Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 22:41, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену по "Истории"
Авторитет партии сильно пошатнулся, а ее престарелые руководители вызывали раздражение у народа. Экономические проблемы настолько разрослись, что стали угрожать существующей Системе. Общество ждало перемен.
Следует сказать, что в 60-70-е
гг. было определенное повышение материального
благосостояния населения. Были приняты
меры по повышению заработной платы,
улучшению пенсионного
59. Изменения в междунар ситуации во вт пол 1980. Распад соц. блока.
На рубеже 70-80 гг СССР оказался в сложном соц.-эк. и полит. положении. Причины - некомпетентности высшего полит. и гос-ного руководства. Тяжелым бременем лежла на плечах трудящихся непомерная милитаризация нар. хоз-ва.
Положив в
основу общественного
Во вт половине
80 стали резко снижаться темпы
эк. развития. Курс на ускорение
соц.-эк. развития страны на
практике не воплощался. В связи
с этим в 89-91 были приняты
законы о кооперации, об индивидуальной
трудовой дея-ти, арендных отношениях,
о собственности, предприятиях, земле
и другие нормативные акты,
призванные радикально перестроить
эк. отношения, открыть путь к
формированию новых форм
Все перестроечные
преобразования, затрагивавшие интересы
различных слоев общесива, проходили
довольно болезненно. Расчеты на
быстрое вхождение страны в
рынок не оправдались. В
Эк. и полит.
кризис продолжал углубляться.
В этих условиях в августе
91 в Москве было принято решение
о введении в стране
60.БССР во второй половине 1980-х гг. Политика перестройки и особенности ее проведения в БССР.
С середины 80-х годов по
инициативе нового руководства КПСС
во главе с М.С. Горбачевым в СССР
начался период радикальных экономических,
политических и социальных преобразований,
начало которым положили решения
апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС. Вначале
новый курс связывался с идеей
ускорения, которая предусматривала
повышение темпов экономического развития
путем интенсификации производства,
структурной перестройки
Решение новых задач в Беларуси было осложнено аварией на Чернобыльской АЭС весной 1986 г. Из всех загрязненных территорий (Украина, Россия) 70% пришлось на Беларусь. В зоне радиоактивного заражения проживало 2 млн. 100 тыс. человек. Из оборота было выведено более 20% сельскохозяйственных угодий. Общие расходы, связанные с переселением людей, строительством домов, выплатой компенсации за оставленные жилища и хозяйственные постройки, потерянной техникой (вывозить ее с загрязненных территорий запрещалось) и т.д., составили 16 национальных годовых бюджетов Беларуси. И тем не менее с 1986 по 1990 гг. народное хозяйство Беларуси работало достаточно динамично. Промышленность республики увеличила выпуск продукции на 26%, а производительность труда выросла на 30,1%. Имелись определенные успехи и в сельском хозяйстве. Однако это не являлось свидетельством преодоления факторов экономического торможения. Механизм хозяйствования оставался затратным, экономические преобразования не затронули основ административной системы. Более того, во время перестройки были допущены ошибки, которые способствовали деструктивным процессом. Из-за отсутствия целостной и ясной программы реорганизация велась методом проб и ошибок. Имели место просчеты в инвестиционной и экспортно-импортной политике, в борьбе с нетрудовыми доходами. Был окончательно утрачен контроль над денежным обращением, появились групповые интересы, воровство в крупных масштабах и организованная преступность. Одновременно во многих регионах СССР обозначилась политическая нестабильность. Беларусь на этом фоне оставалась наиболее спокойной.
На рубеже 80-90-х годов обострился экономический кризис. Падал национальный доход, сокращалось производство продукции, появилась безработица, ухудшилось социальное положение граждан. Выход из кризиса тогдашнему руководству виделся в переходе к рыночным отношениям. В октябре 1990 г. Верховный Совет республики одобрил разработанную Советом Министров БССР программу перехода к рыночной экономике. Она предусматривала создание рыночных институтов, приватизацию, демонополизацию, изменение системы государственного регулирования экономики.
Разрыв экономических
связей после распада СССР, неизбежный
при переходе к рынку спад производства
и инфляция, просчеты предыдущего
этапа перестройки привели
В 90-е гг. в тяжелом положении оказалось сельское хозяйство. Происходило сокращение поголовья крупного рогатого скота, ухудшалась материально-техническая база колхозов и совхозов. В то же время закупочные цены на сельхозпродукцию контролировались, оставались крайне низкими и не покрывали затрат на ее производство. Рыночные отношения на селе начали зарождаться в 1991 г. В этом году были приняты законы “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “О праве собственности на землю”. Они предусматривали возможность частной собственности на приусадебные участки земли, личное подсобное хозяйство, дачное строительство, а также возможность долгосрочной аренды земли по договорной цене. В 1993 г. площадь выделенных земель для фермерских хозяйств составляла 51 959га или 0,5% всех сельхозугодий республики. Удельный вес продукции фермерских хозяйств в общем объеме продукции агропромышленного комплекса составлял менее 1%, а товарной продукции – 0,3%. Многие фермерские хозяйства обанкротились.
