Социально-экономическое положение Ливии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности социально-экономического положения Ливии. В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
отметить характерные черты экономики Ливии;
определить специфику социально-экономического развития Ливии;
описать современную ситуацию в Ливии;
оценить влияние ситуации в Ливии на европейский экономический кризис.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИВИИ……………………………………………………………………………….4
Общая характеристика экономики Ливии………………………………4
Социально-экономическое положение Ливии в 80-е – 90-е гг. ……….6

ГЛАВА II
СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИВИИ……………………………………………………………………………...20
2.1 Современная социально-экономическая система Ливии……………..20
2.2 Анализ ситуации в Ливии с февраля 2011 года………………………..24
2.3 Кризис в Ливии и европейский экономический кризис………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..31

Работа содержит 1 файл

Социально-экономическое положение Ливии.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

      Номинальный ВВП Ливии в 2008 году оценивается  в 74,75 млрд. долларов. Рост ВВП достаточно высок и равен 8,5% в год. Величина ВВП на душу населения составляет 3400 долларов США (табл. 1), по паритету покупательной способности эта величина достигает уже значения 6700 долларов. Данные таблицы 2.1 [13] отражают сравнительную характеристику ВВП на душу населения по странам мира.

Таблица 2.1 – ВВП на душу населения по странам мира в 2007г.

Страна ВВП (тыс. долл.)
1 Япония 32,3
2 США 31,0
3 Франция 23,4
4 Германия 22,7
5 Великобритания 20,8
6 Россия 7,5
7 Китай 3,4
8 Ливия 3,4
 

      Почти двукратное расхождение величины ВВП  по разным схемам оценки свидетельствует: 1) о высокой степени закрытости рынков региона от мировых рынков, и 2) в пользу более высокой внутренней экономической стабильности.

      Оценка  инфляции в Ливии также противоречива. По одним данным общая оценка инфляции  составляет всего 1%, по другим – инфляция потребительских товаров составляет 18,5%. В таблице 2.2 выполнен анализ основных элементов региональной системы и воспроизводственного комплекса страны. 
 

Таблица 2.2 –  Профиль региональной системы Ливии

Природные ресурсы Ливия богата различными полезными ископаемыми, особенно нефтью, газом, цветными металлами, пресной подземной водой в пустыне.
Внешняя торговля Объем импорта в Ливии составляет 10,82 млрд. долларов. Статьи импорта: машины и оборудование, потребительские товары. Страны партнеры по импорту: Италия (25,2 %), Германия (11 %), Южная Корея (6 %), Великобритания (5,4 %), Тунис (4,7 %), Турция (4,6 %) (данные 2004 года). Объем экспорта: 30,79 млрд. долларов. Статьи экспорта: нефтепродукты, природный газ. Страны партнеры по экспорту: Италия (37,2 %), Германия (16,6 %), Испания (11,8 %), Турция (7,1 %), Франция (6,2 %) (данные 2004 года).
Финансы Государственные доходы Ливии составляют 25,34 млрд. долларов, а государственные расходы – 15,47 млрд. долларов. Государственный долг Ливии в сравнении с доходами необременителен – 4,267 млрд. долларов.
Промышленность Слабые стороны  промышленного развития (как и  в России): сильная зависимость  экономики страны от слабо предсказуемых колебаний цен на углеводороды: газ и нефть. Высока в настоящее время зависимость производства от иностранной квалифицированной рабочей силы. Серьезно ощущается дефицит пресной воды, необходимой для развития перерабатывающей промышленности.
Сельское хозяйство Дефицит пресной  воды сдерживает развитие сельского  хозяйства. В северной части Ливии  хорошо развито поливное земледелие.

Животноводство  представлено в Ливии выращиванием овец и верблюдов. Хорошо развито  птицеводство. В Средиземном море вылавливаются тунец, сардина, кальмары. Собственное производство Ливии, однако, не обеспечивает всех потребностей страны в продовольствии.

Транспорт Основной вид  транспорта в Ливии – автомобильный. Общая протяженность автомобильных дорог Ливии с твёрдым покрытием свыше 47.6 тыс. км. Ливия имеет около 140 аэродромов с твердым покрытием, международные аэропорты – Триполи, Сирт, Бенгази. Для страны с площадью 1.759.540 квадратных километров авиация является незаменимым видом транспорта. Важную роль в транспортном обслуживании Ливии играет морской транспорт. Главным портом страны является Триполи, также важную роль играют порты Бенгази, Дерна и Тобрук. Собственный грузовой морской флот Ливии насчитывает 26 судов, в том числе 12 танкеров. Железных дорог в Ливии нет.
Туризм Вдоль средиземноморского побережья сохранились развалины финикийских и римских поселений. В Триполи имеется целый комплекс очень привлекательных для туристов мест. Это: музей естественной истории; археологический музей; этнографический музей; музей эпиграфики, в котором хранятся письменные памятники финикийского, римского и византийского периодов; музей ислама.
 

