Смута в России в начале семнадцатого века

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 22:20, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с Федеральным законом от 13.03.1995 года № 32-ФЗ «О Днях воинской славы и памятных датах России» и Трудовым кодексом РФ, 4 ноября каждого года Россия отмечает государственный праздник – День народного единства.
Он учрежден в память событий 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, освободило Москву от польских интервентов, «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе», и способствовало окончанию Смуты.

Содержание

Введение. 3
Начало. 6
Воцарение Лжедмитрия I и заговор Шуйского. 14
Военные действия, Лжедмитрий II. 21
Выборы царя, Земский собор 1613 года. 30
Заключение. 32
Список используемой литературы: 33

Работа содержит 1 файл

История. Смутное время.docx

— 68.42 Кб (Скачать)

Годунов делал все что  мог - искал спрятанный хлеб, держал на него низкие цены. Начал строить каменные палаты Московского Кремля, чтобы дать работу сотням голодных беженцев. Похороны умерших проходили за царский счет. Был издан указ о том, что все холопы, оставленные своими хозяевами без средств к пропитанию, немедленно получают вольную.

Однако беды зашли слишком  далеко. На дорогах уже разбойничали не просто беглецы от голода, но и  мелкие дворяне. Именно после страшных голодных лет стали широко распространятся  слухи о том, что именно Борис  приказал убить малолетнего царевича Дмитрия, а также что царевич  спасся и скоро придет восстановить справедливость. Власть беспощадно карала за такие слухи. Однако было уже поздно. 13 октября 1604 года Лжедмитрий I вступил  в пределы России.

Воцарение Лжедмитрия I и заговор Шуйского.

В Брагине, на Киевщине, во владениях  князей Вишневских один из слуг объявил себя чудесно спасшимся «царевичем Дмитрием», сыном Ивана IV. Его царственность подтвердили русские эмигранты. Как это произошло точно неизвестно. По одной легенде «Дмитрий» заболел и, думая, что умирает, признался в своем происхождении священнику, который и рассказал обо всем князю Адаму. По другой версии «Дмитрий» сам признался кто он такой, когда тот вздумал отдавать ему приказы, как простому прислужнику. Вишневские поверили. Весть о московском царевиче, чудесно спасшемся от смерти, быстро распространилась между соседними панами. Существует предположение, что возможно первоначально «воскресший Дмитрий» предназначался Вишневскими не для московского трона, а для краковского. Дмитрий, сын Грозного, принадлежал к династии Рюриков, а, следовательно, состоял в родстве с пресекшейся династией Ягеллонов. Потом от этой идеи отступили, слишком многие были против. Их взоры обратились на восток, на Русь, прибывающую в хаосе. Существует мнение, что король Сигизмунд и его сановники с воодушевлением отнеслись к «царевичу» и стали оказывать ему всевозможную поддержку. Но есть упоминания, что коронный гетман Ян Замойский говорил: «Случается, что кость в игре падает и счастливо, но обыкновенно не советуют ставить на кон дорогие и важные предметы. Дело это такого свойства, что может нанести вред нашему государству и бесславие королю и всему народу нашему». Ту же позицию занимали влиятельные государственные и военные деятели Ян Ходкевич и Станислав Жулкевский. Король Сигизмунд в подлинность Дмитрия не верил, но под нажимом Вишневских благосклонно принял, туманно пообещав помощь. Были отосланы письма в Ватикан. Папа тоже не верил в его подлинность, сравнивая с Лжесебастьяном Португальским, но после обещаний о присоединении Русской церкви к Римской отнесся к Дмитрию благосклонно.

