Шпаргалка по дисциплине "История"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 экзаменационных вопроса по дисциплине "История"

Содержание

Вопрос 4. Политический и социально-эконом.строй Киевской Руси
Вопрос 5. Крещение Руси и его значении
Вопрос 6. Древнерусская культура 10-13 век.
Вопрос 7. Политическая раздробленность на Руси
Вопрос 9. Объединение русских земель вокруг Москвы
26. Культура России во второй половине 18 века.
Вопрос 28. Движение декабристов
Вопрос 29. Общественное движение в России во 2 половине 19 века
Вопрос 31. Крымская война 1853-1856 г.г.
Вопрос 32. Отмена крепостного права.
Вопрос 33. Реформа местного самоуправления 1860-1870 г.г.
Вопрос 34. Судебная реформа.
Вопрос 35. Общественное движение в России во второй половине XIX века
Вопрос 36. Контрреформы Александра III
Вопрос 38. Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Вопрос 39. Революция в 1905-1907 г.г.
Вопрос 40. Деятельность гос.думы в годы первой русской революции
Вопрос 40. Столыпинская аграрная реформа
Вопрос 42. Россия в годы первой мировой войны
Вопрос 43. Февральская революция и развитие страны до октября 1917 года
Вопрос 44. Октябрьская революция
Вопрос 45. Политика «военного коммунизма».
Вопрос 46. Становление советской государ-ти. Конституция РСФСР – 1918
Вопрос 47. Гражданская война и иностранная интервенция (1918-1920 г.г.)
Вопрос 48. Новая экономическая политика 1920-г.г.
Вопрос 49. Образование СССР
Вопрос 50. Внешняя политика СССР в 1920 г.г.
Вопрос 51. Национально-государственное строительство СССР в 1920-1930 г.г.
Вопрос 53. Внешняя политика СССР в 1930 г.г.
Вопрос 55. Общество и власть после войны
Вопрос 57. Советский союз в 1964-1985 г.г.
Вопрос 59. распад СССР.
Вопрос 60. Развитие РФ в 1990 годы.
Вопрос 16. Россия в начале 17 века. Смута.
Вопрос 29. Отечественная война 1812 года

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по истории.doc

— 675.50 Кб (Скачать)

Для выхода из кризиса правительство предприняло ряд административных мер. Было усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промтовары, повышены налоги для частных предпринимателей, торговцев и кулаков. Это означало начало свертывания нэпа.

Новое направление внутренней политики вызывалось стремлением партийного руководства ускорить уничтожение элементов капитализма административными мерами. Свою неспособность преодолеть кризисные явления хозяйственными методами и использование командно-директивных сталинское руководство партии объясняло деятельностью классовых "врагов народа" (нэпманов, кулаков, агрономов, инженеров и других специалистов). Это служило основанием для развертывания репрессий и организации новых политических процессов.


Вопрос 49. Образование СССР

Советские республики накануне объединения. К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это созданные на основе национально-территориального признака РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики, дальневосточная республика.. Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйственный союз выражался в подчинении органов управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствующим наркоматам РСФСР.

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций. Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении военных и хозяйственных вопросов. Но это же одновременно несколько ограничивало суверенитет независимых государственных образований.

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик сохранилось политическое и углубилось экономическое сотрудничество. В 1920-1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Республики передавали правительству РСФСР право представлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и 'Грузия в 1922 г. образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию (ЗСФСР.

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Приоритетное положение РСФСР в договорной федерации вызывало недовольство на местах, а в ряде случаев порождало антирусские настроения. Весной 1922 г. высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости "уточнения" взаимоотношений между республиками, конкретизации их обязанностей.

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКЩб) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения. В октябре-ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В.И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

Образование СССР. В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В.И. Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами СССР стали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран ЦИК СССР, в состав к-го вошли председатели ЦИК союзных республик Калинин, Петровский, Червяков, Нариманов. Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР.

В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. 2 съездом Советов СССР. Конституция законодательно закрепила образование СССР. Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтово-телеграфной связью входили в функции союзных ведомств. Устанавливались структура и объем полномочий высших органов власти и управления. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан.  (ЦИК-центральный исполнительный комитет).

Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распорядительной власти передавалась его президиуму. На верховные общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. Их ведению подлежали разработка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих принципов развития в области просвещения и здравоохранения. Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия Конституции СССР. При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избирательного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избрании депутатов в Советы. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.  На основе Конституции СССР 1924г. были внесены изменении в Конституции  союзных республик.

 

 

 


Вопрос 50. Внешняя политика СССР в 1920 г.г.

В начале 20-х годов Запад смягчил свою непримиримую позицию по отношению к Советской России. Этому способствовали провал прямой военной интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах. Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослабление большевистской политической системы и фактор, открывающий воз­можность для экономического сотрудничества. Со своей стороны, Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для  восстановления разрушенного народного хозяйства.

В 1921 —1922 гг. были заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией, Норвегией и др. В них также содержались обязательства отказаться от взаимной враждебной пропаганды. Одновременно были подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи: Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией  и Финляндией.

Большое значение имело укрепление отношений молодого Советского государства с ею восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих документах решались спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглашались принципы взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния Советской России на Востоке.

