Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:06, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности социально-экономического положения Ливии. В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
отметить характерные черты экономики Ливии;
определить специфику социально-экономического развития Ливии;
описать современную ситуацию в Ливии;
оценить влияние ситуации в Ливии на европейский экономический кризис.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИВИИ……………………………………………………………………………….4
Общая характеристика экономики Ливии………………………………4
Социально-экономическое положение Ливии в 80-е – 90-е гг. ……….6
ГЛАВА II
СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИВИИ……………………………………………………………………………...20
2.1 Современная социально-экономическая система Ливии……………..20
2.2 Анализ ситуации в Ливии с февраля 2011 года………………………..24
2.3 Кризис в Ливии и европейский экономический кризис………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..31
2.3
Кризис в Ливии и европейский
экономический кризис
Ливии грозит внутренний экономический кризис. Начавшиеся мятежи захлестнули всю страну и уже докатились до столицы Триполи. Обстановка с каждым днем все больше накаляется и не одна из сторон не идет на компромиссы. Этот внутренний кризис Ливии очень сильно отразился на мировом рынке нефти и золота. Ливия занимает 12 место в мире по добыче сырой нефти.
Ливия не является жизненно важным торговым партнером Европейского Союза. Поэтому происходящие там антиправительственные выступления, все больше напоминающие гражданскую войну, могут в той или иной мере ударить по интересам отдельных компаний, но европейской экономике в целом напрямую серьезного ущерба не нанесут.
Так, на ливийском рынке работают всего около 30-40 фирм из Германии. Крупнейшая их них, Siemens, занята в области электроэнергетики. Как и абсолютное большинство других иностранных компаний, она вывозит сейчас из Ливии своих европейских сотрудников - около 100 человек. Годовая выручка ливийского подразделения Siemens составляет порядка 160 миллионов евро. Даже если будут потеряны все эти деньги, немецкий гигант реально не пострадает, ведь его суммарный годовой оборот достигает 76 миллиардов евро. В сопоставимой ситуации находится, к примеру, и немецкий строительный концерн Bilfinger Berger: доходы от долевого участия в одной из ливийских фирм составляют лишь небольшую часть его общего оборота.
В
более сложной ситуации могут
оказаться некоторые
Если турецкая строительная промышленность будет ввергнута в серьезный кризис, его отголоски докатятся и до стран ЕС. Однако эта угроза не идет ни в какое сравнение с той опасностью, которую представляют для европейской экономики срывы поставок ливийской нефти. И дело тут не столько в самих этих перебоях, сколько в вызванном ими скачке цен на рынке энергоносителей.
Вообще-то на Ливию приходится лишь 2 процента мировой добычи нефти. Ее доля, таким образом, существенно меньше, чем у крупных экспортеров, но в два раза больше, чем, например, у Египта. В то же время именно для Европы Ливия является весьма важным источником энергоносителей. Примерно треть ее экспорта нефти и газа идет в Италию. Поставки из бывшей колонии составляют примерно четверть импортируемой этой страной нефти. Для Германии Ливия является третьим по важности после России и Норвегии поставщиком нефти с долей примерно в 8 процентов. Ведущая австрийская энергетическая компания OMV добывает в ливийских пустынях 10 процентов своей нефти.
Сейчас OMV, немецкие Wintershall и RWE, итальянская Eni, британская BP и другие западные энергетические компании вывозят из охваченной волнениями страны откомандированных туда иностранных специалистов. Тем самым они практически парализовали добычу и экспорт ливийских энергоносителей. Тем не менее, никакие перебои в поставках нефти Евросоюзу не грозят. Как заявила Европейская комиссия в Брюсселе, нефтяные резервы Евросоюза в два раза превышают годовые объемы импорта ливийской нефти. Этих запасов хватит всем 27 странам-членам ЕС на целых 120 дней. Однако резервы, скорее всего, даже не придется трогать, ведь образовавшуюся брешь вполне могут заполнить дополнительные закупки в Саудовской Аравии, а также в Объединенных Арабских Эмиратах или Катаре.
Однако эта нефть будет продаваться уже по куда более высоким ценам, чем раньше. Таким образом, ливийский кризис бьет по экономике европейских стран не напрямую, а косвенно, через стремительное удорожание энергоносителей на мировом рынке. Это удорожание ведет к росту производственных издержек предприятий, сокращает их прибыль и ограничивает их инвестиционные возможности. Оно заставляет потребителей тратить больше денег на горючее и топливо, что снижает их покупательную способность. Оно раскручивает и без того уже довольно высокую инфляцию, что может заставить Европейский центральный банк раньше, чем планировалось, начать повышать процентные ставки. А ужесточение кредитно-денежной политики неминуемо ведет к замедлению темпов экономического роста.
Для предприятий и банков в Германии, переживающей сейчас очень мощный народнохозяйственный подъем, определенное удорожание кредитов большой проблемы не составит. Совсем другое дело - некоторые южные страны еврозоны. Они переживают острый долговой кризис и страдают либо от крайне низких, как Италия, либо даже от отрицательных темпов экономического роста, как Греция и Испания. Для них любой рост ставок на рынке капитала, происходящий к тому же на фоне усиления рецессионных тенденций, может обернуться неспособностью и дальше обслуживать свои финансовые обязательства. А это поставит преуспевающие страны перед необходимостью срочно оказывать терпящим бедствие членам валютного союза очередную многомиллиардную финансовую помощь.
В этом-то и состоит основная потенциальная опасность нового североафриканского кризиса: социальный взрыв в Ливии может взорвать мировые цены на нефть, резко снизить темпы экономического роста в еврозоне и вызвать в Европе, да и за ее пределами, новый виток финансового кризиса.
Многие аналитики сейчас считают, что Ближний Восток, на котором находятся самые крупные на планете запасы нефти, был полностью дестабилизирован революциями в Тунисе и в Египте и восстаниями в Ливии, Бахрейне и в Йемене. «Вопрос в том, кто будет следующим. Может быть, Алжир?» - говорит Амрита Сен (Amrita Sen), аналитик нефтяного рынка из лондонского офиса Barclays Capital [17]. Специалисты по Северной Африке давно считают, что в Алжире, крупном поставщике нефти, граничащем с Тунисом и Ливией, может произойти революция, так как с тех пор, как военные в 1991 году отменили выборы, в этой стране держится автократический режим. Нефтяные компании, подписывающие с правительствами долгосрочные соглашения о разделе продукции и прибылей, потрясены воцарившейся в регионе неопределенностью. По словам Сен, они не понимают, с кем им иметь дело, и кто будет находиться у власти. Эта неопределенность подталкивает цены вверх, что, в свою очередь, замедляет восстановление мировой экономики.
Выводы: Особенности Ливийской
экономики и наметившиеся тенденции её
развития обусловливают необходимость
совершенствования и модернизации системы
управления Ливией, как сложной самоорганизующейся
системой на основе комплекса принципов,
позволяющих увеличить её эффективность. Внутриливийские социально-экономические
проблемы спровоцировали гражданскую
войну в этом государстве. Главная задача
– установление мира в стране. Сейчас
трудно предполагать, каким образом может
разрешиться ситуация в Ливии и какие
будут последствия. Социальный взрыв в
Ливии может взорвать мировые цены на
нефть, резко снизить темпы экономического
роста в еврозоне и вызвать в Европе, да
и за ее пределами, новый виток финансового
кризиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы:
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