Изначально рамки нэповских
преобразований определились руководством
партии тем, в какой мере реформы
укрепляли ее монополию на власть.
Основные меры, проведенные в рамках
НЭПа: продразверстка заменена продовольственным
налогом, затем последовали новые
меры, призванные заинтересовать широкие
социальные слои в результатах своей
хозяйственной деятельности. Легализовалась
свободная торговля, частные лица
получили право заниматься кустарными
промыслами и открывать промышленные
предприятия с числом рабочих
до ста. Мелкие национализированные
предприятия возвращались прежним
владельцам. В 1922 было признано право
на аренду земли и использование
наемного труда; отменена система трудовых
повинностей и трудовых мобилизаций.
Натуральная оплата труда заменена
денежной, был учрежден новый государственный
банк и восстановлена система
банков.
Все эти изменения правящая
партия проводила, не отказываясь от
своих идеологических воззрений
и командных методов руководства
социально-политическими и экономическими
процессами. «Военный коммунизм» сдавал
свои позиции постепенно.
Для своего развития НЭП нуждался
в децентрализации хозяйственного
управления, и в августе 1921 Совет
Труда и Обороны (СТО) принял постановление
реорганизовать главкистскую систему,
при которой все предприятия
одной отрасти промышленности подчинялись
единому центральному органу управления
– главному комитету (главку). Было
сокращено количество отраслевых главков,
в руках государства оставались
только крупная промышленность и
базовые отрасли хозяйства.
Частичное разгосударствление
собственности, приватизация многих ранее
национализированных предприятий,
система ведения экономики на
основе хозяйственного расчета, конкуренции,
внедрение аренды совместных предприятий
– все это характерные черты
НЭПа. В то же время, эти «капиталистические»
экономические элементы сочетались
с мерами принуждения, усвоенными в
годы «военного коммунизма».
НЭП привел к быстрому оживлению
экономики. Появившаяся у крестьян
экономическая заинтересованность
в производстве сельскохозяйственной
продукции позволила быстро насытить
рынок продовольствием и преодолеть
последствия голодных лет «военного
коммунизма».
Однако уже на раннем этапе
НЭПа (1921–1923) признание роли рынка
сочеталось с мерами по его упразднению.
Большинство руководителей коммунистической
партии отнеслось к НЭПу как к
«неизбежному злу», опасаясь, что он
приведет к реставрации капитализма.
У многих большевиков сохранялись
«военно-коммунистические» иллюзии
о том, что уничтожение частной
собственности, торговли, денег, равенство
в распределении материальных благ
ведут к коммунизму, а НЭП есть
измена коммунизму. По сути своей, НЭП
был рассчитан на то, чтобы продолжая
курс на социализм, путем лавирования,
социального компромисса с большинством
населения двигать страну к цели
партии – социализму, хотя и более
медленно и с меньшим риском. Считалось,
что и в рыночных отношениях роль
государства прежняя, как и при
«военном коммунизме», а экономическую
реформу оно должно проводить
в рамках «социалистичности». Все
это учитывалось в принятых в
1922 законах и в последующих
законодательных актах.
Допущение рыночных механизмов,
приведшее к восстановлению экономики,
позволило политическому режиму
укрепиться. Однако принципиальная несовместимость
его с сущностью НЭПа как временного
экономического компромисса с крестьянством
и буржуазными элементами города
неизбежно вела к отторжению идеи
НЭПа. Даже в самые благоприятные
для его развития годы (до середины
20-х) поступательные шаги в проведении
этой политики делались неуверенно, противоречиво,
с оглядкой на пройденный этап «военного
коммунизма».
Советская и в значительной
своей части постсоветская историография,
сводя причины свертывания НЭПа
к чисто экономическим факторам,
лишила себя возможности в полной
мере раскрыть его противоречия –
между требованиями нормального
функционирования экономики и политическими
приоритетами партийного руководства,
направленными сначала на ограничение,
а затем и полное вытеснение частного
производителя.
Трактовка руководством страны
диктатуры пролетариата как подавления
всех с ней не согласных, а также
сохранившаяся у большинства
кадрового состава партии приверженность
«военно-коммунистическим» взглядам,
усвоенным в годы гражданской
войны, отражали свойственное коммунистам
неуклонное стремление к достижению
своих идейных установок. При
этом стратегическая цель партии (социализм)
оставалась прежней, а НЭП рассматривался
как временное отступление от
достигнутого за годы «военного коммунизма».
Поэтому делалось все, чтобы не позволить
НЭПу выйти за пределы, опасные для
этой цели.
Рыночные методы регулирования
экономики в нэповской России
сочетались с внеэкономическими, с
административным вмешательством. Преобладание
государственной собственности
на средства производства, крупной
промышленности, являлось объективной
основой такого вмешательства.