Считается, что король Сигизмунд  повелел Вишневским, Мнишеку и другим шляхтичам составить рать из вольницы и выступить против Бориса. Но здесь есть небольшой нюанс. Дело в том, что польский король, в отличии от европейских самодержавцев, обладал ограниченными правами и не мог «повелевать». Он являлся не полноправным правителем, а как представителем страны, хотя по закону любой шляхтич мог отправить своих послов за границу, не интересуясь мнением короля. Шляхта весьма серьезно относилась к своей свободе и своим правам, что любые попытки короля навязать свою волю могли привести к его свержению. Войско для Дмитрия набирали Вишневские, на свои деньги, на свой страх и риск. Люди, окружавшие Дмитрия не были католиками. Константин и Адам Вишневские - православные. Подавляющее большинство тех, кто встал под знамя Дмитрия тоже были православными - казаки, литовские и западнорусские люди, многие бежавшие из России спасаясь от голода. Донские казаки послали к Дмитрию двух атаманов. Застав его в Кракове они присягнули ему на верность, признав подлинность царевича. К войску прибавилось сразу почти две тысячи человек. Войско Лжедмитрия составляло более четырех тысяч человек. Поляки, присутствовавшие в войске, преимущественно были профессиональными наемниками и по ним ни в коей мере нельзя определять национальную принадлежность армии.

Борис начал выяснять, кто его новый враг и пришел к выводу, что это известный ему Григорий (Юрий) Отрепьев. Борис объявил боярам, что подстановка самозванца их дело. Велел привезти в Москву мать царевича Марфу. На вопрос Годунова жив ли её сын, Марфа отвечала, что точно не знает, что до неё доходили слухи, что сын жив, но те, кто говорил уже умерли. Годунов едва успел оттащить свою разъяренную жену, собиравшуюся выжечь Марфе глаза. По приказу и образцу, присланному из Москвы, пограничные воеводы разослали к пограничным польским шляхтичам грамоты, с известиями об Отрепьеве, но грамоты эти, составленные с ошибочными датами и массой неточностей, давали самозванцу и бывшим при нем русским людям возможность уличать московское правительство в лживости и противоречиях.

Самозванец, вступив в  Россию, приобрел множество крепостей  и сторонников самим фактом своего появления. Появление войска под  стенами городов приводило к  восстанию против правительства, годуновских  военачальников арестовывали и отправляли к Лжедмитрию. Присягу верности принесли такие города, как Путивль и Чернигов. Продолжая завоевывать себе сторонников, Лжедмитрий уверенно двигался к Москве.

20 января1605 года, под Добрыничами,  царские войска нанесли сокрушительное  поражение войскам Лжедмитрия  и сам он едва спасся. С остатком  войска, в полторы тысячи человек,  он собирался вернуться в Жечь Посполитую, но был удержан жителями Путивля, понимавшими, что присутствие Дмитрия может послужить им в качестве оправдания перед правительством. В Путивле формируется областной совет - представительный орган от местных сословных групп. По решению этого совета со всех без исключения собирается тяжелый экстраординарный налог на уплату жалования ратным людям.

Именно «сиденье» Дмитрия в Путивле переломило ход войны самым решительным образом. Воспрянувший от успехов Борис Годунов не придумал ничего лучшего, кроме как начать самую широкую расправу не только с областями, присягнувшими самозванцу, но и с теми, кто имел несчастье проживать в областях, где проходило войско Лжедмитрия. Методы, используемые Годуновым привлекали в войско Лжедмитрия всё новых сторонников.

Внезапно умер Годунов. Его  смерть была скоропостижной. Есть упоминания о том, что встав из-за стола  после обеда в Золотой палате Кремля со знатными иноземцами, царь упал, изо рта, носа и ушей пошла кровь. Он прожил два часа, успев принять  монашенский постриг и благословить на царство 16 летнего сына Федора. Из среды живущих в Москве немецких докторов тут же пошел слух, что царя отравили.

Армия также не осталась в стороне от перемен. Петр Басманов, выехавший к сосредоточенным  в Кромах правительственным войскам, сумел склонить на сторону Лжедмитрия большую часть командиров: Голициных, Салтыкова, Ляпунова, начальника «иноземного полка» фон Розена.

