Социально-экономические и политические предпосылки реформы 1861 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:50, доклад

Описание работы

Отмена крепостного права в России явилась условием, обеспечивающим утверждение капитализма. Причиной, заставившей правительство пойти на реформы, был кризис феодально-крепостнической системы. Существование крепостного права обусловливало экономическую и политическую отсталость России.

Содержание

1. Социально-экономические и политические предпосылки реформы 1861 года
2. Основные положения реформы 1861 года
3. Значение реформы для рыночной перестройки российской экономики
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.98 Кб (Скачать)

 

По "Малороссийскому положению" помещику также предоставлялось  право уменьшать крестьянский надел  до одной четверти высшего, если по взаимному соглашению помещик передавал  его крестьянам безвозмездно.

 

В несколько лучшем положении  оказались крестьяне Правобережной  Украины, т.е. в тех районах, где  помещиками было польское дворянство. По "Местному положению" для Киевской, Волынской и Подольской губерний за крестьянами закреплялась вся  земля, которой они пользовались согласно инвентарным правилам 1847 и 1848 гг. Если помещик уменьшил крестьянские наделы после введения инвентарей, то согласно "Положению" он должен был возвратить эту землю крестьянам.

 

По "Местному положению", распространявшемуся на Виленскую, Гродненскую, Ковенскую, Минскую и часть Витебской губернии, за крестьянами сохранялась вся земля ко времени утверждения "Положения", т.е. к 19 февраля 1861 г., которой они пользовались. Правда, помещик также имел право сокращать размеры крестьянских наделов, если у него оставалось менее одной трети удобных земель. Однако согласно "Положения" крестьянский надел "...не может быть ни в каком случае... уменьшаем более чем на одну шестую часть; остальные пять шестых образуют неприкосновенную землю крестьянского надела..."

 

Таким образом, при обеспечении  крестьян землей в большинстве губерний помещикам предоставлялись широкие  возможности для ограбления крестьянства, т. е. обезземеливания его. Помимо уменьшения крестьянского надела, помещики могли  еще ограбить крестьян, переселяя  их на заведомо негодные земли.

 

Повинности за пользование  землей подразделялись на денежные (оброк) и издольщину (барщину). В "Положении" говорилось, что крестьяне не обязаны нести в пользу помещика какие-либо дополнительные повинности, а также уплачивать ему натуральную дань (птицей, яйцами, ягодами, грибами и т. д.). Основной формой повинностей был денежный оброк, размер которого в каждой губернии примерно соответствовал дореформенному. Это обстоятельство ясно обнаруживало, что оброк определялся не стоимостью земли, а теми доходами, которые получал помещик от личности крепостного крестьянина.

 

Наивысший оброк устанавливался там, где земля приносила незначительный доход, и, наоборот, преимущественно  в черноземных губерниях оброк  был значительно ниже. Это указывало  на полное несоответствие между ценой  на землю и устанавливаемым оброком. Последний не являлся своеобразной арендной платой за пользование землей и сохранял характер феодальной повинности, обеспечивавшей помещику тот доход  от личности крестьянина, который он получал до реформы.

 

Если учесть, что земельные  наделы были уменьшены по сравнению  с дореформенным периодом, а оброк  остался прежним, то станет ясно, что  доход помещика не только не уменьшался, но даже увеличивался. Размер оброка мог  быть по ходатайству помещика увеличен до одного рубля с души (в случае занятия крестьянина торговлей, либо промыслами, либо, учитывая выгодное местоположение деревни,-- близость к крупным торговым центрам и городам и т.д.). Крестьянам также предоставлялось право просить о снижении оброка по причинам низкого качества земли либо по другим основаниям. Ходатайства крестьян о снижении оброка должны были быть поддержаны мировым посредником и разрешаться губернским по крестьянским делам присутствием.

 

Средством для установления еще большего несоответствия между  доходностью земли и повинностями служили так называемые градации оброка, вводившиеся для всех трех полос (на Украине, в Литве и в  западных губерниях Белоруссии эти  градации отсутствовали). Суть их заключалась  в том, что оброк, установленный  для высшего душевого надела, не уменьшался пропорционально в случае предоставления крестьянину неполного  надела, а, наоборот, исчислялся обратно  пропорционально размеру надела.

