Социализм России 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:36, реферат

Описание работы

Русский крестьянский социализм как политико-правовое учение является частью учения под названием утопический социализм.
Утопический социализм - принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.

Содержание

Введение 3
1 Идейные истоки русского крестьянского социализма 5
2 Историческая эпоха, породившая русский
крестьянский социализм 10
3 Яркие представители русского крестьянского социализма 14
Заключение 20
Библиографический список 22

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Народничество, идеология и движение разночинной  интеллигенции, господствовали на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861-1895гг.) и отражали интересы крестьянской демократии. Соединяя радикальную буржуазно-демократическую антифеодальную программу с идеями утопического социализма, народничество одновременно выступало и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны.

     С момента зарождения в народничестве  наметились две тенденции - революционная  и либеральная. В 60-80-х гг. революционные  народники разными путями стремились к крестьянской революции. С середины 1880-х гг. либеральное народничество, ранее не игравшее существенной роли, стало господствующим направлением.

     Народничество исчерпало свою революционность  и было идейно разгромлено марксизмом. С началом пролетарского этапа  ведущая роль в освободительном движении перешла к рабочему классу во главе идеологами марксизма.

  В движении народничества участвовали представители многих национальностей России, идеология народничества своеобразно преломлялась в условиях различных национальных районов страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Историческая  эпоха, породившая русский крестьянский  социализм. 

     В первой половине XIX века в России был  представлен комплекс разнородных  хозяйственных укладов, явившийся  результатом разложения крепостнического способа производства. В промышленности сочетались крепостная (вотчинная и посессионная) мануфактура с принудительным трудом, капиталистическая мануфактура на вольнонаемном труде, капиталистическая фабрика, городское и деревенское ремесла. В этом пестром сочетании наметилась победа капиталистической фабрики не только над крепостной, но и над капиталистической мануфактурой. Но феодальные преграды развитию промышленности не были уничтожены. Это сказывалось в необеспеченности рабочей силой предприятий, в платеже дани феодалам в виде относительно высокой заработной платы, в которую входил оброк, в узости рынка вследствие господства крепостнических отношений в стране. Крепостничество стало барьером, задерживавшим рост капиталистической промышленности.

     В сфере сельского хозяйства трудности развития капитализма были несравненно большими. В середине XIX века в сельском хозяйстве стали распространяться отношения капиталистического типа, но возникшие такого рода отношения существовали наряду с крепостническими, не заменяя их.

     В конце 50-х годов XIX в России возникла революционная ситуация.

Революционная ситуация в стране означает обстановку возможного взрыва (что составляет опасность для правящего режима) и многочисленные факты недовольства существующим положением различных слоев населения.

     В 50-е годы заметно обострились  нужда и тяготы народных масс: Ответом  на ухудшение положения народных масс стало крестьянское движение, которое по своему накалу, масштабам  и формам заметно отличалось от выступлений  предыдущих десятилетий и вызывало сильное беспокойство в Петербурге.

     После поражения в Крымской войне, в  условиях нарастающего революционного подъема обострился кризис верхов, проявившийся, в частности, в активизации  либерально-оппозиционного движения среди  части дворянства, недовольной военными неудачами, отсталостью России, понимавшей необходимость политических и социальных перемен.

     В правительственных кругах не было единства по вопросу о дальнейшей судьбе России. Здесь образовались две противостоящие группы: старая консервативная бюрократическая верхушка (начальник III отделения В.А.Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н.Муравьев и др.), активно противившаяся проведению буржуазных преобразований, и сторонники реформ (министр внутренних дел С.С. Ланской, Я.И.Ростовцев, братья Н.А. и Д.А. Милютины).

     Крымская  война поставила правительство  перед выбором: либо сохранить существовавшие в стране крепостнические порядки  и как следствие этого в  конечном счете в результате политической и финансово-экономической катастрофы потерять не только престиж и положение великой державы, но и поставить под угрозу существование самодержавия в России, либо приступить к проведению буржуазных реформ, первостепенной из которых была отмена крепостного права.

