Смутное время в россии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:24, реферат

Описание работы

С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств среднего
и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от государева и помещичьего угнетения, и эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей
из центра, тем тяжелее давило государственно-помещичье бремя на оставшихся. Рост поместного землевладения отдавал все большее количество крестьян под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности и стремиться всеми способами закрепить за собой наличное крестьянское население своих имений. Положение холопов "полных" и "кабальных" всегда было достаточно тяжелым, а в конце 16 в. число кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода.

Содержание

Предпосылки и причины смуты……………………………………………………….......... 3
Царь Борис Годунов и Лжедмитрий 1 (1598-1606) ……………………………………….. 3
Василий Шуйский и социальная смута. "Тушинский вор"………………………………... 5
Королевич Владислав. Поляки в Москве. Патриарх Гермоген..…………………………... 7
Первое земское ополчение..……………………………………………………….................. 8
Второе земское ополчение (Минин и Пожарский). Освобождение Москвы и избрание
на царство Михаила Романова.………………………………………………………............. 8
Общий ход Смуты, ее характер и последствия.………………………………………........... 10
Литература.………………………………………...................................................................... 12

Работа содержит 1 файл

Смутное время в России_Чиркова.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Однако вмешательство  шведов в русские дела вызвало  вмешательство короля польского  Сигизмунда, который поставил Шуйскому в вину союз со Швецией и решил использовать московскую смуту в интересах Польши. В сентябре 1609 г. он перешел с большим войском  
и осадил сильную русскую крепость Смоленск. В своих обращениях к русскому населению король возвещал, что он пришел не для того, чтобы проливать русскую кровь, но для того, чтобы прекратить смуты, междоусобия и кровопролитие в несчастном Московском государстве.  
Но смоляне во главе со своим воеводой Шеиным не поверили королевским словам и в течение 21 месяца оказывали королю упорное героическое сопротивление.
 

Приближение Скопина  Шуйского и ссоры с поляками заставили  Тушинского вора осенью 1609 г. оставить Тушин и бежать в Калугу. Тогда русские тушинцы, оставшиеся без своего царя, послали послов под Смоленск к польскому королю Сигизмунду и заключили с ним в феврале 1610 г. договор о принятии на царство его сына, королевича Владислава.  

В марте 1610 г. тушинский лагерь был покинут всеми его обитателями, которые разошлись  
в разные стороны, и Скопин-Шуйский торжественно вступил в освобожденную Москву. Москва радостно приветствовала молодого воеводу и ожидала от него новых подвигов и успехов  
в борьбе против неприятелей, но в апреле Скопин внезапно заболел и умер (по слухам  
от отравы).
 

Между тем от западной границы к Москве двигалось  польское войско под командой гетмана  Жолкевского; при с. Клушино Жолкевский встретил и разбил московское войско, бывшее  
под командой царского брата, князя Дмитрия Шуйского, и приблизился к самой Москве.  
С другой стороны к Москве подходил из Калуги «Тушинский вор». Город был в тревоге  
и в смятении, царь Василий потерял всякое доверие и авторитет, 17 июля 1610г. он был свергнут с престола, а 19-го насильственно пострижен в монахи.
 
 

4. Королевич Владислав. Поляки в Москве. Патриарх Гермоген.

 

После свержения  Шуйского в Москве наступило междуцарствие. Во главе правительства оказалась  боярская дума -"князь Ф.И.Мстиславский с товарищи" (так называемая "семибоярщина"). Однако, это боярское правление не могло быть длительным и прочным. Приближение «Тушинского вора», за которым шел призрак социального переворота и анархии, пугало всех бояр и всех "лучших людей". Чтобы избавиться от вора и его притязаний бояре решили избрать на московский престол польского королевича Владислава.  

После того, как  Жолкевский принял предложенные Владиславу условия, Москва 27 августа торжественно присягнула королевичу Владиславу как  своему будущему государю с условием, что он обещает охранять православную веру. На последнем условии категорически настаивал патриарх Гермоген, который не допускал возможности занятия московского престола  
не православным.
 

