Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:24, реферат
С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств среднего
и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от государева и помещичьего угнетения, и эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей
из центра, тем тяжелее давило государственно-помещичье бремя на оставшихся. Рост поместного землевладения отдавал все большее количество крестьян под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности и стремиться всеми способами закрепить за собой наличное крестьянское население своих имений. Положение холопов "полных" и "кабальных" всегда было достаточно тяжелым, а в конце 16 в. число кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода.
Предпосылки и причины смуты……………………………………………………….......... 3
Царь Борис Годунов и Лжедмитрий 1 (1598-1606) ……………………………………….. 3
Василий Шуйский и социальная смута. "Тушинский вор"………………………………... 5
Королевич Владислав. Поляки в Москве. Патриарх Гермоген..…………………………... 7
Первое земское ополчение..……………………………………………………….................. 8
Второе земское ополчение (Минин и Пожарский). Освобождение Москвы и избрание
на царство Михаила Романова.………………………………………………………............. 8
Общий ход Смуты, ее характер и последствия.………………………………………........... 10
Литература.………………………………………...................................................................... 12
В период так
называемого междуцарствия (1610-1613 гг.)
положение Московского государства казалось
совершенно безвыходным. Поляки занимали
Москву и Смоленск, шведы - Великий Новгород;
шайки иноземных авантюристов и своих
"воров" разоряли несчастную страну,
убивали и грабили мирное население. Когда
земля стала "безгосударной", политические
связи между отдельными областями порвались,
но все же общество не распалось: его спасли
связи национальные и религиозные. Городские
общества центральных и северных областей,
возглавляемые своими выборными властями,
становятся носителями и проповедниками
национального сознания и общественной
солидарности. В своей переписке города
призывают одни других "быти в любви
и в совете и в соединении друг с другом",
и "в том крест целовати меж себя, что
нам с вами, а вам с нами и ожить и умереть
вместе", и за "истинную христианскую
веру на разорителей нашея християнские
веры, на польских и литовских людей и
на русских воров стояти крепко", а потом
"выбрати бы нам на Московское государство
государя всею землею Российской державы".
Вожди нижегородского ополчения, со своей
стороны, призывают города соединиться,
"чтоб нам, по совету всего государства,
выбрати общим советом государя, чтоб
без государя московское государство
до конца не разорилося"..., "и выбрати
б нам государя все Землею...всемирным
советом".
Смутное время
было не столько революцией, сколько
тяжелым потрясением жизни
или же были побиты "литовскими людьми"
и "воровскими людьми". В социальном
составе общества Смута произвела дальнейшее
ослабление силы и влияния старого родовитого
боярства, которое в бурях Смутного времени
частью погибло или было разорено, а частью
морально деградировало и дискредитировало
себя своими интригами, "шалостью"
и своим союзом
с врагами государства.
В отношении политическом смутное время - когда Земля, собравшись с силами, сама восстановила разрушенное государство, - показало воочию, что государство Московское не было созданием и "вотчиною" своего "хозяина" - государя, но было общим делом и общим созданием "всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия".