Шпаргкалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 22:41, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену по "Истории"

Работа содержит 2 файла

история1.docx

— 236.35 Кб (Скачать)

8 декабря 1991 г. руководители России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Беларуси (С. Шушкевич), в Вискулях в Беловежской пуще подписали Соглашение об образовании Содружества независимых государств (СНГ). В Соглашении констатировалось, что Союз ССР как субъект международного права прекращает свое существование. В столице Беларуси расположились координирующие органы СНГ. 21 декабря 1991 г. а Алма-Ате состоялась встреча делегаций 11 республик, на которой была принята Декларация, провозгласившая, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование. 25 декабря Президент СССР М. Горбачев ушел в отставку.

После объявления независимости, республика вступила в новый этап своего развития. Началось формирование органов управления. Союзно-республиканские  министерства и комитеты преобразовывались  в государственные органы республики Беларусь. Комитет госбезопасности  стал подчиняться Верховному Совету, а пограничные войска – Совету Министров РБ. Белорусский военный  округ ликвидировался, все его  части и подразделения перешли  в подчинение Министерства обороны  Республики Беларусь. Проводилась работа по уточнению границ  Беларуси с  Литвой и Латвией.

В первой половине 90-х гг. в Беларуси шел процесс активного  становления многопартийной системы. В конце 1985 г. в Министерстве юстиции Республики было зарегистрировано 34 политические партии. Обновлялось профсоюзное движение. В октябре 1990 г. состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ). В Солигорске возник Независимый профсоюз горняков Беларуси. В ноябре 1991 г. возникли “Свободные профсоюзы Беларуси (СПБ)”.

14 марта 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь. В ней юридически закреплялся суверенитет республики, достигнутые демократические преобразования, права и свободы граждан. Конституцией вводилась должность Президента как руководителя государства и исполнительной власти. Первым Президентом Республики Беларусь 10 июля 1994 г. был избран А.Г. Лукашенко. За него проголосовало 81% избирателей. Председателем Совета Министров стал М. Чигирь, а после его ухода в отставку в ноябре 1996 г. правительство возглавил С. Линг.

14 мая 1995 г. вместе с выборами в Верховный Совет состоялся республиканский референдум. Итоги голосования по каждому вопросу, вынесенному на референдум, свидетельствовали о полной поддержке народом нового правительства. За придание русскому языку равного статуса с белорусским, утверждение новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь, интеграцию с Российской федерацией, необходимость внесения изменений в Конституцию, предусматривающих возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом республики Беларусь в случае систематического и грубого нарушения Конституции проголосовало около 83% избирателей. В первом туре было избрано только 18 депутатов Верховного Совета. Для того, чтобы парламент приступил к работе, было необходимо избрать не менее 174 депутатов. Достичь кворума оказалось возможным только 10 декабря 1995 г., после трех дополнительных туров голосования. Парламент 13-го созыва приступил к работе, его спикером был избран С. Шарецкий.

Летом – осенью 1996 г. обострился конфликт из-за разделения властных полномочий между Президентом и Верховным Советом республики. 24 ноября 1996 г. состоялся второй республиканский референдум. За принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями проголосовано 70,45% граждан. Избиратели высказались также против свободной, без ограничений купли-продажи земли, против отмены смертной казни.

Согласно Новой редакции Конституции Президент является руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем исполнительной власти является Премьер-министр Правительства. Изменен порядок назначения и  увольнения на некоторые государственные  посты. Создана подчиненная Президенту вертикальная структура, которая включает исполнительные и распорядительные органы, как в центре, так и  на местах.

 

62. Осн. тенденции общ-полит развития РБ в 90-XXIв

Вся законод. власть суверенного бел. гос-ва фактически принадлежала Верховному Совету, а исполнительная -правительству. Начался процесс формир. собственных органов власти, институтов и атрибутов независимого гос-ва.

Изменения произошли в  системе органов гос-ой власти и  управления: республиканским Министерством внутренних дел, «О таможенной службе РБ», «Об образовании Вооруженных Сил РБ».

Важным проявлением суверенитета бел. гос-ва стало формир. собственной  финансовой системы(деньги).

15 марта 1994 г. Верховный Совет Б. принял новую Конституцию. В соответствии с законом властные функции разделялись между Верховным Советом и президентом, который избир. всенародно на пятилетний срок и является главой гос-ва. Исполнительную власть осущ. Совет Министров во главе с премьер-министром. Беларусь провозглашалась унитарным демократ. соц.гос-ом. Были назначены выборы президента.