Лжедимитрий был  прогнан от Москвы и снова бежал  в Калугу с Мариной и казачьим атаманом Заруцким. К королю Сигизмунду под Смоленск было послано посольство, во главе которого стояли митрополит Филарет и князь Василий Голицын; посольству было поручено настаивать, чтобы королевич Владислав принял православие и без промедления ехал в Москву, а королю  
со своим войском было предложено выйти из пределов Московского государства.
 

Однако планы  Сигизмунда были другие: он не хотел  отпускать молодого сына в Москву, тем более не хотел позволить  ему принять православие; он намеревался сам занять московский престол, но пока не открывал своих планов. Поэтому русское посольство под Смоленском было вынуждено вести длительные и бесплодные переговоры, в которых король, со своей стороны, настаивал, чтобы послы со своей стороны побудили "смоленских сидельцев" к сдаче. 

Между тем Москва в сентябре 1610 г. с согласия бояр была занята польским войском Жолкевского, который скоро уехал оттуда передав команду Гонсевскому. Во главе гражданского правительства стали боярин Михаил Салтыков и "торговый мужик" Федор Андронов, которые  
и пытались управлять страной от имени Владислава. Летом (в июле) 1611г. был занят шведами Новгород Великий почти без сопротивления жителей, что дополняет печальную картину общего морального упадка и разложения.
 

Польская оккупация  Москвы затягивалась, Владислав не принимал православия и не ехал  
в Россию, правление поляков и польских клевретов в Москве возбуждало все большее неудовольствие, но его терпели как меньшее зло, ибо присутствие польского гарнизона в столице делало ее недоступной для Тушинского (теперь Калужского) вора. Но в декабре 1610 г. Вор был убит в Калуге, и это событие послужило поворотным пунктом в истории Смуты. Теперь  
у служилых людей, и у "земских" людей вообще и у тех казаков, у которых жило национальное сознание и религиозное чувство, оставался один враг, тот, который занимал русскую столицу иноземными войсками и угрожал национальному русскому государству и православной русской вере.
 

Во главе национально-религиозной  оппозиции в это время становится патриарх Гермоген.  
Он твердо заявляет, что если королевич не примет православия, а "литовские люди" не уйдут  
из Русской земли, то Владислав нам не государь. Когда его словесные доводы и увещания  
не оказали действия на поведение противной стороны, Гермоген стал обращаться к русским людям с прямыми призывами к восстанию на защиту церкви и отечества. Впоследствии, когда патриарх был подвергнут заключению, его дело продолжали монастыри, Троице-Сергиев  
и Кирилло-Белозерский, рассылавшие по городам свои грамоты с призывами к соединению  
и "великому стоянию" против врагов за святую православную веру и за свое отечество.

5. Первое земское  ополчение.

 

Голос патриарха  Гермогена был скоро услышан. Уже в самом начале 1611 г. начинается широкое патриотическое движение в стране. Города переписываются между собою, чтоб всем прийти  
в соединение, собирать ратных людей и идти на выручку к Москве. "Главный двигатель восстания... был патриарх, по мановению которого, во имя веры, вставала и собиралась Земля".
 

Весною 1611 г. к  Москве подступило земское ополчение  и начало его осаду. В это время  король Сигизмунд прекратил бесконечные  переговоры под Смоленском с русскими послами и велел увезти митрополита  Филарета и князя Голицына в Польшу как пленников. В июне 1611 г. поляки, наконец, взяли Смоленск, в котором из 80 000 жителей, бывших там в начале осады, оставалось в живых едва 8 000 человек. 

Значительная  часть Москвы в марте 1611 г. подверглась  разгрому и сожжению со стороны польского  гарнизона, желавшего предупредить восстание, причем было избито несколько тысяч жителей. Пришедшее под Москву земское ополчение состояло из двух различных элементов: это были, во-первых, дворяне и дети боярские, во главе которых стоял знаменитый в то время рязанский воевода Прокопий Ляпунов, а во-вторых, казаки, во главе которых стояли бывшие тушинские бояре, князь Д. Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий. После многих разногласий и раздоров, воеводы и ополчения договорились между собою и 30-го июня 1611 г. составили общий приговор о составе и работе нового земского правительства - из Трубецкого, Заруцкого и Ляпунова, которых "выбрали всею землею" для управления "земскими и ратными делами". 

