Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Работа содержит 1 файл

ответы по истории 79 страниц..doc

— 607.50 Кб (Скачать)

колхозников. Они  получили паспорта, была введена денежная оплата их труда.

Однако не было сделано главное — крестьянство не получило право выбора форм

хозяйствования. В 1954—1956 гг. было освоено 3.6 млн га целинных и залежных

земель с  целью решить зерновую проблему. К  сожалению, эта мера дала лишь

кратковременный успех. Вместе с тем она отодвинула на второй план возрождение

традиционных  земледельческих районов России. В 1957 г. предпринимались

попытки реформировать  управление народным хозяйством. Вместо ликвидированных

отраслевых  министерств и ведомств появились совнархозы — территориальные

управления. Организация  совнархозов сыграла некоторую  положительную роль, но

кардинальных  изменений в развитии экономики  не произошло. Многие

экономические проблемы в те годы пытались решать политическими приемами и

методами посредством  административных реформ и кампаний (“кукурузная

кампания”, “мясная  кампания в Рязани”, “молочные рекорды” и т. д.). Все же

период хрущевской “оттепели” стал периодом наиболее заметного  подъема в

экономике страны. В 1956—1958 гг. в среднем в год вступало в строй около 800

предприятий. В 1957 г. на воду был спущен первый в  мире атомный ледокол

“Ленин”. В  рамках государственных программ в  эти годы решались проблемы

освоения космоса, химизации народного хозяйства, развития электроники,

жилищного строительства, многие другие важные народнохозяйственные задачи. В

начале 1960-х  гг. темпы экономического развития замедлились. Из-за

непродуманной аграрной политики возникли продовольственные  трудности. СССР

начал закупать зерно за границей. Противоречивость и непоследовательность

многих прогрессивных  социально-экономических начинаний  середины 1950-х —

середины 1960-х  гг. были обусловлены тем, что Хрущев сложился как партийный и

государственный деятель в условиях жесткой централизации  и административно-

командного  стиля руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48. Социально-экономическое  и политическое развитие СССР 1965-1985 гг.

В период с 1965 по 1985 гг. в целом завершилось складывание советской бюрократической системы, шло постепенное увеличение численности аппарата. Усиливался процесс централизации партийной организации. 
Принятая 7 октября 1977 г. новая Конституция (4-я) устанавливала в 6-й статье монопольное положение КПСС в политической системе страны. Конституция в целом носила демократический характер. Однако зафиксированные в ней права и свободы фактически не могли быть реализованы в СССР. 
Внутриполитический курс был основан на тезисе о «построении в СССР развитого социалистического общества» и необходимости совершенствования развитого социализма (неосталинизм). 
Внешнеполитический курс СССР в 1965—1985 гг. был основан на положении о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу стран соцлагеря. С 1970-х гг. в отношениях между США и СССР произошли события, характеризуемые как «разрядка» напряженности.

В 1972 г. ФРГ и ГДР официально признали друг друга, и в то же время состоялся первый визит президента США Р. Никсона в СССР. В 1973 г. в рамках визита Л. И. Брежнева в США было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны. В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе при участии глав 33 государств Европы, США и Канады. 
После подавления в августе 1968 г. попытки демократического переворота в Чехословакии («Пражская весна») раскол в социалистическом лагере усилился. Это стало причиной новой политики СССР в отношении «союзников», направленной на усиление военной и экономической интеграции в Восточной Европе, что на деле означало ограничение суверенитета стран «народной демократии».

В ряде государств третьего мира утверждаются просоветские режимы. В конце1979 г. на территорию Афганистана был введен «ограниченный контингент советских войск» для укрепления советского влияния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49. Перестройка  в СССР: замыслы и результаты. Новое политическое мышление во внешней политике.

