Социально-экономическое положение Ливии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности социально-экономического положения Ливии. В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
отметить характерные черты экономики Ливии;
определить специфику социально-экономического развития Ливии;
описать современную ситуацию в Ливии;
оценить влияние ситуации в Ливии на европейский экономический кризис.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИВИИ……………………………………………………………………………….4
Общая характеристика экономики Ливии………………………………4
Социально-экономическое положение Ливии в 80-е – 90-е гг. ……….6

ГЛАВА II
СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИВИИ……………………………………………………………………………...20
2.1 Современная социально-экономическая система Ливии……………..20
2.2 Анализ ситуации в Ливии с февраля 2011 года………………………..24
2.3 Кризис в Ливии и европейский экономический кризис………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..31

Работа содержит 1 файл

Социально-экономическое положение Ливии.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

     В последние годы, учитывая нестабильность цен на нефть на мировом рынке, ограничительные квоты ОПЕК на ее добычу, целенаправленную политику стран-импортеров, прежде всего индустриально развитых государств, вызвавшую перестройку всего энергосырьевого сектора мирового хозяйства (несмотря на мощное воздействие роста добычи нефти на конъюнктуру мирового топливного рынка, общие темпы ее роста существенно отстают от темпов роста добычи угля, а еще больше – природного газа), ливийское руководство стало уделять большое внимание разработке своих богатейших месторождений газа. В 1999 г. ННК заключила соглашение с итальянской компанией ENI о строительстве транссредиземноморского трубопровода длиной 600 км через Италию в Европу. Проект получил название «Зеленый поток». К 2004 г. в Италию планируется поставлять 8 млрд. куб. м газа в год. Это крупнейшее вложение иностранного капитала в последнее время, а также первый столь масштабный проект по использованию фактически нетронутых запасов природного газа Ливии. Трубопровод представляет собой грандиозное инженерное сооружение, самое глубоководное в мире. На его строительство предполагается израсходовать 750 млн. долл. Контракты на осуществление проекта заключены с японской компанией «JGC Corporation», итальянской «Saipem» и китайской «China Engineering Petroleumand Construction». Уже достигнуты соглашения с рядом компаний об экспорте добываемого газа, в том числе с «GasdeFrance» и итальянской «Energia» о закупке по 2 млрд. куб. м в год каждой и итальянской «EdisonGas» о закупке ею 4 млрд. куб. м газа в год. Каждое соглашение заключено на 24-летний период. Столь высокий спрос на ливийский природный газ отражает возросшую потребность в этом виде сырья и топлива в европейских странах. По расчетам специалистов, к 2015 г. импортируемый Италией газ составит до 40% всех потребляемых ею энергоресурсов, т.е. на 30% превысит нынешний уровень. Ливия, обладая гигантскими запасами газа в 1,3 трл. куб. м, а также в силу географической близости к рынкам Южной Европы может стать для нее крупным поставщиком этого вида углеводородного сырья. Газ будет поступать с двух главных месторождений – Вафа в блоке NC-160 вблизи алжирской границы и шельфового – в блоке NC-41, в 110 км севернее Триполи. Произведенный в количестве 10 млрд. куб.м газ планируется перекачивать на перерабатывающие установки строящегося на побережье в г. Мелита завода. Отсюда 8 млрд. куб. м будет экспортироваться через «Зеленый поток» в Италию и Европу, а оставшиеся 2 млрд. пойдут на удовлетворение внутренних потребностей Ливии.

     Совместная  ливийско-итaльянcкaя компания «AgipGas», 75% акций которой принадлежит ENI и 25% акций – ННК, будет управлять  обустройством месторождения Вафа, шельфовой платформы в блоке NC-41. «AgipGas» от имени ENI и ННК заключили контракт с консорциумом во главе сяпонской «JGC Corporation» в составе итальянской «Tecnimont» и ее французского филиала «Sofregas» на сумму 1200 млн. долл. на проектирование и строительство комплекса установок по обработке углеводородного сырья близ г. Мелита. Мощность комплекса должна составить 4,9 млн. т в год жидких углеводородов и 10 млрд. куб. м газа. Строительство комплекса является частью проекта освоения шельфового (блок NC-41) и сухопутного (блок NC-169) нефтегазовых месторождений.

