Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:24, реферат
С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств среднего
и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от государева и помещичьего угнетения, и эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей
из центра, тем тяжелее давило государственно-помещичье бремя на оставшихся. Рост поместного землевладения отдавал все большее количество крестьян под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности и стремиться всеми способами закрепить за собой наличное крестьянское население своих имений. Положение холопов "полных" и "кабальных" всегда было достаточно тяжелым, а в конце 16 в. число кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода.
Предпосылки и причины смуты……………………………………………………….......... 3
Царь Борис Годунов и Лжедмитрий 1 (1598-1606) ……………………………………….. 3
Василий Шуйский и социальная смута. "Тушинский вор"………………………………... 5
Королевич Владислав. Поляки в Москве. Патриарх Гермоген..…………………………... 7
Первое земское ополчение..……………………………………………………….................. 8
Второе земское ополчение (Минин и Пожарский). Освобождение Москвы и избрание
на царство Михаила Романова.………………………………………………………............. 8
Общий ход Смуты, ее характер и последствия.………………………………………........... 10
Литература.………………………………………...................................................................... 12
Ижевский
Государственный
Технический Университет
Студентки:
Чирковой
Юлии Валерьевны
Методический
руководитель: Галичанина Е.Г.
г. Ижевск, 2011 год
На рубеже 16 и
17вв. Московское государство переживало
тяжелый политический и социально-экономический
кризис, который особенно проявился в
положении центральных областей Государства
Российского.
С открытием
для русской колонизации
и нижнего Поволжья сюда устремился из
центральных областей государства широкий
поток крестьянского населения, стремившегося
уйти от государева и помещичьего угнетения,
и эта утечка рабочей силы повела к недостатку
рабочих рук в центре. Чем больше уходило
людей
из центра, тем тяжелее давило государственно-помещичье
бремя на оставшихся. Рост поместного
землевладения отдавал все большее количество
крестьян под власть помещиков, а недостаток
рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать
крестьянские подати и повинности и стремиться
всеми способами закрепить за собой наличное
крестьянское население своих имений.
Положение холопов "полных" и "кабальных"
всегда было достаточно тяжелым, а в конце
16 в. число кабальных холопов было увеличено
указом, который предписывал обращать
в кабальные холопы всех тех прежде вольных
слуг и работников, которые прослужили
у своих господ более полугода.
Во 2-ой половине
16 в. особые обстоятельства, внешние и
внутренние, способствовали усилению
кризиса и росту недовольства. Тяжелая
Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет
и кончившаяся полной неудачей, потребовала
от населения огромных жертв людьми и
материальными средствами. Татарское
нашествие и разгром Москвы в 1571 г. значительно
увеличили жертвы
и потери. Опричнина царя Ивана Грозного,
потрясшая и расшатавшая старый уклад
жизни
и привычные отношения, усиливала общий
разлад и деморализацию; в царствование
Грозного "водворилась страшная привычка
не уважать жизни, чести, имущества ближнего"
(Соловьев).
Пока на Московском
престоле были государи старой привычной
династии, прямые потомки Рюрика и
Владимира Святого, население в огромном
большинстве своем безропотно
и беспрекословно подчинялось своим "природным
государям". Но когда династии прекратились
и государство оказалось "ничьим",
земля растерялась и пришла в брожение.
Высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало смуту борьбой за власть в стране, ставшей "безгосударственной".
По смерти бездетного
царя Федора Иоановича ( в январе 1598
г.) Москва присягнула на верность его
жене, царице Ирине, но Ирина отказалась
от престола и постриглась в монашество.
Когда Москва вдруг осталась без царя,
взоры всех обратились на правителя Бориса
Годунова. Его кандидатуру на престол
усиленно и настойчиво проводил патиарх
Иов, но Борис долго отказывался, уверяя,
что ему никогда и на ум не приходило вступить
на высочайший престол Российского государства.
Был созван земской собор из представителей
всяких чинов всех городов Московского
государства, и собор единодушно избрал
на царство Бориса Федоровича.
Но родовитые
бояре и князья, потомки Рюрика
и Гедемина, затаили в душе злобу
и зависть
к новому царю "выскочке", потомку
татарского мурзы на русском престоле.
