Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 15:25, реферат
Существует афоризм: «У истории нет сослагательного наклонения». Его можно рассматривать с позиции, что в рамках истории нельзя выискивать никаких альтернативных путей, но если обычные люди будут этим заниматься это нормально. Каждый может думать по-своему и на эту тему имеется множество точек зрения.
Основная цель, которую я преследую в данном реферате, это показать, что сослагательное наклонение в истории есть и чтобы не говорили категоричные ученые стоит рассматривать возможные альтернативные пути.
Эта тема, на мой взгляд, очень интересна и на ее основе можно неплохо пофантазировать, читая найденную литературу.
Все мы понимаем, что думай не думай о возможных путях развития, всё останется, как было, но почему бы не предположить, что чего-то не произошло или кто-то не родился, или раньше умер.
Введение 3
Глава I. Сослагательное наклонение в истории.
1. «Расходящиеся тропинки» 4
2. Как серьезные люди стали заниматься несерьезным делом. 5
3. И фантасты взялись за дело. 7
Глава II. Взгляды на альтернативную историю русских и зарубежных фантастов.
1. Что интересно западным писателям? 11
2. О чем думают русские писатели? 13
3. Основные принципы альтернативной истории. 15
Заключение. 18
Список литературы. 19
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Владимирский
Государственный университет».
Кафедра отечественной истории.
Сослагательное наклонение в истории
Владимир 2008
Содержание:
Введение 3
Глава I. Сослагательное наклонение в истории.
1. «Расходящиеся тропинки» 4
2. Как серьезные люди стали заниматься несерьезным делом. 5
3. И фантасты взялись за дело. 7
Глава II. Взгляды на альтернативную историю русских и зарубежных фантастов.
1. Что интересно западным писателям? 11
2. О чем думают русские писатели? 13
3. Основные принципы альтернативной истории. 15
Заключение. 18
Список литературы. 19
Существует афоризм: «У истории нет сослагательного наклонения». Его можно рассматривать с позиции, что в рамках истории нельзя выискивать никаких альтернативных путей, но если обычные люди будут этим заниматься это нормально. Каждый может думать по-своему и на эту тему имеется множество точек зрения.
Основная цель, которую я преследую в данном реферате, это показать, что сослагательное наклонение в истории есть и чтобы не говорили категоричные ученые стоит рассматривать возможные альтернативные пути.
Эта тема, на мой взгляд, очень интересна и на ее основе можно неплохо пофантазировать, читая найденную литературу.
Все мы понимаем, что думай не думай о возможных путях развития, всё останется, как было, но почему бы не предположить, что чего-то не произошло или кто-то не родился, или раньше умер.
Я надеюсь показать, что рассматривать варианты развития чего-либо полезно и хорошо. Хотя конечно глупо спорить с тем, что полезнее например понимать закономерности истории и уметь их использовать.
Моя задача рассказать
о сослагательном наклонении, когда,
как появились первые упоминания
о нем, порассуждать, высказать свою
точку зрения, других людей, и в
итоге сделать вывод об этом.
1.Историки и писатели постоянно обращаются к теме "расходящихся тропинок", пытаясь проанализировать и написать "если бы - историю", хотя скептики считают, что история не имеет сослагательного наклонения. Но сослагательное наклонение отсутствует только у людей, лишенных воображения. На самом деле, если подключить фантазию и не опираться только на то, что мол этого быть не может и никогда не будет, можно придумать такое множество всяческих альтернатив в истории. Любая ситуация, любой человек, могли изменить историю появись они раньше или позже. Я сам много раз предполагал, что было бы если Суворов дожил года до 1814, или
Петр I не умер тогда в 1725 г. Отнюдь не требуется создавать отдельную науку в рамках которой ученые мира просчитывали бы возможные варианты развития истории. Просто некоторым ученым не стоит относиться столь скептически к сослагательному наклонению.
