Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".
колхозников. Они получили паспорта, была введена денежная оплата их труда.
Однако не было сделано главное — крестьянство не получило право выбора форм
хозяйствования. В 1954—1956 гг. было освоено 3.6 млн га целинных и залежных
земель с целью решить зерновую проблему. К сожалению, эта мера дала лишь
кратковременный успех. Вместе с тем она отодвинула на второй план возрождение
традиционных
земледельческих районов
попытки реформировать управление народным хозяйством. Вместо ликвидированных
отраслевых министерств и ведомств появились совнархозы — территориальные
управления. Организация совнархозов сыграла некоторую положительную роль, но
кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Многие
экономические проблемы в те годы пытались решать политическими приемами и
методами посредством административных реформ и кампаний (“кукурузная
кампания”, “мясная кампания в Рязани”, “молочные рекорды” и т. д.). Все же
период хрущевской “оттепели” стал периодом наиболее заметного подъема в
экономике страны. В 1956—1958 гг. в среднем в год вступало в строй около 800
предприятий. В 1957 г. на воду был спущен первый в мире атомный ледокол
“Ленин”. В рамках государственных программ в эти годы решались проблемы
освоения космоса, химизации народного хозяйства, развития электроники,
жилищного строительства, многие другие важные народнохозяйственные задачи. В
начале 1960-х гг. темпы экономического развития замедлились. Из-за
непродуманной аграрной политики возникли продовольственные трудности. СССР
начал закупать зерно за границей. Противоречивость и непоследовательность
многих прогрессивных
социально-экономических
середины 1960-х гг. были обусловлены тем, что Хрущев сложился как партийный и
государственный деятель в условиях жесткой централизации и административно-
командного стиля руководства.
48. Социально-экономическое и политическое развитие СССР 1965-1985 гг.
В период
с 1965 по 1985 гг. в целом завершилось
складывание советской бюрократической
системы, шло постепенное увеличение численности
аппарата. Усиливался процесс централизации
партийной организации.
Принятая 7 октября 1977 г. новая Конституция
(4-я) устанавливала в 6-й статье монопольное
положение КПСС в политической системе
страны. Конституция в целом носила демократический
характер. Однако зафиксированные в ней
права и свободы фактически не могли быть
реализованы в СССР.
Внутриполитический курс был основан
на тезисе о «построении в СССР развитого
социалистического общества» и необходимости
совершенствования развитого социализма
(неосталинизм).
Внешнеполитический курс СССР в 1965—1985
гг. был основан на положении о радикальном
изменении соотношения сил в мире в пользу
стран соцлагеря. С 1970-х гг. в отношениях
между США и СССР произошли события, характеризуемые
как «разрядка» напряженности.
В 1972 г. ФРГ и ГДР официально
признали друг друга, и в то же время состоялся
первый визит президента США Р. Никсона в СССР. В 1973 г. в рамках визита Л. И. Брежнева в США было подписано
соглашение о предотвращении ядерной
войны. В 1975 г. в Хельсинки состоялось
Совещание по безопасности и сотрудничеству
в Европе при участии глав 33 государств
Европы, США и Канады.
После подавления в августе 1968 г. попытки демократического
переворота в Чехословакии («Пражская весна») раскол в социалистическом
лагере усилился. Это стало причиной новой
политики СССР в отношении «союзников»,
направленной на усиление военной и экономической
интеграции в Восточной Европе, что на
деле означало ограничение суверенитета
стран «народной демократии».
В ряде государств третьего мира утверждаются просоветские режимы. В конце1979 г. на территорию Афганистана был введен «ограниченный контингент советских войск» для укрепления советского влияния.
49. Перестройка в СССР: замыслы и результаты. Новое политическое мышление во внешней политике.
