Во Франции генеральные штаты с самого начала не основывались в своих действиях на какой бы то ни было договорной идее. Договорное начало выражалось в необходимости согласия сословно-представительного собрания на издание тех или иных новых законов или отмену старых. Соглашаясь с предлагаемыми им мероприятиями, сословно-представительные собрания вместе с тем установляли на известный срок подати и налоги, которые имел право требовать король. Вследствие сословной розни, королевская власть уже в XV в. наносит и в Испании, и в Германии, и во Франции жестокие удары С. представительным собраниям, которые не в силах оказать особенно активного сопротивления, В XVI в. абсолютизм торжествует на всем континенте; религиозно-национальная борьба этого столетия также сильно содействует упадку С. представительных собраний и сосредоточению всей полноты государственной власти в руках королей. В XVII в. С. представительные собрания во Франции перестают даже собираться, а в германских государствах совершенно утрачивают свой прежний характер активной политической силы. В Испании С. представительные собрания были подавлены окончательно Филиппом II, еще в XVI стол. Только в Англии нижняя палата и в XIII, и в XIV, и в XV стол., несмотря на пестрый свой состав, твердо отстаивала свои права и, невзирая на существование известного антагонизма по отношению к палате лордов, никогда не протягивала руки помощи королевской власти против наследственных законодателей. Английский парламент, вследствие этого, перешел невредимым в новые времена и явился единственным учреждением, в жизни которого можно проследить превращение договорного феодального принципа в конституционное право последних веков.
Ср. Guizot, "Histoire des origines du gouvernement représentatif"; Пискорский, "Кастильские кортесы" (Киев, 1898); Picot, "Histoire des états-généraux" (П., 1884); Hallam, "History of Europe during the middle ages" (Л., 1893; новейшее изд.); Unger, "Geschichte der deutschen Landstände" (Аугсбург, 1880), Gneist, "Englische Verfassungsgeschichte"; Waitz, "Deutsche Verfassungsgeschichte".
Евгений Тарле.
опорой С. м. были
в большинстве стран низшие и
средние слои класса феодалов, нуждавшиеся
в сильном государственном
Лит.: Гутнова Е. В., Возникновение английского парламента, М., 1960: Люблинская А. Д., Структура сословного представительства в средневековой Франции, «Вопросы истории», 1972, № 1; Денисова-Хачатурян Н. А., Социально-политические аспекты начальной истории Генеральных штатов во Франции, в кн.: Европа в средние века, М., 1972; Ливанцев К. Е., Сословно-представительная монархия в Польше, ее сущность и особенности, Л., 1968; Кареев Н. И., Поместье-государство и сословная монархия средних веков, 3 изд., СПБ, 1913; Marongiu А., Medieval parliaments. A comparative study, L., 1968.
Е. В. Гутнова.
Монархия
- это такая форма правления, при которой
верховная государственная власть осуществляется
единолично и переходит, как правило, по
наследству. Основными признаками классической
монархической формы правления являются:
- существование единоличного главы государства,
пользующегося своей властью пожизненно
(царь, король, император, шах);
- наследственный порядок преемственности
верховной власти;
- представительство государства монархом
по своему усмотрению;
- юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого
общества. При феодализме она стала основной
формой государственного правления. В
буржуазном же обществе сохранились лишь
традиционные, в основном формальные черты
монархического правления.
Сословно-представительная монархия -
это такая централизованная форма государственного
правления, при которой власть монарха
ограничена сословно-представительным
органом (собранием). Такие сословно-представительные
собрания возникают вследствие преодоления
феодальной раздробленности в результате
развития товарно-денежных отношений
и создания централизованной монархии.
Во Франции это - Генеральные штаты, в Англии
- парламент, в Испании - кортесы, в России
- Земский собор.
Наряду с сословно-представительными
органами функционировал строго централизованный,
разветвленный аппарат центральной и
местной исполнительной власти, всецело
подчиненный монарху.
Абсолютная монархия - это такая форма
правления, при которой верховная государственная
власть по закону всецело принадлежит
одному лицу - царю, королю, императору.
По формуле Петровского Воинского устава,
«самовластный монарх, который никому
на свете о своих делах ответу дать не
должен». Основным признаком абсолютной
монархической формы правления является
отсутствие каких-либо государственных
органов, ограничивающих компетенцию
монарха.
Возникновение абсолютизма связано с
процессом зарождения буржуазных отношений
и начинающимся процессом разложения
феодализма и старых феодальных сословий.
