Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:36, реферат
Русский крестьянский социализм как политико-правовое учение является частью учения под названием утопический социализм.
Утопический социализм - принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.
Введение 3
1 Идейные истоки русского крестьянского социализма 5
2 Историческая эпоха, породившая русский
крестьянский социализм 10
3 Яркие представители русского крестьянского социализма 14
Заключение 20
Библиографический список 22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Идейные истоки
русского крестьянского
2 Историческая эпоха, породившая русский
крестьянский социализм 10
3 Яркие представители
русского крестьянского
Заключение 20
Библиографический
список 22
Введение
Русский
крестьянский социализм как политико-
Утопический социализм - принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.
Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.
Предшественниками идей утопического социализма в России в конце XVIII - начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Особенно широкое распространение получили эти идеи в 30-40-е годы XIX века.
Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, возникшие под влиянием трудов Сен-Симона и Фурье, положили начало социалистической традиции в русской общественной мысли.
В то же время ранний русский утопический социализм представлял собой разновидность христианского социализма (В.С. Печерин и др.).Такой «религиозный» социализм продолжал существовать и позже - среди некоторых петрашевцев и народников, а также членов Кирилло-Мефодиевского общества.
В 1840-х годах среди наиболее ярких представителей русского домарксистского социализма мы видим А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, В. Г. Белинского, М. В. Петрашевского, В. А. Милютина. Суть социалистического учения они понимали как антропологическую идею природы, полной реализацией которой только и может быть социализм, и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства.
Наиболее глубокая концепция русского утопического социализма была разработана Н. Г. Чернышевским, которого В. И. Ленин считал величайшим представителем утопического социализма в России. В 70 - 80-е годы представители утопического социализма также заимствовали у марксизма его отдельные идеи(П. Л. Лавров и др.).
Собственно, в 60 - 70-е годы XIX века в России, в результате длительных социально-теоретических исканий, возникает особая разновидность утопического социализма - «русский», или крестьянский социализм, получивший название народничества и в рамках которого в основном и происходило развитие социалистической идеи в России во 2-й половине XIX века. Впрочем, иногда рассматривались и иные возможности строительства социалистического общества - например, через создание крупной промышленности(Д. И. Писарев и др.).
В.И.Ленин,
изучавший русское народничество, выделял
три его характерные черты: 1) признание
капитализма в России упадком, регрессом,
2) признание самобытности русского экономического
строя вообще и крестьянина с его общинной
артелью и т.п. в частности, 3) игнорирование
связи «интеллигенции» и юридико-политических
учреждений в стране с материальными интересами
определенных общественных классов.
1. Идейные
истоки русского крестьянского
социализма
Учение о русском крестьянском социализме зародилось в среде русской мыслящей дворянской интеллигенции и питалось фактами окружающей ее действительности, а также под влиянием западной литературы по политической экономии.
В числе известных мыслителей, экономистов первой половины XIX в. - П.И. Пестель, Н. И. Тургенев, Н. М. Муравьев, В. Ф. Раевский и др. В произведениях П. И. Пестеля («Русская правда», «Дележ земель» и др.), Н. И. Тургенева («Опыт теории налогов»), Н. М. Муравьева («Конституция»), В. Ф. Раевского («О рабстве крестьян») и др. разрабатывались вопросы политической и экономической программы, содержалось ее теоретическое обоснование. В них рассматривались проблемы политической экономии.
В архиве П. И. Пестеля была обнаружена рукопись неизвестного автора «Практические начала политической экономии», включающая две части: 1) земледелие, 2) фабрика (здесь рассматривались вопросы торговли). В рукописи была предпринята попытка применить идеи западной политэкономии для обоснования программы капиталистического развития экономики России.
Главное место в трудах русских ученых занимали аграрные проблемы. В аграрном проекте Пестеля предусматривались уничтожение крепостного права, ликвидация монополии помещиков на землю со значительным сокращением их землевладения. Пестель предлагал конфисковать часть земли у помещиков с частичным выкупом, установить максимальные размеры земельного владения, разрешить частную собственность крестьян на землю, создать общественный земельный фонд, из которого наделять нуждающихся для ведения своего хозяйства.
Период кризиса крепостничества характеризуется огромным подъемом общественной мысли в России. Этот подъем выразился прежде всего в появлении и сравнительно широком распространении идей социализма.
В эпоху кризиса крепостничества русская экономическая мысль развивалась в неразрывной связи с борьбой вокруг вопроса о крепостной зависимости.
Создателем
теории крестьянского (русского) социализма
традиционно считается
Зародыш социализма Герцен видел в крестьянской общине. Потеряв веру в победу революции в Западной Европе после поражения революции 1848 года, он возлагал свои надежды на Россию. В 1851 году в статье «Русский народ и социализм» Герцен утверждал, что именно русский народ таит в себе основы социализма. По его мнению, Россия с её крестьянской общиной ближе к социализму, чем страны Западной Европы.