Лето94 – Лукашенко.

На референдуме 1996 г. была принята новая Конституция( был создан двухпалатный парламент (Национальное Собрание). Он состоит из Совета Республики  и Палаты представителей).

2004 добавка к конституции  об выбор презид на 3 срок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

63.Поиск, становление и реализация бел модели соц-ориентир рыночной экономики(90-2008). Гос программы развития РБ.

В 1996 г. 1 Всебелорусское народное собрание утвердило предложенные президентом  Основные направления социально-эк. развития РБ на 1996-2000 гг. Целью программы стало построение социально ориентированной рыночной экономики, достижение в 2000 г. уровня 1990 г. по важнейшим эк.показателям(стабидизация,эк рост). приоритетами программы экспорт, жилье, продовольствие.

Программа 2001-2005 гг. 1)  наращивание экспорта товаров и услуг;

2) развитие агропромышл. комплекса и связанных с ним отраслей; 3)  активизация инновационной и инвестиционной дея-ти;

4)  дальнейшее развитие жилищного строительства;

5)  формирование эффективной системы здравоохранения

2006-2010 1)  всесторонне гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;

2)  инновационное развитие нац. Эк., энер-го- и ресурсосбережение;

3)  наращивание экспортного потенциала страны;

4)  развитие агропромышл. комплекса, социальной сферы села;

5)  развитие малых и средних городов;

6)  жилищное строительство.

На 2011-2015: Основными задачами программы являются: создание конкурентоспособной, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо– и энергосберегающей, экологобезопасной экономики; создание принципиально новых высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики (биотехнологии, нанотехнологии, микроэлектроника, технологии тонкой химии, информационные технологии, производство новых материалов, лазерно-оптические технологии, коммуникационные технологии, атомная и возобновляемая энергетика, генная инженерия); достижение максимального роста добавленной стоимости в производстве на основе его технологического обновления, образования многопрофильных холдингов, кластерных структур; снижение материало–, энерго– и импортоемкости производства, повышение его экологобезопасности.

 

64.Геополитич. положение РБ(1990е – нач. 21в.)

Статус суверенного государства  потребовал радикальной перестройки  международных связей республики и  формирования собственной внешней  политики. Республика Беларусь подтвердила  свою приверженность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, суверенного права государств, неприменения силы и отказ от угрозы силой, нерушимости  границ, мирного урегулирования противоречий, невмешательства во внутренние дела и другим общепринятым нормам международного права. Беларусь объявила себя нейтральным  и безъядерным государством. Такая  позиция обеспечила быстрое дипломатическое  признание. К июлю 1994 г. Беларусь признали 123 государства. Белорусские посольства работали в России, на Украине, США, Германии, Китае, Франции и других странах. В 1996 г. на территории Беларуси работало 30 посольств и консульств, а 47 послов были аккредитованы по совместительству.

Республика Беларусь стала  полноправным членом более 60 международных  организаций, в 10 получила статус наблюдателя. В 1991-1995 гг. она подписала более 600 двусторонних межгосударственных и  международных соглашений по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической  деятельности. Беларусь заключила договоры с суверенными республиками СНГ, о дружбе и границах с Польшей, Латвией и Литвой. Республика стала  участницей совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), подписала Заключительный акт ОБСЕ в Хельсинки, подписала Парижскую  хартию новой Европы, вошла в Международный  валютный фонд и Всемирный банк реконструкции  и развития.

На момент распада СССР Беларусь была самой милитаризованной страной в мире. На ее территории размещалось 250-тысячная воинская группировка, было размещено 72 стратегические ракеты с ядерными боеголовками, большое  количество тактического ядерного оружия. Выполняя взятые на себя обязательства  в области безопасности и разоружения, в 1992 г. за пределы республики было вывезено  тактическое ядерное оружие, а 1996 г. -   межконтинентальные ракеты СС-25. Беларусь полностью выполнила международные обязательства и стала страной без ядерного оружия.

Республика присоединилась к договору об обычных вооруженных  силах в Европе, подписала Конвенцию  о запрещении химического оружия. В результате проведенных мероприятий  по реформированию вооруженных сил  к 1995 г. численность армии сократилась до 85 тыс. человек, что было высоко оценено   международным сообществом.