Советское руководство оказалось вынужденным в очередной раз сменить свои стратегические ориентиры во. внешней политике в целях смягчения международной напряженности. Данные изменения совпали со сменой высшего руководства в СССР. Первоначально новый советский лидер М.С. Горбачев ставил своей целью добиться очередного потепления климата международных отношений, без принципиальных изменений самого внешнеполитического курса. Тем не менее, обстоятельства сложились таким образом, что с 1987 года был провозглашен переход к «новому политическому мышлению». Правящая советская элита заявила о приверженности принципам коллективной безопасности и уважении суверенного права народов на выбор собственных путей развития. В 1987 г. руководители сверхдержав подписали договор об уничтожении ракет средней дальности. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана. В том же году началась нормализация отношений с Китаем. СССР отказался от подавления «бархатных» революций 1989 г. в странах Восточной Европы, с территорий которых стали выводиться советские войска. «Холодная война» постепенно приближалась к своему завершению. Распад СССР в 1991 году фактически означал окончание «холодной войны». Крушение Советского Союза и образование СНГ знаменовали начало российской внешней политики.
Начавшаяся в 1985 г. перестройка в СССР послужила стимулом для идеологических и политических перемен. Происходит быстрая политизация различных слоев населения, ведущая к выработке новых взглядов, к осознанию реальностей на ином качественном уровне.
Революционные преобразования привели к изменениям во внешнеполитической ориентации восточноевропейских государств. Все международные организации, созданные этими странами при участии Советского Союза, в том числе Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД), были распущены. В восточноевропейском регионе формируется новая система безопасности. Венгрия, Польша и Чехословакия договорились с СССР о полном выводе с их территории советских войск. Все настойчивее стали выдвигаться требования присоединения к экономическим и политическим союзам стран Запада (в частности Европейскому Союзу, НАТО). «Железный занавес», разделявший Европу все годы «холодной войны», быстро разрушался. Кульминацией этого процесса стало объединение, а точнее присоединение ГДР к ФРГ. Таким образом, в ходе событий 1989 — 1991 гг. произошло крушение социалистической системы, создавшее качественно новую политическую и социально-экономическую ситуацию на европейском континенте.
50. Распад СССР.
Россия и страны СНГ на
Почему распался СССР? Стоит отметить, что предпосылки распада (дезинтеграции) такого сложного государственного образования, как Советский Союз, имелись задолго до начала 90-х годов, но объективно механизм кризиса был приведен в действие политикой перестройки. Экономический кризис, как результат данной политики, способствовал возникновению сепаратистских настроений в союзных республиках, чьи политические элиты приняли решение искать самостоятельные пути выхода из кризиса. Кроме того, немаловажной предпосылкой распада явилось отсутствие у горбачевского руководства продуманной национальной политики: Горбачев оказался не в состоянии дать нужный суверенитет республикам.
Империю можно было удержать только деспотическим режимом. Однако институты тоталитарного государства — партийный аппарат, КГБ, МВД, армия — были парализованы в ходе вызванной гласностью тотальной критики, а затем и вовсе исчезли вместе с государством, которое должны были защищать. Решения XIX партконференции фактически поставили крест на КПСС и СССР.
Большую роль сыграл и внешний фактор. Политика Запада, как подтверждают сегодня сами его лидеры, поощряла процессы, ведущие к дезинтеграции СССР, краху его социально-политической системы.
-После распада СССР и образования СНГ России пришлось заново строить свою
внешнюю политику.
Возникло, два направления
1) ближнее зарубежье — бывшие республики СССР, ставшие суверенными,
независимыми странами и 2) дальнее зарубежье — остальные государства мира. В
отношениях с государствами ближнего зарубежья в 1992 г. российское
руководство колебалось
между стремлением к
интеграционных связей в рамках СНГ и постепенным осознанием существования
специфических российских интересов и необходимости их защиты. Предстояло
решать сложные вопросы формирования национальной армии и раздела имущества
Советского Союза, создания границ, прежде всего со странами Прибалтики, и т.