      Средний национальный доход на душу населения  Ливии выше, чем в любой иной африканской стране. Это позволяет  государству финансировать бесплатное здравоохранение, образование, значительную часть жилого фонда и другие социальные услуги на относительно высоком уровне и поддерживать континентальное первенство по большинству компонентов качества жизни.

      Проведенный анализ экономики, трудовых и природных  ресурсов, географического положения и иных факторов развития Ливии позволяет подытожить исследование анализом ее социально-экономического положения. Выводы отражает таблица 2.3.

Таблица 2.3 –  Анализ социально-экономического положения Ливии

 
 
 
 
Матрица анализа
Возможности

1. Концентрация власти и средств в руках лидера и государства

2. Выгодное географическое  положение

3. Свободные  трудовые ресурсы

Угрозы

1. Отсутствие  среднего класса

2. Экономическая  изоляция

3. Консерватизм 

в экономике  и 

производстве

Сильные стороны

1. Природные ресурсы

2. Возрастная  сбалансированность общества

3.Однонациональность

4. Дешевая рабочая  сила

Как воспользоваться  возможностями?

1. Развитие перерабатывающей  промышленности

2. Создание новых  рабочих мест

3. Организация  транспортных коридоров

За  счет чего можно снизить угрозы?

1. Расширение  международных контактов 

2. Расширение  регионального сотрудничества

3. Индустриализация  сельского хозяйства

Слабые  стороны

1. Сложные природно-климатические условия

2. Естественная ограниченность территории

3. Слабая транспортная инфраструктура

Как преодолеть

слабости?

1. Строительство  железных дорог 

2. Развитие местного  и международного туризма

3. Развитие системы  образования

4. Развитие систем связи

Как преодолеть самые  большие угрозы?
  1. Разработать и внедрить систему мониторинга и управления экономикой.
  2. Развить систему виртуальной связи с уровнями и сферами управления.
 

     Основным  выводом, который можно сделать  по данным таблицы 2.3, является необходимость повышения качества (устойчивости, оперативности, гибкости) и эффективности (экономической и социальной) системы управления регионом, для чего имеются определенные ресурсы («сильные стороны» в таблице 2.3), формируются необходимые условия («благоприятные возможности»). «Угрозы» и «слабые стороны» компенсируются системой мер, представленной в соответствующих графах таблицы.

     Экономически  активное население страны насчитывает 1,5 млн. чел., безработица составляет около 30%, хотя наиболее существенный вклад  в этот показатель вносят не столько  коренные ливийцы, сколько рабочие-иммигранты. В таблице 2.4 приведено распределение занятого населения между основными секторами народного хозяйства.

Таблица 2.4 – Эффективность занятости населения Ливии

Сферы

деятельности

Вклад в ВВП, % Доля занятости, % Эффект Эффективность
Сельское, лесное хозяйство, рыболовство 7 17 0,41 1
Промышленность, строительство 47 29 1,62 3,95
Сфера услуг 46 54 0,85 2,07
 

      Графа «Эффект» отражает долю ВВП на один процент занятого населения. Графа  «Эффективность» дает относительную  величину вклада. При этом вклад сельского, лесного хозяйства и рыболовства принят за единицу. Оказалось, что сфера услуг эффективнее более чем в два раза, а промышленность и строительство почти в четыре раза. Это определяет тенденции в сфере занятости: население из аграрного сектора стремится переместиться в промышленность и строительство. Отток наиболее активного и дееспособного сельского населения в город ухудшает состояние этой отрасли, а последнее в свою очередь снижает сельскохозяйственные показатели развития.

      Ливия относится к странам с достаточно однородным национальным составом. Это определяет сильное влияние на развитие экономики этнокультуры. Учет национальной психологии, менталитета и традиций должен стать основой развития ливийской экономики.  

     2.2 Анализ ситуации в Ливии с февраля 2011 года  

     С февраля 2011 года по настоящее время все мировое внимание приковано к Ливии и происходящим там событиям. Восстание или переворот, гражданская война или революция? Пока никто не понимает, как разрешится сложившаяся ситуация в Ливии. Аналитики строят предположения об исходе событий и дальнейшем социально-экономическом и политическом развитии Ливии. Ситуацию в стране прокомментировал политолог Алексей Балиев [14].