 

Для определения суммы  оброка, взимавшегося по "Великороссийскому положению" за крестьянские усадьбы подразделялись на четыре разряда. К первому разряду относились усадьбы в земледельческих районах, т.е. в черноземных губерниях, "не представлявшие никаких особенных выгод". K второму разряду относились усадьбы в тех имениях, где хозяйство крестьян не ограничивалось только земледелием, а "поддерживалось преимущественно торговлей и заработками от отходных или местных промыслов". К третьему разряду относились усадьбы, представлявшие "какие-либо важные местные выгоды", а также находившиеся не далее 25 верст от Петербурга и Москвы. К четвертому разряду относились усадьбы, приносившие особый доход.

 

Оброк должен был уплачиваться помещику от всего общества "при  круговом друг за друга ручательстве" крестьян. При этом помещик имел право требовать его вперед за полгода. Определявшийся "Положением" размер оброка устанавливался сроком на 20 лет, после чего предполагалось переоброчка на следующее двадцатилетие, предусматривавшая повышение оброка в связи с подорожанием земли. Взимание оброка за усадьбу предполагалось в тех случаях, когда крестьяне не пользовались полевым наделом либо выкупали лишь одну усадьбу.

 

Другим видом повинности является барщина. Работы на земле помещика подразделялись на конные и пешие  дни. Конный день отбывали с одной  лошадью и необходимыми орудиями (соха, борона, телега). Соотношение  между конными и пешими днями  определялось по усмотрению помещика. Продолжительность работы устанавливалась  в летнее время 12 часов, а в зимнее - 9 . Если душевой надел был менее высшего или указного, то количество барщинных дней уменьшалось, однако не пропорционально.

 

Градации существовали не только при уплате оброка, но и при  отработке барщины. Выполнение барщинной  повинности могло осуществляться и  на основе урочного положения, если этого  требовали помещик или крестьянское общество. Барщину должны были выполнять  мужчины в возрасте от 18 до 55 лет, женщины - от 17 до 50 лет. За исправное  отбывание барщины отвечало все  общество (община) на основе круговой поруки. До истечения двухлетнего срока  со дня издания "Положения" крестьяне  имели право переходить с барщины  на оброк лишь с согласия помещика; по истечении этого срока согласия не требовалось, однако крестьяне обязаны  были предупредить помещика за год  вперед.

 

Итак, оброк, установленный "Положениями", представлял собой по-прежнему феодальную ренту. Размеры оброка не только полностью  обеспечивали сохранение дореформенного дохода помещиков, но даже несколько  увеличивали его, принимая во внимание уменьшение крестьянских наделов. Барщина  же по сравнению с дореформенным  периодом была существенно сокращена, однако это мало задевало интересы помещиков. Во-первых, основной формой повинности после реформы становился оброк. Во-вторых, помещики сохраняли  широкие возможности для использования  труда крестьян в виде различных  форм отработок за пользование отрезанной у них земли.

 

По "Общему положению" крестьяне  обязаны были выкупить усадьбу, выкуп  же полевого надела зависел исключительно  от воли помещика. Условия выкупа излагались в специальном "Положении о  выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости  и о содействии правительства  к приобретению сими крестьянами  в собственность полевых угодий". Выкуп усадьбы разрешался в любое  время при условии отсутствия недоимки. Как и во всех статьях, касавшихся установления размера надела и повинностей, в "Положение о  выкупе" была включена стереотипная фраза о том, что размер выкупа как за усадьбу, так и за полевой надел устанавливаются "по добровольному соглашению". Наряду с этим вводились точные нормы, которые и определяли в действительности размер выкупа. Сумма как за усадьбу, так и за полевой надел должна была определяться количеством оброка, установленного для крестьян. Выкуп надела мог быть осуществлен либо по добровольному соглашению помещика с крестьянами, либо по одностороннему требованию помещика вопреки желанию крестьян.

 

Крестьяне, за исключением  единиц, не могли внести единовременно  всей суммы капитализированного  оброка. Помещики же были заинтересованы в получении выкупа сразу. В целях  удовлетворения интересов помещиков  правительство оказывало "содействие в приобретении крестьянами в  собственность их полевых угодий", т.е. организовало "выкупную операцию".

