Школы Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:25, реферат

Описание работы

Очень большое влияние на развитие и становление медицины оказало такое государство как Эллада (Греция). Своеобразие экономических и географических условий Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл большую роль в развитии культуры и наук. В их числе математика, философия, медицина и др.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 1.04 Мб (Скачать)

                                     

                                             Остров Кос.

      Раздел 5.Исторические параллели

 

       В истории  медицины известны примеры того, как медицинские школы, в основе  которых лежали древние  знания  жрецов или учения великих  философов, сохраняли свои традиции  в течение столетии. Разумеется, со временем искусство врачевания  претерпевало изменения  и  вбирало в себя новые сведения  и навыки, однако традиции древних  общин  сохранялись  на прежних  территориях. Примером такого  рода может служить школа врачей, которые жили в округе древнего  Кротона в XV веке, спустя 2000 лет после смерти Пифагора, и славились высоким уровнем хирургического искусства. Около 30-ти семейств занимались здесь врачеванием с незапамятных времен, они хранили своё учение за печатью таинственности, традиционной для пифагорейской школы. Согласно приданию, ученики Пифагора давали клятву, что их знания не станут доступны непосвященным.

       На территории  России до XIX-го  столетия существовал центр древнего врачевания на Урале в Верхотурье, в районе языческого капища. Жрецы-хранители эзотерических знаний жили уединенно, о них до сих пор ничего не известно… Эта область истории российской  медицины еще ждет своих исследователей.

       Геродот   приводит историю о Демокеде, одним из первых кротонских врачей, приглашенных к персидскому царю Даршо. Царь вывихнул ногу, и египетские врачи не могли вправить вывих. Демокед  использовал мягкие снадобья и вылечил царя, за что был приближен к нему и получил богатые дары.  Многие положения кротонской медицинской школы оказали впоследствии  влияние на развитие греческой медицины. Пифагорейское учение о четных и нечетных  числах нашло отражение в трудах великого Гиппократа, через полтора столетия  после Пифагора.

        Исторические  параллели: Вот как писал Гиппократ о влиянии четных и нечетных  дней на ход лечения болезни: «…..выздоравливают и умирают в нечетные дни, если лихорадка падает…. Раны  также наиболее воспалены в эти дни …. Освобождение ран  от воспаления происходит на пятый день или, вернее, в таком порядке зависимости от величины раны, - на третий, пятый, седьмой, девятый, одиннадцатый  день…. На четырнадцатый день освобождаются от воспаления самые большие раны …».

        Интересно  сопоставить взгляды пифагорейцев  с китайским учением «инь-ян», отраженным в классическом каноне «десять крыльев»  (  III век до н.э.). Его авторы полагали, что тайна мироздания  заключена в числах, и с помощью чисел питались связать инь и ян  с пятью элементами – стихиями.  При этом полагалось, что числа Ян всегда нечетные, а числа инь- четные:  1,3,5, и 9 назывались числами Неба; 2,4,6,8,10 – числами Земли.           

 

 

Раздел 6.Терминогия врачей Древней Греции - основа современного анатомического языка

 

 


 

 

 

 

           Биология – «Биос +Логос» - жизнь, наука.

  Бактерии – «Бактерион» -палочка.

           Симптом – «Симптума» - совпадение, признак.

           Психика – «Психикос» - душевный.

           Пульс – «Пульсус» - удар, толчок.

           Профилактика – «Профилактикос» - предохранительный.

           Пациент – «Патиенс»- страдающий.

           Ортопедия – «Ортос + Паиедиа» - правильное воспитание.

           Организм – «Организмус» - целое.

           Операция – «Оператио» - действие.

           Микро – «Микрос» - малый.

           Менингит – «Менингос» - мозговая оболочка.

           Анатомия – «Анатоме» - рассечение.

           Анемия – «Ан + Хаима» - малокровие.

           Анестезия – «Анастезия» - нечувствительность.

           Антибиотик – « Анти + Биос» - отрицание, жизнь.

           Атрофия – «Атрофия» - увядание.

           Генетика – «Генетикос» -относящийся к рождению,

                              происхождению.

            Генофонд – «Генос + Фонд» - род, фонд.

           Доза – «Дозис» - порция, прием.

           Катаракта – «Каттарактес» - водопад.

           Клиника – «Клинике» - уход за лежачими больными,

                            врачевание.

           Кома – «Кома» - глубокий сон, спячка.

           Лейкемия – «Леукос +Хайма» - белая, кровь.

           Паранойя – «Паранойа» - безумие.

           Патология – «Патос + Логос» - страдание, учение.

 

 

 

 

 

 

Раздел 7.Культ Асклепия

 

       Асклепий (эскулап, по-латыни), по преданию  живший в северной Греции врач, впоследствии был обожествлен  и считался богом врачебного  искусства — сыном Аполлона  «исцеляющего». Многие крупные  врачи Древней Греции и Рим»  считались его потомками. Покровительницы  отдельных отраслей медицины  Гигиея (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии (Панакея) считались его дочерьми. Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея — эмблема мудрости, здоровья и медицины.