     Как известно, благодаря жесткому государственному распределению нефтегазовых доходов по всем социальным группам, уровень жизни в Ливии намного выше, чем в соседних североафриканских и, тем более, центральноафриканских странах. По недавним оценкам ОЭСР, доходы на душу населения в Ливии минимум вдвое выше, чем у ее североафриканских соседей, а госдотации ливийским кочевникам-бедуинам - даже вчетверо больше, чем в других странах Магриба. 

     Надо  отметить также, что Муамар Каддафи, со времени ухода с политической сцены Г.А. Насера (в 1970-м) и императора Эфиопии Хайле Селассие I (правившего в 1932-1974 гг.), как и руководимая им Ливия олицетворяют преемственность идей общеарабского и общеафриканского единства. Так, еще в 70-х - 80-х годах возникали проекты конфедерации Ливии с Египтом, Тунисом, Чадом, но они срывались ввиду противодействия со стороны Запада. В последние же годы М. Каддафи выступал за конфедерацию всех африканских стран, утверждая, что иначе им не выбраться из хронической неоколониальной зависимости от бывших метрополий.

     Внутриливийские социально-экономические проблемы спровоцировали гражданскую войну в этом государстве. Усугубляются эти проблемы кланово-племенной структурой ливийского общества, существующей с незапамятных времен. Кочевые племена, преобладающие более чем на половине территории Ливии, полностью никогда не подчинялись ни центральным, ни колониальным властям (турецким, итальянским, англо-американо-французским). Но «распределение» нефтегазовых доходов по племенам и кланам нередко различалось в разы. Так же, как и социально-экономическое положение.

     Международное рейтинговое агентство Fitch отозвало суверенный кредитный рейтинг Ливии. Как сообщает портал MarketWatch [15], решение было принято из-за того, что у компании нет достоверной информации о том, что происходит в экономике африканской страны.

     Перед отзывом Fitch снизило рейтинг Ливии с "ВВ" до "В" и изменило прогноз по нему с "негативного" на "стабильный". В рейтинговом агентстве отмечают, что столь низкий рейтинг Ливии отражает ситуацию в стране, в частности, политическую нестабильность, резкое падение добычи нефти и заморозку активов страны.

     Fitch (вместе с другими рейтинговыми  агентствами из "большой тройки") уже неоднократно снижало рейтинги  Ливии из-за гражданской войны  в этой стране. В начале года  снижались рейтинги и других  стран Ближнего Востока и Северной Африки, охваченных беспорядками. В частности, был снижен рейтинг Бахрейна, Туниса, Египта.

     Экономика Ливии до 2011 года была построена  на экспорте нефти; именно на эту отрасль  промышленности приходилась большая  часть доходов страны. В марте экспорт нефти из страны полностью прекратился. В начале апреля нерегулярные поставки топлива на мировой рынок возобновили ливийские повстанцы. Для этого они воспользовались помощью Катара.

     Швейцарская газета Tages-Anzeiger [16] посвятила одну из своих статей ситуации в Ливии.

     Автор публикации Штефан Исраэль предлагает рассмотреть несколько вариантов  дальнейшего развития событий.

     Оптимальный сценарий, полагает обозреватель, включает в себя падение режима в Триполи  и бегство Каддафи, например, в  Венесуэлу. Однако ввиду "патовой  ситуации", сложившейся между  мятежниками и правительственными войсками, он считает его маловероятным, если только не вооружить мятежников и не приставить к ним военных советников.

     Второй  сценарий Исраэль называет "агрессивным". Гуманитарные проблемы, возникшие в  осажденных городах, заставляют ООН  обратиться за помощью к ЕС. Европейские  военные, сопровождающие гуманитарные грузы, втягиваются в войну с войсками Каддафи, после чего НАТО разворачивает наземную военную операцию. Однако, считает обозреватель, этот вариант маловероятен, поскольку "трудно себе представить, что с ним согласятся Турция или Германия". К тому же наземную операцию исключает действующая резолюция ООН.

     Сомалийский сценарий предусматривает распад государства  вдоль линии фронта и наплыв в  страну вооруженных исламистов. Европа в этом случае столкнется с новой  волной мигрантов.

     Боснийский  сценарий - это периодический повтор одних и тех же событий. Обозреватель допускает, что стараниями России и  Китая в Ливии установится  перемирие. Но одна из сторон, Каддафи  или мятежники, когда-нибудь нарушит  соглашение, и военные действия начнутся с новой силой.  

Информация о работе Социально-экономическое положение Ливии