Смутное время в Московском государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 22:38, контрольная работа

Описание работы

К концу XVI века Московское государство переживало тяжелое время. Постоянные набеги крымских татар и разгром Москвы в 1571г.; затянувшаяся Ливонская война, длившаяся 25 лет: с 1558-го по 1583-ий, достаточно измотавшая силы страны и закончившаяся поражением; так называемые опричные «переборы» и грабежи при царе Иване Грозном, потрясшие и расшатавшие старый уклад жизни и привычные отношения, усиливавшие общий разлад и деморализацию; постоянные неурожаи и эпидемии. Все это привело в итоге государство к серьезному кризису.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....3
Причины и предпосылки «смутного» времени в России……………………………………..4
Московское государство в годы «Смуты»……………………………………………………..7
3.1. Борис Годунов…………………………………………………………………………..7
3.2. Лжедмитрий I…………………………………………………………………………...9
3.3. Василий Шуйский……………………………………………………………………...10
3.4. Лжедмитрий II………………………………………………………………………….11
3.5. Период семибоярщины…………………………..…………………………………….13
3.6. Избрание нового царя………………………………………………………………….15
Последствия «Великой Смуты»……………………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………………………….. 19
6. Список литературы………………………………………………..……………………………..20

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1.docx

— 46.63 Кб (Скачать)

 

Лжедмитрий I

Через несколько  месяцев после кончины Б. Годунова самозванец торжественно въехал в Москву. Москва колокольным звоном встречала, как она считала, сына Ивана Грозного - царевича Димитрия. Димитрий был венчан на престол и стал новым царём.

Новый царь сразу же принялся за дела правления. И такого царя Москва ещё не знала. Под страхом смертной казни он запретил чиновникам брать взятки, повысил должностные оклады. Два  раза в неделю - в среду и субботу - сам лично принимал челобитные, и все желающие могли встретиться  с ним. Царь каждый день участвовал в заседаниях Боярской думы, вникал во все дела, быстро схватывал суть вопроса и тут же принимал разумные решения.

Первые же его мероприятия разрушили  надежды на «доброго и справедливого  царя». Феодальная аристократия, инициировавшая появление самозванца, больше не нуждалась в нем. Широкие слои русских феодалов были недовольны привилегированным положением польских и литовских шляхтичей, которые окружали трон, получали огромные награды (деньги для этого изымались самозванцем даже из монастырской казны). Православная Церковь с беспокойством следила за попытками распространить в России католичество. Лжедмитрий хотел выступить с войной против татар и турок. Служилые люди с неодобрением встретили начавшуюся подготовку к войне с Турцией, которая была не нужна России.

Недовольны были «царем Дмитрием»  и в Речи Посполитой. Он не решился, как обещал ранее, передать Польше и  Литве западнорусские города. Настойчивые просьбы Сигизмунда III ускорить вступление в войну с Турцией не имели результата.

Новому заговору предшествовала свадьба  Лжедмитрия с Мариной Миншек, дочерью  литовского магната. Католичка была увенчана царской короной православного  государства. Вдобавок к этому насилия  и грабежи разгулявшихся шляхтичей, съехавшихся на свадьбу. Москва забурлила. Началось народное восстание.

Вторая попытка  преодолеть Смуту также закончилась  неудачей. Лжедмитрий I не вписывался в  традиционные представления русских  о богоизбранном государе, не нашёл  опоры и понимания в русском  обществе.

 

Василий Шуйский

Во время  народного возмущения против Лжедмитрия I с Лобного места на Красной  площади царём был "выкликнут" Василий Шуйский, стоявший во главе боярского заговора против самозванца. Василий Шуйский был представителем самой знатной и родовитой боярской фамилии, находившейся в очень тесном родстве с Рюриковичами.

