Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:13, курсовая работа
История отечественного государства и права как наука историко-теоретическая, изучающая возникновение и развитие типов и форм государства и права народов России на протяжении их исторического времени существования, в той или иной степени зависит от названных условий. Так, господство большевистской (а затем коммунистической) идеологии нашло прямое отражение, во-первых, в структуре курса «История отечественного государства и права» как учебной дисциплины: количество отводимых часов на изучение истории с момента становления Древнерусского государства и права до октября 1917 г. практически приравнивалось к количеству часов, отводимых на изучение истории государства и права советского периода.
В. Цыпин в своей
работе «Церковное право» (1996), рассматривая
данный вопрос, приходит к выводу, что
он был решен еще в 1926 г. С. В. Юшковым,
который на основании анализа
текстов Устава, изданных в 1915 г. В. Н.
Бенешевичем, выдвинул свою точку зрения,
получившую всеобщее научное признание:
«В основе Устава... лежит грамота
о выделении десятины церкви Богородицы
в 995–996 гг., которая была переработана
в первый Устав в начале XI в. (до 1011
г.) в связи с учреждением епископских
кафедр, распространением на них церковной
десятины и установлением церковной юрисдикции.
Устав продолжал складываться и развиваться
в XI–XII вв. вместе с укреплением и расширением
церковной организации. В него были внесены
перечни церковных судов и церковных людей.
Архетипический текст, лежащий в основе
существующих редакций, сложился в середине
или второй половине XII в.»
Прошедшие века не сохранили
нам подлинных письменных текстов
тех далеких времен, и каждая предложенная
точка зрения – это всего лишь
научное предположение, не дающее объективных
знаний по данному вопросу. Были в
прошлом и остаются в настоящем
как сторонники (митрополит Макарий
[Булгаков], В. А. Неволин, В. А. Рогов и др.),
так и противники (М. Н. Карамзин, Е. Е. Голубинский,
Н. С. Суворов и др.) факта существования
Церковного устава князя Владимира. Были
также предприняты попытки найти какое-то
компромиссное решение. Так, В. Цыпин в
вышеназванной работе в качестве компромиссной
точки зрения приводит цитату А. С. Павлова:
«Письменные памятники древности могут
быть подлинными в материальном отношении
и неподлинными в формальном. То есть они
могут содержать в себе юридические нормы,
действительно принадлежащие тем законодательным
авторитетам, которым приписывает их данный
памятник, но самое письменное изложение
этих норм может быть делом другой руки,
современной и позднейшей. …Памятник
этот (Устав кн. Владимира), несомненно,
составился из частных и, по всей вероятности,
разновременных записей о подлинных распоряжениях
св. Владимира по делам Церкви. Некоторые
из этих записей, именно те, в которых исчисляются
суды и люди церковные, надобно думать,
сделаны были еще при самом Владимире
или вскоре после него. Это доказывается
их языком».
Но так или иначе, в древнерусском
государстве с принятием христианства
наряду с княжеским (светским) судом начинает
действовать и суд церковный, производимый
митрополитом или епископами, чему мы
находим подтверждение и у С. Ф. Платонова
(Владимирский-Буданов 1995): «Митрополит
и вообще духовенство управляли и судили
подчиненных им людей...», и у Н. М. Карамзина
(Там же): «Нет сомнения, что духовенство
российское в первые времена христианства
решало не только церковные, но и многие
гражданские дела, которые относились
к совести или нравственным правилам новой
Веры». И документальным закреплением
церковного суда в структуре древнерусского
государственного механизма, дошедшим
до нас, явились Церковные уставы князей
Владимира и Ярослава.
В своем уставе князь
Владимир устанавливает: «…возре[в] в
греческий номакан[о]н и обрет[я] в нем,
юже не подобает сих тяж и судов судити
князю, ни боярам, ни судьям его», и повелевает:
«…не ступают ни дети мои, ни внуции мои,
ни род мой в люди цероковныя во все суды.
… а кто вступит, … суд с тем мне перед
богом, а митрополиту проклинати его сбором».
Ранее приведенные
редакции Устава князя Владимира, определяя
деяния, подсудные церковному суду,
поступательно их расширяют. Так, согласно
Макарию, если в целом к преступлениям,
подсудным церкви, были отнесены дела
против веры и дела семейные, то конкретизация
их в краткой, средней и обширной редакциях
различна. В списках средней редакции
к преступлениям против веры были отнесены:
святотатство, ограбление мертвых тел,
повреждение могил, повреждение стен церковных,
введение или внесение животных в церковь,
а к преступлениям в брачно-семейной сфере
– обвинение в незаконном сожительстве,
что отсутствовало в краткой редакции
Устава. Обширная же редакция Устава еще
больше расширяет круг деяний, считающихся
преступными: первое направление дифференцирует
волшебство, второе – расширяет составы
преступлений в брачно-семейных отношениях.
Преступным считается: нанесение побоев
снохою свекрови; защита мужа женою во
время драки его с другим человеком, сопровождающаяся
причинением вреда последнему; покидание
матерью незаконнорожденного новорожденного
ребенка; противоестественные пороки.
В целом же можно
предположить следующую структуру
преступлений, относимых Уставом
князя Владимира к компетенции
церковного суда:
1) Преступления против
христианской веры: еретичество, волшебство
и колдовство («ветьство», «зелейничество»,
«потворь», «зубоежа», «чародеяние», «волхование»),
равно как и обвинение («уреканье») в них.
