Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование социально-экономического развития России в конце ХIХ - начале ХХ в.
Цель работы предопределила постановку следующих задач:
-проанализировать социальный состав населения в начале XX в.;
- проанализировать социально-политический строй и общественные движения в начале XX в.;
- выявить причины реформ С.Ю. Витте.;
-проанализировать финансовую реформу С.Ю. Витте.;
-проанализировать реформирование транспортной инфраструктуры.;
-проанализировать развитие промышленности.;
-проанализировать реформы П.А. Столыпина.;
-проанализировать экономическое развитие Орловского края.
Введение………………………………………………………………………....................….…3
1. Социальное развитие России в конце ХIХ - начале ХХ в. …….....................…………..…5
1.1 Социальный состав населения…………………………....................…………………...… 5
1.2 Социально-политический строй и общественные движения
в начале XX в…………………………………………………………….....................…………7
2. Экономическое положение России в конце XIX в…………………………………......….10
2.1 Реформы С.Ю. Витте………………………………………………....................……….…10
2.1.1 Причины реформ С.Ю. Витте………………………………………….....................…...10
2.1.2 Финансовая реформа С.Ю. Витте………………………………..................……….…..11
2.1.3 Реформирование транспортной инфраструктуры……………….........……..........……14
2.2 Развитие промышленности………………………………………..................….………... 15
2.3 Развитие сельского хозяйства………………………………….…...................………….. 17
3.Экономическое развитие России в начале XX в……………………....................…………19
3.1 Развитие промышленности………………………………………….................………..…19
3.2 Реформы П.А. Столыпина…………………………………………………...................…..20
3.3 Экономическое развитие Орловского края……………………………...................……..21
Заключение…………………………………………………………………….................……..23
Библиографический список………………………………………………...................……….25
Возникновение традиционалистских монархических партий и групп было связано с усилением оппозиции самодержавию. Своей главной задачей они считали защиту существующих в стране порядков, В 1900 г. в Петербурге создано общество «Русская беседа», одним из лидеров которого стал молдавский помещик В. М. Пуришкевич. Впоследствии партии подобного толка получили название «черносотенные», так как считали себя выразителями интересов простых русских людей («черная сотня» — податное посадское население). Монархические партии стали возникать в России после выхода в свет Манифеста 17 октября. Крупнейшими из них были «Союз русского народа» (А. И. Дубровин) и «Русский народный союз имени Михаила Архангела» (В. М. Пуришкевич).
Среди помещичье-монархических партий и организаций особое место занял «Всероссийский союз земельных собственников», образованный в ноябре 1905 г. В него вошли 53 крупных землевладельца. В программе этого союза нет ни демагогии, ни неясностей: все точки поставлены над «i», отброшены все условности (внешний лоск, «культурность»). Когда помещичьему классу стала угрожать потеря власти и собственности, он заговорил языком неприкрытой грубой силы. Так, в уставе союза земельных собственников не было ни слова о наделении крестьян землей, как будто этого вопроса вообще не существовало.
В целях борьбы с революцией собственники ратовали за введение военного положения и применение военно-полевых судов, сокращение срока следствий, увеличение численности сельской полиции, защиту имений военной силой, возмещение убытков, понесенных помещиками. Эта программа и легла в основу деятельности царскою правительства, возглавленного после отставки графа С. Ю. Витте П. А. Столыпиным2.
Либеральное
движение было представлено
Вывод: Россия оставалась сословным государством. Наибольшую социальную и политическую активность проявляли рабочие, буржуазия. Многие социальные силы общества не были довольны. Своими социальными положениями, свои интересы они высказывали через политические партии.
2. Экономическое положение России в конце XIX в.
2.1 Реформы С.Ю. Витте
2.1.1 Причины реформ С.Ю. Витте
Развиваясь в русле мировых
тенденций экономического
Для
обеспечения устойчивого
Вхождение
России в мировой рынок
Поэтому
с 80-х гг. XIX в. министр финансов
Н.Х. Бунге и его преемник
И.А. Вышнеградский начали
Подготовка
к реформе шла по трем
Первая
задача решалась за счет
Ограничение импорта наряду с
форсированием экспорта
Следующим направлением
Стабилизация рыночного курса кредитного рубля в 1893-1895 гг. создала благоприятные предпосылки для проведения денежной реформы - то есть для фиксации курса на основе размена кредитного рубля на золото по фактически сложившемуся соотношению между ними.
Прежде
чем приступать к реформировани
Существенную роль в победе
сторонников золотой валюты
2.1.2 Финансовая реформа С.Ю. Витте
В феврале 1895 г. Витте вышел со своими предложениями по реформе денежной системы. Они были в принципе одобрены Комитетом финансов и Государственным советом. Постановление Госсовета было в мае того же года утверждено царем и приняло силу закона. Однако по ряду причин (неведение населения о планах правительства в области валютной политики, ограничения в пользовании золотой валютой, неудобство пользования новым курсом - 1 золотой рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными рублями) операции с золотой валютой шли крайне слабо.