Сформировался раскол общества и территории на два лагеря с двумя  центрами - Москвой и Путивлем. Во время пребывания Лжедмитрия в Путивле, в феврале - мае 1605 года, при нем функционировала собственная Боярская дума, свой орган представительства от местных сословий, свои приказы и дьяки. Из Путивля, по приказу Лжедмитрия, по городам рассылали воевод с посланиями к народу. Прежде всего, силы претендента черпались преимущественно из мелких местных дворян, служилых приборных дворян, горожан и крестьянства. Участие крестьянства было широким и активным: это прямо подтверждают погромы и массовые казни, учиненные царской ратью в Комарицкой волости. Именно в крестьянской среде утопия о «царевиче-избавителе» получила самое широкое хождение.

Войска Лжедмитрия подходили  к Москве. В столицу прискакали посланцы Лжедмитрия и, собрав на Красной площади огромную толпу стали, читать грамоты самозванца. Был вызван князь Василий Шуйский, в своё время расследовавший убийство малолетнего царевича. Шуйский, взойдя на Лобное место, объявил, что царевича и в самом деле спасли от посланных Годуновым убийц, а в могиле покоится поповский сын. Но в это его заявление поверили не все, так как всего несколько дней назад Шуйский целовал крест, присягая в том, что в Угличе был убит истинный царевич. Вызвали Богдана Бельского, родного дядю царевича. Тот признал истинность царевича и после этого поверивший народ пошел в Кремль, свергать юного царя Федора.

20 июля 1605 года Лжедмитрий  торжественно вступил в Москву. В одном из первых своих распоряжений, Лжедмитрий, как верный и почтительный сын, велел заплатить долги Ивана Грозного. Царствование началось с милостей. Практически всех, кто был репрессирован при Годунове, вернули из ссылки, многим вернули конфискованное имущество, восстанавливали в должностях. Политика, выбранная Лжедмитрием, носила компромиссный характер. Сознательно он избрал образцом, в стиле правления, период Избранной рады. Царь объявил свободу торговли, промыслов и ремесел, отменив все прошлые ограничения. Он говорил: «От свободной торговли, дозволенной всем и каждому, государство богатеет…».

В Россию стали во множестве  приглашать иностранцев, которые могут  оказаться полезными для Московского  государства. При прежних царях  высшее православное духовенство приглашалось в Боярскую думу лишь в исключительных случаях, но Лжедмитрий отвел патриарху  и архиереям постоянные места. Были приняты новые законы о холопстве. При Годунове человек, запродавший  себя в холопы, вместе с прочим имуществом переходил к наследникам своего хозяина, а также все его наследство автоматически становилось холопами. Согласно указу Лжедмитрия со смертью  господина холоп получал свободу, а запродаться в холопы мог  только он сам, а его дети оставались свободными. Кроме того, помещики, не кормившие своих крестьян во время  голода, не смеют их удерживать на своих  землях; а помещик, не сумевший в  течении пяти лет изловить беглого  крепостного теряет на него все права.

Придя к власти, Лжедмитрий решительно отказался выполнять  свои обещания Жечи Посполитой. Он не собирался  помогать в войне со Швецией и  тем более отдавать западные области  страны. Единственное от чего он не отступился, так это от обещаний данных Мнишеку. Он выплатил ему обещанные деньги (в заметно меньшем количестве), правда, обещанных во владение Новгорода  и Пскова Мнишек не получил. Лжедмитрий, как видно из его поступков  и принимаемых законов, собирался  править долго и не собирался  «разбазаривать» казенные земли. Вслед за этим пришла очередь разочаровать Ватикан. Прибывающих послов Лжедмитрий встречает с почетом, но откровенно выпроваживает из страны. Когда в Москву приезжает иезуит Лавицкий, с напоминаниями о былых обещаниях, Лжедмитрий вместо ответа просит его разместить в Европе заказ на печатанье православной литературы на славянском языке. По приказу царя готовится посольство в протестантскую Англию, чтобы нанять технических специалистов. Также Лжедмитрий потребовал, чтобы его невеста Марина приняла православие. Единственное чего добились для католиков - это устройство для находящихся в царской свите католиков домового костела.

