Славянофильство и западничество: политическая предтеча России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:54, доклад

Описание работы

Славянофильство и западничество как одни из главных направлений политической и философской мысли ХIХ века оставили заметный след в политической истории России. Их идеи остаются актуальными и сегодня, когда в условиях интеграции культуры и экономики Запада, Россия теряет свою самобытность.
Анализируя прошлое и настоящее современной России, мне кажется, что мировоззрения славянофилов и западников ХIХ века пережили века. Если сторонников прошлого – советского образа жизни условно назвать славянофилами, то реформаторов эпохи капитализма можно отнести к западникам. И западники победили, внедрив повсеместно рыночные отношения, поставив во главу угла всех преобразований – материальную заинтересованность. Однако наша российская самобытность снова проявилась в поспешности современных западников. Большинство россиян оказалось не готово следовать темпам предложенных реформ.

Содержание

Введение. 3
Культурно – историческая справка 3
Перечень первоисточников. 5
Список исследовательской литературы. 5
Основная часть. 6
Глава 1. Славянофилы. 7
Алексей Степанович Хомяков 7
Иван Васильевич Киреевский 8
Заключение. 10
Глава 2. Западники. 10
Петр Яковлевич Чаадаев 11
Николай Владимирович Станкевич, 12
Тимофей Николаевич Грановский. 12
Александр Иванович Герцен 13
Виссарион Григорьевич Белинский 15
Заключение 17
Библиография.

Работа содержит 1 файл

Славянофильство и западничество.docx

— 62.91 Кб (Скачать)

«В Европе ныне, по выражению Герцена «распоряжается всем купец»; подмена духовных ценностей ценностями коммерческого характера есть симптом глубочайшего духовного оскудения…»29.

Таким образом, надежды «западника»  Герцена на революционную роль Европы в развитии цивилизации не сбылись, и Герцен вновь  обращается в своих  мыслях к России, создавая свой,  «русский» идеал. Это состояние  вывело Герцена из духовного кризиса, обозначив новую цель, новый этап его политической деятельности.

Там, за границей, Герцен ностальгически начинает верить в Россию, в творческие силы русского народа.

«Но вера в Россию, которая всегда была присуща Герцену (как и раньше вера в Западную Европу) гораздо больше определялась социальными исканиями, чем национальным чувством.  Герцен возлагал все свой социальные упования на русскую общину (в этом смысле Герцен, - даже более, чем славянофилы, - является создателем так называемого народничества…)»30.

Вся заграничная эпоха жизни  Герцена начиная с 1847 года была посвящена  журнальной и издательской работе. В своих статьях «С того берега», «Старый мир и Россия» и  др. Герцен развивает теорию русского социализма. Он убежденно доказывал, что феодально – крепостническая  Россия придет к социализму, минуя  капитализм.

В основе  этого убеждения лежали представления Герцена о сохранившейся  в России сельской общине, где право  каждого на землю, общинное землепользование, артельный труд и мирское управление – есть начало социалистического  общества.

«Уничтожение крепостного права, развитие общинных отношений в сочетании с установлением демократической республики – так представлялся Герцену будущий социалистический строй в России»31.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848).

 

Виссарион Григорьевич Белинский  - родоначальник русских революционных  социал-демократов.

 «В его мировоззрении нашли свое отражение интересы и настроения крепостных крестьян, их возмущение крепостным гнетом… Белинский явился знаменем новых общественных сил, растущей революционной демократии»32.

Будучи студентом словесного отделения  Московского университета, Белинский  посещал кружок Станкевича, формировался как литературный критик и публицист– просветитель. В эти же годы он увлекся философией Гегеля и пытался на основании законов диалектики теоретически обосновать закономерность общественного прогресса и отрицание старых форм жизни.

«Новое, утверждал Белинский, должно вытекать из отрицания старого, а старое отрицается временем»33.

Эпоха социальных революций в странах  Западной Европы лишь подтверждало его  идейные убеждения. Он понимал прогрессивность  буржуазно – капиталистических  реформ Запада в сравнении с феодально  – крепостническим строем России. С этих позиций Белинский выступал с резкой критикой крепостнической  отсталости, призывал развивать в  России промышленность и строительство  железных дорог.

«Я знаю, что промышленность – источник великих зол, но знаю, что она же  - источник и великих благ для общества»34.

