Шпаргалка по "Истории Беларуси"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:34, шпаргалка

Описание работы

1. Древние общества на территории Беларуси
Первобытное общество на территории Беларуси прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век. Первые люди на территории Беларуси появились 100 – 40 тыс. лет тому назад. Люди жили материнско-родовой общи-ной, совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством. Совершенствовались орудия труда. Появились шлифовка, сверление, топоры, долота.

Работа содержит 1 файл

1.docx шпоры.docx

— 170.99 Кб (Скачать)

ника  польская,  литовская, жемойтская  и  всей Руси» М. Старыйковского. Во

второй половине XVI в. на смену традиционному летописанию при-шла исто-

рико-мемуарная  литература: «Письма»  оршанского  старосты  Ф.Кмиты-

Чернобыльского, мемуары новогрудского судьи Ф. Евлашевского, «Баракулаб-

ская хроника».

На  становление и развитие бело-руской архитектуры и изобрази-тельного

искусства повлияли древнерусские  традиции, а также достижения архитектуры

и искусства  западноевропейских стран. Белорусские  зодчие созда-ли интерес-

ные памятники в готическом, ро-манском стиле и стиле барокко. Образцы бело-

русской  готики – церкви  оборони-тельного  типа  в  Сынковичах,  Мало-

Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине XVI в. по-строены куль-

товые здания в традициях ренес-санса (протестантский собор в Сморгони и кос-

тел в Несвиже). В конце XVI в. ста-новится  популярным стиль барок-ко – италь-

янским архитектором Дж. М. Бер-нардини в Несвиже был построен иезуитский

костел. В светской архитектуре  появляются крепости-замки в Новогрудке, Ли-

де, Гродно, Мире и др.

Развивалась  живопись  и  скульптура.  Иконопись  разви-валась  в  русле

древнерусской и византийской традиций. Характерны иконы: «Матерь божья

Замилованне», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская» и

др. С XV в. появляются произведе-ния  светской живописи в жанре портрета.

Распространенной была  книжная  миниатюра.

 

 

11. Люблинская уния. Образование Речи Посполитой

Вопрос об поднимался в Польше на протяжении более полутора столетий.

Идея унии находила поддержку со стороны белорусской шляхты, надеявшейся

получить «золотую польскую вольность». Польская католическая церковь ви-

дела в унии средство расширения своего влияния на восток.

В 1563 г. Иван Грозный взял Полоцк и стал именоваться «Великим князем

Полоцким». Под угрозу было по-ставлено существование ВКЛ.

В январе 1569 г. в Люблине открылся общий сейм. Продолжался он шесть

месяцев. Каждая сторона ставила  свои условия, которые не принимались дру-

гой. Послы ВКЛ покинули город. В  ответ Сигизмунд Август II издал указ о

присоединении к Польскому коро-левству  Подляшья, Волыни, Подо-лии и Ки-

евщины – в результате почти  половина территории ВКЛ отходила к Польше.

Попытка начать переговоры с Ива-ном IV о мире была безрезультат-ной. В этих

условиях делегация ВКЛ вернулась  в Люблин и 1 июля 1569 г. подписала акт

унии в  форме, предложенной Польшей.По унии Польское Королевство и ВКЛ объединялись в одно государ-ство Р П. Единого государя предполагалось избирать на общем сейме. Отдельное избрание Великого князя Литовского прекращалось. Права поляков в княжестве и жителей кня-жества в Польше уравнивались. Для обсуждения общегосударственных дел предусматривались общие сеймы. Люблинская уния ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. Оно сохранило свое войско, судебную систем административный аппарат, печать с Погоней. Обе части РП имели самостоятельные  названия  и  до  конца XVII в. –  государственные  языки. В

княжестве – белорусский.

Речь Посполитая проводила на  белорусских  землях  политику полониза-

ции.

18Наряду с политическими ограничениями белорусская шляхта почувство-

вала и экономические ограничения. Она не могла получать земли в тех регио-

нах,  что  были  присоединены  к Польше. Польская же шляхта  стала  активно

пользоваться правом при-обретения  имений в княжестве. Все это явилось осно-

вой сепаратистских и даже анти-польских настроений в Беларуси в 70 – 90 гг.