     Таким образом, общественная ситуация, когда рамки старых производственных отношений уже не соответствовали развитию производительных сил, привела к возникновению первой революционной ситуации в России на рубеже 50-60-х годов XIX в.

Интересы  российского крестьянства нашли  свое отражение прежде всего в идеологии нового поколения революционной интеллигенции.

     В 50-х годах образовались два центра, возглавившие революционно-демократическое  движение в стране.

     Во  главе первого (эмигрантского) стоял  А.И.Герцен, основавший в Лондоне  «Вольную русскую типографию» (1853). С 1855 года он начал издавать непериодический сборник «Полярная звезда», а с 1857 года - совместно с Н.П.Огаревым - пользовавшуюся огромной популярностью газету «Колокол».

     В изданиях Герцена была сформулирована программа социальных преобразований в России, включавшая освобождение крестьян от крепостного права с землей и за выкуп.

Первоначально издатели «Колокола» верили в либеральные  намерения нового императора Александра II (1855-1881) и возлагали определенные надежды на разумно проведенные реформы «сверху». Однако по мере подготовки проектов отмены крепостного права иллюзии рассеивались, и на страницах лондонских изданий в полный голос зазвучал призыв к борьбе за землю и демократию.

     Второй  центр возник в Петербурге. Во главе  его стояли ведущие сотрудники журнала «Современник» Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов, вокруг которых сплотились единомышленники из революционно-демократического лагеря (М.Л.Михайлов, Н.А.Серно-Соловьевич, Н.В.Шелгунов и др.). Подцензурные статьи Н.Г.Чернышевского были не столь откровенны, как публикации А.И.Герцена, но отличались своей последовательностью.

     Н.Г.Чернышевский считал, что при освобождении крестьян земля должна передаваться им без  выкупа, ликвидация самодержавия в  России произойдет революционным путем.

В канун  отмены крепостного права наметилось размежевание революционно-демократического и либерального лагерей. Либералы, признававшие необходимость реформ «сверху», видели в них, прежде всего, возможность  предотвратить революционный взрыв  в стране.

     С 60-х годов XIX в. Россия вступила в  новый революционно-демократический  или разночинский этап в освободительном  движении. Разночинцы (выходцы из разных сословий общества, люди «разного чина») - представители демократической  интеллигенции и в 40-50-е годы играли заметную роль в русском общественном движении, теперь же они возглавили это движение, которое было направлено на устранение феодально-крепостнических пережитков в стране.

     Объективно  идеология и тактика разночинцев  отражала борьбу крестьянских масс, а главным вопросом, стоявшим в 60-е годы, было участие в народной революции, которая покончила бы с самодержавием, помещичьим землевладением, сословными ограничениями.

     Результатом этих усилий явилось создание в Петербурге «Русского центрального народного комитета» (1862), а также местных отделений организации, получившей название «Земля и воля». В состав организации входили несколько сотен членов, а отделения, кроме столицы, существовали в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Твери и других городах.

     По  мнению членов организации, крестьянское восстание должно было вспыхнуть в России весной 1863 года, когда истекал срок для составления уставных грамот (один из этапов осуществления реформы).

     Деятельность  общества была направлена на агитацию и пропаганду, которые должны были придать будущему выступлению организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс. Была налажена нелегальная издательская деятельность, создана типография в России, активно использовалась типография А.И.Герцена.

  Предпринимались попытки скоординировать русское и польское революционное движение. Однако польское восстание 1863-1864 гг. закончилось поражением, крестьянское восстание в России не произошло, а «Земля и воля» оказалась не в состоянии организовать революционное выступление. Уже летом 1862 года самодержавие перешло в наступление. Были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», проведены аресты в Петербурге, Москве и других городах. Часть революционеров, спасаясь от преследований, эмигрировала. Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, Н.А.Серно-Соловьевич были арестованы (Чернышевский, осужденный на каторжные работы, провел на каторге и в ссылке 20 лет). В 1864 году общество, ослабленное арестами, но так и не раскрытое, самораспустилось.

