Шпаргалка по "Истории Беларуси"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:34, шпаргалка

Описание работы

1. Древние общества на территории Беларуси
Первобытное общество на территории Беларуси прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век. Первые люди на территории Беларуси появились 100 – 40 тыс. лет тому назад. Люди жили материнско-родовой общи-ной, совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством. Совершенствовались орудия труда. Появились шлифовка, сверление, топоры, долота.

Работа содержит 1 файл

1.docx шпоры.docx

— 170.99 Кб (Скачать)

ян были помещичьими, 19% - так называемыми казенными (государственны-

ми).

В  крестьянской  среде  наметилась  имущественно-социальная  дифферен-

циация.  Формировалась  экономи-чески-устойчивая  группа  крепких  хозяйств,

которые использовали труд одно-сельчан.

К 50-м годам XIX в. процесс распада феодально-крепостнической системы

перешел в положение кризиса. Социальные противоречия обострялись нацио-

нально-религиозной враждой между  крестьянами и помещика-ми.

По решению правительства в 1839 г. в западных губерниях началась ре-

форма среди государственных крестьян. Инициатором реформы стал министр

30государственных имуществ России  граф П.Д. Киселев. 28 декабря 1839 г. были

подписаны указы о новой системе  руководства и люстрации государ-ственных

имений в западных губерниях.

 

18. Общественно-политическое движение в Беларуси в первой поло-

вине XIX в.

Недовольные разделами Речи Посполитой  объединялись в кружки и това-

рищества для выработки и осу-ществления своих социальных и национальных

идеалов.

Одним из первых тайных обществ была «Виленская ассоциация», разрабо-

тавшая в 1797 г. документ – «Акт виленского восстания. В 1817 г. в Виленском

университете по инициативе сту-дентов Адама Мицкевича, Томаша Зана, Яна

Чечота было создано «Товарище-ство филоматов".

В Беларуси получило определен-ный отклик движение декабри-стов. В 1823

г. филомат М. Рукевич создал в  местечке Брянск Белостокского уезда тайное

общество декабристского типа «Военные друзья». Оно объединяло офицеров

литовского корпуса, местных чи-новников, шляхтичей, учащуюся молодежь.

В ноябре 1830 г. в Варшаве нача-лось шляхетское восстание, руководители

которого ставили основной целью  восстановление Речи Посполитой в границах

1772 г. Подготовку восстания в  Беларуси осуществляли польская и ополячен-

ная шляхта, польская интеллиген-ция, студенты, чиновники, офице-ры-поляки,

католическое и униатское духовенство. В начале 1831 г. для подготовки вос-

стания в Беларуси был создан Ви-ленский Центральный повстанче-ский ко-

митет.

Летом 1831 г. восстание было по-давлено. Разгром восстания при-вел к от-

мене автономии Польши и Консти-туции 1815 г..

Наряду с репрессиями российское правительство провело в Беларуси ряд

политических и административных мероприятий, направленных на укрепление

здесь своей власти. Консолидация белорусского населения под эгидой право-

славия – опоры самодержавия, рассматривалась как важное условие политиче-

ской стабильности в регионе. В 1840 г. царь распорядился не упо-треблять в де-

ловых бумагах термины «белорус-ские»  и «литовские» губернии, а перечислять

их по названию. Вводилось назва-ние  «Северо-Западный край».

 

19. Культура Беларуси в первой половине XlX в.

Отличительной чертой развития культуры Беларуси в  этот период было

усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловле-но поли-

тикой  императора  Александра I, которая  была  направлена  на  становление

польской государственности, и  нашла поддержку среди польского магнатства и

31полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсо-лютного большин-

ства  образованного  населения,  языком  просвещения,  литературы  и  театра.

Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направ-

лении иезуиты. Они располагали  рядом учебных заведений.  Обуче-ние  в них

велось на польском языке. Особен-но активно действовала Полоцкая иезуитская

коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Ака-демии.

Одновременно  в  Беларуси  прово-дилась  политика  распростране-ния  рус-

ской культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной

при Александре I и жесткой во времена Николая I. Хотя ее острие было на-

правлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала раз-

витие белорусской. Белорусский язык квалифицировался как диа-лектный говор

русского. Не одобрявшие политику русификации,  за пределы Беларуси были

высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и

т.д.

В соответствии с реформой просве-щения 1803 – 1804 гг. школьная систе-

ма строилась по принципу единства и преемственности. Кроме государствен-

ных,  работали гимназии при като-лических и базылянских монасты-рях, кото-

рые давали среднее образование. Образование евреев, которые со-ставляли поч-

ти половину городского населения  Беларуси, осуществлялось в тал-муд-торах,

ходороимах и других учебных  заведениях, которые содержались на деньги ев-

рейских общин.

После восстания 1830 – 1831 гг. царское правительство меняет политику в

области  образования. 1 мая 1832 г.  был  закрыт  Виленский  универси-тет.  В

Вильно остается Медико-хирургическая  Академия, создан-ная на базе медицин-

ского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ перево-

дится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются

от  преподавания.  Количество  учеников  в  учебных  заведениях  было  неболь-

шим: один ученик приходился на двести человек населения.

Значительную  роль  в  становлении  белорусской  литературы  сыграли  Я.

Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Первым классиком белорусской ли-

тературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык

зазвучал в его произведении «Се-лянка» («Идиллия»). В начале 60-х гг. он соз-

дает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».