Однако приговор 30 июня не устранил антагонизма между  дворянами и казаками и личного соперничества между Ляпуновым и Заруцким. Дело кончилось тем, что казаки, подозревая Ляпунова во враждебных умыслах, вызвали его в свой круг для объяснения и здесь зарубили его. Оставшись без вождя и напуганные казацким самосудом, дворяне и дети боярские в большинстве разъехались из-под Москвы по домам. Казаки оставались в лагере под Москвой, но они были недостаточно сильны, чтобы справиться с польским гарнизоном.

6. Второе земское  ополчение (Минин  и Пожарский). Освобождение  Москвы  
и избрание на царство Михаила Романова.

 

Неудача первого  земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей.  
В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения  
и похода на Москву. На этот раз исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с его знаменитым земским старостою Кузьмою Мининым, который в сентябре 1611 г. выступил в нижегородской земской избе с горячими призывами помочь Московскому государству, не жалея никаких средств и никаких жертв. Городской совет, из представителей всех слоев населения, руководил начальными шагами - сбором средств и призывом ратных людей. Начальником земского ополчения был приглашен "стольник и воевода" Дмитрий Михайлович Пожарский, способный военачальник и человек с незапятнанной репутацией; хозяйственную и финансовую часть взял на себя "выборный человек всей землею" Кузьма Минин. В ноябре движение, начатое Нижним, охватило уже значительный приволжский район,  
а в январе ополчение двинулось из Нижнего сначала к Костроме, а потом к Ярославлю, куда оно прибыло к началу апреля 1612 г., встречая по пути живейшее сочувствие и поддержку  
со стороны населения.
 

Узнав о движении нижегородского ополчения, М. Салтыков со своими приспешниками потребовали от патриарха Гермогена, чтобы он написал грамоту с запрещением нижегородцам идти к Москве. "...Он же рече им:"да будет им от Бога милость и от нашего смирения благословление; на вас же изменниках да излиется от Бога гнев и от нашего смирения будьте прокляты в сем веце и в будущем"; и оттоле на чаша его гладом томити и умре от глада в 1612 году февраля в 17 день, и погребен в Москве в Чудове монастыре". 

Земское ополчение  оставалось в Ярославле около 4-х  месяцев; это время прошло в напряженной  работе над восстановлением порядка  в стране, над созданием центральных правительственных учреждений, над собиранием сил и средств для самого ополчения. Вокруг ополчения объединилось больше половины тогдашней России; в городах работали местные советы  
из представителей всех слоев населения, а из Ярославля назначали в города воевод. В самом Ярославле образовался земский собор, или совет всея земли, из представителей с мест  
и представителей от служебных людей, составлявших ополчение; этот совет и был временной верховной властью в стране.
 

Помня судьбу Ляпунова и его ополчения, Пожарский не спешил идти к Москве, пока не соберет достаточно сил. В конце июля ополчение Пожарского двинулось из Ярославля к Москве. Услыхав о его движении, атаман Заруцкий, увлекши с собой несколько тысяч "воровских" казаков, ушел из-под Москвы в Калугу, а Трубецкой с большинством казацкого войска остался, поджидая прихода Пожарского. В августе ополчение Пожарского подошло к Москве, а через несколько дней к Москве подступил польский гетман Ходкевич, шедший на помощь польскому гарнизону в Москве, но был отражен и вынужден отступить. 

В сентябре подмосковные воеводы договорились, "по челобитью  и приговору всех чинов людей", чтобы им вместе "Москвы доступать  и Российскому государству во всем добра хотеть безо всякой хитрости", и всякие дела делать заодно, а грамоты от единого правительства писать отныне от имени обоих воевод, Трубецкого и Пожарского. 

