Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:24, реферат
С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств среднего
и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от государева и помещичьего угнетения, и эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей
из центра, тем тяжелее давило государственно-помещичье бремя на оставшихся. Рост поместного землевладения отдавал все большее количество крестьян под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности и стремиться всеми способами закрепить за собой наличное крестьянское население своих имений. Положение холопов "полных" и "кабальных" всегда было достаточно тяжелым, а в конце 16 в. число кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода.
Предпосылки и причины смуты……………………………………………………….......... 3
Царь Борис Годунов и Лжедмитрий 1 (1598-1606) ……………………………………….. 3
Василий Шуйский и социальная смута. "Тушинский вор"………………………………... 5
Королевич Владислав. Поляки в Москве. Патриарх Гермоген..…………………………... 7
Первое земское ополчение..……………………………………………………….................. 8
Второе земское ополчение (Минин и Пожарский). Освобождение Москвы и избрание
на царство Михаила Романова.………………………………………………………............. 8
Общий ход Смуты, ее характер и последствия.………………………………………........... 10
Литература.………………………………………...................................................................... 12
Однако вмешательство
шведов в русские дела вызвало
вмешательство короля польского
Сигизмунда, который поставил Шуйскому
в вину союз со Швецией и решил использовать
московскую смуту в интересах Польши.
В сентябре 1609 г. он перешел с большим войском
и осадил сильную русскую крепость Смоленск.
В своих обращениях к русскому населению
король возвещал, что он пришел не для
того, чтобы проливать русскую кровь, но
для того, чтобы прекратить смуты, междоусобия
и кровопролитие в несчастном Московском
государстве.
Но смоляне во главе со своим воеводой
Шеиным не поверили королевским словам
и в течение 21 месяца оказывали королю
упорное героическое сопротивление.
Приближение Скопина
Шуйского и ссоры с поляками заставили
Тушинского вора осенью 1609 г. оставить
Тушин и бежать в Калугу. Тогда русские
тушинцы, оставшиеся без своего царя, послали
послов под Смоленск к польскому королю
Сигизмунду и заключили с ним в феврале
1610 г. договор о принятии на царство его
сына, королевича Владислава.
В марте 1610 г. тушинский
лагерь был покинут всеми его обитателями,
которые разошлись
в разные стороны, и Скопин-Шуйский торжественно
вступил в освобожденную Москву. Москва
радостно приветствовала молодого воеводу
и ожидала от него новых подвигов и успехов
в борьбе против неприятелей, но в апреле
Скопин внезапно заболел и умер (по слухам
от отравы).
Между тем от
западной границы к Москве двигалось
польское войско под командой гетмана
Жолкевского; при с. Клушино Жолкевский
встретил и разбил московское войско,
бывшее
под командой царского брата, князя Дмитрия
Шуйского, и приблизился к самой Москве.
С другой стороны к Москве подходил из
Калуги «Тушинский вор». Город был в тревоге
и в смятении, царь Василий потерял всякое
доверие и авторитет, 17 июля 1610г. он был
свергнут с престола, а 19-го насильственно
пострижен в монахи.
После свержения
Шуйского в Москве наступило междуцарствие.
Во главе правительства оказалась
боярская дума -"князь Ф.И.Мстиславский
с товарищи" (так называемая "семибоярщина").
Однако, это боярское правление не могло
быть длительным и прочным. Приближение
«Тушинского вора», за которым шел призрак
социального переворота и анархии, пугало
всех бояр и всех "лучших людей". Чтобы
избавиться от вора и его притязаний бояре
решили избрать на московский престол
польского королевича Владислава.
После того, как
Жолкевский принял предложенные Владиславу
условия, Москва 27 августа торжественно
присягнула королевичу Владиславу как
своему будущему государю с условием,
что он обещает охранять православную
веру. На последнем условии категорически
настаивал патриарх Гермоген, который
не допускал возможности занятия московского
престола
не православным.