Готовился новый законодательный  кодекс, причем в нем обобщалось законодательство за вторую половину XVI века. Лжедмитрий намеревался собрать  выборных представителей от уездных  дворянских корпораций, с изложением нужд. Показательно, что при нем  не видно массовых беспорядков и  жестоких репрессий. Правда, претенденты  на трон все-таки были. Вскоре после  венчания Лжедмитрия на царство, Василий  Иванович Шуйский с братьями стали  распространять слухи о том, что  новый царь - самозванец, намерен продать Русь полякам и уничтожить православную веру. Но народ, видя, что действия молодого царя, совершенно не согласуются с обвинениями, не поддержал заговорщиков, а сдал в «компетентные органы». Лжедмитрий отказался судить заговорщиков сам и передал дело в Боярскую думу. Собор приговорил Василия Шуйского к смертной казни, а его братьев Дмитрия и Ивана к ссылке. Лжедмитрий помиловал всех, вернул Шуйских ко двору - что его впоследствии и погубило.

Именно Лжедмитрий первым стал строить планы покорения  Крыма, к тому времени превратившегося  в источник постоянных бедствий для  России. Началось ускоренное производство современного оружия, проводились маневры. Весной состоялся призыв на службу.

Василий Шуйский, едва избежав смерти, не успокоился, а продолжил свою политическую игру. Вместе с братьями и Голицыными, через верных людей начал переписку с королем Сигизмундом, жалуясь на то, что тот навязал им в цари совершенно неподходящую и недостойную личность, а посему они, князья, намеренны в ближайшее время свергнуть самозванца и на его место желают посадить Владислава, сына Сигизмунда. Таким образом, получается, что именно Шуйский и сотоварищи пытались привести к власти в России поляков. В это время в Жечи Посполитой возникла сильная оппозиция, недовольная Сигизмундом за его женитьбу на австрийской принцессе, эрцгерцогине Констанции Габсбург, в чем многие усматривали усиление «немецкой партии» в стране. Посланцы оппозиции побывали в Кремле и предложили Лжедмитрию корону Жечи Посполитой. Дав согласие, Лжедмитрий стал опаснейшим врагом Сигизмунду.

Весной 1606 года должны были состояться свадебные торжества. На них съехалось свыше 2000 поляков. Любые разногласия и стычки, между  москвичами и иноземцами (не только поляками), старательно раздувались и списывались на то, что поляки ведут себя в столице как хозяева. Спровоцированное восстание москвичей против поляков, задуманное и проведенное под чутким руководством партии Шуйского, прикрыло боярский заговор против царя. Перед смертью раненный Лжедмитрий требовал вызвать его мать, Марфу Нагую, и требовал, чтобы его вывели на Лобное место и там обвинили в самозванстве принародно. Но так как большинство горожан полагал, что взбунтовалось против поляков, а не против царя, ему в просьбе отказали, несколько человек бросились на Лжедмитрия и открыли стрельбу. Молодой царь правил всего 331 день. Горожанам позже сказали, что Гришка Отрепьев принародно признался в своем самозванстве. В Москве начинается вакханалия. Убивают не только поляков, но и вообще иноземцев. В то же время посольство, с находящимися там поляками, не пострадало. По приказу Василия Шуйского к посольству, после начала восстания, были высланы 500 стрельцов для охраны; правда поляков, служивших у Лжедмитрия, внутрь посольства не пустили. Число жертв с обеих сторон составляло от двух до трех тысяч.

 

 

Военные действия, Лжедмитрий II.

Со смертью Лжедмитрия начался второй акт Смуты. Он открылся избранием на царство Василия  Шуйского, главы заговора. Представитель  рода нижегородско-суздальских Рюриковичей, он входил в круг наиболее могущественной аристократии страны, он обладал большим количеством единомышленников. Однако его моральный облик хорошо виден из сопоставления нескольких фактов. В 1591 году он возглавил, от боярской думы, специальную комиссию, признавшую смерть царевича Дмитрия ненасильственной. В 1605 году он свидетельствует москвичам о его спасении. В 1606 году, именно по его инициативе, царевич Дмитрий был канонизирован, в качестве святого страстотерпца, как невинно убиенный от царя Бориса.

Информация о работе Смута в России в начале семнадцатого века