Социализм России 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:36, реферат

Описание работы

Русский крестьянский социализм как политико-правовое учение является частью учения под названием утопический социализм.
Утопический социализм - принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.

Содержание

Введение 3
1 Идейные истоки русского крестьянского социализма 5
2 Историческая эпоха, породившая русский
крестьянский социализм 10
3 Яркие представители русского крестьянского социализма 14
Заключение 20
Библиографический список 22

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Литературная  деятельность Герцена началась ещё  в 1830-х годах. В «Атенее» за 1830 год (II т.) его имя встречается под  одним переводом с франц. Первая статья, подписанная псевдонимом Искандер, напечатанная в «Телескопе» за 1836 год («Гофман»). К тому же времени относится «Речь, сказанная при открытии вятской публичной библиотеки» и «Дневник» (1842). Во Владимире написаны: «Зап. одного молодого человека» и «Ещё из записок молодого человека» («Отд. Зап.», 1840-41; в этом рассказе в лице Трензинского изображен Чаадаев). С 1842 по 1847 год помещает в «От. Зап.» и «Современнике» статьи: «Дилетантизм в науке», «Дилетанты-романтики», «Цех учёных», «Буддизм в науке», «Письма об изучении природы». Здесь Герцен восставал против учёных педантов и формалистов, против их схоластической науки, отчуждённой от жизни, против их квиетизма. В статье «Об изучении природы» мы находим философский анализ различных методов знания. Тогда же Герценом написаны: «По поводу одной драмы», «По разным поводам», «Новые вариации на старые темы», «Несколько замечаний об историческом развитии чести», «Из записок доктора Крупова», «Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Москва и Петербург», «Новгород и Владимир», «Станция Едрово», «Прерванные разговоры». Из всех этих произведений, поразительно блестящих, и по глубине мысли, и по художественности и достоинству формы, — особенно выделяются: повесть «Сорока воровка», в которой изображено ужасное положение «крепостной интеллигенции», и роман «Кто виноват», посвященный вопросу о свободе чувства, семейных отношениях, положении женщины в браке. Основная мысль романа заключается в том, что люди, основывающие свое благополучие исключительно на почве семейного счастья и чувства, чуждые интересов общественных и общечеловеческих, не могут обеспечить себе прочного счастья, и оно в их жизни всегда будет зависеть от случая.

     Из  произведений, написанных Герценым за границей, особенно важны: письма из «Avenue Marigny» (первые напечатаны в «Современнике», все четырнадцать под общим заглавием: «Письма из Франции и Италии», изд. 1855 года), представляющие замечательную характеристику и анализ событий и настроений, волновавших Европу в 1847—1852 годах. Здесь мы встречаем вполне отрицательное отношение к западноевропейской буржуазии, её морали и общественным принципам и горячую веру автора в грядущее значение четвёртого сословия. Особенно сильное впечатление и в России, и в Европе произвело сочинение Герцена: «С того берега» (первоначально по-немецки «Vom andern Ufer» Гамб., 1850; по-русски, Лондон, 1855; по-франц., Женева, 1870), в котором Герцен высказывает полное разочарование Западом и западной цивилизацией — результат того умственного переворота, которым закончилось и определилось умственное развитие Герцена в 1848—1851 годах. Следует ещё отметить письмо к Мишле: «Русский народ и социализм» — страстную и горячую защиту русского народа против тех нападок и предубеждений, которые высказывал в одной своей статье Мишле. «Былое и Думы» — ряд воспоминаний, имеющих частью характер автобиографический, но дающих и целый ряд высокохудожественных картин, ослепительно-блестящих характеристик, и наблюдений Герцена из пережитого и виденного им в России и за границей.

       Все другие сочинения и статьи Герцена, как, например, «Старый мир и Россия», «Le peuple Russe et le socialisme», «Концы и начала», и др. представляют простое развитие идей и настроений, вполне определившихся в период 1847—1852 годов в сочинениях, указанных выше. 

