Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:34, шпаргалка
1. Древние общества на территории Беларуси
Первобытное общество на территории Беларуси прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век. Первые люди на территории Беларуси появились 100 – 40 тыс. лет тому назад. Люди жили материнско-родовой общи-ной, совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством. Совершенствовались орудия труда. Появились шлифовка, сверление, топоры, долота.
ские суды. В селах – копный и общинный суд. Крепостных крестьян судили помещики. Первым общегосударственным сборником правовых актов стал Статут ВКЛ (1529 г.) (1566 г.) (1588 г.).
8. Социально-экономические отношения в ВКЛ в XIV – первой половине XVI в.
Основа социально-
века - сельское хозяйство. Верхов-ный собственник земли – великий князь. Зем-
лей владели также магнаты, бояре (с XV в. – шляхта) и церковь. Крестьяне соб-
ственной земли не имели.
Крестьяне относились к низшему сословию и назывались «люди», «мужи-
ки», «подданные». Формой обще-ственной организации являлись соседская
сельская община, входившая в состав более широкой организации – волости.
Крестьяне подразделялись на по-мещичьих, государственных и церковных.
По количеству земли, которой они пользовались, и характеру повин-ностей они
делились на тяглых, ого-родников, бобылей, коморников, кутников и др. Постепени личной зависимости в выделялась челядь невольная (крестьяне, которые не имели своего хозяйства, жили в имениях феодалов), челядь придворная(прислуга), «похожие» люди (кре-стьяне с правом перехода из одного имения вдругое) и «непохожие» люди (кре-стьяне, которые были лишены такого права).В середине XV в. помещики стали переходить к фольварочной систе-ме хозяйства. На лучших землях (в 200 – 400 га) создавались хозяйства, в которых выращивали зерновые культуры и разводили скот. Крестьяне за пользование землей отрабатывали определен-ное количество дней на помещичьей земле барщина) своим инвентарем или платили деньгами (чинш).
В середине XV в. началась аграрная реформа, названная «волочная поме-ра». Целью ее был более полный учет и распределение земли, уни-фикация кре-
стьянских повинностей.Начало законодательного оформ-ления крепостного права в ВКЛ было положено привилеем 1447 г, а «Уста-вы на волоки» 1557 г. распространила его на крестьян, сохранявших право перехода от феодалов. Статут 1566 г, определил 10-летний срок сыска беглых крестьян, а Статут 1588 г. – 20-летний. Таким образом юридически было закреплено крепостное право. Осуществление реформы привело к смене общинного землепользования подворным.В XIV – первой половине XVI в. отмечался интенсивный процесс отделения ремесла от сельского хозяй-ства, что вело к росту городов и поселков городского типа – местечек. В конце XV в. их уже было 530. Наиболее крупные -(свыше 8 тыс. человек) – Витебск, Могилев, Пинск, Полоцк, Слуцк, Гродно,
Брест.По своему статусу города подраз-делялись на государственные (велико-13княжеские) и частновладельче-ские, принадлежавшие отдельным феодалам. Сконца XIV в. города начали получать право на самоуправление – магдебургское право. Первым получил это право Брест (1390 г.). До второй половине XVI в. магдебургское право получили почти все крупнейшие города Беларуси.Главным органом административного руководства городом был магистрат. Он состоял из рады (выборного органа) и лавы (суда). Во главе рады стоял войт, назначаемый великим князем. Местом работы рады были ратуши. Основное население городов – ремеслен-ники, купцы, которых называли горожанами.
9. Политическое положение Беларуси в
первой половине XVI в.
С конца XV в. Московское княжество начало собирать под свое начало
восточнославянские земли. Идеологическое обоснование этой политики – мис-
сия защиты православной веры. Уже Василий I Дмитриевич стал именовать се-
бя Великим князем, государем Московским и «всея Руси». В 50-х годах XV в.
отношения между двумя государ-ствами регулировались договором 1449 г. Ка-
зимира и Василия II, известным как «Великий акт раздела Руси между Моск-
вою и Вильно». В 80 – 90-е годы сепаратистские промосковские настроения в
ВКЛ стали популярны –участились переходы православной знати на сторону
Москвы.
Обострились отношения между ВКЛ и Крымским ханством, воз-никшем в
1443 г. после распада Золотой Ор-ды.
Конфронтация между московским княжеством и ВКЛ привела снача-ла к
приграничным войнам (1487 – 1494 гг.). В эти годы воеводы Ивана III напада-
ли и грабили восточные земли ВКЛ. В 1494 г. было подписано мирное согла-
шение, по которому к Московскому государству отошли Вяземское княжество
и земли в бассейне верхней Оки. Кроме того, князь ВКЛ Александр женился на
дочери Ивана III Елене. Но и это не сделало союз прочным. Вскоре, найдя по-
вод, (Александр в одной из своих грамот не назвал Ивана III «госуда-рем всея
Руси») Иван III объявил войну ВКЛ. Результатом войны явился мирный дого-
вор 1503 г, по которому к Москве отошли Чернигов, Новгород-Северский, Го-
мель, Брянск, Путивль, Стародуб, Мценек, Невель, Велиж и др. В целом ВКЛ
потеряло 19 городов и 70 воло-стей.
Положение ВКЛ осложнило восста-ние в 1508г. Михаила Глинского. Он
выступил против верховной власти ВКЛ. Целью восстания явилось «возрожде-
ние киевской монархии», т.е. обра-зование самостоятельного от ВКЛ государ-
ства, ядром которого стали бы восточные белорусские и украин-ские земли.
Восстание окончилось поражени-ем.