Лжедимитрий был
прогнан от Москвы и снова бежал
в Калугу с Мариной и казачьим атаманом
Заруцким. К королю Сигизмунду под Смоленск
было послано посольство, во главе которого
стояли митрополит Филарет и князь Василий
Голицын; посольству было поручено настаивать,
чтобы королевич Владислав принял православие
и без промедления ехал в Москву, а королю
со своим войском было предложено выйти
из пределов Московского государства.
Однако планы
Сигизмунда были другие: он не хотел
отпускать молодого сына в Москву,
тем более не хотел позволить
ему принять православие; он намеревался
сам занять московский престол, но пока
не открывал своих планов. Поэтому русское
посольство под Смоленском было вынуждено
вести длительные и бесплодные переговоры,
в которых король, со своей стороны, настаивал,
чтобы послы со своей стороны побудили
"смоленских сидельцев" к сдаче.
Между тем Москва
в сентябре 1610 г. с согласия бояр была
занята польским войском Жолкевского,
который скоро уехал оттуда передав команду
Гонсевскому. Во главе гражданского правительства
стали боярин Михаил Салтыков и "торговый
мужик" Федор Андронов, которые
и пытались управлять страной от имени
Владислава. Летом (в июле) 1611г. был занят
шведами Новгород Великий почти без сопротивления
жителей, что дополняет печальную картину
общего морального упадка и разложения.
Польская оккупация
Москвы затягивалась, Владислав не
принимал православия и не ехал
в Россию, правление поляков и польских
клевретов в Москве возбуждало все большее
неудовольствие, но его терпели как меньшее
зло, ибо присутствие польского гарнизона
в столице делало ее недоступной для Тушинского
(теперь Калужского) вора. Но в декабре
1610 г. Вор был убит в Калуге, и это событие
послужило поворотным пунктом в истории
Смуты. Теперь
у служилых людей, и у "земских" людей
вообще и у тех казаков, у которых жило
национальное сознание и религиозное
чувство, оставался один враг, тот, который
занимал русскую столицу иноземными войсками
и угрожал национальному русскому государству
и православной русской вере.
Во главе национально-
Он твердо заявляет, что если королевич
не примет православия, а "литовские
люди" не уйдут
из Русской земли, то Владислав нам не
государь. Когда его словесные доводы
и увещания
не оказали действия на поведение противной
стороны, Гермоген стал обращаться к русским
людям с прямыми призывами к восстанию
на защиту церкви и отечества. Впоследствии,
когда патриарх был подвергнут заключению,
его дело продолжали монастыри, Троице-Сергиев
и Кирилло-Белозерский, рассылавшие по
городам свои грамоты с призывами к соединению
и "великому стоянию" против врагов
за святую православную веру и за свое
отечество.
Голос патриарха
Гермогена был скоро услышан.
Уже в самом начале 1611 г. начинается
широкое патриотическое движение в стране.
Города переписываются между собою, чтоб
всем прийти
в соединение, собирать ратных людей и
идти на выручку к Москве. "Главный двигатель
восстания... был патриарх, по мановению
которого, во имя веры, вставала и собиралась
Земля".
Весною 1611 г. к
Москве подступило земское ополчение
и начало его осаду. В это время
король Сигизмунд прекратил
Значительная
часть Москвы в марте 1611 г. подверглась
разгрому и сожжению со стороны польского
гарнизона, желавшего предупредить восстание,
причем было избито несколько тысяч жителей.
Пришедшее под Москву земское ополчение
состояло из двух различных элементов:
это были, во-первых, дворяне и дети боярские,
во главе которых стоял знаменитый в то
время рязанский воевода Прокопий Ляпунов,
а во-вторых, казаки, во главе которых стояли
бывшие тушинские бояре, князь Д. Трубецкой
и казачий атаман Иван Заруцкий. После
многих разногласий и раздоров, воеводы
и ополчения договорились между собою
и 30-го июня 1611 г. составили общий приговор
о составе и работе нового земского правительства
- из Трубецкого, Заруцкого и Ляпунова,
которых "выбрали всею землею" для
управления "земскими и ратными делами".