     В конце 80-х и в 90-е годы в условиях низких цен на сырье появилась тенденция к наращиванию мощностей нефте- и газоперерабатывающей промышленности. Пока уровень переработки добываемой нефти в Ливии составляет 25%, т.е. значительно ниже, чем, например, в Иране (42%) или в Ираке (52%). Мощности нефтеперерабатывающих предприятий (без учета мощностей в Европе, где Ливия имеет долевое участие) возросли со 130 тыс. б/д в 80-е годы до 1524 тыс. б/д в 2000 г. Кроме того, Ливия наладила партнерские связи с европейским капиталом в области переработки ливийской нефти в странах-потребителях ливийского углеводородного сырья – Италии, Германии, Швейцарии. Ливией были предприняты меры и по созданию собственной дистрибьюторской сети в странах-потребителях – Италии, Германии, Испании. Если учесть те производственные мощности, которыми частично владеет Ливия в Европе, то доля нефти, которая может быть переработана, возрастет примерно до 45% (380 тыс. т на собственных НПЗ и 300 тыс. т на европейских). В 1998 г. из 7З млн. т добытой нефти было произведено 20 млн. т нефтепродуктов. Ливийское руководство основной упор в своей нефтяной политике делает на увеличение переработки нефти в Европе. Им выдвинута цель – увеличить мощности по переработке нефти в ближайшее время до 2 млн. б/д. При этом руководящие деятели Ливии отдают себе отчет в том, что эта цель может быть достигнута только при привлечении к участию международных нефтяных компаний. Находясь в изоляции, страна не имела ни финансовых средств, ни доступа к современным технологиям для усовершенствования отрасли. В связи с этим представляется, что ливийское руководство будет приветствовать возвращение американских нефтяных компаний в Ливию. (Главным препятствием для улучшения отношений с американскими компаниями является нерешенность вопроса о выплате компенсаций семьям пострадавших при взрыве самолета над Локерби. В случае невыплаты США могут заморозить ливийские активы, включая капиталы, размещенные за границей). Нефтехимическое производство находится в Ливии в начальной стадии. Но все же здесь налажен выпуск продукции, пользующейся спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынке: полиэтилена, пластмасс, удобрений и т.п.

     Другой  перспективной отраслью для вложений иностранного капитала является сектор телекоммуникаций. За 15-летний период относительной изоляции от внешнего мира технологии в этой отрасли серьезно устарели. Для того, чтобы привести ее в соответствие с современными требованиями, по расчетам специалистов, потребуется вкладывать в течение ближайших 10 лет не менее чем по 400 млн. долл. в год. В Ливии обеспеченность даже телефонной сетью очень низкая: всего 10% населения против 43%, например, в Марокко. Компания «GeneralPostandTelecommunications» (GPTC), образованная в 1985 г. из двух существующих организаций и 13 местных муниципальных компаний, планирует обеспечить телефонами 20% населения к 2010 г., ввести обслуживание сотовой телефонной связью GSM и увеличить число пользователей Интернетом до 500 тысяч. В осуществлении этих проектов разрешено участвовать частным инвесторам. Ранее претворение в жизнь намеченных планов сдерживалось американским эмбарго и отсутствием средств для инвестиций. В настоящее время мобильная сотовая связь и Интернет быстро распространяются в Ливии. Перевод существующей системы на цифровую займет не менее пяти лет. В 2000 г. итальянская компания «PirelliSubmarineTelecomsSystems» завершила прокладку подводного оптоволоконного кабеля мощностью 2,5 Гигабайт/сек и обеспечила синхронную цифровую связь на основе оптических медианосителей (SDH) между Триполи и материковой Европой. Немецкая компания «Siemens» выиграла тендер на установку микроволновой системы SDH для поддержания линейной и сотовой GSM-связи в Триполи, Сирте и Бенгази. «Siemens» также осуществляет постепенный перевод передач на цифровую технологию. Международный концерн «Alcatel» ведет работы по наращиванию кабеля от границы с Тунисом к 12 прибрежным городам и далее до Александрии в Египте и Тартуса в Сирии. Компания «Alcatel» завершила испытания сети GSM, которая будет использовать систему SDH компании «Siemens». Три местных оператора GSM предлагают свои услуги главным прибрежным городам. Базирующаяся в Триполи «LTT Net», контролируемая сыном М. Каддафи Мухаммедом Сайедом аль-Исламом, является наиболее крупной и обеспечивает сотовую связь GSM и доступ в Интернет для жителей Триполи и его окрестностей. Она намерена наладить связь с крупнейшими в Европе операторами GSM. Компания «GPTC» планирует стать провайдером услуг GSM.