Кроме того, Белинский требовал распространение  массового просвещения и образования, он считал, что «…освобождение крестьян от крепостного права и благоденствие народа могут быть достигнуты путём распространения просвещения и насаждения образования в России»35.

Свою убежденность в этом Белинский  подтверждает эмоциональном письмом  Н. В. Гоголю (от 15.06.1847 г).

«…Вы не заметили, что Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгая, по возможности их выполнения»36.

Приветствуя влияние западных цивилизаций  на прогрессивное развитие человеческого  общества, в целом Белинский отмечал, что капитализм не приносит свободы и благоденствия народным массам, что настоящее равенство может быть достигнуто только после уничтожения господства буржуазии.

«Вечный работник собственника и капиталиста, пролетарий весь в его руках, весь его раб, ибо тот дает ему работу и произвольно назначает за нее плату. Этой платой бедному рабочему не всегда станет на дневную пищу и лохмотья для него самого и для его семейства; а богатый собственник с этой платы берет 99 процентов на сто… Хорошо равенство!»37

Таким образом, безысходная действительность царской России 30 – х гг. и алчность буржуазных классов Европейских стран, породили в Белинском убежденность в социалистическом устройстве общества.

В письмах к западнику В. П. Боткину (1841 г.) Белинский признается, что  понял Французскую революцию  и провозглашает своим девизом: «Социальность, социальность или смерть!»

«И потому нет ничего выше и благороднее, как способствовать ее развитию и ходу. Но смешно и думать – делает вывод Белинский – что это может сделаться само собою, временем, без насильственного переворота, без крови»38.

С этой убежденности «неистового Виссариона», как называли его друзья, о классовой  борьбе трудящихся для достижения социального  равенства, начинается учение о теоретическом  социализме в России, которая, как  известно, завершилась марксизмом – ленинизмом, учением о социалистической революции и диктатуре пролетариата.

Но это уже другая история…

Заключение.

Многие положения западников стали  основой крестьянской реформы 1861 года. Например, по освобождению крестьян с земельными наделами, по предоставлению бывшим крепостным юридической свободы общегражданских прав.

В разные годы и умеренные, и радикальные  взгляды западников самых различных  направлений разделяли многие: П. В. Анненков, М. А. Бакунин, И. А. Гончаров, Н. П. Огарев, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. В. Буташевич – Петрашевский, и каждый из них внёс своё начало в становление политической идеологии России.

Заключение

Приступая к изучению заданной темы о славянофильстве и западничестве, я даже не могла предположить, насколько  она интересна и актуальна  в мыслительной истории России. Несмотря на то, что формирования идейных  взглядов и славянофилов, и западников относится к XVIII – XIX вв. их последователи и оппоненты сохраняют свои позиции до наших дней. И многое, что обсуждали, о чем предупреждали российское общество славянофилы и западники, сбылось в различной степени и разных вариациях.

Как будто сейчас, наблюдая за нашей  действительностью, Герцен пишет: «Вы полагаете, что с развитием довольства народ будет лучше, это ошибка, он забудет религию и отдастся грубым желаниям»39.

Несмотря на идейные различия во взглядах славянофилов и западников, их объединяла убежденность в необходимости  скорейшего преобразования российской действительности того времени. Своими действиями и поступками они создавали  общественное мнение в пользу отмены крепостного права, проведении крестьянской реформы 1861 года и предоставлении гражданских свобод населению России. В этом  их историческая заслуга и личный подвиг каждого.

Являясь предтечей политического движения в России, идейные учения и славянофилов, и западников оказали огромное влияние на формирование программных целей различных политических партий, которые стали появляться в России к концу XIX века. Считаю, что цель, поставленная в начале моего доклада, достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

 

Первоисточники:

  1. А. С. Хомяков «О  старом и новом» М. «Современник» 1988г.
  2. И. В. Киреевский «Критика и эстетика» М. «Искусство» 1979г.
  3. П. Я. Чаадаев «Философические письма к даме» М. «Захаров» 2000г.
  4. А. И. Герцен «Россия и Европа», «Письма из Франции и Италии» т. 3.
  5. В. Г. Белинский «Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе» М. «Просвещение» 1983г.

