Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на 35 экзаменационных вопроса по дисциплине "История"
Вопрос 4. Политический и социально-эконом.строй Киевской Руси
Вопрос 5. Крещение Руси и его значении
Вопрос 6. Древнерусская культура 10-13 век.
Вопрос 7. Политическая раздробленность на Руси
Вопрос 9. Объединение русских земель вокруг Москвы
26. Культура России во второй половине 18 века.
Вопрос 28. Движение декабристов
Вопрос 29. Общественное движение в России во 2 половине 19 века
Вопрос 31. Крымская война 1853-1856 г.г.
Вопрос 32. Отмена крепостного права.
Вопрос 33. Реформа местного самоуправления 1860-1870 г.г.
Вопрос 34. Судебная реформа.
Вопрос 35. Общественное движение в России во второй половине XIX века
Вопрос 36. Контрреформы Александра III
Вопрос 38. Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Вопрос 39. Революция в 1905-1907 г.г.
Вопрос 40. Деятельность гос.думы в годы первой русской революции
Вопрос 40. Столыпинская аграрная реформа
Вопрос 42. Россия в годы первой мировой войны
Вопрос 43. Февральская революция и развитие страны до октября 1917 года
Вопрос 44. Октябрьская революция
Вопрос 45. Политика «военного коммунизма».
Вопрос 46. Становление советской государ-ти. Конституция РСФСР – 1918
Вопрос 47. Гражданская война и иностранная интервенция (1918-1920 г.г.)
Вопрос 48. Новая экономическая политика 1920-г.г.
Вопрос 49. Образование СССР
Вопрос 50. Внешняя политика СССР в 1920 г.г.
Вопрос 51. Национально-государственное строительство СССР в 1920-1930 г.г.
Вопрос 53. Внешняя политика СССР в 1930 г.г.
Вопрос 55. Общество и власть после войны
Вопрос 57. Советский союз в 1964-1985 г.г.
Вопрос 59. распад СССР.
Вопрос 60. Развитие РФ в 1990 годы.
Вопрос 16. Россия в начале 17 века. Смута.
Вопрос 29. Отечественная война 1812 года
Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. С установлением единовластия президента начался слом действовавшей до тех пор системы Советов.
Российская Конституция 1993 г. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти—- законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.
Межнациональные отношения. После распада СССР отношения федеральных властей с отдельными субъектами Российской Федерации складывались непросто. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г.
Политические партии в Государственной Думе. В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти — Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ. Государственную Думу возглавил И. П. Рыбкин.
Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений.
В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% — Наш дом — Россия», 11% — ЛДПР, 10% —блок Г. А. Явлинского («Яблоко»), 17% — независимые и 14% —другие избирательные объединения. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г. А. Явлинского.
Летом 1996 прошли выборы на пост президента РФ. Вновь стал Б. Н. Ельцин. За него проголосовали 55% общего числа избирателей. Г. А. Зюганов — главный конкурент Б. Н. Ельцина — получил 40,7%
голосов. Итоги президентских выборов показали, что преобладающая часть граждан поддерживала курс президента на создание рыночной экономики и демократического государства.
Принципы внешней политики. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.
Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией.
Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу.
Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.
Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ.
Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ.
Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Белоруссией.
Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья.
К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российского общества.
Сложившаяся социально-экономическая система была недостаточно эффективной. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшались размеры внешнего долга.
Глубинные и противоречивые процессы в социально-экономической привели в августе 1998 г. к финансовому кризису. Затянувшийся на многие месяцы кризис потряс все отрасли народного хозяйства. Лишь во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.
Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении широких масс российского населения. Во многих районах страны стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения России
Кризис отрицательно повлиял на демографическую ситуацию страны: уменьшилось население — к середине 1999 г. его численность упала до 145,9 млн, сократившись за десятилетие почти на 2 млн человек.
В политической жизни все более отчетливо проявлялся кризис власти. Падал авторитет президента Б. Н. Ельцина, снижалась его роль в жизни государства. Не велась стратегия развития реформы в экономике и политике. Отсутствовали четкие правила взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями власти. В субъектах Федерации — республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству. В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение, возглавляемое президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков против представителей федеральной власти и мирных граждан. Чечня стала центром притяжения террористов из многих соседних стран. В короткие сроки республика, являющаяся субъектом Российской Федерации, превратилась в оплот международного терроризма. Все это стало причинами антитеррористической операции федеральных войск в Чечне, а точнее — причинами второй чеченской войны (август 1999 г.).
В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующими фракциями стали «Единство» (Шойгу) и КПРФ(Зюганов).
31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б. Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина, главу правительства. На выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.