 

Асклепий

 

       В мифологии  стран Древнего Востока также  часто фигурировала змея, обычно  вместе с божествами, которых  связывали со здоровьем людей  и медицинской деятельностью:  встречается змея и в руках  жриц, возносящих молитвы или  приносящих жертвы. Эта эмблема  весьма древнего происхождения:  она восходит к первобытному  тотемизму — культу животных. Змея и ворон у многих народов  считались олицетворением мудрости. Профессиональной эмблемой врача  стала змея. Изображение это сохранилось  до наших дней, хотя первоначальный  смысл его давно утрачен. Храм  Асклепия в Эпидавре и другие асклепейоны в Греции располагались обычно в местности с хорошим климатом, который в сочетании с правильным режимом, тишиной, питанием благотворно действовал на больного. Известную роль играло внушение: подготавливали больного постом, молитвами, музыкой, жертвоприношениями, одурманивающими курениями. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Уделялось внимание водолечению и массажу, производились и хирургические операции. При раскопках были обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и другое. При раскопках обнаружены слепки больных органов, приносившиеся больными в храмы иногда как жертвоприношения в надежде на излечение, иногда как благодарность за излечение. Слепки эти изготовлялись из глины, мрамора, драгоценных металлов, представляя в этом случае своеобразный вид гонорара жрецам. Они дают представление как о болезнях, по поводу которых обращались в храмы, так и об уровне анатомических сведений у древних греков. Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи с этим к личной гигиене. В современной физкультуре сохранились древнегреческие термины, например стадион и др. Молодежь училась в гимназиях — школах физических упражнений. На многочисленных греческих вазах — предметах повседневного обихода — сохранились художественные изображения ухода за телом: обливаний, растираний, массажа и т. д. Древнегреческие скульпторы в многочисленных статуях отразили культ здоровья и красоты тела. Под влиянием передовых философских учений древних греков — стихийного материализма и наивной диалектики — передовые врачи Древней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и тому подобное. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний.


                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Асклепий

Раздел 8. Представление о строении организма человека разными школами древней греции.

8.1.Нервнаясистема

1)Гиппократ – указал темпераменты (на сегодняшний день их 4).

2) Аристотель - утверждал, что человеческая душа делится на 3 части.

    8.2.Кровеносная система.

1)Гиппократ – больным назначал пить кровь

здоровых людей.

2)Аристотель – считал, что кровь и теплота

образуются в сердце.

 

 

 

 

   8.3.Опорно-двигательная система.

1)Гиппократ – умел лечить переломы, растяжения.

2)Демокрит – собирал остатки скелетов, посещая кладбища.

3)Аристотель – изучал строение кости.

4)Сократ – изучал скелет, строение.

   8.4.Дыхательная система.

  1. Гиппократ – утверждал, что воздух-«пастбище жизни.

 

 

 

 

 

 

 

                                 Заключение.

 

        Древнее  государство, которое является  Родиной древней и современной  медицины бесспорно Греция. Именно  эта страна «воспитала таких  великих мыслителей, врачей, писателей  и многих других выдающихся  людей, сделавших огромный вклад  в развитие многих наук.

       Главным  врачом – ученым или  «отцом  медицины» является Гиппократ.  Именно этот древнегреческий  ученый дал опору для дальнейшего  изучения медицины и биологии. Он придумал основные правила  ухаживания за больным, методы  лечения, утвердил 4 темперамента, также  до сих пор его учения и  доказательства используют в  современной медицине.

     Учения Гиппократа, Аристотеля и Пифагора продолжили  ученые,  такие как: Ухтомский Алексей Алексеевич (1885 – 1942) – выдающийся физиолог, академик. Исследовал работу головного и спинного мозга, физиологические основы поведения человека. Создал учение о доминанте, которое объяснило, почему поведения человека и животных всегда направлены на удовлетворение преобладающей потребности. Заложил основы физиологии трудовой деятельности человека, создал физиологическую школу Петербургского Университета.

      Также учения  продолжили Павлов Николай Петрович, который однажды сказал: «Физиология учит нас, - и чем дальше, тем полнее и совершеннее как правильно, т. е. полезно и приятно, работать, отдыхать, питаться»,

 выдающийся физиолог  Иван Михайлович Сеченов русский естествоиспытатель-материалист, основоположник отечественной физиологические школы и естественнонаучные направления в психологии, почётный академик Петербургской АН. Углублённо изучал различные направления философии и психологии, полемизировал с представителями разных философско-психологических направлений, и Пирогов Николай Иванович(1810 – 1881)выдающийся анатом и хирург,углубленно изучал анатомию,написал книгу «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций».

Современная медицина имеет греческие корни, ведь в древнее время было столько выдающихся людей, которые внесли огромный вклад в развитие этой области и были греками.

 


Информация о работе Школы Древней Греции