Смута в России в начале семнадцатого века

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 22:20, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с Федеральным законом от 13.03.1995 года № 32-ФЗ «О Днях воинской славы и памятных датах России» и Трудовым кодексом РФ, 4 ноября каждого года Россия отмечает государственный праздник – День народного единства.
Он учрежден в память событий 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, освободило Москву от польских интервентов, «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе», и способствовало окончанию Смуты.

Содержание

Введение. 3
Начало. 6
Воцарение Лжедмитрия I и заговор Шуйского. 14
Военные действия, Лжедмитрий II. 21
Выборы царя, Земский собор 1613 года. 30
Заключение. 32
Список используемой литературы: 33

Работа содержит 1 файл

История. Смутное время.docx

— 68.42 Кб (Скачать)

Венчали на царство Василия  Шуйского по всем правилам, однако вся  страна всколыхнулась. Подавляющее  большинство народа, далекого от московских интриг, искренне считала Лжедмитрия настоящим царевичем и законным государем. И вдруг его, совсем недавно  законно венчанного на престол, убивают, а те, кто клялся и присягал, что  царь настоящий, вдруг говорят нечто  противоположное. Непонятно стало, во что же теперь можно верить, кому можно верить и можно ли вообще во что- то верить. «…кое- где просто не признали Шуйского во имя того же Дмитрия, о котором ничего достоверно не знали, в еретичество и погибель которого не верили, а Шуйского на царство не хотели. И верхи и низы общества или потеряли чувство правды во всех политических событиях и не знали, во имя чего противостоять смуте, или были сами готовы на смуту во имя самых разнообразных мотивов…воцарение Шуйского может считаться поворотным пунктом в истории нашей смуты: с этого момента из смуты в высшем классе она окончательно принимает характер смуты народной, которая побеждает и Шуйского, и олигархию» (С. Ф. Платонов). Шуйского ненавидели все. Высшие слои ненавидели его как выскочку, а низшие после того, как царь Василий продлил срок розыска крестьян с пяти до пятнадцати лет. По Москве поползли слухи, что царь Дмитрий Иоанович жив, а вместо него убили другого. Главными распространителями этих слухов стали дворянин Молчанов и князь Шаховский. Молчанов, один из приближенных Лжедмитрия I, после его убийства ускакал в Литву, сея по дороге смуту, а то и прямо выдавая себя за спасшегося царя. Шаховского, Шуйский, считая своим сторонником, послал воеводой в Путивль, еще совсем недавно бывший столицей самозванца. Однако Шаховский, по прибытии в Город, собрал народ и объявил, что Дмитрий жив. Путивль моментально отрекся от царя Василия, а следом и другие города Северской земли. Шуйский попытался исправить положение и по его приказу из Углича привезли тело малолетнего царевича Дмитрия, удивительным образом сохранившееся нетленным за пятнадцать лет. Возле гроба немедленно начали происходить многочисленные исцеления - правда, скептики - иностранцы, жившие в то время в Москве, пишут, что все «исцеленные» были людьми Шуйского. В ответ на это, противники Шуйского нашли смертельно больного, который благополучно умер при большом скоплении народа. Идея Шуйского провалилась.

Обосновавшемуся в Литве  Михаилу Молчанову князь Шаховский  предложил выдать себя за чудесно  спасшегося от убийц Дмитрия, но Молчанов отказался, так как слишком многие в Москве знали его в лицо. Но зато именно Молчанов нашел человека именовавшего себя Иван Исаевич Болотников. Сведения о Болотникове столь скудны, что имя вполне могло оказаться вымышленным. Восстание под предводительством Болотникова длилось с 1606 по 1607 года. С лета по декабрь 1606 года, в районе Кром и Ельца, сформировались две большие повстанческие армии. Чуть позже к Болотникову присоединилось дворянское войско, во главе с братьями Ляпуновыми.