С другой стороны,
и Борис на престоле обнаружил недостаток
нравственного величия и трусливую подозрительность;
опасаясь боярских интриг и крамол, он
завел систему шпионажа, поощрял доносы,
награждал доносчиков и преследовал подозреваемых
или обвиняемых в измене бояр; в 1601 г. подверглись
ссылке и заточению несколько бояр, в том
числе братья Романовы,
из которых самый способный и популярный,
Федор Никитич, был подстрижен в монахи
(под именем Филарета).
В общем правлении
Борис старался поддерживать порядок
и правосудие. Он нанимал к себе
на службу иностранцев, а русских молодых
людей посылал учиться за границу. При
нем успешно продолжалась русская колонизация
Сибири и построение русских городов (Туринск,
Томск).
Первые два
года царствования Бориса были спокойными
и благополучными. В 1601 г. случился
в России повсеместный неурожай, который
повторялся следующие два года. В результате
-голод и мор. Царь хотел помочь раздачей
хлеба из казны новыми каменными постройками
в Московском Кремле, в частности тогда
была построена знаменитая кремлевская
колокольня Ивана Великого, однако этих
мер было недостаточно. Многие из богатых
людей в это время отпускают на волю свою
челядь, чтобы не кормить ее, и это увеличивает
толпы бездомных
и голодных. Из отпущенных или беглых образовывались
шайки разбойников. Главным очагом брожения
и беспорядков стала западная окраина
государства - Северская украйна, куда
правительство ссылало из центра преступные
или неблагонадежные элементы, которые
были полны недовольства и озлобления
и ждали только случая подняться против
московского правительства.
В это время
в Польше против царя Бориса выступил
молодой человек, который назвал
себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана
Грозного, и заявил о своем намерении
идти на Москву, добывать себе прародительский
престол. Московское правительство утверждало,
что он был галичским боярским сыном Григорием
Отрепьевым, который подстригся в монахи
и был дьяконом в Чудовом монастыре в Москве,
но потом бежал в Литву, поэтому его в последствии
называли Расстригой.
Некоторые польские
паны согласились помогать ему и в октябре
1604 года Лжедимитрий вошел в Московские
пределы; издал воззвание к народу, что
Бог спас его, царевича от злодейских умыслов
Бориса Годунова и он призывает е население
принять его как законного наследника
русского престола. Началась борьба безвестного
молодого авантюриста с могущественным
царем, и в этой борьбе Расстрига оказался
победителем. Население Северной украйны
переходило на сторону претендента на
московский престол, и города отворяли
ему свои ворота. На помощь претенденту,
с одной стороны, пришли вместе с поляками
днепровские казаки,
а с другой, пришли донские казаки, недовольные
царем Борисом, который пытался стеснить
их свободу и подчинить их власти московских
воевод. Царь Бориc послал против мятежников
большое войско, но в его войске была "шатость"
и "недоумение",- не идут ли они против
законного царя?.. А бояре и воеводы хоть
и не верили претенденту, но, не будучи
преданы Борису, вели военные операции
вяло и нерешительно. В апреле 1605 г. царь
Борис умер, и тогда его войско перешло
на сторону претендента, а затем и Москва
(в июне 1605 г.) с торжеством приняла своего
законного "природного" государя
царя Дмитрия Ивановича (Федор Борисович
Годунов и его мать были убиты до прихода
в Москву Лжедмитрия).
Новый царь оказался
деятельными энергичным правителем, уверенно
сидевшем
на прародительском престоле. В дипломатических
отношениях с другими государствами
он принял титул императора и пытался
создать большой союз европейских держав
для борьбы против Турции. Но скоро он
стал возбуждать недовольство своих московских
подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал
старых русских обычаев обрядов, а во-вторых,
тем,
что пришедшие с ним поляки держали себя
в Москве высокомерно и заносчиво, обижали
и оскорбляли москвичей.
Недовольство особенно
возросло тогда, когда в начале мая 1606г.
к царю приехала его невеста, Марина Мнишек,
и он обвенчался с ней и короновал ее как
царицу, хотя она отказалась перейти
в православие. Теперь бояре во главе с
князем Василием Шуйским решили, что настало
время действовать. Шуйский начал агитацию
против Лжедимитрия тотчас после его воцарения
он был судим собором из всех чинов людей
и приговорен к смертной казни, но царь
его помиловал.