В первой половине 90-х гг.
резко снизился жизненный уровень
населения республики. Кризисное
положение переживал
Учитывая сложившуюся ситуацию, в Беларуси в 1995 г. была принята Программа выхода из кризиса, рассчитанная до 2000 г. Курс на социально ориентированную рыночную экономику, осуществление эффективной социальной политики стало основой внутриполитической деятельности руководства страны. В 1996-1997 гг. удалось снизить инфляцию и темпы экономического спада производства, оживить производство в отдельных отраслях промышленности, сдержать падение жизненного уровня населения, снизить уровень безработицы.
Однако валютный кризис в республике в марте и августовский финансовый кризис 1998 г. в России отрицательно сказались на экономике Беларуси. В целях преодоления кризиса были проведены унификация валютного курса в отношении белорусского рубля и частичная либерализация цен, усилена бюджетная дисциплина, в значительной мере осуществлен перевод расчетов на денежную основу, сокращен бартер. В результате этих мер, инфляция снизилась с 251% в 1999 г. до 108% в 2000 г. Объем валового внутреннего продукта увеличился в 2000 г. на 3,8%, а в 2001 г. более чем на 4%. Производство промышленной продукции возросло на 5,5% и составило 106% к уровню 1990 г. В 2001 г. реальные денежные доходы населения увеличились на 25%, а реальная заработная плата – более чем на 30%. Вместе с тем, продолжает расти объем нереализованной продукции, остается низким уровень инвестиций, третья часть предприятий является убыточными.
На II Всебелорусском народном собрании была утверждена программа социально-экономического развития до 2005 г., которая предусматривает инновационную и инвестиционную деятельность, увеличение экспорта товаров и услуг, эффективное и динамичное развитие агропромышленного комплекса, жилищное строительство, охрану здоровья населения.
61.Провозглашение независимости Республики Беларусь. Социально-экономическое развитие на рубеже XX – XXI вв.
На Пленуме ЦК КПСС (январь 1987 г.) был взят курс на усовершенствование социализма. Стержнем преобразований должна была стать демократизация всех сфер жизни советского общества. Был выдвинут лозунг “Больше демократии, больше социализма”. В стране стали возникать неформальные клубы и объединения. В Беларуси возрос интерес к проблемам культуры. В прессе публиковались материалы, в которых давались негативные оценки не только Сталина, но и роли Ленина, Октябрьской революции, партии большевиков. Начался новый этап реабилитации. С 1988 г. по 1993 г. в Беларуси было реабилитировано 130 тыс. человек.
На XIX конференции КПСС (1988) подчеркивалось, что неудачи в проведении реформ связаны с консерватизмом партаппарата, командно-административной системой, бюрократизмом. Был сделан вывод о необходимости изменения политической системы с обязательным отказом партии от своей руководящей роли и передачей государственной власти Советам. В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон о созыве съезда народных депутатов и создании постоянно действующего Верховного Совета СССР. Две трети депутатов должны были избираться по территориальным округам на альтернативной основе, а третья часть – представлять разные общественные организации, в том числе и КПСС. Избирательная кампания проходила при большой активности населения, в острой и напряженной борьбе.
Первый съезд народных депутатов, который открылся 25 мая 1988 г. стал ареной острой политической дискуссии. Председателем Президиума Верховного совета СССР был избран М.С. Горбачев. Радикально настроенные депутаты потребовали дать оценку афганской войне, опубликовать документы пакта Молотов-Риббентроп. III съезд народных депутатов СССР (март 1990) отменил 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС, избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. По новой системе в марте 1990 года состоялись выборы народных депутатов в Беларуси.
В условиях нарастания политической напряженности в обществе в СССР был принят закон об общественных объединениях. Но в республике неформальные организации стали возникать раньше. В июне 1998 г. в Вильнюсе состоялся учредительный съезд Белорусского народного фронта (БНФ). В ноябре 1990 г. была создана Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ), в феврале 1991 г. – Белорусская крестьянская партия и др.
Политическое развитие советского
общества привело к усилению в
республиках движения за национальную
независимость, суверенитет, выход
из состава СССР. После того, как
Верховный Совет СССР принял постановление
о нелигитимности договора Молотова-Риббентропа,
М.С. Горбачев подписал указ о выходе
Литвы, Латвии и Эстонии из СССР.
В июне – июле 1990г. государственный
суверенитет провозгласили
25 августа сессия Верховного
Совета БССР приняла Закон
“О придании статуса