Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:13, курсовая работа
История отечественного государства и права как наука историко-теоретическая, изучающая возникновение и развитие типов и форм государства и права народов России на протяжении их исторического времени существования, в той или иной степени зависит от названных условий. Так, господство большевистской (а затем коммунистической) идеологии нашло прямое отражение, во-первых, в структуре курса «История отечественного государства и права» как учебной дисциплины: количество отводимых часов на изучение истории с момента становления Древнерусского государства и права до октября 1917 г. практически приравнивалось к количеству часов, отводимых на изучение истории государства и права советского периода.
Развитие права
обусловило и формирование системы
исполнения наказания. В традиционном
понимании, основанном на Русской Правде
как основном источнике обычного
права восточных славян, исполнение
наказания, выражающееся в денежном
штрафе, производилось дружинниками
князя – вирниками, получившими
название от главного вида наказания
– виры. Однако пополнение казны
за счет обидчика и княжеская казнь
за нарушения, предусмотренные византийским
каноническим правом, рецептированным
Русью, – процессы довольно разнопорядковые.
Если первое понимает наказание как вознаграждение
потерпевшего, то второе – как акт богом
данной князю власти «на казнь злым, а
добрым на милование». И древние летописи
должны были бы сохранить хоть какие-то
сведения о лицах, производящих казнь
именем князя. Однако, как отмечал А. Е.
Пресняков (1993: 435), «источники нам говорят
не о разъездах судей для суда, а только
о разъезде княжьих вирников для сбора
вир. …Как виры собирает вирник, так продажи
– емец». Ответ на вопрос может содержаться,
на наш взгляд, в самой дворцово-вотчинной
системе управления древнерусским государством.
Отсутствие специальных государственных
органов предполагало исполнение государственных
функций, в том числе и карательных, любым
членом княжеской дружины как отдельного,
может быть, и разового, поручения князя.
При этом сама формулировка церковного
Устава князя Ярослава – митрополит судит,
князь казнит, – на наш взгляд, полностью
исключает участие в этом процессе духовенства
(как черного, так и белого) в отличие от
священной средневековой западноевропейской
инквизиции.
Таким образом, формирование
правовых норм Древнерусского государства
– процесс сложный и
Литература
Владимирский-Буданов,
М. Ф. 1995. Обзор истории русского права.
Ростов н/Д.: Феникс.
Голубинский, Е. Е. 1997.
История русской церкви: в 3 т. Т. 1.
М.
Карамзин, Н. М. 2000. История
государства Российского: в 3-х кн.
Кн. 1. СПб.: Кристалл.
Ключевский, В. О. 2000.
Русская история: Полный курс лекций:
в 2-х кн. Кн. 1. Минск: Харвест.
Макарий (Булгаков),
Митрополит Московский и Коломенский.
1995. История Русской церкви: в 12 т. Т. 2. М.
Омельченко, О. А. 2000.
Римское право: учебник для юрид.
вузов. М.: ТОН-Остожье.
Пресняков, А. Е. 1993. Княжое
право в древней Руси. Лекции по
русской истории. Киевская Русь. М.:
Наука.
Платонов, С. Ф. 1917. Полный
курс лекций по русской истории. Петроград:
Сенатская типография.
Цыпин, В. 1996. Церковное
право. ч. 1. источники церковного права.
М.: Изд-во МФТИ.
Информация о работе Социально-политические и экономические условия