Советское руководство оказалось вынужденным в очередной раз сменить свои стратегические ориентиры во. внешней политике в целях смягчения международной напряженности. Данные изменения совпали со сменой высшего руководства в СССР. Первоначально новый советский лидер М.С. Горбачев ставил своей целью добиться очередного потепления климата международных отношений, без принципиальных изменений самого внешнеполитического курса. Тем не менее, обстоятельства сложились таким образом, что с 1987 года был провозглашен переход к «новому политическому мышлению». Правящая советская элита заявила о приверженности принципам коллективной безопасности и уважении суверенного права народов на выбор собственных путей развития. В 1987 г. руководители сверхдержав подписали договор об уничтожении ракет средней дальности. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана. В том же году началась нормализация отношений с Китаем. СССР отказался от подавления «бархатных» революций 1989 г. в странах Восточной Европы, с территорий которых стали выводиться советские войска. «Холодная война» постепенно приближалась к своему завершению. Распад СССР в 1991 году фактически означал окончание «холодной войны». Крушение Советского Союза и образование СНГ знаменовали начало российской внешней политики.

Начавшаяся в 1985 г. перестройка  в СССР послужила стимулом для  идеологических и политических перемен. Происходит быстрая политизация различных слоев населения, ведущая к выработке новых взглядов, к осознанию реальностей на ином качественном уровне.

Революционные преобразования привели к изменениям во внешнеполитической ориентации восточноевропейских государств. Все международные организации, созданные этими странами при участии Советского Союза, в том числе Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД), были распущены. В восточноевропейском регионе формируется новая система безопасности. Венгрия, Польша и Чехословакия договорились с СССР о полном выводе с их территории советских войск. Все настойчивее стали выдвигаться требования присоединения к экономическим и политическим союзам стран Запада (в частности Европейскому Союзу, НАТО). «Железный занавес», разделявший Европу все годы «холодной войны», быстро разрушался. Кульминацией этого процесса стало объединение, а точнее присоединение ГДР к ФРГ. Таким образом, в ходе событий 1989 — 1991 гг. произошло крушение социалистической системы, создавшее качественно новую политическую и социально-экономическую ситуацию на европейском континенте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50. Распад СССР. Россия и страны СНГ на современном  этапе.

Почему распался СССР? Стоит отметить, что предпосылки распада (дезинтеграции) такого сложного государственного образования, как Советский Союз, имелись задолго до начала 90-х годов, но объективно механизм кризиса был приведен в действие политикой перестройки. Экономический кризис, как результат данной политики, способствовал возникновению сепаратистских настроений в союзных республиках, чьи политические элиты приняли решение искать самостоятельные пути выхода из кризиса. Кроме того, немаловажной предпосылкой распада явилось отсутствие у горбачевского руководства продуманной национальной политики: Горбачев оказался не в состоянии дать нужный суверенитет республикам.

Империю можно было удержать только деспотическим режимом. Однако институты тоталитарного государства — партийный аппарат, КГБ, МВД, армия — были парализованы в ходе вызванной гласностью тотальной критики, а затем и вовсе исчезли вместе с государством, которое должны были защищать. Решения XIX партконференции фактически поставили крест на КПСС и СССР.

Большую роль сыграл и внешний фактор. Политика Запада, как подтверждают сегодня сами его лидеры, поощряла процессы, ведущие к дезинтеграции СССР, краху его социально-политической системы.

-После распада СССР и образования СНГ России пришлось заново строить свою

внешнюю политику. Возникло, два направления внешнеполитической деятельности:

1) ближнее зарубежье  — бывшие республики СССР, ставшие  суверенными,

независимыми странами и 2) дальнее зарубежье — остальные государства мира. В

отношениях  с государствами ближнего зарубежья  в 1992 г. российское

руководство колебалось между стремлением к максимальному  сохранению

интеграционных  связей в рамках СНГ и постепенным  осознанием существования

специфических российских интересов и необходимости  их защиты. Предстояло

решать сложные  вопросы формирования национальной армии и раздела имущества

Советского  Союза, создания границ, прежде всего  со странами Прибалтики, и т.