22-го октября  казаки пошли на приступ и  взяли Китай-город, а через  несколько дней сдались, обессиленные  голодом, поляки, сидевшие в Кремле, и оба ополчения торжественно вступили  
в освобожденную Москву при звоне колоколов и ликовании народа.
 

Временное правительство  Трубецкого и Пожарского созвало  в Москву выборных из всех городов  и из всякого чина людей "для  земского совета и для государственного избрания". Земский собор, заседавший в январе и феврале 1613 г., был по составу наиболее полным из московских земских соборов: на нем были представлены все классы населения (за исключением холопов  
и владельческих крестьян). Сравнительно легко договорились о том, чтобы "литовского  
и шведского короля и их детей и иных некоторых государств иноязычных нехристианской веры Греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не хотеть". Решили избрать кого-нибудь из своих, но тут начались разногласия, споры, козни и смуты, ибо среди "великородных" московских бояр, бывших ранее союзниками или поляков, или Тушинского вора, не находилось достойного и популярного кандидата. После долгих и безрезультатных споров 7 февраля 1613 г. выборные люди согласились на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета;  
но так как они не знали, как отнесется к этой кандидатуре вся Земля, то было решено устроить нечто вроде плебисцита, - "послали тайно, верных и богобоязненных людей во всяких людех мысли их про государское избрание проведывати, кого хотят государем царем на Московское государство во всех гродех. И во всех городех и уездах во всех людех та же мысль: что быти  
на Московском Государстве Государем Царем Михаилу Федоровичу Романову...".  
А по возвращении посланных Земский Собор 21-го февраля 1613 г. единодушно избрал  
и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова. В избирательной грамоте было сказано, что его пожелали на царство "все православные хрестьяне всего Московского государства", а с другой стороны были указаны его родственные связи с прежней царской династией: новый царь - сын двоюродного брата царя Федора Ивановича, Федора Никитича Романова-Юрьева, а царю Федору Ивановичу - племянник...

7. Общий ход Смуты,  ее характер и  последствия.

 

"В развитии  московской Смуты ясно различаются  три периода: первый может быть назван династическим, второй - социальным и третий - национальным. Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобной борьбою общественных классов  
и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех  
в борьбе. Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских людей  
с иноземным господством до создания национального правительства с М.Ф.Романовым во главе".
 

Борьба за власть и за царский престол, начатая  московским боярством, привела впоследствии  
к полному крушению государственного порядка, к междоусобной "борьбе всех против"  
и к страшной деморализации, которая нашла особенно яркое выражение в тушинских "перелетам" и в тех диких и бессмысленных зверствах и насилиях над мирным населением, которые совершали шайки "воровских людей".
 

Нет сомнения, что  в середине Смутного времени (начиная  с 1606 г.) мы наблюдаем элементы "классовой  борьбы", или восстания бедных против богатых, но в большей мере это было всеобщее междоусобие, которое одна из ярославских грамот второго земского ополчения характеризует в следующих словах: "собрався воры изо всяких чинов учинили в Московском государстве междоусобное кровопролитие и восста сын на отца, и отец на сына, и брат на брата, и всяк ближний извлече меч, и многое кровопролитие христианское учинилося". 

Современники  точно и правильно пишут:"воры из всяких чинов", т.е. из всех сословий и классов общества. Тушинский  лагерь второго Лжедмитрия считается  характерным "воровским" лагерем, а между тем "у Вора были представители очень высоких слоев московской знати". "Воровские люди" - это была отнюдь не экономическая, но морально-психологическая категория - люди без всяких морально-религиозных устоев и правовых принципов, а таковых нашлось немало во всех классах общества, но все же они составляли меньшинство населения. А кто были те "земские люди", которые поднялись против домашних "воров" и иноземных неприятелей и восстановили разрушенное "ворами" и внешними врагами национальное государство? Это были троицкие монахи, посадские и деревенские, торговые и пашенные мужики центральных и северных областей, средние служилые люди и значительная часть донских казаков, - союз весьма пестрый в классовом отношении. 

Информация о работе Смутное время в россии