В 1990 г. ООН приняла решение об оказании помощи Беларуси в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. С 1994 г. Международная организация охраны здоровья осуществляет на территории Беларуси международный проект “Щитовидная железа”. Между правительствами Беларуси и Японии был подписан договор о сотрудничестве в области ликвидации последствий аварии в Чернобыле. Япония поставляла медикаменты, медицинское оборудование. Значительную помощь оказывали общественные организации Германии. В мае 1994 г. под патронажем ЮНЕСКО в Испании состоялся Международный семинар-конгресс “Дети Чернобыля”. Ежегодно для оздоровления в Германию, Италию, Англию и другие страны выезжают дети из Беларуси.

Расширились торговые отношения  со странами дальнего зарубежья. В 1993 г. поставки из Беларуси осуществлялись в 96 стран мира. Активные торговые связи поддерживаются с Австрией, Польшей, Германией, США, Италией, Турцией. В 1994 г. в Беларуси было зарегистрировано 1 438 совместных и 499 зарубежных предприятий из 66 стран мира. Общая сумма зарубежных кредитов составила 1049,5 млн. долларов США. Однако углублению внешнеэкономических связей с Западом препятствует политика двойных стандартов в этих странах, антидемпинговые квоты на калийные соли, текстиль и другие товары.

Приоритетным направлением внешней политики руководства Беларуси во второй половине 90-х годов стало  стремление к интеграции с Россией. 2 апреля 1996 г. Президент Республики Беларусь А. Лукашенко и Президент Российской Федерации Б. Ельцин подписали в Москве договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Сохраняя суверенитет, государства начали строительство структур, которые имели бы общую законодательную базу. Были сформированы Высший Совет, Исполнительный комитет, Парламентское собрание,  Российско-Белоруская комиссия по научному сотрудничеству и др. 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. В Договоре подчеркивалось, что каждая страна сохраняет государственный суверенитет и территориальную целостность, конституцию, флаг, герб. 10 июня 1997 г. Договор был ратифицирован в Минске и Москве. 8 декабря 1998 г. в Москве был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. 26 января 2000г. он был ратифицирован. Председателем Высшего Государственного Совета был избран А. Лукашенко, Председателем Совета Министров стал М. Касьянов, Госсекретарем – П. Бородин.

В экономической сфере  стали создаваться международные  финансово-промышленные группы “Гранит”, “Славянская бумага”, “Кормозаготовительная  техника”, “БелРусАвто”. Сотрудничество с Россией развивалось и на межрегиональном уровне. Хорошие  отношения  сложились с Калининградской, Ярославской, Тюменской  и другими  областями. Товарооборот между Россией  и Беларусью в 1999 г. составил 11 124,4 млн. долларов США. На долю России во внешней торговле приходилось 59,4%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

65. Духовная и  культурная жизнь бел. народа(вт.пол.1980х – нач.21в.)\

Демократизация общественной жизни, провозглашение суверенитета Беларуси оказали сильное влияние на содержание и направления развития культуры и науки. Национальный суверенитет  невозможен без его национально-культурного  наполнения. Это было тем более  важно, что, начиная с 1930-х годов, шла денационализация белорусской  культуры. Национальный нигилизм, безразличие  к своей исторической памяти охватил  широкие общественные слои общества. Неслучайно поэтому, что общественно-политический подъем сопровождался движением  за возрождение белорусской и других национальных культур. На первый план выдвигались проблемы белорусского языка и его роли в обществе, национальной культуры и истории.

У истоков национально-культурного  возрождения Беларуси стали общественные объединения историко-культурного  направления “Толока” в Минске, “Походня” в Гродно и др. В  1989 г. состоялся учредительный съезд Товарищества белорусского языка им. Ф. Скорины, которое возглавил поэт Нил Гилевич. 27 января 1990 г. был принят Закон “О языках в Беларуси”, по которому белорусский язык приобрел статус государственного. Закон обеспечивал право пользоваться русским языком как языком межнациональных отношений, а также создавал условия для развития всех национальных языков, которыми пользовалось население Беларуси.

В соответствии с законом  в 1991 г. правительство Беларуси приняло Государственную программу развития белорусского языка и языков других национальностей, проживающих в республике. Программа расширяла сферы применения белорусского языка в государственных структурах, на производстве, в учебных заведениях. Это способствовало определенным сдвигам, но в связи с долгим отрывом от своих духовных и исторических традиций белорусский язык тяжело входил в повседневную жизнь. Некоторая часть общества категорически требовала оставить государственные функции и за русским языком. К 1995г. ему был возвращен статус государственного наравне с белорусским.

история2.docx

— 28.55 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргкалка по "Истории"