Шуйский пришёл к власти при помощи бояр. Поэтому он поклялся, что будет править при помощи бояр и в интересах бояр. Восстанавливая старые боярские традиции, Шуйский должен был формально подтвердить права боярства и по возможности обеспечить их. Он это и сделал в своей крестоцеловальной записи, несомненно, имевшей характер ограничения царской власти. Царь признал, что он не волен казнить своих холопов, то есть отказался от того принципа, который так резко выставил Грозный и потом принял Годунов. Запись удовлетворила князей-бояр, да и то не всех, но она не могла удовлетворить второстепенное боярство, мелкий служилый люд и массу население. Это сразу вызвало раскол в обществе3.

Дело в  том, что к этому времени в  обществе уже значительным и влиятельным  был новый слой феодалов - дворянство. Новым царём были недовольны и  другие слои общества. Недовольство стало  всеобщим и вылилось в первую крестьянскую войну под предводительством  И.И. Болотникова (1606 - 1607 гг.). В восстании  приняли участие дворяне, посадские  люди, крестьяне. Страна раскололась  на два лагеря. Восстание охватило центр, юг страны. Москва оказалась  в осаде. Но в решающий момент дворяне  пошли на сговор с Шуйским. У села Коломенское И.И. Болотников потерпел поражение, снял осаду и ушёл к  Калуге, затем к Туле. В 1607 г. восстание  было разгромлено войсками Василия  Шуйского. Смута продолжалась.

Объективно, движение Ивана Болотникова ослабляло Российское государство и подготавливало условия для внедрения в Россию второго самозванца, пользовавшегося прямой помощью польско-литовской шляхты.

 

Лжедмитрий II

Летом 1607 г., когда войско Ивана Шуйского осаждало Тулу, в Стародубе появился второй самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий II). Происхождение его не ясно, по некоторым сведениям это был крещеный еврей Богданка, служивший писцом у Лжедмитрия I. Лжедмитрий II добился некоторых успехов. В январе 1608 г. он дошел до города Орла, где встал лагерем. В Орел приходили шляхетские отряды, остатки войска Болотникова, казаки атамана Ивана Заруцкого, служилые люди южных уездов и даже бояре, недовольные правительством Василия Шуйского. Ряд городов перешел на его сторону. В Тушине он стал создавать свои органы государственной власти: Боярскую думу, приказы, назначил своего патриарха Филарета, в провинцию стал назначать воевод. Он стал раздавать поместья, жалованье тем, кто переходил к нему в Тушино. Бояре и дворяне толпами переходили к нему на службу.

Лжедмитрий II стал одной из самых разрушительных фигур русской истории. Он расколол страну на две части. За год существования  Тушинского лагеря в стране возникло две власти: правительство царя В. Шуйского в Москве и правительство  Лжедмитрия II в Тушине. Государственность "перетекала" из Кремля в Тушино. Самозванец как бы "воровал" власть у Шуйского. Зa это его прозвали "Тушинским вором".

Возникла  пpямая угроза правительству Василия  Шуйского в Москве. Тогда Шуйский  обратился за военной помощью  к Швеции. В 1609 г. русские войска под  руководством племянника царя молодого воеводы М.В. Скопина - Шуйского вместе со шведами разбили войска Тушинского вора. Дальше шведы отказались воевать, так как им не выплатили денег.

Польский  король стремился превратить Россию в сферу интересов Польши и  не хотел распространения шведского  влияния в России. В 1609 г. Польша начала открытую интервенцию в Россию. Польские войска возглавил сам король Сигизмунд III. Поляки во главе с королём осадили  форпост России на Западе - г. Смоленск. Но ещё Борис Годунов превратил  этот город в неприступную крепость, и поляки не смогли взять его. Тогда  по приказанию короля отряд поляков  двинулся к Москве. Поляки подошли  к Тушинскому лагерю. Лжедмитрий II бежал  в Калугу, где был убит.

Василий Шуйский  был низложен и пострижен в  монахи. В Москве было образовано правительство  из семи бояр во главе с князем Ф.И. Мстиславским - семибоярщина.

Третья попытка  преодолеть Смуту также не удалась. Разрушение русского общества зашло  слишком далеко. Остановить разрушение могли только кардинальные меры. Василий  Шуйский, как и Борис Годунов, не верил в свою богоизбранность  и на применение кардинальных мер  в обществе не пошёл.