Часть войска повстанцев, во главе с веневским сотником И. Пашковым, направляется в Рязанский  край. Параллельно восстание охватывает нижегородско-арзамасский регион, активное участие в котором принимают местные дворяне, служилые приборные люди, дворцовые крестьяне. В середине октября пала Коломна; 25 октября разбиты отборные царские отряды под селом Троицким; в конце месяца повстанцы были под Москвой. Несколькими днями позже к Москве подошла армия во главе с Болотниковым, следовавшая через Калугу – Ярославец - Пахру. Посланные из неё отряды подняли восстания в уездах к западу, северо-западу и северу от столицы. Вскоре в лагере повстанцев возникли разногласия. Когда подступивший к Москве Болотников стал забрасывать столицу прокламациями, войска Ляпуновых от него ушли. О содержании этих прокламаций дают представление воспоминания патриарха Гермогена: «…пишут к Москве проклятые свои листы и велят боярским холопам побивати своих бояр и жен их, и вотчины и поместья им сулят, и шпыням и безыменникам-ворам велят гостей и всех торговых людей побивати и животы им грабити, и призывают их, воров, к себе и хотят им давати боярство и воеводство, и окольничество и дьячество». Покинутый дворянским войском, Болотников, в тяжелых боях, был разбит и отступил к Калуге.

С декабря 1606 года по май 1607 наступил относительно спокойный период. Из Путивля в Тулу прибывают войска, во главе с новым самозванцем  царевичем Петром Федоровичем (как известно Фёдор умер бездетным). Войска состояли из терских и донских казаков, казачьих станиц с Украины и Запорожья. В это время на русской территории оказывается несколько иноземных отрядов, пришедших на помощь «царевича Петра». Несколько крупных сражений, в конце зимы 1606 - весны 1607 имели переменный успех. Однако в начале мая повстанцы нанесли царским войскам решительное поражение невдалеке от Калуги. Осажденные в Калуге основные силы болотниковцев оказываются свободными. Все крупные отряды повстанцев соединяются в одну рать в Туле.

Полная мобилизация всех военных ресурсов позволила Шуйскому перейти в решительное наступление. С середины июня 1607 года начинается почти 4-х месячная осада Тулы царской  армией. Только начавшийся голод и  затопление крепости вынудили сдать её в начале октября. Аресту подверглись только предводители восстания. Человек, звавший себя «царевич Петр» был повешен. Болотникова сослали в Каргополь, где через полгода его ослепили (на Руси эта казнь испокон веков, за редким исключением, применялась только к потерпевшим в междоусобной борьбе князьям, на простонародье такая мера не распространялась).

После победы над болотниковцами Шуйский не рискнул продолжить компанию. Полного мира не было. В Поволжье ряд районов отказывался в  повиновении. Северщина также по-прежнему не признавала власти царя. Росло расширение территорий, где шло вооруженное противостояние двух лагерей. Более половины территории европейской части России было охвачено гражданской войной. Она распространялась на стратегически важные области - центр, Среднее Поволжье, западный регион. В активную борьбу против Шуйского вступили многие народности Поволжья, в борьбу втягивались владельческое крестьянство. На помощь правительственным войскам, Шуйским и боярами, вызываются отряды из Польши и Швеции (корпус Делагарди).

На исходе лета 1607 года, в  пограничном Стародубе, объявилась персона, именовавшая себя спасшимся царем Дмитрием Ивановичем. Его подлинность тут же удостоверили московские приказные лица. К весне 1608 года, после зимовки под Орлом, у Лжедмитрия II насчитывалось от 20 до 30 тысяч человек, и состояла она преимущественно из бывших болотниковцев (во главе с Заруцким) и польских наемников - во главе с гетманом Ружинским, Лисовским и другими предводителями крупных и средних отрядов. В двухдневном бою под Болховом (30 апреля- 1 мая) Лжедмитрий II разбил правительственные войска, под командованием брата царя Дмитрия Шуйского. Через месяц он был под Москвой. Вскоре в стране возникла вторая столица не вдалеке от Москвы - резиденция Лжедмитрия II, расположенная в селе Тушино. Вскоре здесь были созданы Боярская дума, казначейство, приказы. С осени 1608 года Тушино получило своего «названного» патриарха: из Ростова был привезен митрополит Филарет (Федор Романов - отец будущего царя). Именно Лжедмитрий II впоследствии посвятил Филарета в патриархи всея Руси. С мая по ноябрь 1608 года успехи тушинцев стремительно возрастали. На исходе лета 1608 года Лжедмитрий II тайно венчался с Мариной Мнишек.