Однако приговор 30 июня не устранил антагонизма между дворянами и казаками и личного соперничества между Ляпуновым и Заруцким. Дело кончилось тем, что казаки, подозревая Ляпунова во враждебных умыслах, вызвали его в свой круг для объяснения и здесь зарубили его. Оставшись без вождя и напуганные казацким самосудом, дворяне и дети боярские в большинстве разъехались из-под Москвы по домам. Казаки оставались в лагере под Москвой, но они были недостаточно сильны, чтобы справиться с польским гарнизоном.
Неудача первого
земского ополчения огорчила, но не
обескуражила земских людей.
В провинциальных городах скоро снова
началось движение за организацию нового
ополчения
и похода на Москву. На этот раз исходным
пунктом и центром движения стал Нижний
Новгород во главе с его знаменитым земским
старостою Кузьмою Мининым, который в
сентябре 1611 г. выступил в нижегородской
земской избе с горячими призывами помочь
Московскому государству, не жалея никаких
средств и никаких жертв. Городской совет,
из представителей всех слоев населения,
руководил начальными шагами - сбором
средств и призывом ратных людей. Начальником
земского ополчения был приглашен "стольник
и воевода" Дмитрий Михайлович Пожарский,
способный военачальник и человек с незапятнанной
репутацией; хозяйственную и финансовую
часть взял на себя "выборный человек
всей землею" Кузьма Минин. В ноябре
движение, начатое Нижним, охватило уже
значительный приволжский район,
а в январе ополчение двинулось из Нижнего
сначала к Костроме, а потом к Ярославлю,
куда оно прибыло к началу апреля 1612 г.,
встречая по пути живейшее сочувствие
и поддержку
со стороны населения.
Узнав о движении
нижегородского ополчения, М. Салтыков
со своими приспешниками потребовали
от патриарха Гермогена, чтобы он написал
грамоту с запрещением нижегородцам идти
к Москве. "...Он же рече им:"да будет
им от Бога милость и от нашего смирения
благословление; на вас же изменниках
да излиется от Бога гнев и от нашего смирения
будьте прокляты в сем веце и в будущем";
и оттоле на чаша его гладом томити и умре
от глада в 1612 году февраля в 17 день, и погребен
в Москве в Чудове монастыре".
Земское ополчение
оставалось в Ярославле около 4-х
месяцев; это время прошло в напряженной
работе над восстановлением порядка
в стране, над созданием центральных
правительственных учреждений, над собиранием
сил и средств для самого ополчения. Вокруг
ополчения объединилось больше половины
тогдашней России; в городах работали
местные советы
из представителей всех слоев населения,
а из Ярославля назначали в города воевод.
В самом Ярославле образовался земский
собор, или совет всея земли, из представителей
с мест
и представителей от служебных людей,
составлявших ополчение; этот совет и
был временной верховной властью в стране.
Помня судьбу Ляпунова
и его ополчения, Пожарский не спешил идти
к Москве, пока не соберет достаточно сил.
В конце июля ополчение Пожарского двинулось
из Ярославля к Москве. Услыхав о его движении,
атаман Заруцкий, увлекши с собой несколько
тысяч "воровских" казаков, ушел из-под
Москвы в Калугу, а Трубецкой с большинством
казацкого войска остался, поджидая прихода
Пожарского. В августе ополчение Пожарского
подошло к Москве, а через несколько дней
к Москве подступил польский гетман Ходкевич,
шедший на помощь польскому гарнизону
в Москве, но был отражен и вынужден отступить.
В сентябре подмосковные
воеводы договорились, "по челобитью
и приговору всех чинов людей",
чтобы им вместе "Москвы доступать
и Российскому государству во
всем добра хотеть безо всякой хитрости",
и всякие дела делать заодно, а грамоты
от единого правительства писать отныне
от имени обоих воевод, Трубецкого и Пожарского.
22-го октября
казаки пошли на приступ и
взяли Китай-город, а через
несколько дней сдались,
в освобожденную Москву при звоне колоколов
и ликовании народа.