д. В ближнем  зарубежье оказалось не менее 25 млн русскоязычного населения,

проблемы защиты прав которого решаются в ходе межгосударственных контактов

России с  отдельно взятыми странами ближнего зарубежья. Осрбо остро стоит

проблема гражданских  прав русских в государствах Балтии. После вывода

российских  войск с их территорий эта проблема не закрыта. Возникли сложности

в отношениях с  Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе

Черноморского флота, статусе Севастополя. На Украине, в Казахстане и

некоторых других странах ближнего зарубежья негативно восприняли позицию МИДа

России, заявившего, что все геополитическое пространство СССР она

рассматривает как сферу своих жизненных  интересов и готова защищать их всеми

возможными  правовыми способами и средствами. Россия выполняет в ряду случаев

посреднические  функции при ликвидации конфликтов, оказывает помощь в защите

границ (Нагорный Карабах, Абхазия, Таджикистан и  др.). В последнее время во

взаимоотношениях  России и некоторых стран СНГ  возобладала тенденция к

интеграции. Наибольшую активность проявили Белоруссия, Казахстан,

Таджикистан. Заключен Таможенный союз между Россией, Белоруссией  и

Казахстаном. В  “большой” внешней политике для  России было важно утвердиться в

качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, сохранить статус

ядерной державы, добиться экономической поддержки  Западом проводимых в стране

реформ, наладить политические, экономические, научные  и культурные связи с

крупнейшими государствами  мира. Среди дипломатических достижений можно

назвать следующие: принятие России в члены Международного валютного фонда;

заключение  договора об ограничении стратегических наступательных вооружений

(ОСНВ-2) между  Россией и США; подписание важных  соглашений с Китаем;

налаживание политических и экономических связей с Южной Кореей; установление

тесного сотрудничества с ФРГ, Францией и другими странами. В отношениях

России с  Западом следует выделить Кэмп-Дэвидскую  декларацию (1992), принятую

на встрече  Б. Н. Ельцина и президента США  Дж. Буша. Ее значение в том, что

“Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных

противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством”. В

то же время  в условиях новой геополитической  реальности Россия потеряла

контроль над  традиционными зонами своего влияния. Это коснулось Средней Азии,

где усилилось  действие “мусульманского фактора”. Не стало СЭВа, и с каждым из

его прежних  членов приходится строить экономические  отношения заново. США

оказались единственной сверхдержавой в мире, не имеющей  адекватного

противовеса, а потому способной диктовать свою волю в большинстве регионов

мира, что наглядно проявилось во время конфликта в  Югославии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51. Постсоветская  Россия. Изменения в политической  и экономической жизни.

26 декабря 1991 года Советский Союз официально прекратил свое существование. Для России – самого крупного из государств, образовавшихся в результате распада СССР – последующие 20 лет оказались непростым переходным периодом, полным драматических событий. 

На рождество 1991 года противники коммунизма получили подарок, о котором мечтали вот уже семь десятилетий: Михаил Горбачев объявил о прекращении существования СССР. 

Менее через  два года коммунисты и их союзники в российском парламенте попытались сместить первого избранного президента Российской Федерации – Бориса Ельцина. Здание парламента – прямо в центре Москвы – обстреливали танки. В столице России были убиты и ранены более 600 человек. 

Чувствуя слабость центральной власти, некоторые мусульманские  регионы попытались отделиться. Во время войны в Чечне столица республики – город Грозный – напоминала Сталинград в разгар Второй мировой войны. 

Едва удалось  установить мир в Чечне, как мировые  цены на нефть обрушились, спровоцировав  финансовый коллапс 1998 год

После хаоса 90-х россияне с надеждой вверили власть в стране малоизвестному экс-офицеру КГБ Владимиру Путину, избранному президентом в 2000 году.

Он начал решительную  борьбу с олигархами, отправив в  тюрьму богатейшего человека в стране - бизнесмена Михаила Ходорковского, который семь лет спустя остается в заключении.

Чеченские сепаратисты  продолжали борьбу, организуя теракты  и массовые захваты заложников.

В стране множились  нарушения прав человека. А затем  в день рождения Путина застрелили известного журналиста Анну Политковскую.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"