Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:34, шпаргалка
1. Древние общества на территории Беларуси
Первобытное общество на территории Беларуси прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век. Первые люди на территории Беларуси появились 100 – 40 тыс. лет тому назад. Люди жили материнско-родовой общи-ной, совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством. Совершенствовались орудия труда. Появились шлифовка, сверление, топоры, долота.
ян были помещичьими, 19% - так называемыми казенными (государственны-
ми).
В крестьянской среде наметилась имущественно-социальная дифферен-
циация. Формировалась экономи-чески-устойчивая группа крепких хозяйств,
которые использовали труд одно-сельчан.
К 50-м годам XIX в. процесс распада феодально-крепостнической системы
перешел в положение кризиса. Социальные противоречия обострялись нацио-
нально-религиозной враждой
По решению правительства в 1839 г. в западных губерниях началась ре-
форма среди государственных
30государственных имуществ
подписаны указы о новой системе руководства и люстрации государ-ственных
имений в западных губерниях.
18. Общественно-политическое движение в Беларуси в первой поло-
вине XIX в.
Недовольные разделами Речи Посполитой объединялись в кружки и това-
рищества для выработки и осу-ществления своих социальных и национальных
идеалов.
Одним из первых тайных обществ была «Виленская ассоциация», разрабо-
тавшая в 1797 г. документ – «Акт виленского восстания. В 1817 г. в Виленском
университете по инициативе сту-дентов Адама Мицкевича, Томаша Зана, Яна
Чечота было создано «Товарище-ство филоматов".
В Беларуси получило определен-ный отклик движение декабри-стов. В 1823
г. филомат М. Рукевич создал в местечке Брянск Белостокского уезда тайное
общество декабристского типа «Военные друзья». Оно объединяло офицеров
литовского корпуса, местных чи-новников, шляхтичей, учащуюся молодежь.
В ноябре 1830 г. в Варшаве нача-лось шляхетское восстание, руководители
которого ставили основной целью восстановление Речи Посполитой в границах
1772 г. Подготовку восстания в Беларуси осуществляли польская и ополячен-
ная шляхта, польская интеллиген-ция, студенты, чиновники, офице-ры-поляки,
католическое и униатское
стания в Беларуси был создан
Ви-ленский Центральный
митет.
Летом 1831 г. восстание было по-давлено. Разгром восстания при-вел к от-
мене автономии Польши и Консти-туции 1815 г..
Наряду с репрессиями
политических и
здесь своей власти. Консолидация белорусского населения под эгидой право-
славия – опоры самодержавия, рассматривалась как важное условие политиче-
ской стабильности в регионе. В 1840 г. царь распорядился не упо-треблять в де-
ловых бумагах термины «белорус-ские»
их по названию. Вводилось назва-ние «Северо-Западный край».
19. Культура Беларуси в первой половине XlX в.
Отличительной чертой развития культуры Беларуси в этот период было
усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловле-но поли-
тикой императора Александра I, которая была направлена на становление
польской государственности, и
нашла поддержку среди
31полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсо-лютного большин-
ства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра.
Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направ-
лении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обуче-ние в них
велось на польском языке. Особен-но активно действовала Полоцкая иезуитская
коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Ака-демии.
Одновременно в Беларуси прово-дилась политика распростране-ния рус-
ской культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной
при Александре I и жесткой во времена Николая I. Хотя ее острие было на-
правлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала раз-
витие белорусской. Белорусский язык квалифицировался как диа-лектный говор
русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были
высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и
т.д.
В соответствии с реформой просве-щения 1803 – 1804 гг. школьная систе-
ма строилась по принципу единства и преемственности. Кроме государствен-
ных, работали гимназии при като-лических и базылянских монасты-рях, кото-
рые давали среднее образование. Образование евреев, которые со-ставляли поч-
ти половину городского населения Беларуси, осуществлялось в тал-муд-торах,
ходороимах и других учебных заведениях, которые содержались на деньги ев-
рейских общин.
После восстания 1830 – 1831 гг. царское правительство меняет политику в
области образования. 1 мая 1832 г. был закрыт Виленский универси-тет. В
Вильно остается Медико-хирургическая Академия, создан-ная на базе медицин-
ского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ перево-
дится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются
от преподавания. Количество учеников в учебных заведениях было неболь-
шим: один ученик приходился на двести человек населения.
Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я.
Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Первым классиком белорусской ли-
тературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык
зазвучал в его произведении «Се-лянка» («Идиллия»). В начале 60-х гг. он соз-
дает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».
В культуре Беларуси первой поло-вины XlX века значительное место при-
надлежало театру. Событием в театральной жизни Беларуси было возникнове-
ние первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-
Мартинкевича.
Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об
32этом свидетельствует дворец-
Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве.
Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Вилен-
ской школы живописи – отделение изобразительного искусства факультета ли-
тературы и искусства
20. Реформы 60 - 70-х гг.
Развитие капитализма в Европе к началу XIX века привело к смене фео-
дально-абсолютистских монархий и появлению новых форм государ-ственного
устройства – конституционных монархий, конституционно-парламентских
республик. В отличие от западно-европейских стран государственно-
политический строй России к середине XIX в. оставался на уровне средневеко-
вья. Здесь господствовал абсолю-
сталости России явилось ее пора-жение в крымской войне (1853 – 1856 гг.).
Это проявлялось и в Беларуси. Большинство ее жителей (74,3%) состав-
ляли крестьяне, которые делились на помещичьих, государственных, поезуит-
ских, церковных и монастырских. Попытки помещиков приспособиться к по-
требностям рынка и повысить доходность хозяйств путем усиления крепостни-
чества привели к упадку крестьянского хозяйства.
Чтобы предотвратить социально-политический взрыв, правитель-ство ста-
ло на путь реформ. Начать реформы было решено с белорусских и литовских
губерний.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и «Положения о кре-
стьянах, вышедших из крепостной зависимости». Крестьяне получили личную
свободу. В Беларуси реформа про-водилась на основе общего и двух местных
положений.
Крестьяне получили право выку-пать свою усадьбу, а с согласия помещика
и полевой надел. Выкуп крестьянин должен был платить только за землю. Од-
нако цена на нее в Беларуси была завышена в 3 – 4 раза. Крестьяне не приняли
«свободы», отказывались выпол-нять барщину, самовольно рубили леса, под-
жигали помещичьи имения.
Отмена крепостного права
вующих переходу страны на капи-талистический путь развития. В Беларуси не-
которые из них не проводились вообще, а другие трансформирова-лись в зави-
симости от политической обстановки. Одной из первых началась военная ре-
форма. С большим опозданием и существенными отступлениями от статута
проводилась в Беларуси судебная реформа.
Школьная реформа проводилась в соответствии с «Положением о началь-
ных народных училищах» и «Статутом гимназий и прогим-назий» 1864 г. В ос-
33нову этих документов был
поло-жен принцип
В 1875 г. в Беларуси стала прово-диться реформа городского само-управле-
ния. В ее основу был положен
бур-жуазный принцип
органов управления при соответ-ствующем имущественном цензе.
Буржуазные реформы 60 – 70-х гг. в Беларуси проводились с опреде-лен-
ными ограничениями, в отличие от Центральной России. Это проявилось пре-
жде всего в области землевладения и землепользова-ния.
21. Восстание 1863 г. в Беларуси
В национально-освободительном
ные силы, ставившие различные цели. В итоге оформились два течения: «бе-
лые» и «красные».
В марте 1862 г. в Варшаве «крас-ные»
создали Центральный
комитет (ЦНК) – руководящий и координирующий орган по подго-товке
восстания. Для подготовки восста-ния в Беларуси и Литве в июне 1862 г. созда-
ется Литовский провинциальный комитет (ЛПК), подчиненный варшавскому
ЦНК. К лету 1862 г. К. Калиновский вместе с В. Врублевским и Ф. Ро-жан-
ским стали издавать первую в стране революционно-демократическую газету
«Мужицкая правда».
В январе 1863 г. в Варшаве началось восстание. Первые повстанческие от-
ряды были созданы на тер-ритории западных уездов Бела-руси в марте-апреле
1863 г. Они формировались из местной шляхты, офицеров, ремесленников,
студентов, крестьян.
Среди руководителей восстания развернулась борьба за власть. «Белые»
установили над руководящими органами контроль вначале в Варшаве, а затем
и на местах. В марте 1863 г. ЛПК был распущен и создан «Отдел, управляю-
щий провинциями Литвы».
С середины мая 1863 г. по-давление восстания возглавил новый виленский
генерал-губернатор М. Муравьев. Он получил от Александра II чрезвычайные
полномочия. С его приездом усилились репрессии. Одновременно М. Муравь-
ев провел ряд мероприятий, кото-рые привлекали крестьян на сторону властей.
К началу сентября 1863 г. восста-ние подавлено. Владения помещиков,
имевших отношение к восстанию, конфисковывались в пользу казны и на
льготных условиях продавались выходцам из центральных губер-ний. Закрыва-
лись или превращались в право-славные церкви многие костелы. Было закрыто
единственное в Беларуси высшее учебное заведение – Гори-Горецкий земле-
дельческий институт. Царизм взял
курс на перемещение местной
ции во внутренние российские губернии и замену их этническими русскими.
Польский язык был изъят из пуб-личной жизни. Местным откликом на русифи-
34каторскую политику царизма
стала идеология