Дворяне, остававшиеся в Москве, тоже не теряли времени. Вот что пишет С. Ф. Платонов о ситуации сложившейся в Москве: «В Москве, благодаря Тушину, все сословия дошли до глубокого политического разврата. Москвичи служили и тому, и другому государю: и царю Василию, и Вору. Они то ходили в Тушино за разными подачками, чинами и деревнишками, то возвращались в Москву и, сохраняя тушинское жалование, ждали награды от Шуйского за то, что возвратились «отстали» от измены. Они открыто торговались с Тушином, смотрели на него не как на вражий стан, а как на очень удобное подспорье для служебной карьеры и денежных дел. Так относились к Тушину не отдельные лица, а массы лиц в московском обществе…оба соперника…своим совместным существованием влияли растлевающим образом на народ, развращали его».

Несмотря на военные успехи, тушинцы находились в трудном положении. Не имея возможности собирать налоги, на военные действия, с дальних регионов, тушинцы компенсировали недостаток в деньгах повышенным налогом с центральных районов. Часто сбор налогов принимал, а иногда и перерастал, в форму грабежа. Такое отношение тушинцев к населению вызывало ответную реакцию. К весне 1609 года, движение ополчений северных и заволжских городов, недовольных произволом «освободителей», неуклонно сокращало пространство власти Тушина. Но к этому моменту уже не Лжедмитрий II представлял главную опасность. Вмешательство Жечи Посполита во главе с Сигизмундом произошло в сентябре 1609. Король приложил массу усилий, с целью перетянуть главные силы наёмников из Тушинского лагеря в свой. Осенью 1609 года, когда в Тушинском лагере наступил кризис, Лжедмитрий II бежит в Калугу. Позднее, в феврале, к нему присоединилась Марина. В январе - феврале имели место стычки и бои между поляками и остатками тушинских отрядов. В феврале 1610 года был заключен договор о предварительном избрании на русский трон Владислава, сына Сигизмунда, причем основное содержание статей соглашения сводилось к четкой регламентации деятельности нового царя в условиях полного сохранения московского социального и государственного устройства, православной веры.

Смерть Михаила Скопина - Шуйского, по всей видимости, отравленного Шуйскими из-за своей популярности в войсках, привела к смене армейского командования. Во главе царской армии встал Дмитрий Шуйский, отличавшийся полной бездарностью в руководстве. Польскими войсками командовал талантливый полководец, коронный гетман Станислав Жолкевский. Он нанес внезапный удар по не развернувшейся полностью в боевые порядки русской армии и сумел предварительно склонить к измене основные силы наемников. Поражение под селом Клушино было катастрофическим: правительство Шуйского за несколько часов потеряла почти всю армию (и это при том, что с русской стороны участвовало около 40 тысяч, у поляков около 20тысяч). 17 июля 1610 года царь Василий, в результате заговора, был свержен с престола и насильно пострижен в монахи. Высшую власть в государстве взяла на себя Боярская дума. Боярская дума, во главе с князем Мстиславским, обратилась к королю Сигизмунду, заявив, что согласна избрать царем королевича Владислава. Наступило время так называемой «семибоярщины», хотя упоминаются лишь шестеро: Федор Мстиславских, Василий Голицын, Данило Мезецкий, Федор Шереметьев, Василий Телепнев, Томило Луговской. Именно эти шестеро от имени всего русского народа впустили польские войска в Москву. Привели москвичей к присяге верности Владиславу, а потом разослали по всей стране «известительные» грамоты, требуя, чтобы королевичу присягала вся Русь.