В марте 1896 г. Витте вошел с окончательным проектом денежной реформы в финансовый комитет, а в апреле - в Государственный совет. Новая денежная система, построенная на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы.
Десятирублевая золотая монета новой чеканки представляла собой основную монету России и законное средство платежа. Золотые монеты чеканки по закону 1885 г. были обязательны к приему по всем платежам до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями. Государственные кредитные билеты имели силу законного средства платежа и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп. кредитных за 1 руб. золотом, или 66 2/3 копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчетного баланса, сложившегося в годы перед реформой. Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государственным банком только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. - полностью. Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере5.
Основные
положения проекта уже в марте
были опубликованы и дали
29 августа 1897 г. император подписал указ о порядке выпуска кредитных билетов и их обеспечении. Им было определено: «Государственные кредитные билеты выпускаются государственным банком в размере, строго ограниченном настоятельными потребностями денежного обращения под обеспечение золотом; сумма золота, обеспечивающего билеты, должна быть не менее половины общей суммы выпущенных в обращение кредитных билетов, когда последняя не превышает 600 млн. руб. Кредитные билеты, находящиеся в обращении свыше 600 млн. руб., должны быть обеспечены золотом по крайней мере рубль за рубль, так, чтобы каждым 15 р. в кредитных билетах соответствовало обеспечение золотом на сумму не менее 1 империала»
Важным условием успеха
Однако при С.Витте Россия хотя и увеличила свой долг, но уменьшила стоимость заимствования. Задолженность государства возросла с 4905 млн. до 6679 млн. руб. (на 1 января 1904 г.), то есть на 36%. Причем этому соответствовало увеличение государственного имущества (приобретение золотого фонда, железные дороги). Оплата же государственного долга потребовала в 1903 г. 292 млн. руб. против 261 млн. руб., то есть возросла всего на 12%. Средний процент по государственным долгам снизился с 4,35 в 1892 г. до 3,96 в 1902 г. Процент по билетам государственного казначейства был понижен до 3. Путем конверсии, выкупа, обмена за десятилетие (1892-1901 гг.) было достигнуто при увеличении годовой задолженности на 125 млн. руб. ежегодное сбережение на платеже процентов около 13,5 млн. руб. и на платеже капитала - более 18 млн. руб.
Успех денежной реформы Витте во многом связан с его политикой стабилизации бюджетной системы России. Осуществление денежной реформы в России в 1895-1897 гг. проходило в условиях острой полемики между ее сторонниками и противниками, между теми, кто думал об обновлении страны и ее росте, и теми консервативными силами, которые хотели сохранить сложившуюся ситуацию. За денежную реформу выступали представители промышленности и торговли. Это было связано с тем, что вводимые меры по стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадали с завершением формирования российского национального рынка и зарождением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленного и банковского капитала, что сближало интересы промышленников и банкиров.
2.1.3 Реформирование транспортной инфраструктуры
Приведение в порядок и
Ещё в 1889 г. было издано Временное положение о железнодорожных тарифах. Таким образом, тарифное дело было поставлено под государственный контроль. В дальнейшем Витте публиковал новые редакции положение и, маневрируя тарифными ставками, менял направления грузопотоков, поощряя те или иные статьи экспорта, а порою и ограждая покровительствуемые отрасли промышленности от конкурентных импортных товаров, то есть, поддерживая отечественного производителя.
Другое направление
Большинство железных дорог строились государством. Позволялось также строить железные дороги и акционерным обществом, но государство больше не давало им никаких гарантий и не оказывало поддержки. Мало того, Витте, как уже сказано выше, много внимания уделял национализации железных дорог. Если сначала это касалось только убыточных железнодорожных предприятий, то впоследствии это коснулось совершенно всех железных дорог. Министерство финансов постоянно выкупало пакеты акций железнодорожных компаний и влияло на политику этих фирм. За 90-е годы по официальной статистике было построено 20,5 тыс. вёрст новых линий (это были такие магистрали как Среднеазиатская, Пермь-Котласская, Вологодско-Архангельская. Самой протяжённое из них, значение которой и по сей день трудно переоценить, являлась Транссибирская магистраль) и к середине 1902г. общая протяжённость железнодорожного полотна в Российской империи составляла 61,7 тыс. вёрст, в том числе 53,3 тыс. вёрст дорог, введённых в эксплуатацию, и 8,4 тыс. строящихся линий
Информация о работе Социально-экономическое развитие России в конце 19-начала 20 вв