Под социализмом Герцен имел в виду: 1) право крестьян на землю, 2) общинное землевладение, 3) мирское самоуправление. Он намечал создание такого общества посредством использования готовых частичек зародышей социализма, которые, по его мнению, содержала крестьянская община.
По убеждению мыслителя Россия сильно стала отличаться от Запада, т.к. здесь была крестьянская община, в которой все вопросы решались сообща, на мирском сходе, а труд имел совместный характер. В этом смысле крестьянская община представляет собой как бы «инстинктивный коммунизм», и это должно было помочь России избежать буржуазной стадии развития с ее острыми социальными противоречиями (высокая степень эксплуатации наемного труда, безработица, низкий уровень жизни большой части трудящихся и т.д.).
Но, с другой стороны, индивид, по мнению А.И. Герцена, был подавлен общиной, поглощен ею. Поэтому общину следует «оплодотворить» западной наукой и иными достижениями цивилизации - политической свободой, правовыми нормами. Тогда русский социализм станет, по убеждению А.И. Герцена, соединением «храма науки» с «цехом человечества», т.е. с народными массами.
Для создания такого социализма потребуется новый человек, способный своим личным участием творить новые отношения, а не слепо копировать чужой опыт и решения.
Насилием можно лишь расчистить место для будущего, но никак невозможно создать новое общество. Для этого необходимо развитое народное сознание. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри… Наша сила, - писал Герцен, - в силе мысли, в силе правды, в силе слова, в исторической попутности». Социализм Н.Г. Чернышевского так же не вышел за рамки утопического.
В своей аграрной программе Чернышевский исходил из необходимости полной ликвидации помещичьей собственности на землю, помещичьего землевладения. Земля должна была стать государственной собственностью с передачей ее в пользование крестьянским общинам. Требование национализации земли составляло важнейший пункт его аграрной программы. Помещичьи хозяйства ликвидировались и заменялись крестьянскими. Но такие хозяйства представляли только первый шаг на пути создания новой экономической системы.
В дальнейшем предусматривался переход к крупным коллективным хозяйствам, которые в состоянии обеспечить прогресс производства, основанного на широком применении достижений науки и техники. Осуществление такой программы Чернышевский связывал с народной революцией.
В решении аграрной проблемы значительное место отводилось крестьянской общине. Отношение к ней изложено Чернышевским в ряде произведений, в частности, в статьях «О поземельной собственности», «Критика философских предупреждений против общинного владения», «Суеверие и правила логики» и др.
Учитывая
сохранение крестьянской общины в России,
Чернышевский считал необходимым использовать
ее в социально-экономических
Выступая
за полное уничтожение класса помещиков,
национализацию земли, он считал, что
на основе общины следует строить
систему землевладения и
Во второй половине XIX века сельская община оказалась в центре дискуссий по вопросам общественного развития России. Общине были присущи элементы демократии, порой защищавшие крестьянскую массу как от произвола помещиков и правительства, так и от нарождавшихся кулаков-односельчан.
Теория «крестьянского» социализма носила утопический характер. Позднее на ее основе была создана народническая идеология.
В учениях народников в разной форме и с различной политической направленностью представлены идеи: критика буржуазной действительности с точки зрения мелкого производителя; определение крестьянства как ведущей социальной группы общества, а интеллигенции как лидера социального движения и др.
Идеологии русских народников присущи идейная противоречивость, многообразие мировоззренческих позиций, различие политических ориентаций - от либерально-буржуазных до революционно-демократических.
Центральным звеном системы взглядов народничества, явилась теория некапиталистического пути развития России, идея перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины.
Подобная
перспектива предусматривала
В конце 60-70-х гг. XIX века теоретическим обоснованием идеи некапиталистического пути развития становится субъективная социология (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др.). Она провозглашала движущей силой исторического прогресса «критически мыслящие личности», интеллигенцию. Последняя характеризовалась как носитель просвещения, нравственного сознания (идея «долга перед народом»), идеалов справедливого социального общежития. Данная концепция - осознанно или неосознанно - разделялась большинством деятелей народничества.
Возникшая как реакция передовой интеллигенции на обнаружившуюся в годы революционной ситуации 1859-1861 гг. неспособность крестьянских масс подняться на революцию, субъективная социология по своему социальному содержанию отражала революционно-демократические тенденции. Вместе с тем в теоретическом отношении она была несостоятельной, шагом назад по сравнению с взглядами Герцена и Чернышевского.
В
80-х XIX в. в народничестве получил
развитие «экономический