 

 

Период семибоярщины

В России началось боярское правление - семибоярщина. А страна переживала наивысший момент разрушения. Не прекращались народные выступления. По стране свободно рыскали шайки своих и иностранных разбойников и грабили местное население. Россию охватила всеобщая война: все воевали против всех.

В этих условиях московское правительство решило обратиться к польскому королю с просьбой: отпустить на русский престол  его сына - королевича Владислава. На тот момент Речь Посполитая была в  Европе могущественным государством и  представляла для России большую  опасность. Казалось, избрание польского  королевича русским царём удобно для России: сама собой кончится война с Польшей.

В Польшу было собрано посольство, чтобы обговорить условия избрания на престол Владислава. Главой посольства был назначен митрополит Филарет, в миру Фёдор Романов. В то время ни одно важное дело не начиналось без согласия главы Русской Церкви. Митрополит Филарет должен был получить благословление патриарха Гермогена. Гермоген стал патриархом в 1606 г. Он был в преклонном возрасте, но отличался твёрдостью духа и неуступчивостью характера. Твёрдость духа и неуступчивость патриарха и спасли государственность России в Смутное время.

Патриарх  взял с митрополита слово, что  менять условия договора можно, но непременным  условием восшествия польского королевича на русский престол должно быть принятие Владиславом православия. Переговоры начались в Смоленске. Польский король отверг требование русской стороны  о принятии его сыном православия. Филарет же клятвы, данной патриарху, не нарушил, договор не подписал. За это русское посольство было заключено  под стражу. Митрополит Филарет пробыл в польском плену до 1619 г.

Между тем, в  Москве было получено сообщение, что  Тушинский вор, из - за которого приглашали на русский престол польского  королевича, убит. Необходимость в  приглашении Владислава на русский  престол отпала.

Патриарх  Гермоген занял самую непримиримую позицию к полякам и католичеству. Поляки заключили патриарха в темницу. Но патриарх нашёл способ и стал рассылать из заключения грамоты в монастыри, города с призывом подняться ради спасения родины и православия от иноверцев и идти к Москве. Тогда поляки ужесточили содержание патриарха и бросили его в каменный подвал Чудова монастыря. Там патриарх был уморен голодом.

Мученическая  кончина патриарха за православную веру всколыхнула русское общество. Патриарх успел сформировать общественное мнение в пользу восстания против поляков. Смерть главы Русской Церкви дала толчок национальному самосознанию. Национальное самосознание народа "проснулось". Общество стало восстанавливаться. Спасение России пришло из провинции.

Первое земское  ополчение было создано в Рязани дворянином П. Ляпуновым. Основой ополчения  стали дворяне. Кроме того, в него вошли ополчения дворян и горожан  Нижнего Новгорода, Владимира, Мурома, Суздаля, Вологды, Ярославля, Костромы и других городов. Влились в ополчение  казаки-тушинцы во главе с Иваном Заруцким. Весной 1611 г., когда ополчение  подступило к Москве, в городе вспыхнуло  восстание против поляков.

Но вскоре между руководителями ополчения  начались разногласия. Руководители казацких отрядов противились попыткам П. Ляпунова наладить военную организацию  ополчения. П. Ляпунов был разрублен  казаками, и дворянские отряды ушли из-под Москвы. Первое земское ополчение  распалось.

Между тем  грамота патриарха Гермогена  была получена в Нижнем Новгороде. Земский  староста Козьма Минин зачитал её после богослужения в одном из храмов. Тут же было принято решение - на организацию ополчения собрать  со всех нижегородцев и жителей окрестных  деревень 1/3 имущества. Сборщиком средств был назначен Козьма Минин. Воеводой был выбран князь Д.М. Пожарский, как человек с незапятнанной репутацией: он не был замечен в сговоре ни с поляками, ни со шведами.