2) Святотатство: церковная
кража («татьба»); захоронение (по
языческому обряду) на неосвященном
месте («волочение мертвеца»); ограбление
мертвых тел, повреждение
3) Преступления в
брачно-семейной сфере: развод («роспусть»);
кровосмешение, то есть вступление в брак
в запрещенных степенях родства и свойства
(установления отношений в результате
крещения); оскорбление действием (в том
числе и укушение) родителей детьми, драка
между супругами из-за имущества; тяжбы
о наследстве (о «заднице») между детьми
или братьями умершего.
4) Преступления против
нравственности: прелюбодеяние; сводничество
(«потвор»); похищение девицы или жены
(«умычка»), противоестественные пороки
(скотоложество); обвинение в незаконном
сожительстве.
5) Преступления против
чести, жизни и здоровья: изнасилование
(«пошибание» – приводится согласно В.
Цыпину; в иной интерпретации под «пошибанием»
понимается драка); укушение и оскорбление
словами; нанесение побоев снохою свекрови;
защита мужа женою во время драки его с
другим человеком, сопровождающаяся причинением
вреда последнему; детоубийство; покидание
матерью незаконнорожденного новорожденного
ребенка.
При этом Устав князя
Владимира установил и
Как писал В. О. Ключевский,
грех ведает церковь, преступление –
государство. Существовал также
и совместный церковно-мирской суд,
который судил за наиболее тяжкие
преступления церковнозависимое население
(Владимирский-Буданов 1995).
Но, по-видимому, он начинает
функционировать в более
Итак, Устав князя
Владимира явился декларирующим
документом, утвердившим церковный
суд и установившим круг деяний и
лиц, подсудных ему. Меры же наказания
Устав не санкционировал, предоставив
церкви право действовать
Дальнейшее развитие
положения правовой направленности,
обозначенные в Уставе князя Владимира,
находят в Уставе князя Ярослава,
обозначившем не только противоправные
деяния, относящиеся к компетенции
церковного суда, но и воздаяния
за них. При этом Устав князя Ярослава
в виде наказания предусматривает
не только применяемые в светском
судопроизводстве всевозможные штрафы
и компенсации, но и такой вид
наказания, как казнь, не нашедший отражения
в Русской Правде. Ряд статей Устава
гласит: «князь казнит», «казнить по закону».
Так, к примеру, за похищение, насилие
или посрамление боярской дочери
предусматривалась выплата
Нормативной же базой
для функционирования церковных
судов по делам, переданным в их компетенцию,
и явилось византийское каноническое
право, основанное на законах Юстиниана.
При этом византийское, а точнее
– древнеримское, право уже много
веков знало уголовное
Вышеприведенное по
описанию сходности деяний, требующих
наказания, подтверждает византийскую
правовую рецепцию древнерусским государством,
из чего можно предположить и рецепцию
воздаяния как наказания за них,
что, по-видимому, и находит отражение
в церковном Уставе князя Ярослава
в виде указания «князю казнить». При
этом наибольшую часть преступлений
Устав облагает двойным наказанием
– денежным штрафом в пользу епис-копа
и казнью в собственном смысле со стороны
князя, что, по мнению Е. Е. Голубинского,
было недопустимо «…как нечто противное
разуму человеческому и нечто немыслимым
образом выдававшееся из всех других законодательств…»
(Голубинский 1997: 404). В отношении этого
можно сказать, что двойственность наказания
(как основного и дополнительного) имела
довольно широкое применение в средневековой
Западной Европе. Но, по-видимому, денежный
штраф в древнерусском государстве в отличие
от европейских государств имел свою специфику.
Можно предположить, что он являлся не
дополнительным наказанием к казни, а
своеобразной оплатой судебного производства:
«…источником для содержания нашего митрополита
и епископов могли служить судные пошлины:
не с судов только гражданских, с которых,
как мы видели, отделяема была для Церкви
одна лишь десятина, и притом из части
собственно княжеской, но с судов церковных,
предоставленных уставом исключительно
ведомству иерархов» (Макарий 1995: 100). Как
отмечал Е. Е. Голубинский (1997: 396–397), в
Греции юридические понятия стояли на
иной ступени развития, чем в древнерусском
государстве: византийский суд был делом
государственным, и отношения судьи с
подсудимым ограничивались судебным разбирательством
и вынесением приговора. С подсудимых
судья за производство процесса не получал
никакого вознаграждения. Напротив, у
нас, в России, судей содержали сами судящиеся
– с каждого судебного дела в их пользу
шла определенная пеня или пошлина. И если
в Византии было безразлично для судей,
кто вершил суд, а епископам было предоставлено
широкое право вмешательства в дела государственного
суда как своеобразным третейским судьям
(к которым могли обратиться тяжущиеся
в случае нежелания обращения в светский
суд), то в Древнерусском государстве вопрос
о том, кто должен вершить правосудие,
являлся принципиальным. И это, на наш
взгляд, объясняет значение двойственности
наказания, проявленной в церковном Уставе
князя Ярослава.
Итак, церковный Устав
Ярослава за ряд преступлений в виде
основного наказания
Информация о работе Социально-политические и экономические условия