     Первая  революционная ситуация в России не завершилась революцией в силу отсутствия необходимого субъективного фактора: наличия класса, способного стать гегемоном в ходе назревавшей буржуазной революции.

     В результате правительственных репрессий  в середине 60-х годов существенно  изменилась обстановка в демократической среде. В движении наметился идейный кризис, который выплеснулся и на страницы демократической печати. Поиски выхода из кризиса приводили к дискуссиям о перспективах движения (полемика «Современника» и «Русского слова»), созданию новых кружков (Н.А. Ишутина и И.А.Худякова, Г.А.Лопатина). Один из членов кружка Ишутина, Д.В.Каракозов, 4 апреля 1866 года в Петербурге стрелял в Александра II. Однако ни казнь Каракозова, ни последовавшая за ней полоса правительственного террора, не прервали ни революционного движения, ни идейных исканий русских демократов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Яркие  представители русского крестьянского  социализма 

     Герцен  Александр Иванович родился в семье богатого помещика Ивана Алексеевича, Мать — 16-летняя немка Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг, дочь мелкого чиновника, делопроизводителя в казённой палате в Штутгарте. Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом: Герцен — «сын сердца» (от нем. Herz).

     В юности Герцен получил обычное дворянское воспитание на дому, основанное на чтении произведений иностранной литературы, преимущественно конца XVIII века. Французские романы, комедии Бомарше, Коцебу, произведения Гёте, Шиллера с ранних лет настроили мальчика в восторженном, сентиментально-романтическом тоне. Систематических занятий не было, но гувернёры — французы и немцы — сообщили мальчику твёрдое знание иностранных языков. Благодаря знакомству с творчеством Шиллера, Герцен проникся свободолюбивыми стремлениями, развитию которых много содействовал учитель русской словесности И. E. Протопопов, приносивший Герцену тетрадки стихов Пушкина: «Оды на свободу», «Кинжал», «Думы» Рылеева и пр., а также Бушо, участник Французской революции, уехавший из Франции, когда «развратные и плуты» взяли верх. К этому присоединилось влияние Тани Кучиной, молоденькой «корчевской кузины» Герцена (в замужестве Татьяна Пассек), которая поддерживала детское самолюбие молодого фантазёра, пророча ему необыкновенную будущность.

     Уже в детстве Герцен познакомился и подружился с Огарёвым. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело известие о восстании декабристов. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты о революционной деятельности; во время прогулки на Воробьёвых горах, мальчики поклялись бороться за свободу.

     Уже в 1829—1830 годах Герцен написал философскую  статью о Валленштейне Ф. Шиллера. В  этот юношеский период жизни Герцена  его идеалом был Карл Моор —  герой трагедии Ф. Шиллера «Разбойники» (1782).

     Герцен  грезил дружбой, мечтал о борьбе и  страданиях за свободу. В таком настроении Герцен поступил в Московский университет  на физико-математическое отделение, и  здесь это настроение ещё более  усилилось. В университете Герцен принимал участие в так называемой «маловской истории», но отделался сравнительно легко — заключением, вместе со многими товарищами, в карцере. Университетское преподавание велось тогда плохо и мало принесло пользы; только Каченовский своим скептицизмом да Павлов, умудрявшийся на лекциях сельского хозяйства знакомить слушателей с немецкой философией, будили молодую мысль. Молодёжь была настроена, однако, довольно бурно; она приветствовала Июльскую революцию (как это видно из стихотворений Лермонтова) и другие народные движения (много содействовала оживлению и возбуждению студентов появившаяся в Москве холера, в борьбе с которой деятельное и самоотверженное участие приняла вся университетская молодёжь). К этому времени относится встреча Герцена с Вадимом Пассеком, превратившаяся потом в дружбу, установление дружеской связи с Кетчером и др. Кучка молодых друзей росла, шумела, бурлила; допускала по временам и небольшие кутежи, вполне невинного, впрочем, характера; усердно занималась чтением, увлекаясь по преимуществу вопросами общественными, занимаясь изучением русской истории, усвоением идей Сен-Симона и др. социалистов.

Информация о работе Социализм России 19 века