В августе 1508 г. было подписано соглашение о «вечном мире» между
Московским княжеством и ВКЛ, закреплявшее границы, сложив-шиеся в ре-
14зультате предыдущих войн. В 1512 г. снова возобновились боевые действия.
Московские войска овладели Смо-ленском и начали наступление в направлении
Друцка и Орши. 8 сентября 1514 г. под Оршей 80-тысячная русская армия по-
терпела поражение от 30-тысячного войска ВКЛ, которым командовал гетман
Константин Острожский. Борьба продолжалась с переменным успе-хом. Та-
кие города, как Полоцк, Мсти-славль, Витебск, Гомель, Орша, Рогачев, Смо-
ленск разрушались по несколько раз. В 1522 г. было подписано пятилетнее пе-
ремирие, которое потом было про-длено еще до 1533 г. В 1534 г. началась новая
война. Смерть Василия III в Московском государстве подтолкнула ВКЛ к ре-
ваншу за возращение утраченных ранее территорий. Война продол-жалась че-
тыре года. ВКЛ вернуло только Гомель. Себеж и Заволочье остава-лись за Мо-
сквой.
Внешнеполитическая ситуация и внутреннее положение в ВКЛ вынудили
правящие круги предпринять меры по привлечению белорусской знати к руко-
водству государством. С начала XVI в. проводится линия на уравнивание в
правах представителей шляхетского сословия независимо от этнического про-
исхождения и религиозной при-надлежности. Эти изменения способствовали
преодолению сепаратизма белорусских феодалов.
10 Формирование белорусской народности Формированию белорусской народности началось в период существова-
ния союзов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского,
Смоленского и других княжеств.
Вхождение белорусских земель в состав ВКЛ создало условия для дальнейшего формирования белорусской народности.
Необходимость совместного про-тивостояния агрессии крестонос-цев и
монголо-татар и вхождение
преодолению феодальной раздробленности, ликвидации локальной замкнуто-
сти отдельных территорий, укреплению связей между отдельными территори-
альными частями населения Бела-руси, его консолидации и интегра-ции с сосед-
ними народами.
Экономической основой образова-ния белоруской народности являл-ся рост
товарно-денежных отношений, развитие внутреннего рынка. Уве-личение тор-
гово-ремесленного населения в городах и местечках, усиление связей между
ними содействовало консолидации городского населения в сословие мещан.
Все это сказалось на развитии общности социально-экономической жизни,
языка, культуры и других призна-ков, которые характеризуют народность.
Важную роль в формировании белорусской народности сыграл религиоз-
ный фактор. Подавляющее боль-шинство белорусского народа оставалось пра-
вославным, что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных
15традиций, формировало чувство национального самосозна-ния.
В процессе формирования белорусской народности определились основ-
ные особенности ее хозяйственного и общественного быта, материальной и ду-
ховной культуры. Это проявилось в типах жилья, его внутреннем убранстве, в
одежде, пище, обрядах и обычаях, в профессиональном художе-ственном твор-
честве и фольклоре.
Постепенно сложился менталитет белорусского народа, для которого было
характерным национальная и религиозная толерантность, гостеприимство,
доброта, мягкосердечность, муд-рость, совестливость, трудолюбие.
С XIII в. язык населения Беларуси начинает отличаться как от древ-нерус-
ского языка, так и языков русской и украинской народности. Специфические
черты белорусского языка появи-лись в памятниках литературы и государст-
венных актах. В XVI в. он становится государственным. Сфера распростране-
ния церковнославянского языка сузилась, он стал употребляться только во
время церковной службы.
Название «Белая Русь» впервые появилось в конце XIV в. в отноше-нии
Полоцкого княжества, позже оно распространилось на земли, расположенные в
бассейне Западной Двины и Днепра. С конца XVI – начало XVII вв. население
этих земель определяло себя «белорусцами». За жителями центральной и за-
падной частей Беларуси закрепи-лось название «литвины». Назва-ние «Бела-
русь» для обозначения всех ее зе-мель и народа стало распростра-няться только
во второй половине XIX в. Термин «Литва» переместился на северо-запад и
стал служить для обозначения соседнего балтского народа.
3.7. Культура Беларуси в XIV – XVI вв.
В XIV – XVI вв. на духовную жизнь ВКЛ влияли иде Возрождения.
Возрождение на территории Бела-руси имело свои особенности. Эко-номи-
ческое отставание от Европы и господство феодализма сдерживали развитие
светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре но-
вого времени. Особенностью Воз-рождения в Беларуси было и столкновение
западноевропейской и восточно-европейской культурных тради-ций, наличие
относительной веротерпимости, взаимодействие белоруской, рус-ской, украин-
ской, польской и литовской куль-тур, что обусловило многоязычие литературы
этого времени.
Представителем ренессансной культуры в Беларуси был пер-вопечатник,
гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 – около 1551 гг.). В
1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В
Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подо-
рожную книжицу» и «Апостол».
16Традиции Ф. Скорины развива-
ским (около 1470 – 1533 гг. – «Песня о зубре», в котором содержится призыв к
укреплению государства, к един-ству европейских народов, осуждаются войны,
междуусобицы.
Вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного
(около 1530 – 1593 гг.). Он впервые издал на белорусском языке «Катехизис»,
«Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть»,
«Новый завет».
Взгляды С. Будного развивал Васи-лий Тяпинский. Он издал на цер-ковно-
славянском и белорусском
тился к белорусской знати с прось-бой о духовной и материальной поддержке
белорусской культуры.
Развивалась историко-хроникальная литература. Наибо-лее известные про-
изведения этого жанра – «Летопи-сец великих князей Литовских», «Хроника
Великого княжества Литовского и Жемойтского», «Хроника Быхов-ца», «Хро-