Генуэзская конференция В 1921 г. страны Антанты предложили Советскому правительству принять участие в международной конференции для урегулирования спорных вопросов, связанных с экономическими претензиями Запада к России. В случае их приня­тия европейские страны обещали официально признать Совеiскую Россию. В апреле 1922 т. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовало 29 государств — Россия, Англия, Франция, Германия и др.

Западные державы предъявили России совместные требования: компенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд руб. золотом); вернуть национализированную большевиками западную собственность на территории бывшей Российской империи; отменить монополию внешней торговли и открыть дорогу иностранным капита­лам; прекратить революционную пропаганду в их странах.

Советское правительство выдвинуло свои условия:. компенсиро­вать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы гражданской войны (39 млрд руб.); обеспечить широкое экономическое сотрудничество на основе долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения  наиболее варварских методов ведения  войны.Переговоры зашли в тупик из-за взаимной неготовности к политическому компромиссу. Однако в ходе конференции наметился раскол среди западных держав.

Германия в силу своего тяжелого политического и экономического положения пошла на сотрудничество с Советской Россией. В Рапалло, предместье Генуи, был подписан советско-германский договор. Со стороны Германии он означал политическое признание Советской России, установление с ней дипломатических отношений и широкого экономического сотрудничества. Россия признала Германию, побежденную в Первой мировой войне, равноправным партнером, открыла свой внутренний рынок для сбыта германской промышленной продукции. (в 20 годах у них мирные отношения).

Отношения с другими европейскими государствами (Англией и Францией) имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией. Она предъявила Советскому правительству ноту (ультиматум Керзона), в которой протестовала против расширения влияния России на Ближнем и Среднем Востоке. Через некоторое время конфликт удалось погасить дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным.

Международное признание СССР. В 1924 г. Англия, крайне заинтересованная в торговле с Россией, первой официально признала Советское государство. Вслед за ней оно было признано Италией, Францией  и другими странами  мира.

Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причинами: изменением внутриполитической обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил), широким обществен­ным движением в поддержку СССР и экономическими интересами капиталистических государств. В 1924—1925 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных конти­нентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капиталистических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов.

Во второй половине 20-х годов официальный внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926 г. был подписан дого­вор о ненападении и нейтралитете с Германией.

В 1927 г. СССР выступил с декларацией о необходимости полного разоружения, в 1928 г.— с проектом конвенции о сокращении вооружений. Несмотря на то что Запад отверг эти предложения, СССР присоединился к пакту Бриана — Келлога 1928 г., содержавшему призыв к отказу от войны как средству решения межгосударственных споров. Попытки всех сторон в 20-е годы обеспечить мир в Европе имели во многом пропагандистский характер и были обречены на провал  из-за складывавшейся международной ситуации.

Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х годов с ними были заключены новые соглашения политического и экономического характера.

Проведение официальной внешнеполитической линии Советского правительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во внутренние дела других государств. В частности, в 1926 г. была оказана материальная помощь бастующим английским рабочим, что болезненно восприняли британские власти. Великобритания в 1927 г. временно разорвала дипломатические и торговые отношения с Советским Союзом. Правительства США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку советских товаров в свои страны.

Под лозунгом пролетарского интернационализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Поддержка прокоммунистических сил (Мао Цзедуна) в их борьбе против гоминьдановского правительства привела к временному разрыву советско-китайских отношений. Летом— осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии произошел вооруженный конфликт между советскими войсками и армией Чан Кайши, пытавшейся установить контроль над КВЖД и вторгнуться на территорию СССР. Отношения с Китаем были восстановлены в начале 30-х годов из-за расширявшейся агрессии Японии на Дальнем Востоке, которая представляла опасность, как для Советского Союза, так и для Китая.

В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна. Он констатировал усиление напряженности в международных отношениях, опасность возникновения новой мировой войны и возможность нападения на СССР. В этой сложной международной обстановке Коминтерн допустил ошибку и отторгнул потенциальных союзников -— социал-демократов, объявив их своим главным политическим противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и борьбу с ними. Фактически эти решения привели к самоизоляции международного коммунистического движения, нарушению принципа пролетарского интернационализма и способствовали приходу в ряде стран правоэкстремистских (фашистских) сил.


Вопрос 51. Национально-государственное строительство СССР в 1920-1930 г.г.

После принятия Конституции СССР главным направлением в области национальной политики была провозглашена ликвидация исторически сложившегося неравенства народов, прежде всего в хозяйственной, социальной и культурной сферах. В республиканский аппарат управления вовлекались национальные кадры. Но широкие полномочия общесоюзных управленческих структур усиливали процесс бюрократической централизации в стране.

В 1924-1925 гг» было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. в союзную республику была преобразована Таджикская АССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР. Проводилась работа по уточнению границ союзных республик в Закавказье, Средней Азии и др. Так, Белорусской ССР передавалось несколько районов Витебской, Гомельской и Смоленской областей РСФСР, заселенных преимущественно белоруссами. В процессе преобразования Таджикской автономии к ней отошел Ходжентский округ Узбекской ССР, население которого состояло в основном из таджиков. Не всегда достаточно продуманное национально-государственное размежевание, проведенное в 20-х годах, породило очаги будущих межнациональных конфликтов.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История"