XVI в.

В 1572 г. умер Сигизмунд II Август, последний Польский Король и Вели-

кий князь Литовский из династии Ягеллонов, занимавший трон по праву на-

следования. После него короли стали  избираться сеймом, что часто приводило

к так называемым бескоролевьям, которые тянулись от смерти одного монарха

до избрания другого. После очередного бескоролевья на престол был избран

Стефан Баторий (1576 – 1586 гг.) при  котором Ливонская война за-вершилась

Ям-Запольским миром.

В конце XVI – первой четверти XVII в. в Речи Посполитой была попу-ляр-

ной идея присоединения к ней  Московского княжества. От дипломатических

способов осуществления этой идеи перешли к военным походам  Лжедмитриев

на восток в 1604 и 1607 гг. В воен-ную  компанию 1610 – 1612 гг. войско Речи

Посполитой  заняло Москву, но было изгнано народным ополчением под  руко-

водством Д. Пожарского и К. Мини-на. В конце XVI – первой половине XVII в.

доминирующая роль в Восточной  Европе перешла от ВКЛ, а затем Речи По-

сполитой, к их сопернику -  Московскому государству.

4.2. Церковь и религия в Беларуси в XVI в.

К концу XII в. в Европе сложились  две религиозные зоны: православ-но-

византийская и римско-католическая. Граница между ними проходила по За-

падному Бугу. Беларусь стала ме-стом взаимодействия этих рели-гий.

До XIV в.  в  Беларуси  господствова-ла  православная  церковь.  Крев-ская

уния  эту  монополию  нарушила.  Католическая  вера  стала  вероис-поведанием

руководящих кругов государства. Важную роль в распространении католиче-

ской веры играли монашеские ордена францисканцев, августинов, бернардин-

цев и др.

В XVI в. христианство переживало кризис: в католицизме он проявился

Реформацией, а в православии  – ересями. С 50-х гг. XVI в. идеи протестантиз-

ма стали распространяться в ВКЛ.  Но среди простого  народа идеи западноев-

ропейской Реформации не получили сколько-нибудь широкого распростране-

ния.

Первую реформаторскую общину создал в Бресте магнат Николай Радзи-

вилл  Черный.  Реформация  содей-ствовала  повышению  духовно-культурной

жизни. В это время распространи-лись гуманистические идеи, увеличилось чис-

19ло грамотных. Особую роль  в этом играли школы и книгопечатание. Были ос-

нованы типографии в Бресте, Не-свиже, Любче, Лоске, Тяпино.

Программу  выхода  из  кризиса  Ватикан  разрабатывает  на  Три-дентском

соборе. Надежды возлагались на Орден иезуитов, созданный в 1534 г. В ВКЛ

иезуиты появились в 1569 г. по приглашению католического епи-скопа В. Про-

тасевича. В Вильно ими была создана  бесплатная школа – коллегиум. Колле-

гиумы  возникли  также  в Полоцке, Несвиже, Мстиславле, Витебске, Минске,

Орше, Могилеве.  К концу XVII в. Контрреформация в княжестве победила.

Балансирование Беларуси на про-тяжении  столетий между христи-анским

Востоком и католическим Западом  обусловило необходимость поиска компро-

миссов и живучесть здесь  идеи церковно-религиозной унии.

Подготовка унии продолжалась 5 лет. В 1591 г. группа право-славных епи-

скопов обратилась к Королю и  Ве-ликому князю Сигизмунду III с письмом о

необходимости заключения унии. Летом 1595 г. епископы К. Тарлец-кий и И.

Пацей, подписав вместе с другими  иерархами акт об унии, выехали с этим до-

кументом к Папе в Рим. Климент VIII  принял послов и дал свое благословение

на унию. Сигизмунд III в 1595 г. издал  универсал, в котором право-славная цер-

ковь в Речи Посполитой объявля-лась соединенной с католической.

В 1596 г. в Бресте состоялся Собор белорусско-украинского православия.

Папа Римский и правительство  Речи Посполитой сочли унию состоявшейся.

 

12 Войны на территории Беларуси в середине XVII в.