 

Сущность ее заключалась  в том, что крестьяне получали выкупную ссуду, выдававшуюся государством единовременно помещику, которую  крестьяне постепенно погашали. "Содействие правительства", т.е. выдача выкупных ссуд распространялось по "Положению  о выкупе" лишь на крестьян, состоявших на оброке. Условия выкупной операции предполагали выдачу ссуды в размере 80% стоимости капитализированного  оброка при условии соответствия надела размерам его по уставной грамоте и ссуды в размере 75% в случае уменьшения надела по сравнению с уставной грамотой. Эта сумма, за вычетом долга помещика кредитным учреждением (в случае, если имение было заложено), выдавалась ему пятипроцентными государственными банковыми билетами и выкупным свидетельством. Помимо этого, крестьяне, приступая к выкупу, должны были внести предварительно в кассу уездного казначейства дополнительный платеж, доплачиваемый к выкупной ссуде, в размере одной пятой выкупной ссуды, если приобретался весь надел, и одной четверти, если приобреталась часть надела. Если же выкуп полевого надела осуществлялся не в результате добровольного соглашения между помещиками и крестьянами, а вследствие одностороннего требования помещика, то дополнительный платеж не полагался. Полученную от правительства выкупную сумму крестьяне обязаны были погашать в течение 49 лет по 6% ежегодно.

 

"Положения 19 февраля  1861 г." являются просто грабежом  крестьян. И при этом наиболее  грабительской была выкупная  операция. Именно благодаря ей  крестьяне нередко принуждены  были отказываться от той земли,  которую они имели право получить  по условиям реформы.

 

Погашение крестьянами выкупных платежей производилось сельскими  обществами, т.е. "миром", на основе принципа круговой поруки. Вплоть до окончания  погашения выкупных платежей крестьяне  не имели права ни закладывать, ни продавать приобретенную ими  в собственность землю.

 

Выкупная операция, несмотря на ее буржуазный характер, была крепостнической. В основу выкупа была положена не фактическая  стоимость земли, а капитализированный оброк, представлявший собой одну из форм феодальной ренты. Следовательно, выкупная операция давала возможность  помещику сохранить в полном размере  тот доход, который он получал  до реформы. Именно вследствие этого  перевод крестьян на выкуп соответствовал интересам основной массы помещиков, особенно той ее части, которая стремилась перейти к капиталистическим  методам своего хозяйства.

 

По "Общему положению" крестьяне  получили "права состояния свободных  сельских обывателей".

 

Однако зачислялись они  в разряд так называемых податных сословий, которые в отличие от привилегированных должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинность. Крестьяне оставались в известной зависимости от местного дворянства, и временно обязанные к тому же и от своих прежних владельцев.

 

По отношению к временно обязанным помещик имеет широкие  права - он являлся "попечителем" сельского общества. Ему предоставлялось "право надзора за охраной общественного  порядка и общественной безопасности на пространстве принадлежащего ему  имения", помещику предоставлялись права вотчинной полиции, т. е. в полицейском отношении ему подчинялись сельские власти (помещик имел право требовать смены сельского старосты либо других лиц сельской администрации). Более того, в течение первых девяти лет помещику предоставлялось "...право, если он признает присутствие какого-либо крестьянина в обществе вредным или опасным, предложить самому обществу об исключении того крестьянина и представлении его в распоряжение правительства". Если общество не соглашалось с помещиком, он мог добиться высылки из общества неугодного ему крестьянина. Согласно "Положению" в селениях бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянского "общественного" управления, находившиеся в большой зависимости от местного дворянства и административно-полицейских властей.

 

"Положения 19 февраля", несмотря на их крепостнический  грабительский характер, имели огромное  первостепенное значение для  развития новых, буржуазных отношений.  Ликвидация личной зависимости,  перевод крестьян на выкуп,  хотя и ограниченный волей  помещика, - все это создавало  условия для утверждения в  России капиталистической формации.

 

3. Значение реформы для  рыночной перестройки российской  экономики

 

После падения крепостного  права Россия быстро превращалась из аграрной страны в аграрно-индустриальную. Развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производства, создавалась разветвлённая сеть железных дорог, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране.

 

Для развития капитализма  в аграрной России очень показательны те процессы, которые происходили  в сельском хозяйстве.. 50% крестьян в 80-е годы относились к беднякам, а 80% бедняков сдавали свои земли богатым  за бесценок. Разложение крестьянства было важным фактором формирования капиталистического рынка и развития капитализма  в целом. Неимущее крестьянство создавало  рынок рабочей силы как для предпринимательского сельского хозяйства, так и для крупной капиталистической промышленности.

 

Вместе с тем разорённый крестьянин, живший на заработки, приобретал теперь предметы потребления на рынке, чем способствовал росту спроса на предметы потребления. Зажиточная же верхушка предъявляла всё больший  спрос на сельскохозяйственные машины, удобрения и пр. Накапливаемые  капиталы деревенская верхушка вкладывала в промышленное предпринимательство.

Информация о работе Социально-экономические и политические предпосылки реформы 1861 года