Исследовательская литература:

  1. А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров «Русская философия IX – XIX вв.». Издательство Ленинградского университета. 1989г.
  2. прот. В. В. Зеньковский «История русской философии» Париж 1989г.
  3. А. И. Герцен «Былое и думы» М. «Детская литература» 1976г.
  4. Утопический социализм в России (хрестоматия) М.   «Политическая литература» 1981г.
  5. И. Н. Ионов «Российская цивилизация IX – начала XXв» М. «Просвещение» 1995г.
  6. А. Т. Дворцов «Гегель» М. «Наука» 1972г.
  7. В. Г. Афанасьев «Основы философских знаний» М. «Мысль» 1986г.
  8. В. Л. Даль «Словарь живого великорусского языка».
  9. Словарь иностранных слов.
  10. Большая советская энциклопедия.

1 Н. А. Бердяев «Источники и смысл русского коммунизма» 1955г. – М.:Наука, 1990 – 224с.

2 Община – общество, как нечто отдельное и цельное, приход, волость или население, состоящее под общим управлением. (В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»).

 

3 С. С. Уваров (1786 – 1855) – русский государственный деятель, граф (1846), почётный член(1811) и президент Российской АН (1818 – 1855). (Большая советская энциклопедия).

4 А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров «Русская философия IХ – ХIХ вв.» стр. 251.

5 Н. А. Бердяев «Источники и смысл русского коммунизма» 1955г. – М.:Наука, 1990 – 224с.

6 Теология (богословие) – церковное учение о боге и догматах религии. Словарь русского языка

 Ожегова С. И.: Ок. 57000 слов – 16 – е изд., испр. – М.: Рус. Яз., 1984. – 797 с.

7 А. С. Хомяков «О старом и новом»

 

8 Апологет (гр. Apologia) – предвзятая защита, заступничество. (Словарь иностранных слов).

9 А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров «Русская философия IХ – ХIХ вв.» стр. 299

10 А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров «Русская философия IХ – ХIХ вв.» стр. 301

11 И. В. Киреевский «Критика и эстетика» стр. 266

12 И. В. Киреевский «Критика и эстетика» стр. 83

13 И. В. Киреевский «Критика и эстетика» стр. 255

14 Схоластический  (лат. scholasticus – формальный) - формальный, оторванный от жизни и опыта (книжн.). Схоластическое направление ума. Схоластическое построение. Построение слишком схоластично. (Толковый словарь русского языка Ушакова).

15 И. В. Киреевский «Критика и эстетика» стр.275

16 А. И. Герцен «Былое и думы» стр. 196

17 А. И. Герцен «Былое и думы» стр. 448

18 П. Я. Чаадаев «Философские письма» стр.23

19 П. Я. Чаадаев «Философские письма» стр.23

20 Аскетизм – строгий образ жизни с отказом от жизненных удовольствий. (Словарь русского языка

 Ожегова С. И.: Ок. 57000 слов – 16 – е изд., испр. – М.: Рус. Яз., 1984. – 797 с.)

21 П. Я. Чаадаев «Философские письма» стр.29

22 А. И. Герцен «Былое и думы» стр. 358

23 В. Г. Афанасьев «Основы философских знаний» стр. 19

24 А. Т. Дворцов «Гегель» стр. 79 

25 А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров «Русская философия IХ – ХIХ вв.» стр.319

26 Прот. В. В. Зеньковский «История русской философии» т. 1, стр. 282

27 А. И. Герцен «Россия и Европа» т. 3, стр. 394

28 А. И. Герцен «Письма из Франции и Италии» т. 3, стр. 60

29 Прот. В. В. Зеньковский «История русской философии» т.1, стр. 283

30 Прот. В. В. Зеньковский «История русской философии» т. 1, стр. 321

31 А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров «Русская философия IХ – ХIХ вв.»  стр. 326

32 Большая советская энциклопедия т. 10, стр. 426

33 Большая советская энциклопедия т. 10, стр. 425

34 Большая советская энциклопедия т. 10, стр. 426

35 Большая советская энциклопедия т. 10, стр. 426

36 В. Г. Белинский «Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе» стр. 228 

37 Утопический социализм в России (хрестоматия)

 

38 А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров «Русская философия IХ – ХIХ вв.» стр. 352 - 353

39 А. И. Герцен «Россия и Европа» т. 3, стр. 61

 


Информация о работе Славянофильство и западничество: политическая предтеча России