К наиболее существенным чертам абсолютной
монархии относятся ликвидация или полный
упадок сословных представительных учреждений,
юридически не ограниченная власть монарха,
наличие в его непосредственном подчинении
и распоряжении постоянной армии, полиции
и развитого бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах при абсолютизме
принадлежит уже не крупным феодалам,
а чиновникам, назначаемым и увольняемым
монархом. В Англии, например, феодальная
курия в этот период сменяется Тайным
Советом, в состав которого входили высшие
государственные чиновники. Центральная
бюрократия оттесняет феодалов от непосредственного
осуществления власти и на местах. Конституционная
монархия представляет собой такую форму
правления, при которой власть монарха
значительно ограничена представительным
органом. Обычно это ограничение определяется
конституцией, утверждаемой парламентом.
Монарх же не вправе изменить конституцию.
Как форма правления конституционная
монархия возникает в период становления
буржуазного общества. Формально она не
утратила своего значения в ряде стран
Европы и Азии и до настоящего времени
(Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция,
Япония и др.).
Конституционная монархия бывает парламентарной
и дуалистической. Последняя как форма
государственного правления практически
изживает себя.
Парламентарная монархия характеризуется
следующими основными признаками:
- правительство формируется из представителей
определенной партии (или партий), получивших
большинство голосов на выборах в парламент;
- лидер партии, обладающий наибольшим
числом депутатских мест, становится главой
государства;
- в законодательной, исполнительной и
судебной сферах власть монарха фактически
отсутствует, она является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом
и формально подписываются монархом;
- правительство согласно конституции
несет ответственность не перед монархом,
а перед парламентом.
При дуалистической монархии государственная
власть носит двойственный характер. Юридически
и фактически власть разделена между правительством,
формируемым монархом, и парламентом.
Правительство в дуалистических монархиях
формируется независимо от партийного
состава в парламенте и не ответственно
перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно
интересы феодалов, а парламент представляет
интересы буржуазии и других слоев населения.
Подобная форма правления существовала
в кайзеровской Германии (1871-1918).
2. Сословно-представительная
монархия
Изменения в правовом положении сословий в XIV-XV вв.
Дальнейший рост городов и товарного производства
повлек за собой не только рост численности и политичес-
кой активности городского населения. Он вызвал перест-
ройку традиционного феодального хозяйства, форм эксплу-
атации крестьянства. Под влиянием товарно-денежных от-
ношений произошли существенные изменения в правовом по-
ложении крестьян. К XIV в. в большей части Франции ис-
чезает серваж. Основная масса крестьянства представляет
собой лично свободных цензитариев, обязанных платить
сеньору денежную ренту (ценз), размер которой возрас-
тал.
Усиление феодальной эксплуатации, а также экономи-
ческие трудности, связанные со Столетней войной с Анг-
лией, вызвали обострение внутриполитической борьбы. Это
нашло свое отражение в ряде городских восстаний (осо-
бенно в Париже в 1356-1358 гг.) и крестьянских войнах
(Жакерия в 1358 г.). Произошли изменения и в борьбе
среди самих феодалов, что было связано с усилением ко-
ролевской власти и ее столкновением в процессе объеди-
нения страны с феодальной олигархией. Во время Столет-
ней войны было произведено много конфискаций земель
крупных феодалов, изменивших французскому королю. Эти
земли были розданы мелким и средним дворянам, активно
поддерживавшим
королевскую власть.
В XIV-XV вв. во Франции завершилась перестройка сос-
ловного строя, выразившаяся во внутренней консолидации
сословий. Оформление трех крупных сословий не означало
исчезновения унаследованного еще от предыдущего периода
иерархического строения класса феодалов. Однако ради
укрепления своих общих позиций феодалы были вынуждены
поступиться
былой самостоятель-
ностью, отказаться от некоторых традиционных сеньори-
альных привилегий. Консолидация сословного строя озна-
чала постепенно прекращение истребительных междоусобных
феодальных войн и установление новых механизмов улажи-
вания внутриклассовых
конфликтов.
Первым сословием во Франции считалось духовенство.
Объединение всех священнослужителей в единое сословие
было результатом того, что королевская власть к XIV в.
одержала принципиально важную победу в борьбе с папс-
твом. Было признано, что французское духовенство должно
жить по
законам королевства и
тавная часть французской нации. При этом ограничивались
некоторые церковные прерогативы, которые мешали полити-
ческому объединению страны и признанию верховенства ко-
ролевской власти, был сокращен круг лиц, подпадавших
под церковную
юрисдикцию.
С
установлением единого
тва укрепились
его важнейшие сословные
ховенство, как и ранее, имело право на получение деся-
тины, различных пожертвований, сохраняло свой налоговый
и судебный иммунитет. Оно освобождалось от любых госу-
дарственных служб и повинностей. Последнее не исключало
того, что
отдельные представители
лись королем к решению важных политических вопросов,
выступали в качестве его ближайших советников, занимали
высокие посты в государственной администрации.