Последний период пребывания Б. Н. Ельцина у власти ознаменовался важными внешнеполитическими акциями РФ.
Продолжало углубляться сотрудничество РФ с государствами — членами СНГ.
К концу 90-х годов на долю СНГ приходилось 22% российского товарооборота. Главными партнерами РФ оставались Белоруссия и Украина.
На международной арене основными торговыми партнерами России оставались государства Европейского союза. В июне 1999 г. руководители стран — членов ЕС приняли документ «Общая стратегия Европейского союза в отношении России». Документ стал основой сотрудничества между государствами.
В марте — апреле 1999 г. в связи с так называемым югославским конфликтом осложнились отношения между Россией и НАТО. Под предлогом защиты косовских албанцев от притеснений сербов военное командование НАТО предприняло военную операцию против Республики Югославия. В ответ на агрессивные действия НАТО Россия отказалась от разработанных ранее программ сотрудничества с ними.
Смена руководства страны на рубеже 1999—2000 гг. завершила определенный этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в ее общественно-политическом и экономическом развитии. Новые государственные лидеры, опираясь на предшествующий исторический опыт России, направили свои усилия на консолидацию общества, укрепление его стабильности и подъем экономики, повышение роли России на международной арене.
Вопрос 16. Россия в начале 17 века. Смута.
События рубежа XVI-XVII вв. получили название "смутное время". Это время затронуло все стороны русской жизни экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана IV и при его преемниках.
После смерти Ивана Грозного (18 марта 1584). На престол вступил средний сын Грозного двадцатисемилетний Федор Иванович (1584-1598), мягкий по натуре, но не способный к делам правления государством. Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов, на сестре которого был женат Федор. Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия. На Земском соборе был избран новый царь. Преобладание на соборе сторонников Бориса Годунова предопределило его победу. Борис Годунов был способным государственным деятелем. В тяжелых условиях экономическая разруха, сложная международная. Он продолжил политику Ивана Грозного, но менее жестокими мерами. При нем происходило дальнейшее продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны. Укрепились русские позиции на Кавказе.
Главная задача нового царя и его советников заключалась в преодолении хозяйственной разрухи. Дав некоторые льготы дворянству и посадским людям, правительство в то же время пошло по пути дальнейшего закрепощения крестьянства. Это вызвало недовольство широких народных масс. Меры, которые применял царь, не принесли успеха. В центре страны вспыхнуло (1603-1604) восстание холопов под предводительством Хлопка Косолапа, которое было жестоко подавлено, а Хлопок казнен в Москве.
Нестабильность экономики и социальные конфликты люди того времени объясняли, как божью кару за неправедные действия незаконного, "безродного" царя Бориса Федоровича Годунова. Борис, всячески стремясь сохранить власть, делал все, чтобы убрать потенциальных претендентов.
Широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий, "чудесно спасшийся" в Угличе. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия. Покровителем Лжедмитрия стал польский воевода Юрий Мнишек. Согласно официальной версии правительства Бориса Годунова человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, был монах Григорий Отрепьев.
Заручившись поддержкой польско-литовских магнатов. Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал римскому папе распространить католицизм в России. Лжедмитрий обещал также передать Речи Посполитой и своей невесте Марине Мнишек Северские (район Чернигова) и Смоленские земли, Новгород и Псков. Лжедмитрий понадобился польским магнатам для того, чтобы начать агрессию против России, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному наследнику. Эта была скрытая интервенция.
В 1604 г. Лжедмитрий предпринял поход на Москву. Его поддерживали многие бояре и дворяне, недовольные Годуновым. Поддерживали Лжедмитрия и народные массы, связывавшие с ним надежды на избавление от гнета и улучшение своего положения. Вскоре царские войска перешли на сторону самозванца.
13 апреля 1605 умер Борис Годунов. Спустя сутки состоялась церемония присяги новому царю сыну Бориса шестнадцатилетнему Федору Борисовичу. Царь Федор Борисович и его мать по требованию самозванца были арестованы и тайно убиты.
20 июня 1605 г. Лжедмитрий вступил в Москву и был провозглашен царем. Оказавшись в Москве, Лжедмитрий не спешил выполнить данные польским магнатам обязательства, понимая, что если бы он попытался ввести католичество или отдать исконно русские земли польским феодалам, то он не смог бы удержаться у власти.
Продолжение крепостнической политики, новые поборы с целью добыть обещанные польским магнатам средства, недовольство русской знати, привели к организации против него боярского заговора. В мае 1606 г. вспыхнуло восстание против Лжедмитрия, в ходе которого он был убит.