Шпаргалка по дисциплине "История"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 экзаменационных вопроса по дисциплине "История"

Содержание

Вопрос 4. Политический и социально-эконом.строй Киевской Руси
Вопрос 5. Крещение Руси и его значении
Вопрос 6. Древнерусская культура 10-13 век.
Вопрос 7. Политическая раздробленность на Руси
Вопрос 9. Объединение русских земель вокруг Москвы
26. Культура России во второй половине 18 века.
Вопрос 28. Движение декабристов
Вопрос 29. Общественное движение в России во 2 половине 19 века
Вопрос 31. Крымская война 1853-1856 г.г.
Вопрос 32. Отмена крепостного права.
Вопрос 33. Реформа местного самоуправления 1860-1870 г.г.
Вопрос 34. Судебная реформа.
Вопрос 35. Общественное движение в России во второй половине XIX века
Вопрос 36. Контрреформы Александра III
Вопрос 38. Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Вопрос 39. Революция в 1905-1907 г.г.
Вопрос 40. Деятельность гос.думы в годы первой русской революции
Вопрос 40. Столыпинская аграрная реформа
Вопрос 42. Россия в годы первой мировой войны
Вопрос 43. Февральская революция и развитие страны до октября 1917 года
Вопрос 44. Октябрьская революция
Вопрос 45. Политика «военного коммунизма».
Вопрос 46. Становление советской государ-ти. Конституция РСФСР – 1918
Вопрос 47. Гражданская война и иностранная интервенция (1918-1920 г.г.)
Вопрос 48. Новая экономическая политика 1920-г.г.
Вопрос 49. Образование СССР
Вопрос 50. Внешняя политика СССР в 1920 г.г.
Вопрос 51. Национально-государственное строительство СССР в 1920-1930 г.г.
Вопрос 53. Внешняя политика СССР в 1930 г.г.
Вопрос 55. Общество и власть после войны
Вопрос 57. Советский союз в 1964-1985 г.г.
Вопрос 59. распад СССР.
Вопрос 60. Развитие РФ в 1990 годы.
Вопрос 16. Россия в начале 17 века. Смута.
Вопрос 29. Отечественная война 1812 года

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по истории.doc

— 675.50 Кб (Скачать)

Общество накануне "перестройки". Неэффективность экономики, деформация общественно-политической жизни, социальная апатия населения вызывали глубокую озабоченность в руководстве страны. Предпринимались меры с целью преодоления негативных явлений в экономике и политике. Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившей кризисом всей системе, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. (после кончины Л.И. Брежнева) он стал Генеральным секретарем ЦК партии. До этого назначения Ю.В. Андропов в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.

Пут преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел прежде всего в совершенствовании руководства экономикой системы управления и планирования, хозяйственного механизма. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с бюрократизмом, бесхозяйственностью и коррупцией. Однако меры по наведению порядка не привели к ощутимым результатам. Оставались неизменными подходы руководства к внешней политике. Как и прежде, советские войска продолжали участвовать в "необъявленной войне" в Афганистане.

После смерти Ю.В. Андропова (апрель 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК партии занял К.У. Черненко(13 месяцев). Он не стремился к проведению в стране каких-либо реформ. Важнейшими направлениями своей деятельности он считал развитие экономики, совершенствование  планирования и укрепления обороноспособности.  Однако четкой и эффект. программы выхода страны из кризиса разработано не было.

Продолжалось падение промышл. и аграрного производства. Падали реальные доходы населения. Был дефицит продуктов и промтоваров.

Правление Черненко показало полную обреченность курса на стабилизацию советской системы. Общество прибывало в состоянии глубокого полит. и эконом. кризиса.

Начатый в общественно-политической жизни процесс перемен оказался необратимым. Административно-командная система, сформировавшаяся в 30-е годы и выдержавшая преобразования хрущевской "оттепели", находилась на грани распада.


Вопрос 59. распад СССР.

Обострение межнациональных конфликтов. В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера.

«Парад суверенитетов». С конца 80-х годов усилилось движе­ние за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На пер­вых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограниче­ния численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных орга­нов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требо­вание обособления экономики от общесоюзного народнохозяйствен­ного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать при­оритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эсто­нии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР.  Идентичные документы были  приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избра­ния  президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законо­дательно закреплялся приоритет республиканских законов над союз­ными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президен­том— А. В.  Руцкой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Со.юза Советских Социалистиче­ских Республик и его преобразование в демократическое федератив­ное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмеча­лось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложен­ные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съез­да был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о со­хранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовав­ших в голосовании лиц.

Финал политического кризиса. В апреле — мае 1991 г. в Но-во-Огарсво (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных рес­публик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники пере­говоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписа­ния такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации рав­ноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конститу­ции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа  1991   г.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предот­вращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о подписа­нии временного договора сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и пере­дать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых-обществоведов высту­пила с протестом против проекта договора. Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного ком­плекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остано­вить развал государства.

В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был от­странен от власти. Группа государственных деятелей заявила о не­возможности М. С. Горбачева в связи с состоянием его здоровья ис­полнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычай­ное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП — Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав во­шли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своей за­дачей преодоление экономического и политического кризиса, межна­циональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими сло­вами стояла главная задача: восстановление порядков, существовав­ших в СССР до  1985 г.

Центром августовских событий стала Москва. В город были вве­дены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои на­селения, в том числе многие работники партийного аппарата, не ока­зали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин при­звал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявля­лось о переходе в ведение российского президента всех расположен­ных на территории республики общесоюзных органов исполнитель­ной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был по­ложен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

События 19—22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Ук­раина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совеща­ние руководителей трех суверенных государств — России (Б. Н. Ель­цин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур быв­шего Союза.  Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ — Содружества Независимых Государств. Союз Советских Со­циалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще во­семь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

Перестройка, задуманная и осуществленная частью партийно-го­сударственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали рас­пад некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных рес­публик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Россий­ской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ель­цину и поддерживавшим его демократическим силам.


Вопрос 60. Развитие РФ в 1990 годы.

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство — Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

Продолжение курса реформ. Государственный аппарат России в конце 80-х годов состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ.

В конце 1991 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры "шоковой терапии"). Важное место в программе реформирования экономики занимала либерализация цен — освобождение их из-под контроля государства. Либерализация цен вы шала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% о г уровня начала 90-х годов. Обесценились и были прекращены выплаты гражданам их денежные сбережения, хранившиеся в Госбанке.

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сек гора в преобладающий сектор экономики.

государственным сектором ведущей роли в экономике.

Однако изменение формы собственности не повысило эффективности экономики. В середине 1993—1994 гг. падение промышленного производства составляло 21%.

Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.

Во второй половине 90-х годов большинство крупных и средних предприятий России превратились в частные, коммерческие и акционерные общества.

Программа экономических реформ включала серьезные преобразования в сельском хозяйстве. 90-с годы слали временем интенсивного развития новых форм хозяйствования. В агросекторе экономики преобладающую роль играли открытые и закрытые акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы.

Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности.

Складывание новых имущественных отношений сопровождалось углублением социальной дифференциации населения. Увеличивалась численность лиц, живущих за чертой бедности.

Кризис власти. После распада Союза ССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Верховным Советом и Съездом народных депутатов — с другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей государственной власти — законодательной и исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Российского государства. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История"