В 1648 – 1651 гг. в Беларуси шла антифеодальная война, которая развер-

нулась в связи с началом  восстания под руководством гетмана Б. Хмельниц-

кого на Украине. Однако 30-тысячное казацко-крестьянское войско 31 июня

1649 г. в битве под Лоевом  было разбито войсками гетмана Я. Радзивилла. По-

сле этого антифеодальная борьба на территории Беларуси пошла на убыль. По-

пытки возобновить ее летом 1650 и 1651 гг. были подавлены вой-сками Я. Рад-

зивилла, после чего казацкие отряды покинули Беларусь и направились  на Ук-

раину.

Беларусь была втянута в войну  России с Речью Посполитой в 1654 – 1667

гг. Стремясь заручиться поддерж-кой белорусов, царское правительство засы-

лало в Беларусь грамоты, рассчи-танные на православное населе-ние. В них со-

держались обещания шляхте и духовенству сохранить их владе-ния, если они

пожелают служить Московскому  Государю. Всем, кто будет добро-вольно сда-

ваться царским войском, обещались льготы, пожалования и награды.

В 1654 г. в Беларусь вошло 100-тысячное войско царя Алексея Михайло-

вича. Они разбили войска Великого княжества под Могилевом. Но гарнизоны

20некоторых  городов  оказывали   русским  войскам  сопротивление. Гомель при-

шлось осаждать сорок дней. Были разрушены и сожжены Речица, Жлобин, Ро-

гачев и др.

Вмешательство  в  военные  дей-ствия Швеции  против  Речи  Посполитой

привело в конце 1655 г. к прекра-щению  военных действий в ВКЛ. В 1656 г.

между Россией и Речью Посполитой было подписано пере-мирие.

Занятые царскими войсками бело-русские  земли превращались в провин-

ции Московского государства. Что-бы вызвать лояльность местного населения,

царь оставил городам магдебург-ское право, раздавал охранные грамоты, ко-

торые должны были охранять от насилия  московских ратников, поддерживал

местную шляхту, православную церковь. Несмотря на это злоупо-требления и

издевательства царских ратников, казаков, шведов стали всеобщим явлением.

Население Беларуси терпело огромные людские потери от вспыхнувших эпи-

демий, насильственного переселе-ния  жителей в Россию.

В 1659 г. опять возобновились во-енные  действия регулярных войск Речи

Посполитой на территории Беларуси, которые постепенно отвоевывали утра-

ченное.

В декабре 1667 г. в деревне Андру-сово, около Мстиславля, было под-писа-

но перемирие на тринадцать с  половиной лет. Беларусь осталась в составе Речи

Посполитой.  Смоленщина,  Черни-говщина  и  всю  левобережную  Украину  с

Киевом закрепила за собой Россия. «Вечный мир», подписанный в Москве в

мае 1686 г. утвердил существовав-шую на то время границу.

 

13. Социально-экономическое положение Беларуси в составе РП

Накануне Люблинской унии в Беларуси проживало 1800 тыс. жителей, ко-

торые по своему социально-экономическому положению делились на три со-

словия: шляхта, крестьяне и ме-щане. Шляхетское сословие дели-лось на группы

по экономическому состоянию и  политической роли в государстве. Самой мно-

гочисленной группой была мелкая шляхта. Мелкая шляхта составляла основ-

ную часть армии ВКЛ. Шляхта была закрытым сословием и строго оберегала

свои ряды.

Самым многочисленным  сословием  общества  было  крестьянство. После

аграрной реформы крестьяне  делились на категории: тяглые, осадные, огород-

ники и слуги.

В конце XVI – первой половине XVII в. в ВКЛ окончательно фактически и

юридически оформилось крепост-ное  право. Статут 1588 г. ввел срок розыска

беглых крестьян до 20 лет.

В XVI в. происходит урбанизация белорусского общества, появляют-ся но-

21вые города. Почти все города  получили магдебургское право. В ВКЛ насчиты-

валось 112 городов и местечек.

На  социально-экономическую  жизнь  Беларуси  в  конце XVII – начале

XVIII вв. оказали влияние много-летние  войны, которые привели к разрушению

производительных  сил,  к  разоре-нию  крестьянства,  феодального  хозяйства,

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Беларуси"