Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 08:59, курсовая работа
целью, а также объектом нашего исследования будет являться изучение права
России второй половины XVII века. А предметом нашего изучения станет нормативный акт середины XVII века – Соборное Уложение 1649 г.
Наше исследование будет основываться на методе историзма, а также опираться на принцип научности, основанный на достоверности источников, которые используются в нашей работе. Также необходимо определить промежуточные задачи, на которые будет опираться все наше исследование. Их несколько:
* определение предпосылок создания Уложения;
* общая характеристика документа;
* исследование норм гражданского права;
* исследование норм уголовного права;
* исследование норм процессуального права;
1. Введение……………………………………………………………………...3
2. Предпосылки и общая характеристика Соборного Уложения 1649 г……6
3. Нормы гражданского права в Уложении………………………………….10
3.1. Земельное право……………………………………………………..….10
3.2. Наследственное право…………………………………………………11
3.3. Обязательственное право……………………………………………..12
3.4. Семейное право…………………………………………………………14
4. Нормы уголовного права в Уложении……………………………………..16
4.1. Система преступлений……………………………………………..….16
4.2. Виды наказаний…………………………………………………………18
5. Нормы процессуального права в Уложении…………………………….…21
6. Заключение……………………………………………………………….…..23
Примечания…………………………………………………………………....…24
Список используемой литературы и цитируемых материалов…………….…25
Источники Уложения отчасти были указаны законодателем при назначении редакционной комиссии, отчасти взяты самими редакторами. Это:
Способы заимствования из вышеуказанных источников были разнообразны: иногда заимствовалось буквальное содержание, иногда бралась только система и порядок предметов, иногда заимствовался только предмет закона, а решение давалось свое.
Кодекс русского феодального права был построен по определенной системе, которая определялась общественно-политическими задачами, стоящими перед законодателями.
Первая
глава (9статей) посвящена борьбе с
преступлениями против основ вероучения
православной церкви, которая была
носителем идеологии
В главах II (22 статьи) и III (9 статей) дается характеристика преступлений, направленных против личности царя, его чести и здоровья, а также преступлений, которые совершаются на территории царского двора. Нормы, содержащиеся в этих главах, направлены
8
на охрану личности царя, его власти, на укрепление самодержавного строя.
IV (4 статьи) и V (2 статьи) главы выделяют в особый раздел такие преступления, как подделка документов, печатей, фальшивомонетчество.
Главы VI (6 статей), VII (32 статьи) и VIII (7 статей) характеризуют новые составы государственных преступлений, связанных с изменой отечеству, преступным деянием лиц военной службы, устанавливают порядок выкупа пленных.
Глава IX (20 статей) освещает финансовые вопросы, касающиеся как государства, так и частных лиц – феодалов.
В
главе X (287 статей) рассматриваются
главным образом вопросы
Глава XI (34 статьи) характеризует правовое положение крепостных и черносошных крестьян, а следующие за ней главы XII и XIII освещают вопросы подсудности духовенства и связанных с ним феодально-зависимых людей церковному и патриаршему суду и взаимоотношение этих судебных органов с государственным судом.
Главы XIV (10 статей) и XV (5 статей) о крестном целовании, как особом виде доказательств на судебном процессе и о “вершинных делах”, устанавливающих ряд положений о вынесении приговора, являются как бы продолжением главы 10.
Главы XVI (69 статей) и XVII (55 статей), посвященные вопросам феодального земельного права, феодальной собственности на землю – вотчинам и поместьям, прерывают рассмотрение непосредственно процессуальных вопросов предыдущих глав.
Глава XVIII (71 статья) говорит о печатных пошлинах, взимаемых в особом органе государственного управления – Печатном приказе.
Последующие за ней главы XIX (40 статей) и XX (119 статей) излагают нормы, относящиеся к правовому положению холопов, кабальных и посадских людей.
Главы XXI (104 статьи) и XXII (26 статей) содержат статьи, относящиеся к таким видам преступлений, как разбой и “татьба” (кража), и указание о применении в судебной практике мер наказания: смертной казни или других видах наказания.
Главы XXIII (3 статьи), XXIV (2 статьи) и XXV (21 статья) регулируют вопросы правового положения служилых военных людей – стрельцов, атаманов и казаков, а также содержат финансовые нормы, касающиеся деятельности государства в области кормчества.
Главы XXII, XXIV и XXV, в отличие от других, названы в Уложении “Указ”, что свидетельствует о внесении законодателями царских указов как особых глав.
9
Во второй половине XVII века возникают законы, дополняющие и изменяющие Уложение, а также законы – уставы уже с реформаторским направлением. Таковыми стали:
10
4. Нормы гражданского права в Уложении.
4.1. Земельное право.
