Сослагательное наклонение в истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 15:25, реферат

Описание работы

Существует афоризм: «У истории нет сослагательного наклонения». Его можно рассматривать с позиции, что в рамках истории нельзя выискивать никаких альтернативных путей, но если обычные люди будут этим заниматься это нормально. Каждый может думать по-своему и на эту тему имеется множество точек зрения.
Основная цель, которую я преследую в данном реферате, это показать, что сослагательное наклонение в истории есть и чтобы не говорили категоричные ученые стоит рассматривать возможные альтернативные пути.
Эта тема, на мой взгляд, очень интересна и на ее основе можно неплохо пофантазировать, читая найденную литературу.
Все мы понимаем, что думай не думай о возможных путях развития, всё останется, как было, но почему бы не предположить, что чего-то не произошло или кто-то не родился, или раньше умер.

Содержание

Введение 3
Глава I. Сослагательное наклонение в истории.
1. «Расходящиеся тропинки» 4
2. Как серьезные люди стали заниматься несерьезным делом. 5
3. И фантасты взялись за дело. 7
Глава II. Взгляды на альтернативную историю русских и зарубежных фантастов.
1. Что интересно западным писателям? 11
2. О чем думают русские писатели? 13
3. Основные принципы альтернативной истории. 15
Заключение. 18
Список литературы. 19

Работа содержит 1 файл

Реферат про сослагательное наклонение в истории.docx

— 52.70 Кб (Скачать)

Таким образом, Фонтенель  излагает довольно обширный курс астрономии с философской подкладкой. Его  труд написан живым языком, со множеством экскурсов в литературу, историю  и т.д. Немало места в книге  он отводит и вопросу об обитаемости  миров. Автор - горячий защитник идеи, что Земля не может представлять в этом отношении исключение среди  множества тел Вселенной и  что живые существа есть и на других планетах. Но, не желая переступать  грани научной достоверности, остерегается строить предположения о внешности и нравах существ.

"Вероятно, различия  увеличиваются по мере удаления, и тот, кто взглянул бы на  жителя Луны и жителя Земли, - пишет Фонтенель, - увидел бы  ясно, что они принадлежат мирам  более близким, чем житель Земли  и житель Сатурна. Например, в  одном месте объясняются посредством  голоса, в другом говорят только  знаками, а дальше вовсе не  говорят. Здесь рассудок образуется  только одним опытом; в другом  месте опыт дает рассудку очень  мало; а дальше - старики знают  не более, чем дети. Здесь будущим  мучатся более, чем прошедшим;  в другом месте - прошедшим  больше, чем будущим; а дальше - не хлопочут ни о том, ни  о другом - и, может быть, несчастливы  менее некоторых других… Одна  планета наслаждается приятностями  любви, но во многих своих  местах она постоянно опечалена  ужасами войны. На другой планете  наслаждаются вечным миром; но  посреди этого мира совершенно  не знают любви и скучают.  Одним словом, то, что природа  делает в малых размерах, когда  распределяет между людьми счастие  или таланты, то без сомнения  она сделала и в больших  размерах в отношении к мирам;  и она строго наблюдала, чтобы  был приведен в действие ее  чудесный секрет, именно - все разнообразить  и в то же время все уравнивать, вознаграждая одно другим".[4]

Работая над книгами  по альтернативной истории, писатели основательно изучают настоящую историю Земли, те принципы, которыми она регулируется, и в своих романах (почти всегда) объясняют процессы, которые могли  бы вызвать появление параллельных реальностей, и указывают определенные точки в истории, когда произошло  разветвление в развитии миров. В  такого рода произведениях описывается  не только альтернативное прошлое, но и альтернативное настоящее.

Иногда подобные параллельные реальности возникают  сами по себе, иногда в результате взаимодействия с другими аналогичными мирами, иногда этому содействуют внешние силы: эксперименты ученых или вмешательство  сверхъестественных существ.  

Что же писатели подвергают изменениям в своих историях?  

1. Географическое  распространение империй (например, у Хольма ван Зайчика).

2. Системы правления  и распространение религии (как  в некоторых историях Пола  Андерсона).

3. Принципы, на которых  базируются техника и технологии (как в романах Гарри Тертлдава  или Рэндала Гаррета).  

При этом они оставляют  определенные события или приметы  времени, которые так или иначе  должны оставаться неизменными, чтобы  читатель узнал, от какой именно реальности отпочковалась та или иная альтернативная. Выбор может пасть на архитектуру  или оформление города (как памятник Петру - Жасминовый Всадник - у Хольма ван Зайчика в Александрии  Невской, в которой отчетливо  угадывается Санкт-Петербург) или  на названия городов (как Лондон, Париж  или Руан у Рэндала Гаррета  в историях о лорде Дарси) и  т.д.

Если говорить о  типах и идеях, лежащих в глубинной  основе произведений, то в русской  и западной фантастике они немного  различаются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Заключение.

Что же можно сказать  в заключении? Изучив хотя бы немного тему этого реферата и почитав мнения людей на этот счет можно понять, что многое в сфере альтернативной истории, точнее большой вклад в неё вносят именно писатели-фантасты. Несомненно некоторые ученые тоже занимаются этим, предполагая различные варианты тех или иных ситуаций и т.д., но они это делают в более меньшем размахе.

Фантасты на протяжении десятков лет придумывали различные  варианты будущего – страшного и  не очень. Но все предсказания, независимо от того, насколько достоверные факты  и предположения лежат в их основе, на сегодня не сбылись. Получается, что наш мир уже прожил эти  возможности, пусть даже и на бумаге. А сейчас реализует свою собственную, альтернативную будущность.

Конечно, альтернативная история - поджанр именно  фантастики.  Реальная история все еще не знает  сослагательного наклонения. Хотя с  понятием "время" человечество до сих пор не разобралось.

Да, пусть будущее  неизбежно. Но это не лишает смысла работу фантаста – строить модели, обсчитывать вероятности, искать свежие  решения.  Скорее, наоборот. Ведь каждый писатель, оставшийся в памяти   человечества, действовал одинаково - бился головой о стену реальности, пока та не подвигалась. И чем больше альтернативных версий прошлого мы создадим, тем выше  шансы, что нормально  сложится наше будущее. 
 

 

                                           Список литературы: 
 

  1. Козлов Л.Р. Музей остроумия. Минск, 1989.
  2. http://fan.lib.ru/a/alekseew/s-naklontxt.shtml
  3. http://dxdy.ru/topic13221.html
  4. Николаева А.И. Сослагательное наклонение в истории.//Наука и жизнь.2005.№1
  5. Тойнби А. Если бы Александр не умер тогда… // Знание – сила. 1979. № 2.
  6. http://www.astronet.ru/db/msg/1177040/chapter1_3.html
  7. http://www.academyrh.info/html/ref/20050202.htm
  8. Николс П. Энциклопедия научной фантастики. Нью-Йорк, 1979.
  9. http://harrison.h1.ru/
  10. Фролов Ю.А. Писатели и альтернативная история.//Наука и жизнь. 2007.№10.
  11. Силверберг Р. Вверх по линии. СПб, 1992.
  12. Псмит Р. Альтернативные миры.//Мир фантастики. 2004.№7

Информация о работе Сослагательное наклонение в истории