     Огарёв  Николай Платонович был одним из организаторов студенческого кружка политической направленности при Московском университете. В 1834 отправлен в ссылку в Пензенскую губернию. 1840—1846 годы провёл за границей, слушал курс лекций в Берлинском университете. По возможности участвовал в деятельности петербургского кружка Белинского, где был желанным гостем[1].

     В 1846 году поселился в своем пензенском имении, где женился на Н. А. Тучковой. В 1850 арестован, но вскоре был освобождён.

     В 1856 Огарёв эмигрировал в Великобританию; жил в Лондоне, где вместе с Герценом возглавил Вольную русскую типографию. Был одним из инициаторов и соредактором еженедельника «Колокол». Разработал социально-экономическую программу уничтожения крепостного права посредством крестьянской революции. Развил теорию «русского социализма», выдвинутую Герценом. В социалистических воззрениях Огарёва важную роль играли народнические тенденции. Участвовал в создании революционной организации «Земля и воля» (1860—1861), в пропагандистской кампании М. А. Бакунина и С. Г. Нечаева (1869—1870).

     Огарёв  — автор нескольких поэм и множества  стихотворений (в основном романтических). Наиболее известна поэма «Юмор» (первая и вторая части — 1840—1841, третья часть  — 1867—1868 опубликована в альманахе  «Полярная звезда»). Выступал с публицистическими произведениями (пропагандировал идеи реализма).

     В 1865, в связи с переездом из Лондона  Вольной русской типографии, Огарёв поселился в Женеве. В 1873 переехал в Лондон; в 1877 году скончался в  Гринвиче (близ Лондона). 

     Чернышевский  Николай Гаврилович Родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского (1793—1861). Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека. В детстве он получил прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. Начитанность его поражала окружающих. В 1842 поступил в Саратовскую духовную семинарию, время пребывания в которой использовал в основном для самообразования: изучал языки, историю, географию, теорию словесности, русскую грамматику. Не закончив семинарию, в 1846 поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет.

     За  годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения, Чернышевский сознательно  готовит себя к революционной  деятельности, делает первые попытки  писать художественные произведения. В 1850 окончив курс кандидатом, получает назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 приступает к работе. Здесь молодой учитель использует свое положение для проповеди революционных идей.

     В 1853 встретил будущую жену О. С. Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определен учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.

     Литературную  деятельность начал в 1853 небольшими статьями в «Санкт-Петербургских  Ведомостях» и в «Отечественных Записках».

     В начале 1854 он перешел в журнал «Современник», где в 1855—1862 являлся руководителем наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, вел решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии, что вызывало протест литераторов-либералов(В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дружинин, И. С.Тургенев), сотрудничавших в «Современнике».

     10 мая 1855 года в университете  происходит защита диссертации  «Эстетические отношения искусства  к действительности», которая  стала большим общественным событием  и была воспринята как революционное выступление, в этой работе он подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию «искусство для искусства». Министр просвещения А. С. Норов помешал присуждению ученой степени, и лишь в 1858 году, когда Норова на посту министра сменил Е. П. Ковалевский, последний утвердил Чернышевского в степени магистра русской словесности.

     В 1858 году он первый редактор журнала  «Военный сборник». Ряд офицеров (Сераковский, Калиновский,Шелгунов и др.), был  вовлечен им в революционные кружки. Об этой работе Чернышевского были хорошо осведомлены Герцен и Огарев, стремившиеся привести армию к участию в революции. Вместе с ними является родоначальником народничества, причастен к созданию тайного революционного общества «Земля и воля».

     В июне 1859 Чернышевский ездил в Лондон к Герцену для объяснения по поводу статьи «Very dangerous!» («Очень опасно!»), напечатанной в «Колоколе» .

     С сентября 1861 находится под тайным надзором полиции. Шеф жандармов  Долгоруков дает такую характеристику Чернышевскому: «Подозревается в составлении воззвания „Великорусс“, в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству». Подозревался в причастности к пожарам 1862 г. в Петербурге .