     Шведская  компания «Ericsson», которая построила  систему сотовой связи GSM от границы с Тунисом до Сирта, намерена создать с ливийской стороной совместное предприятие. Ныне она имеет акции совместно с «GPTC» в компании «Аль-Мадар», которая обеспечила местную мобильную сеть общего пользования и предоставляет услуги по обеспечению сотовой связью GSM. Связь осуществляется с помощью небольших мобильных сетей, которые получают и передают данные при помощи 14 местных внутренних (Domset) и международных (Interset) наземных станций. Оптоволоконный подводный кабель мощностью 45 Мегабайт/сек. от английской «FLAG Telecom» соединяет Ливию с международной сетью «FLAG» и обеспечивает передачу большого объема информации. «GPTC» намеревалась заключить с «FLAG» соглашение о внедрении на местных сетях технологии SDH, чтобы увеличить их возможности к 2010 г. «GPTC» планирует к этому сроку иметь адекватные современным потребностям технологии передачи информации и обеспечить доступ к Интернету не менее 500 тыс. абонентам.

     Ливия приобрела 5% акций государственной  телекоммуникационной компании из ОАЭ, которая намеревалась запустить спутник связи, обеспечивающий 2,5 млн. телефонных каналов. Как здесь стало известно, промышленная группа «GPTC» инвестировала 25 млн. долл. в уставный капитал компании. Учитывая усиливающиеся связи Ливии с африканскими странами, «GPTC» намерена приобрести контрольный пакет акций в планируемом проекте осуществления спутниковой связи – «AfricanSatelliteProject» стоимостью 500 млн. долл.

     Ливийское руководство считает перспективной  отраслью для иностранных инвестиций также туризм. Эта отрасль сферы услуг развита здесь сравнительно слабо. Кроме того, введение воздушного эмбарго в 1992 г. привело к снижению числа туристов на 75%. В 1995 г. Ливию посетили не более 100 тыс. туристов – ничтожно малая цифра для страны, располагающей 118 гостиницами, находящимися в основном на побережье Средиземного моря и способными одновременно разместить 15,5 тыс. гостей. Для туристов предлагаются следующие перспективные районы: оазис Бзима (Bzimah), расположенный в 160 км к северо-западу от Аль-Куфры, пустыни Залляф (Zallaf) и Убари (Ubari) с четырьмя большими озерами, долина Аллюд(Allud) в 206 км к юго-востоку от Мисураты с развалинами римского периода, изобилующая артезианскими скважинами, национальный парк Сурман (Surman) в 50 км западнее Триполи и др.

     В 1998 г. была образована туристическая компания «Tourism Investmentand Promotion Board» (TIPB). В течение следующих пяти лет, начиная с 2001 г., правительство планирует инвестировать 2–3 млрд. долл. в развитие туризма. В задачи «TIPB» входит убедить туроператоров, а также предпринимателей в том, что Ливия обладает уникальной культурой, традициями, историческими памятниками, протяженной береговой линией и, главное, открыта для бизнеса. Как заявил министр по вопросам туризма Букари Хауда, «Ливия богата дикими пляжами, памятниками греко-римской и исламской архитектуры, пустынными ландшафтами, которые не могут не привлечь любителей сафари». Для того, чтобы принять возрастающее число туристов, «TIPB» должна создать дополнительно 60 тыс. мест.

     Компания  «TIPB» предлагает желающим инвестировать средства в туристические объекты создавать совместные предприятия в соответствии с законом № 5. Однако необходимо убедить потенциальных инвесторов в том, что развитие туризма в Ливии – действительно выгодное дело. Европейские предприниматели проявляют определенный интерес к туризму, но остаются нерешенными вопросы о частоте авиарейсов, получении виз, переводе прибылей и др. Ныне 23 международных транспортных агентства обслуживают четыре международных аэропорта: в Триполи, Сирте, Бенгази и Тобруке. Возросшее число туристов вынудит Ливию увеличить число рейсов и организовать чартерные рейсы. Итальянская компания «Valtur», которая обслуживает туристические деревни в Марокко, Тунисе, Египте, готова действовать и в Ливии. В феврале 2001 г. она заключила контракт с «TIPB» на 50 млн. долл. о создании совместного предприятия для строительства отеля на 600 мест в Вилла Силин (VillaSilin) вблизи Триполи с перспективой расширения до 1 тыс. мест. При нем будут созданы центр конгрессов, площадки для игры в гольф, амфитеатр, оздоровительные и спортивные центры. Мальтийская компания, занимающаяся строительством отелей, «Corinthia Group» намерена реализовать совместно с «TIPB» другой проект. Почти половина (47%) акций этой компании принадлежит ливийской инвестиционной компании «Libian Arab Foreign Investment» – ЛАФИКО. Мальтийская компания пригласила архитекторов для проектирования комплекса для отдыхающих вблизи г. Мисурата, к востоку от Аль-Хомса, причем это не первый проект, осуществляемый данной компанией в Ливии. В Триполи ее дочерняя компания построила пятизвездочный отель, а также деловой центр и магазины на площади 600 кв.м. Общая стоимость строительства оценивается в 125 млн. долл. Вслед за мальтийской фирмой швейцарская «Moevenpick» планирует соорудить отель на 260 номеров. Базирующаяся в Лондоне «PKF» завершила проектные работы для строительства комплекса вблизи Аль-Фатах на площади 60-70 тыс. кв. м стоимостью около 60 млн. долл., который будет включать отель на 300 номеров, деловой центр и магазины. Ливийское руководство намерено объявить международные торги для осуществления этих проектов.