Патриотическое  движение, которое началось в Нижнем Новгороде, было поддержано другими  городами. Стараниями К. Минина и Д.М. Пожарского численность ополчения, состоявшего сначала из 2-3 тыс. чел., начала быстро увеличиваться. В марте 1612 г. ополчение выступило вверх по Волге к Костроме и Ярославлю. В Ярославле был создан "Совет всея земли" - временное правительство из представителей духовенства и Боярской думы, выборных дворян и посадских людей. Во главе его встали Д.М. Пожарский и К. Минин. Начали действовать и приказы. К этому времени численность ополчения составила уже 10 тысяч чел.

В августе 1612 г. основные силы второго ополчения  подошли к Москве. Д.М. Пожарский  разбил свой лагерь у Яузы и окружил  укреплениями Кремль, в котором засели польско-литовские интервенты. В  октябре ополченцы с боем взяли  Китай-город, и 22 октября на день обретения  иконы Казанской Богоматери 1612 г. Москва была освобождена от поляков.

После князь  Д.М. Пожарский на свои средства в  память обо всех погибших в период Смутного времени, а также в честь  иконы Казанской, принёсшей ему  победу и славу, на Красной площади  выстроил Собор Казанской Божьей Матери. В 30-е гг. при Советской  власти собор был разрушен, а в 90-е гг. ХХ в. был воссоздан по старым чертежам.

 

Избрание нового царя

Однако первоочередным был все-таки вопрос о восстановлении центральной власти, что в конкретных исторических условиях начала XVII в. означало избрание нового царя. В Москве собрался Земский собор, очень широкий по своему составу. Кроме Боярской думы, высшего духовенства и столичного дворянства, на соборе было представлено многочисленное провинциальное дворянство, горожане, казаки и даже черносошные (государственные) крестьяне. Своих представителей прислали 50 городов России.

Вокруг кандидатуры будущего царя на соборе разгорелась острая борьба. Одни боярские группировки предлагали призвать «королевича» из Польши или Швеции, другие выдвигали претендентов из старых русских княжеских родов — Голицыных, Мстиславских. Трубецких, Романовых. Казаки предлагали даже сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек («воренка»).

После долгих споров члены собора сошлись на кандидатуре 16-летнего  Михаила Романова, двоюродного племянника последнего царя из династии московских Рюриковичей — Федора Ивановича, что давало основания связывать его с «законной» династией.

Дворяне видели в Романовых последовательных противников «боярского царя» Василия  Шуйского, казаки — сторонников  «царя Дмитрия» (что давало основание  полагать, что новый царь не будет  преследовать бывших «тушинцев»). Не возражали  и бояре, надеявшиеся сохранить власть и влияние при молодом царе.

21 февраля 1613 года Земский собор  объявил об избрании царем  Михаила Романова. В костромской  Ипатьевский монастырь, где в  это время скрывался Михаил  и его мать «инокиня Марфа», было направлено посольство с  предложением занять русский  трон. Так в России утвердилась  династия Романовых, правивших  страной более 300 лет4.

В первые годы царствования Михаила  Романова страной фактически управляли бояре Салтыковы, родственники «инокини Марфы», а с 1619 года, после возвращения из плена отца царя патриарха Филарета Романова — патриарх и «великий государь» Филарет. Началось восстановление хозяйства и государственного порядка. В 1617 году в деревне Столбово (около Тихвина) был подписан «вечный мир» со Швецией. Шведы возвратили России Новгород и другие северо-западные города, однако шведы удержали за собой Ижорскую землю и Корелу. Россия потеряла выход к Балтийскому морю, но ей удалось выйти из состояния войны со Швецией. В 1618 году было заключено Даулинское перемирие с Польшей на четырнадцать с половиной лет. Россия потеряла Смоленск и еще около трех десятков смоленских, черниговских и северских городов. Противоречия с Польшей не были разрешены, но только отложены: та и другая сторона не были в состоянии дальше продолжать войну. Условия перемирия были очень тяжелыми для страны, но Польша отказывалась от претензий на престол5.

Информация о работе Смутное время в Московском государстве