В декабре 1610 года погибает Лжедмитрий II. Патриарх Гермоген, вступивший в конфликт с польскими войсками, в декабре 1610 - январе 1611 рассылает грамоты с призывом к освобождению столицы и отказу от присяги Владиславу. Его арестовывают и ссылают в Чудов монастырь. 19 марта вспыхивает восстание москвичей против поляков. Тяжёлые бои шли два дня, и только после поджога домов и строений в Китай-городе гарнизону удалось подавить выступление горожан. Именно это событие обозначено как «конечное разорение Московского государства». Чуть позже, немного опоздав, к Москве подошли отряды, сформированные почти в 20 городах. Руководство лежало на боярах и воеводах - Д. Трубецком и И. Заруцким, думном дворянине - П. Ляпунове. Но в ополчении, как и в любом другом смешанном войске, возникли разногласия, в данном случае между дворянами и казаками. Убийство (или казнь) Ляпунова привело к массовому отъезду из под Москвы дворян и даже приборных служилых. Также этому способствовало отсутствие единого плана восстановления государства. Решение об обращении за военной помощью в Швецию, в обмен на возможное призвание на престол одного из сыновей Карла IX, скорее всего, было тактическим ходом.

В июне 1611 года, после штурма польских войск, пал Смоленск. На севере отряд Делагарди, вызванный Шуйским  на помощь войскам и оставленный  без средств, дочиста ограбил  Новгород. В Пскове объявился некий  «вор Сидорка», объявивший себя чудесно спасшимся «царевичем Дмитрием». Это был уже третий Лжедмитрий. Чуть позже появился и четвертый - в Астрахани, и его признало царем все Нижнее Поволжье.

Таким образом, в России одновременно существовало целых пять правительств, каждое из них считало себя законным, издавало указы, жаловало наградами и карало. Это были:

Ярославское, состоявшее примерно из 20 вождей ополчение, которое впоследствии стали называть «ополчением Минина и Пожарского».

1610—1613 — семибоярщина (Мстиславский, Воротынский, Трубецкой, Голицын,  Лыков-Оболенский, Романов, Шереметев), под присмотром гетмана Ходкевича.

Атаманы Трубецкой и Заруцкий, со своими войсками стоявшие под Москвой.

Лжедмитрий III в Пскове.

Лжедмитрий IV в Астрахани.

Делагарди, захвативший изрядную часть русского северо-востока, правительств не создавал, ограничиваясь грабежами.

Осенью 1611года, в Нижнем Новгороде, началось движение, постепенно объединившее большинство сословий России, в намерении реставрировать в стране самостоятельную национальную монархию. Под воздействием грамот Гермогена и старцев Троице-Сергиева монастыря сформировалась политическая платформа: не брать царем Ивана Дмитриевича (сына Марины), не приглашать на русский престол любого зарубежного претендента (Владислав, не смотря на присутствие в Москве польских войск, в Россию так и не приехал). Первая цель ополчения состояла в освобождении столицы, с последующим созывом Земского собора, для избрания царя.

Во главе ополчения  встали стольник Д. М. Пожарский и  нижегородский староста К. Минин. По инициативе Минина, с горожан и  сельчан, собирался экстраординарный налог. По Нижнему Новгороду были разосланы оценщики. Имущество было оценено, после чего от жителей в приказном порядке потребовали отдать пятую часть имущества. Когда собранных денег не хватило, имущество наименее зажиточных горожан продавали целиком, кроме того, отдавали в кабалу и их самих, и их семьи. Такие же суровые налоги не обошли стороной и окрестные монастыри.

Организация и цели второго  ополчения отличались от порядка  и целей первого. Специально был  выбран окружной маршрут движения: вверх по Волге до Ярославля. Все  города и уезды присоединялись к  ополчению. В Ярославле были созданы  основные управляющие службы.

Угроза прорыва польской армии, во главе с гетманом К. Ходкевичем, к запертому в Москве польскому  гарнизону, вынудила предводителей  ускорить поход к столице. В свою очередь это вызвало кризис внутри первого ополчения. Заруцкий, во главе нескольких тысяч казаков, захватив по дороге из Коломны Марину с сыном, направился в Рязань. Оставшиеся станицы и дворянские отряды, под предводительством Трубецкого, вначале соблюдали нейтралитет, однако в конце августа, во время критических боев, они приняли участие против сил Ходкевича. Миссия Ходкевича так и осталась не выполнена. 27 октября польский гарнизон в Москве, оставшийся без продовольствия и припасов, сдался. Сигизмунд, шедший к Москве с небольшим отрядом, узнав о сдаче гарнизона, повернул обратно в Польшу.

Информация о работе Смута в России в начале семнадцатого века