В годы НЭПа партийно-государственные
верхи не хотели реформ, а были озабочены
тем, что частный сектор получит
преимущество перед государственным.
Охваченные боязнью НЭПа, они принимали
меры по его дискредитации. Официальная
пропаганда всячески третировала частника,
в общественном сознании формировался
образ «нэпмана» как эксплуататора,
классового врага. С середины 1920-х
меры по сдерживанию развития НЭПа
сменились курсом на его свертывание.
Демонтаж НЭПА начался негласно, сначала
мерами по налоговому удушению частного
сектора, затем лишению его правовых
гарантий. При этом на всех партийных
форумах провозглашалась верность
новой экономической политике. В
конце 1920-х, посчитав, что новая экономическая
политика перестала служить социализму,
руководство страны ее отменило. Методы,
которыми оно сворачивало НЭП, было
революционным. В ходе ее осуществления
деревенскую «буржуазию» (кулаков)
«раскулачивали», конфисковали все
ее имущество, ссылали в Сибирь, а
«остатки городской буржуазии» – предпринимателей
(«нэпманов»), а также членов их семей лишали
политических прав («лишенцы»); многих
подвергали судебным преследованиям.
Образование СССР. Советская модель
национально-государственного устройства.
Образование Союза ССР
и национально-государственное строительство
1) Подготовительная работа
к I съезду Советов СССР. Указания
В.И. Ленина были учтены комиссией
ЦК. Постановлением Пленума ЦК
РКП(б) о форме объединения
независимых советских республик
(от 6 октября 1922 г.) признавалась
необходимость заключения договора
между Украиной, Белоруссией, Федерацией
Закавказских республик и РСФСР
об объединении их в Союз
Социалистических Советских Республик
с оставлением за каждой из
них права свободного выхода
из состава Союза. К 30 ноября
комиссия ЦК РКП(б) разработала
Основные пункты Конституции
СССР, которые были разосланы
в компартии республик для
обсуждения. 18 декабря 1922 г. Пленум
ЦК РКП(б) обсудил проект Договора
об образовании Союза ССР и
предложил созвать съезд Советов
СССР.
2) Первый Всесоюзный съезд
Советов. I съезд Советов СССР
открылся 30 декабря 1922 г. В нем
приняли участие 2215 делегатов.
Численный состав делегаций от
республик определялся пропорционально
количеству населения в них.
Самой многочисленной была российская
делегация - 1727 человек. С докладом
об образовании СССР выступил
И.В. Сталин. Съезд в основном
утвердил Декларацию и Договор
об образовании СССР в составе
четырех республик - РСФСР, Украинской
ССР, Белорусской ССР, ЗСФСР.
Декларация законодательно закрепляла
принципы устройства союзного
государства: добровольность, равноправие
и сотрудничество на основе
пролетарского интернационализма.
Доступ в союз оставался открытым
всем советским республикам. Договор
определял порядок вхождения
отдельных республик в состав
СССР, право свободного выхода, компетенцию
высших органов государственной
власти. Съезд избрал Центральный
исполнительный Комитет Союза
ССР (ЦИК) - верховный орган власти
в период между съездами.
3) Конституция СССР 1924 г.
В январе 1924 г. была принята
первая Конституция СССР, согласно
которой высшим органом власти
объявлялся Съезд Советов СССР.
В перерывах между ними верховную
власть осуществлял ЦИК СССР,
который состоял из двух законодательных
палат - Совета Союза и Совета
Национальностей. ЦИК СССР образовывал
правительство - СНК. Создавалось
три вида комиссариатов (союзные
- иностранных дел, армии и флота,
внешней торговли, путей сообщений,
связи); унифицированные (на союзном
и республиканском уровне); республиканские
(внутренняя политика, юриспруденция,
народное образование). ОГПУ получил
статус союзного комиссариата. Союзным
органам передавались также полномочия
по международной обороне границ,
внутренней безопасности, планированию
и бюджету. Провозглашая федеративный
принцип устройства государства,
Конституция СССР содержала в
себе унитарные тенденции, поскольку,
например, лишь декларировала и не оговаривала
механизм выхода из состава СССР, поощряла
вмешательство центра в дела республик
(ст. 13-29 Главы IV) и т.д.
4) Унитарные тенденции
в государственном строительстве
СССР. С конца 20-х гг. многие
республиканские предприятия были
переданы в непосредственное
подчинение союзных органов, компетенция
которых значительно расширилась
в связи с ликвидацией в
1932 г. ВСНХ. Росло число союзных
и союзно-республиканских наркоматов.
С 1930 г. все кредитование сосредоточивается
в союзных органах, в частности
Госбанке СССР. Произошла централизация
судебной системы. Одновременно
происходило ограничение законодательной
инициативы республик (в 1929 г.