В культуре Беларуси первой поло-вины XlX века значительное место при-

надлежало театру. Событием в театральной жизни Беларуси было возникнове-

ние  первой  труппы  белорусского  национального  театра  В.  Дунина-

Мартинкевича.

Для архитектуры была характерна смена  стиля барокко на классицизм. Об

32этом свидетельствует дворец-усадьба  Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и

Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве.

Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Вилен-

ской школы живописи – отделение  изобразительного искусства факультета ли-

тературы и искусства Виленского университета.

 

20. Реформы 60 - 70-х гг.

Развитие капитализма в Европе к началу XIX века привело к смене фео-

дально-абсолютистских монархий и  появлению новых форм государ-ственного

устройства – конституционных  монархий,  конституционно-парламентских

республик.  В  отличие  от  западно-европейских  стран  государственно-

политический строй России к  середине XIX в. оставался на уровне средневеко-

вья. Здесь господствовал абсолю-тизм и крепостное право. Свиде-тельством от-

сталости России явилось ее пора-жение в крымской войне (1853 – 1856 гг.).

Это проявлялось и  в Беларуси. Большинство ее жителей (74,3%) состав-

ляли крестьяне, которые делились на помещичьих, государственных, поезуит-

ских, церковных и монастырских. Попытки помещиков приспособиться к по-

требностям рынка и повысить доходность хозяйств путем усиления крепостни-

чества привели к упадку крестьянского  хозяйства.

Чтобы предотвратить социально-политический взрыв, правитель-ство ста-

ло на путь реформ. Начать реформы было решено с белорусских и литовских

губерний.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и «Положения о кре-

стьянах, вышедших из крепостной зависимости». Крестьяне получили личную

свободу. В Беларуси реформа про-водилась на основе общего и двух местных

положений.

Крестьяне получили право выку-пать свою усадьбу, а с согласия помещика

и полевой надел. Выкуп крестьянин должен был платить только за землю. Од-

нако цена на нее в Беларуси была завышена в 3 – 4 раза. Крестьяне не приняли

«свободы», отказывались выпол-нять барщину,  самовольно рубили леса, под-

жигали помещичьи имения.

Отмена крепостного права сочета-лась с рядом других реформ, спо-собст-

вующих переходу страны на капи-талистический путь развития. В Беларуси не-

которые из них не проводились вообще, а другие трансформирова-лись в зави-

симости от политической обстановки. Одной из первых началась военная ре-

форма. С  большим  опозданием  и  существенными  отступлениями  от  статута

проводилась в Беларуси  судебная реформа.

Школьная реформа проводилась  в соответствии с «Положением о началь-

ных народных училищах» и «Статутом гимназий и прогим-назий» 1864 г. В ос-

33нову этих документов был  поло-жен принцип всесословности обра-зования.

В 1875 г. в Беларуси стала прово-диться реформа городского само-управле-

ния. В ее основу был положен  бур-жуазный принцип всесословности выборных

органов управления при соответ-ствующем имущественном цензе.

Буржуазные реформы 60 – 70-х гг. в  Беларуси проводились с опреде-лен-

ными ограничениями, в отличие  от Центральной России. Это проявилось пре-

жде всего в области землевладения  и землепользова-ния.

21. Восстание 1863 г. в Беларуси

В национально-освободительном движении Польши участвовали различ-

ные силы, ставившие различные цели. В итоге оформились два течения: «бе-

лые» и «красные».

В марте 1862 г. в Варшаве «крас-ные» создали Центральный национальный

комитет      (ЦНК) – руководящий  и координирующий орган по подго-товке

восстания. Для подготовки восста-ния в Беларуси и Литве в июне 1862 г. созда-

ется Литовский провинциальный комитет (ЛПК), подчиненный  варшавскому

ЦНК. К лету 1862 г. К. Калиновский  вместе с В. Врублевским и Ф. Ро-жан-

ским стали издавать первую в  стране революционно-демократическую  газету

«Мужицкая правда».

В январе 1863 г. в Варшаве началось восстание. Первые повстанческие от-

ряды были созданы на тер-ритории  западных уездов Бела-руси в марте-апреле

1863  г.  Они  формировались   из  местной шляхты,  офицеров,  ремесленников,

студентов, крестьян.

Среди руководителей восстания  развернулась борьба  за власть. «Белые»

установили над руководящими органами контроль вначале в Варшаве, а затем

и на местах. В марте 1863 г. ЛПК был  распущен и создан «Отдел, управляю-

щий провинциями Литвы».

С середины мая 1863 г. по-давление восстания  возглавил новый виленский

генерал-губернатор М. Муравьев. Он получил  от Александра II чрезвычайные

полномочия. С его приездом усилились репрессии. Одновременно М. Муравь-

ев провел ряд мероприятий, кото-рые привлекали крестьян на сторону властей.

К  началу  сентября 1863 г.  восста-ние  подавлено. Владения  помещиков,

имевших  отношение  к  восстанию,  конфисковывались  в  пользу  казны  и  на

льготных условиях продавались  выходцам из центральных губер-ний. Закрыва-

лись или превращались в право-славные церкви многие костелы. Было закрыто

единственное в Беларуси высшее учебное  заведение – Гори-Горецкий  земле-

дельческий институт. Царизм взял курс на перемещение местной интеллиген-

ции во внутренние российские губернии и замену их этническими русскими.

Польский язык был изъят из пуб-личной жизни. Местным откликом на русифи-

34каторскую политику царизма  стала идеология западнорусизма.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Беларуси"