По мере того как
историческое мышление пронизывает
биологию, геологию, антропологию, астро-
и микрофизику, бросается в глаза
забавное обстоятельство. В основном
только социальные историки продолжают
критически относиться к сослагательному
наклонению, тогда как в естествознании
альтернативное моделирование —
прочно утвердившийся
Так, из астрономии известно, что планета-гигант Юпитер, обладающая мощным гравитационным полем, регулярно перехватывает кометы, которые летят в сторону Земли и Солнца. Если бы Юпитера не существовало, Земля испытывала бы катастрофические столкновения в тысячу раз чаще, чем это происходит в действительности, т.е. в среднем раз за сто тысяч, а не за сто миллионов лет. Ученым не безразлично, смогла ли бы в таком случае выжить ранняя биосфера, а если бы смогла, как бы ее качества отличались от тех, которые нам известны.[6]
Около 1,5 миллиардов лет назад цианобактерии, доминировавшие в биосфере, отравили атмосферу планеты отходами своей жизнедеятельности — свободным кислородом, что повлекло за собой их массовое вымирание. Как полагают некоторые ученые, если бы к тому времени на периферии биосферы не успели образоваться простейшие аэробные организмы, живое вещество на Земле могло исчезнуть. Не исключено, что такой была судьба первых примитивных организмов Марса.[7]
Несколько миллионов лет назад дельфины опередили все прочие виды позвоночных по интеллектуальному развитию (что демонстрирует высокий коэффициент цефализации их ископаемых предков), но нашли удобную экологическую нишу и потеряли стимул для дальнейшего развития. В отличие от них грациальные австралопитеки оказались в таких условиях, выживание в которых настоятельно потребовало регулярной орудийной деятельности, и ступили на технологический путь эволюции. Предположительно, если бы и гоминиды сумели обойтись без этого, орудийно-опосредованное развитие могли начать птицы семейства врановых, далекие потомки которых, возможно, и создали бы цивилизацию нашей планеты…
Как-то юный Александр Македонский узнав из сочинений Демокрита о существовании бесконечного множества миров возмутился и воскликнул: "А я не повелеваю даже этим одним!" [1].
Каждый день мы создаем
в собственной жизни
Увы ничего не воротишь, как бы ты этого не захотел, свершившегося - не исправишь: физические законы нашего мира не позволяют повернуть время вспять и переиграть исходную ситуацию. И все же, заглушая досаду поговоркой "Что ни делается - все к лучшему", человек вновь и вновь мысленно восклицает: "Эх! Если бы я тогда..."
А если это вообразить в более глобальном масштабе - масштабе исторического развития. Если вообразить, сколько возможностей дается одному индивидууму в течение дня, то какое же количество путей открывается перед человечеством, перед тем или иным континентом или страной?! Это и делает альтернативную историю одной из наиболее привлекательных концепций научной фантастики.
Все это очень выглядит очень интересно и заманчиво.
Как известно, все познается в сравнении. Например:
Человек спас тонущего, вытащил его из воды. Но при этом немного порвал ему куртку, немного волос выдрал. Вылез он на берег, а ему говорят, мол, товарищ, вы причинили телесные повреждения и материальный ущерб. Тот оправдывается, мол, я же спас, если б я за волосы и куртку не тянул его, он бы помер. А ему: "У истории нет сослагательного наклонения. Мало ли что "бы" - а факт налицо: выдранные волосы и порванная куртка. Изволь штраф заплатить."[3]
Примерно то же и с историей. При том или ином правителе было загублено множество людей и он нехороший человек и тиран. А сравнить с возможной альтернативой - -«У истории нет сослагательного наклонения». Вот вам и пример в пользу альтернативной истории.
2.Первым сказал "если бы" в серьезном труде не кто-нибудь, а Тит Ливий. Между 35 и 30 годами до н. э. он написал известный труд "История Рима от основания города", где высказал предположение, что произошло бы, если бы Александр Великий прожил дольше и повернул на запад, чтобы напасть на римлян. Как истинный патриот, Тит Ливий счел, что армия Македонского непременно потерпела бы поражение.[4]
Авторы эссе из книги "Если бы это произошло по-другому" под редакцией сэра Джона Коллинза Сквайера (она вышла в 1931 году) обсуждали: что произошло, если бы Дон Джон Австрийский женился на Марии, королеве Шотландии, или генерал Роберт Эдвард Ли выиграл битву при Геттисберге? Альтернатива может и была, возможно после этой битвы что-то бы и вышло у Юга, но я глубоко сомневаюсь в его победе над Севером. Предположить можно было и немного по-другому. Ведь генерал Ли не любил рабство и своих рабов он освободил. Тут роль сыграло то, что он не смог бы воевать со своими близкими, то есть с Югом. А если бы он родился на Севере, то насколько бы быстро Юг проиграл войну? Кстати, среди выступивших со своими "прогнозами" в сборнике был и Уинстон Черчилль.
Разумеется, такой вопрос не мог не волновать воображение писателей. Например, Синклер Льюис в романе "У нас это невозможно" попробовал описать Америку времен депрессии, в которой господствуют политики фашистского толка, а Уильям Голдинг в рассказе "Чрезвычайный посол" изобразил судьбу талантливого изобретателя, опередившего эпоху Византийской империи. Владимир Набоков в романе "Ада" тоже отдал дань жанру "если бы".
Опять же выше упомянутый
Александр Македонский, завоевав Индию,
увлекся буддизмом и
Так, в крайне переменчивой
ситуации 1953 г., после смерти И.В. Сталина,
Л.П. Берия в смертельной