отменялось право республик непосредственно
ставить вопросы в ЦИК СССР
- предварительно они должны были
вносить их в СНК СССР). В
результате объем полномочий
и прав Союза ССР по вопросам
руководства промышленностью и
финансами меняется в сторону
их расширения, что явилось следствием
ужесточения централизации управления.
5) Национально-государственное
строительство. Со времени принятия
Конституции 1924 г. и до Конституции
1936 г. происходил процесс национально-государственного
строительства, которое осуществлялось
по следующим направлениям: образование
новых союзных республик; изменение
государственно-правовой формы некоторых
республик и автономных областей;
усиление роли центра, союзных
органов власти. В 1924 г. в результате
национально-государственного размежевания
в Средней Азии, где границы
не совпадали с этническими
границами расселения народов,
были образованы Туркменская
ССР и Узбекская ССР, в 1931
г. - Таджикская ССР. В 1936 г. образовались
Киргизская ССР и Казахская
ССР. В том же году упраздняется
Закавказская Федерация, и Республики
- Армения, Азербайджан, Грузия
непосредственно входят в состав
Союза ССР. В 1939 г., после подписания
советско-германского пакта о
ненападении, к СССР были присоединены
Западная Украина и Западная
Белоруссия. В 1940 г. включаются
в состав СССР Латвия, Литва,
Эстония и бывшие российские
земли, захваченные в 1918 г. Румынией
(Бессарабия и Северная Буковина).
Форсированное строительство социализма:
индустриализация.
Индустриализация, в отличие
от коллективизации и раскулачивания,
являлась объективно-необходимым процессом,
отвечающим интересам модернизации
страны. От индустриализации напрямую
зависели уровень промышленного
развития страны, экономическая независимость,
обороноспособность, переоснащение
всех отраслей народного хозяйства
на основе новой техники. Проблема индустриализации
стояла остро и была обусловлена
рядом обстоятельств, она велась
без иностранных кредитов, только
за счет внутренних ресурсов, совершалась
начиная непосредственно с тяжёлой
промышленности, без предварительного
развития легкой, проводилась в слаборазвитой
стране, при острой нехватке квалифицированных
кадров.
В вопросе индустриализации
в руководстве страны не было единства.
Были левые - Троцкий, Зиновьев, Преображенский
и др., которые выступали за ускоренное
проведение индустриализации путем
установления высокого налога на крестьян,
высоких цен на промышленные и
низких цен на сельскохозяйственные
товары. Бухарин, Рыков были за умеренное,
сбалансированное развитие промышленности
и сельского хозяйства, за индустриализацию
по средствам, в меру наличных ресурсов
и при улучшении благосостояния
народа. В середине 20-х годов, когда
борьба велась с левыми Сталин придерживался
бухаринской позиции. Но с поражением
левых, а затем и правых, он стал
проводить линию троцкистов и
зиновьевцев на ускоренную индустриализацию.
Его не смущало то, что он заимствовал
у них идею о «сверхиндустриализации»,
против которой недавно вел борьбу.
Идея ускоренной индустриализации
легла в основу первого пятилетнего
плана: из двух вариантов был принят
оптимальный план, который предусматривал
темпы развития на 20% выше, чем отправной.
План начал осуществляться в 1928 г. и
был утвержден V съездом Советов
СССР в 1929 г. Согласно плану, промышленное
производство должно было расти темпами
в 21 -25% в год.
Чтобы ускорить ход индустриализации,
в январе 1929 г. была впервые опубликована
ленинская статья «Как организовать
соревнование?», давшая импульс массовому
соревнованию, охватившему за короткое
время половину всех рабочих. Сталин
считал необходимым подхлёстывать
и подгонять страну. По его инициативе
пересматривались и без того высокие
показатели пятилетнего плана в
сторону увеличения, устанавливались
явно нереальные задания для важнейших
отраслей промышленности. Вначале повсеместно
был выдвинут лозунг «Пятилетку - в
четыре года!». Новый председатель СНК
Молотов сообщил, что план на 1931 г.
по промышленности намечен в 45%, т.е.
в 2 раза выше планового. Сталин вскоре
пояснил, что это будет означать
выполнение пятилетки за три года
по основным отраслям.
Внешне казалось, что развитие
страны ускорилось. На деле же политическое
прожектёрство сталинского руководства
нарушало нормальное развитие экономики,
навязывало авантюристические решения.
С пересмотром плановых заданий закладывалось
строительство новых производственных
объектов сверх предусмотренного, что
вело к распылению финансов, материальных
средств, техники, рабочей силы, стройки
превращались в долгострои, не сдавались
в срок и не давали отдачи. Сверхтребования
привели к ломке всей системы управления,
планирования и снабжения. Трудовой порыв
рабочего класса не мог предотвратить
падение темпов роста. Если в первые годы
пятилетки промышленность росла на 23%,
то в 1933 г. - всего на 5,5%. Подобный сценарий,
несмотря на его ущербность, повторялся
и в последующих пятилетках.