В ночь на 17 мая
1606г, подняв набатным звоном московский
народ против поляков, бояре сами
с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль
и убили царя. В это время москвичи были
заняты избиением поляков и разграблением
их домов. Труп Лжедимитрия после поругания
сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили
им из пушки в ту сторону, откуда он пришел.
Руководитель
боярского заговора князь Василий
Шуйский "был не скажем избран, но
выкрикнут царем" (Соловьев). Новый
царь разослал грамоты по всему государству,
в которых обличал самозванца и еретика
Расстригу, обманувшего русский народ.
При своем воцарении Шуйский принял формальное
обязательство никого не казнить и не
наказывать конфискацией имущества
и не слушать ложные доносы, но эта присяга
оказалась ложной. Шуйский три раза всенародно
и торжественно приносил ложную клятву:
сначала он клялся, что царевич Дмитрий
случайно закололся сам, потом, что царевич
жив и здоров, идет занимать царский престол,
наконец,
что Дмитрий принял мученическое убиение
от своего лукавого раба Бориса Годунова.
Немудрено, что
воцарение Шуйского послужило сигналом
для всеобщей смуты и борьбы всех
против всех. Против боярского царя
повсюду вспыхнули восстания. "С
осени 1606 г.
в государстве открылась кровавая смута,
в которой приняли участия все сословия
московского общества, восстав одно на
другое" (Платонов). Города Северской
украйны поднялись
под начальством воеводы князя Шаховского
(которого современники потом называли
"всей крови заводчиком"), а затем
явился новый популярный вождь восстания,
бывший холоп, Иван Болотников. Он в своих
воззваниях обращался к народным низам,
призывал их истреблять знатных и богатых
и забирать их имущество; под его знамена
стали во множестве стекаться беглые холопы,
крестьяне и казаки, частью, чтобы отомстить
своим угнетателям, частью "ради получения
скороприбытного и беструдного богатства",
по выражению современника. В Тульской
и Рязанской областях поднялись против
Шуйского служивые люди, дворяне и дети
боярские
под начальством Пашкова, Сумбулова и
Ляпунова. В Поволжье поднялась мордва
и другие недавно покоренные народы с
целью освободиться от русской власти.
Болотников с
огромным скопищем "воровских людей"
подошел к Москве, с другой стороны
подошли рязанские и тульские
служивые люди; но когда последние
поближе познакомились
со своим союзником, с его "программой"
и действиями, они решили избрать из двух
зол меньшее, отступили от "воров"
и принесли повинную царю Василию. Болотников
был разбит
и ушел сначала в Калугу, потом в Тулу,
где был осажден царскими войсками и вынужден
сдаться; вожди восстания были казнены,
масса его участников рассеялась, готовая
начать новую "кампанию", если найдется
новый предводитель.
Таковой нашелся
скоро в лице явившегося в Стародубе
второго Лжедмитрия. Он был, конечно,
уже сознательным и очевидным обманщиком,
но проверкой его личности и его легальных
прав мало кто интересовался; он был только
знаменем, под которое снова спешили собраться
все недовольные московским правительством
и своим положением и все, кто стремился
устроить свою карьеру или приобрести
"беструдное богатство". Под знаменами
самозванца собрались
не только представители угнетенных народных
низов, но также часть служлых людей, казаки
и, наконец, большие отряды польских и
литовских авантюристов, стремившихся
за счет неразумных и метущихся в междоусобии
"русаков". Марина Мнишек, бывшая
8 дней царицею Московскою и спасшаяся
во время переворота 17 мая, согласилась
стать женою нового Лжедмитрия.
Собрав большое
и довольно пестрое войско, Лжедмитрий
подступил к Москве и расположился
станом в подмосковном селе Тушино (отсюда
его прозвище: "Тушинский вор"). Здесь
были свои бояре и воеводы, свои приказы
и даже свой патриарх; таковым стал (как
говорят современники -по принуждению)
митрополит Ростовский Филарет - бывший
боярин Федор Никитович Романов. В тушинский
лагерь пришло из Москвы немало князей
и бояр, хотя они знали, конечно, что идут
служить явному обманщику и самозванцу.
Одной из светлых
страниц этого времени была знаменитая
успешная защита Троице-Сергиева, осажденного
поляками, литовцами и русскими ворами
(с сентября 1608 г.до января1610 г.)
Не будучи в состоянии одолеть тушинцев, царь Василий вынужден был обратиться за помощью
к шведам, которые
согласились послать ему