В условиях зрелого феодализма и в обстановке высокого уровня развития товарно-денежных отношений необходимо было дальнейшее развитие и укрепление феодальной собственности на землю. В уложении детально прорабатываются две основные формы феодального землевладения – вотчины и поместья, а также связанные с ними гражданско-правовые отношения.
В
этот период получают юридическое закрепление
несколько сложившихся ранее
видов феодальной собственности. Первый
вид – собственность
11
случае жалованные вотчины мало, чем отличались от поместий. Но уже в 1628 году жалованные вотчины были приравнены к родовым.
Третий вид феодального землевладения – поместья. В тот период поместные выделы осуществлялись из княжеских (дворцовых) земель в пользу непосредственно связанных с княжеским двором лиц, феодал пользовался землей, пока служил. Уложением устанавливалось, что владельцами поместий могут быть и бояре и дворяне: “В Московском уезде быти поместьям: за бояры …, за околничими …, за дворяны из городов …” (статья 1 глава XVI). Однако в системе хозяйственных отношений поместья ничем не выделялось из ряда других хозяйственно-правовых форм (например, вотчин), что вызывало тенденцию к их сближению. Поместья давались за самые различные виды государственной службы. Обязательным первоначальным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с пятнадцати лет. По достижении этого возраста поступивший на службу сын помещика “припускался” к пользованию поместьем. По уходе в отставку помещика, поместье оставалось за ним до достижения сыновьями совершеннолетия. Пенсионные выдачи женщинам (вдовам помещиков и их дочерям) производились вплоть до смерти вдовы и детей. Допускался обмен поместий на вотчины (при соблюдении необходимых обменных эквивалентов), но только с санкции государства: “А продавать поместные земли в вотчину по государеву имянному указу, кого государь пожалует, а без государева имянного указу помещиком поместных их земель в вотчину никому не продавать” (статья 9, глава XVII). Также в соответствии со статьей 12 главы XVI Соборного Уложения разрешалась сдача поместий в аренду за деньги; также Уложение допускало обмен большего поместья на меньшее: “А меняти поместья московским всяких чинов людем с московскими же всяких чинов людьми” (статья 3 глава XVI), что давало возможность под прикрытием этой сделки продавать поместные владения.
Таким образом, Уложение санкционировало различные способы развития и расширения поместного землевладения, включая поддержку поисков и освоения помещиками запущенных земель. С другой стороны, Уложение подытожило и восполнило законодательные нормы прошлого, направленные на сближение поместий с вотчинами. Поместье из средства обеспечения государевой службы становилось средством обеспечения помещиков как служилого сословия. Уложение закрепляло принцип: “не по службе поместье, а по поместью служба”.
4.2. Наследственное право.
Соборному
Уложению известно наследование по закону
и завещание. При этом главное
внимание уделялось праву наследования
земли. Завещание оформлялось письменно
и в
случае неграмотности завещателя подписывалось
свидетелями и подтверждалось церковными
властями. В статьях 1 – 4 главы XVII Соборного
Уложения регламентируется право наследования
родовых и выслуженных вотчин. При наличии
у вотчинника детей вотчины наследуют
сыновья, дочери же получают на прожиток
из поместий отца. В случае смерти бездетных
сыновей вотчины переходили к их сестрам.
Но если у умершего вотчинника сыновей
не было, его родовые и выслуженные вотчины
наследовали дочери и сестры, включая
замужних. Наследниками вотчин после дочерей
становятся их дети и внуки. Вдова могла
наследовать только часть выслуженной
или наследованной вотчины “на прожиток”,
т. е. в пожизненное пользование.
В статьях 5 – 8 регламентируется право наследования купленных вотчин. Уложение предусматривает три варианта наследования родовых вотчин. Если умерший вотчинник располагал только купленными вотчинами, то они делились между его наследниками – детьми от всех законных браков и женой – поровну “купленная вотчина дати жене и детям его всем, розделя по жеребьям, по скольку на жеребей достанется” (статья 5).Бездетные жены могли по завещанию наследовать купленные вотчины ограниченно. В случае выхода замуж или пострижения в монастырь вотчина передавалась братьям умершего мужа, а за их отсутствием в его род: “А будет которые люди отходя сего света вотчины свои купленыя напишут в духовных своих, женам своим бездетным, будет жены их после их замужь не пойдут, а будет жены их пойдут замужь, и им до тех вотчин дела нет, а отдать те их вотчины братьям их, или в род” (статья 7). Кроме того, вдова завещателя получала четверть движимого имущества и собственное приданное, внесенное ею в семейный бюджет при вступлении в брак.
Порядок наследования поместий
определялся XVI главой Соборного
Уложения. Поместья переходили по
наследству сыновьям. Вдова и
дочери получали часть
Итак, путем наследования земельной собственности, закрепленным в Соборном Уложении, достигалось материальное обеспечение класса феодалов в целом.