д. В ближнем зарубежье оказалось не менее 25 млн русскоязычного населения,
проблемы защиты прав которого решаются в ходе межгосударственных контактов
России с отдельно взятыми странами ближнего зарубежья. Осрбо остро стоит
проблема гражданских прав русских в государствах Балтии. После вывода
российских войск с их территорий эта проблема не закрыта. Возникли сложности
в отношениях с Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе
Черноморского флота, статусе Севастополя. На Украине, в Казахстане и
некоторых других странах ближнего зарубежья негативно восприняли позицию МИДа
России, заявившего,
что все геополитическое
рассматривает как сферу своих жизненных интересов и готова защищать их всеми
возможными
правовыми способами и
посреднические функции при ликвидации конфликтов, оказывает помощь в защите
границ (Нагорный Карабах, Абхазия, Таджикистан и др.). В последнее время во
взаимоотношениях России и некоторых стран СНГ возобладала тенденция к
интеграции. Наибольшую активность проявили Белоруссия, Казахстан,
Таджикистан. Заключен Таможенный союз между Россией, Белоруссией и
Казахстаном. В “большой” внешней политике для России было важно утвердиться в
качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, сохранить статус
ядерной державы, добиться экономической поддержки Западом проводимых в стране
реформ, наладить политические, экономические, научные и культурные связи с
крупнейшими государствами
мира. Среди дипломатических
назвать следующие: принятие России в члены Международного валютного фонда;
заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений
(ОСНВ-2) между
Россией и США; подписание
налаживание политических и экономических связей с Южной Кореей; установление
тесного сотрудничества с ФРГ, Францией и другими странами. В отношениях
России с Западом следует выделить Кэмп-Дэвидскую декларацию (1992), принятую
на встрече Б. Н. Ельцина и президента США Дж. Буша. Ее значение в том, что
“Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных
противников. Их
отношения характеризуются
то же время в условиях новой геополитической реальности Россия потеряла
контроль над традиционными зонами своего влияния. Это коснулось Средней Азии,
где усилилось действие “мусульманского фактора”. Не стало СЭВа, и с каждым из
его прежних членов приходится строить экономические отношения заново. США
оказались единственной сверхдержавой в мире, не имеющей адекватного
противовеса, а потому способной диктовать свою волю в большинстве регионов
мира, что наглядно проявилось во время конфликта в Югославии.
51. Постсоветская Россия. Изменения в политической и экономической жизни.
26 декабря 1991 года Советский Союз официально прекратил свое существование. Для России – самого крупного из государств, образовавшихся в результате распада СССР – последующие 20 лет оказались непростым переходным периодом, полным драматических событий.
На рождество 1991 года противники коммунизма получили подарок, о котором мечтали вот уже семь десятилетий: Михаил Горбачев объявил о прекращении существования СССР.
Менее через два года коммунисты и их союзники в российском парламенте попытались сместить первого избранного президента Российской Федерации – Бориса Ельцина. Здание парламента – прямо в центре Москвы – обстреливали танки. В столице России были убиты и ранены более 600 человек.
Чувствуя слабость центральной власти, некоторые мусульманские регионы попытались отделиться. Во время войны в Чечне столица республики – город Грозный – напоминала Сталинград в разгар Второй мировой войны.
Едва удалось установить мир в Чечне, как мировые цены на нефть обрушились, спровоцировав финансовый коллапс 1998 год
После хаоса 90-х россияне с надеждой вверили власть в стране малоизвестному экс-офицеру КГБ Владимиру Путину, избранному президентом в 2000 году.
Он начал решительную борьбу с олигархами, отправив в тюрьму богатейшего человека в стране - бизнесмена Михаила Ходорковского, который семь лет спустя остается в заключении.
Чеченские сепаратисты продолжали борьбу, организуя теракты и массовые захваты заложников.
В стране множились нарушения прав человека. А затем в день рождения Путина застрелили известного журналиста Анну Политковскую.