     Таким образом, смягчение санкций позволило  Джамахирии выйти из изоляции и предпринять  шаги к восстановлению позиций на международной арене. Руководство ВСНЛАД продолжает принимать меры для привлечения иностранных инвесторов в экономику, прежде всего в нефтегазовую отрасль. При этом оно придерживается двустороннего подхода: во-первых, создать благоприятный инвестиционный климат в стране, во-вторых, попытаться интегрироваться на международной политической арене путем улучшения отношений с правительствами западно-европейских стран и США, где находится большинство потенциальных инвесторов. Этому способствовал и наметившийся в последние годы поворот к рыночной экономике. Так, в ряде заявлений, сделанных за последние годы М. Каддафи и другими руководящими деятелями, отмечалось, что они более не считают нефтяной и газовый сектор прерогативой исключительно ливийского государства. Эти заявления сопровождались некоторыми изменениями в экономической политике, направленными на снятие ограничений на деятельность частных местных и иностранных предпринимателей и привлечение иностранных инвесторов. ЦБ девальвировал ливийский динар. В январе 2002 г. курс динара был снижен на 51%, чтобы сократить разницу между официальной ценой и стоимостью на «черном рынке» и удешевить импорт технического оборудования. В январе 2002 г. были снижены таможенные пошлины. Эта мера преследовала двойную цель – привлечь инвестиции и содействовать развитию торговли.

     Условия соглашений о добыче нефти и газа также стали более благоприятными для иностранных инвесторов, так  как была значительно облегчена  процедура вывоза за пределы страны прибылей, снижены налоговые ставки.

     В 2000 г. было произведено реформирование государственного аппарата, были преобразованы 2/3 бывших министерств (народных бюро), сокращены избыточные кадры в министерствах промышленности, информации, культуры и др. При этом было образовано новое министерство по координации отношений с Черной Африкой. Министерство энергетики было упразднено, а его функции переданы ННК. Результатом стало улучшение управления, уменьшение бюрократических проволочек, ускорение работы с документами.

     Несомненно, однако, что для эффективного развития отраслей ливийского хозяйства частных мер недостаточно. Необходимы еще более благоприятные политические условия и более тесная интеграция в мировую экономику, без которой вряд ли возможно широкомасштабное сотрудничество с международными компаниями, обладающими передовыми технологиями во всех сферах экономики.

     Выводы: Успешное развитие ливийской экономики на протяжении последних лет происходит во многом благодаря политическому «реверансу» страны в сторону Запада. Это позволило заметно повысить инвестиционную привлекательность и привлечь значительные капиталовложения из-за рубежа в национальную экономику. В пользу Ливии выступают высокие цены на нефть, которые обеспечивают динамичный рост ВВП и положительное сальдо платежного баланса, а также позволяют спрогнозировать относительно высокие темпы прироста ВВП в районе 5-5,5% в год. Возросшие нефтяные поступления от экспорта углеводородов позволяют правительству Ливии запускать масштабные инвестиционные проекты и проводить структурные реформы, направленные на достижение большей открытости и либерализации страны для иностранных инвесторов.  

 

ГЛАВА II 

     СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ ЛИВИИ 

     2.1 Современная социально-экономическая  система Ливии 

      Одним из механизмов повышения управляемости  Ливийской экономики является снижение ее жесткой зависимости от состояния производства стран-экспортеров сырья. Этого можно добиться за счет развития собственного производства. Одновременно это повышает эффективность экономики страны: улучшается занятость, повышается инновационность (внедряются новые технологии), диверсифицируется внешнеторговая деятельность.

Информация о работе Социально-экономическое положение Ливии