     В мае 1862 «Современник» был закрыт на 8 месяцев.

     12 июня 1862 Чернышевский арестован и размещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон».Воззвание к «Барским крестьянам» было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором. В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией назывался «врагом Российской империи номер один». Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещенный «Современник» в Лондоне. Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вел упорную борьбу со следственной комиссией, опровергая фальшивые документы и ложные свидетельские показания, которые фабриковались по заданию комиссии и приобщались к делу. В виде протеста против незаконных действий следственной комиссии Чернышевский объявил голодовку, которая продолжалась девять дней. Вместе с тем Чернышевский продолжал работать и в тюрьме. За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов. Наиболее полномасштабно утопические идеалы арестантом Чернышевским были выражены в романе «Что делать?» (1863), опубликованном в 3, 4 и 5 номерах «Современника».

     7 февраля 1864 года сенатом был  объявлен приговор по делу  Чернышевского: ссылка на каторжные  работы сроком на четырнадцать  лет, а затем поселение в  Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме и на каторге свыше двадцати лет.

     19 мая 1864 в Петербурге на Конной  площади состоялась гражданская казнь революционера.

     Был отправлен в Нерчинскую каторгу; в 1866 переведен в Александровский завод Нерчинского округа, в 1871 в Вилюйск.

     В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании. Организатором  одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1875 освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. В 1883 Чернышевского перевели в Астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал К. М. Фёдоров). Благодаря хлопотам семьи, в июне 1889 переезжает в Саратов, но уже осенью того же года умирает от кровоизлияния в мозг. Был похоронен в городе Саратове на Воскресенском кладбище. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Русский крестьянский социализм как учение зародился в среде мыслителей (дворянского происхождения), которые  анализировали идеи западной политэкономии для обоснования программы дальнейшего развития экономики России.

     Главное место в трудах русских ученых занимали аграрные проблемы России. Революционнонастроенные  мыслители (Пестель и др.) предусматривали  уничтожение крепостного права, ликвидация монополии помещиков на землю со значительным сокращением их землевладения.

     В 40-х годах XIX века на арену политической борьбы в России, сменяя дворянских революционеров, выступили революционеры  из разночинной интеллигенции. Они  выражали настроение основных масс трудящихся, то есть, прежде всего крестьянства, кровно заинтересованного в устранении крепостного права.

Зачинателями  нового этапа освободительного движения в России и новой эпохи в  развитии русской общественной мысли  выступили в 40-х годах XIX века Герцен, Огарев (наиболее известные представители данного этапа). Завершили этот этап - исторически и логически – Чернышевский, Добролюбов и их соратники. В целом они распространили в умах общественности учение об особом пути развития России, которая может миновать стадию капитализма, путем или революции, или естественным путем и прийти к социализму через крестьянскую общину.

  Экономической основой такого перемещения революционной инициативы от идеологов одного класса к идеологам другого класса, было развитие производительных сил, товарных отношений, развитие капитализма в стране, которая тем не менее оставалась аграрной страной.

     Политической  причиной перехода инициативы к идеологам  –разночинцам стала историческая обстановка в стране или революционная ситуация в середине XIX века в России.

     В период предреформенной России (до 1861 года) революционно-демократические  и материалистические теории были направлены на обоснование необходимости отмены крепостного права. После реформы  представители и защитники своих теорий стали готовить крестьянскую революцию (по крайней мере возлагали надежды на ее неизбежность). Причем, согласно взглядам народников, Россия все же должна была миновать капиталистическую стадию развития и, через революцию, прийти к социализму.

На этой почве стали формироваться народнические  кружки, члены которых вели пропагандистскую деятельность и участвовали в  акциях «хождения в народ». С разочарованием в возможности крестьянской революции, народники стали переходить к  террористическим методам борьбы с самодержавием, к марксизму в плане идеологии.

Информация о работе Социализм России 19 века