Временное правительство
Трубецкого и Пожарского созвало
в Москву выборных из всех городов
и из всякого чина людей "для
земского совета и для государственного
избрания". Земский собор, заседавший
в январе и феврале 1613 г., был по составу
наиболее полным из московских земских
соборов: на нем были представлены все
классы населения (за исключением холопов
и владельческих крестьян). Сравнительно
легко договорились о том, чтобы "литовского
и шведского короля и их детей и иных некоторых
государств иноязычных нехристианской
веры Греческого закона на Владимирское
и Московское государство не избирать,
и Маринки и сына ее на государство не
хотеть". Решили избрать кого-нибудь
из своих, но тут начались разногласия,
споры, козни и смуты, ибо среди "великородных"
московских бояр, бывших ранее союзниками
или поляков, или Тушинского вора, не находилось
достойного и популярного кандидата. После
долгих и безрезультатных споров 7 февраля
1613 г. выборные люди согласились на кандидатуре
16-летнего Михаила Романова, сына томившегося
в польском плену митрополита Филарета;
но так как они не знали, как отнесется
к этой кандидатуре вся Земля, то было
решено устроить нечто вроде плебисцита,
- "послали тайно, верных и богобоязненных
людей во всяких людех мысли их про государское
избрание проведывати, кого хотят государем
царем на Московское государство во всех
гродех. И во всех городех и уездах во всех
людех та же мысль: что быти
на Московском Государстве Государем
Царем Михаилу Федоровичу Романову...".
А по возвращении посланных Земский Собор
21-го февраля 1613 г. единодушно избрал
и торжественно провозгласил царем Михаила
Федоровича Романова. В избирательной
грамоте было сказано, что его пожелали
на царство "все православные хрестьяне
всего Московского государства", а с
другой стороны были указаны его родственные
связи с прежней царской династией: новый
царь - сын двоюродного брата царя Федора
Ивановича, Федора Никитича Романова-Юрьева,
а царю Федору Ивановичу - племянник...
"В развитии
московской Смуты ясно
и вмешательством в эту борьбу иноземных
правительств, на долю которых и достается
успех
в борьбе. Наконец, третий период Смуты
обнимает собою время борьбы московских
людей
с иноземным господством до создания национального
правительства с М.Ф.Романовым во главе".
Борьба за власть
и за царский престол, начатая
московским боярством, привела впоследствии
к полному крушению государственного
порядка, к междоусобной "борьбе всех
против"
и к страшной деморализации, которая нашла
особенно яркое выражение в тушинских
"перелетам" и в тех диких и бессмысленных
зверствах и насилиях над мирным населением,
которые совершали шайки "воровских
людей".
Нет сомнения, что
в середине Смутного времени (начиная
с 1606 г.) мы наблюдаем элементы "классовой
борьбы", или восстания бедных
против богатых, но в большей мере
это было всеобщее междоусобие, которое
одна из ярославских грамот второго земского
ополчения характеризует в следующих
словах: "собрався воры изо всяких чинов
учинили в Московском государстве междоусобное
кровопролитие и восста сын на отца, и
отец на сына, и брат на брата, и всяк ближний
извлече меч, и многое кровопролитие христианское
учинилося".
Современники
точно и правильно пишут:"воры
из всяких чинов", т.е. из всех сословий
и классов общества. Тушинский
лагерь второго Лжедмитрия считается
характерным "воровским" лагерем,
а между тем "у Вора были представители
очень высоких слоев московской знати".
"Воровские люди" - это была отнюдь
не экономическая, но морально-психологическая
категория - люди без всяких морально-религиозных
устоев и правовых принципов, а таковых
нашлось немало во всех классах общества,
но все же они составляли меньшинство
населения. А кто были те "земские люди",
которые поднялись против домашних "воров"
и иноземных неприятелей и восстановили
разрушенное "ворами" и внешними
врагами национальное государство? Это
были троицкие монахи, посадские и деревенские,
торговые и пашенные мужики центральных
и северных областей, средние служилые
люди и значительная часть донских казаков,
- союз весьма пестрый в классовом отношении.