Первые философские (досократические) школы Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 20:44, реферат

Описание работы

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

милетская школа;

школа пифагорейцев;

школа Гераклита Эфесского;

элейская школа;

атомысты.

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Первые  философские (досократические) школы Древней  Греции

 
1. Общее понятие  досократических  философских школ.

     Первые, досократические философские школы  Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам  Древней Греции относятся:

милетская школа;

школа пифагорейцев;

школа Гераклита  Эфесского;

элейская школа;

атомысты.

Характерными  чертами досократических философских  школ являлись:

ярко выраженный космоцентризм;

повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

поиск первоначала, породившего все сущее;

гилозоизм (одушевление  неживой природы);

доктринерский (недискуссионный) характер философских  учений.

2. Милетская школа  («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетская школа  существовала в Древней Греции в  VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

выступали с  материалистических позиций;

занимались не только философией, но и другими  науками – точными и естественными;

пытались объяснить  законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);

искали первоначально  – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской  школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и  философское наследие:

первоначально всего сущего считал воду («архэ»);

представлял Землю  в виде плоского диска, который покоится на воде;

считал, что неживая  природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял  все сущее);

допускал наличие  множества богов;

считал центром  вселенной Землю;

точно определил  продолжительность года – 365 дней;

сделал ряд  математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

первоначалом  всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;

вывел закон  сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все  живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

первым выдвинул идею о происхождении человека в  результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

первопричиной всего сущего считал воздух;

выдвинул идею о том, что все вещества на Земле  – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);

проводил параллели  между душой человека («психэ») и  воздухом («пневмой») – «душой космоса»;

отождествлял  божества с силами природы и небесными  светилами.

3. Гераклит Эфесский.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

первоначалом  всего сущего считал огонь;

вывел закон  единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

был сторонником  круговорота веществ в природе  и цикличности истории;

признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос  – Мировой Разум;

выступал за материальность человеческой и мировой души;

был сторонником  чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

движущей силой  всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

4. Пифагорейцы.

Пифагорейцы –  сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

первопричиной всего сущего считали число (всю  окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

считали единицу  мельчайшей частицей всего;

пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное  – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

5. Элеаты.

Элеаты –  представители элеской философской  школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

изучали проблемы познания;

жестоко разделяли  чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;

были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

считали все  сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

6. Атомисты.

Атомисты –  материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным  материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

Демокрит считался основоположником материалистического  направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

весь материальный мир состоит из атомов;

атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего  сущего;

атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

атомы имеют  различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.);

между атомами  существует пространство, заполненное  пустотой;

атомы находятся  в вечном движении;

существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания

Античная философия:

     Время жизни античной философии более 1000 лет (до II века н.э.), но наиболее продуктивными в творческом отношении являются первые три столетия, потом лишь детализация, разработка тех идей, гипотез, которые были сформулированы на заре Античного Мира.

Античную философию  можно разделить на три относительно самостоятельных периода:

1.        Натурфилософский (натура - природа; VI-V век до н.э.);

2.        Классический(V-IV век до н.э.);

3.        Эллинистический (IV век до н.э. - VI век н.э.).

Основные интуиции (прозрения) античной философии:

  • Всякое знание явно или неявно всегда покоится, исходит из неких явных или чаще неявных допущений, предпосылок. Эти предпосылки нельзя доказать, обосновать. Они - плод интуитивных прозрений. У античной философии есть свои допущения, прозрения, на которых она основывается. Важнейшие среди них:
  • последняя и высшая инстанция бытия, которая объемлет все, это - космос. Люди, боги, души, атомы, пустота … - все объемлется Космосом (сравним с религиозным миропониманием: есть две реальности: высшая божественная, непостижимая для человеческого ума, запредельная и природная, данная человеку в его ощущениях и могущая быть им познанной). Этот Космос огромен, но конечен, он идеальным образом устроен и имеет форму шара, т.е. Космос для античных мыслителей телесен и как бы чувственно нагляден.
  • Космос живой. Таковым его делает космическая душа.
  • Космос разумен. Этот разум обнаруживает себя в общем порядке, законосообразности, повторяемости, ритмах, которые наблюдаются и в природе, и в человеческой жизни.
  • Этот Космос статичен, неизменен.
  • Человеку дано через его разум словно рентгеном просветить Космос и постичь его.
  • Человек - это маленькая копия большого Космоса: тело, душа, ум. Т.е. человек - это микрокосмос. Смысл его жизни - обретение гармонии (душевной, внутренней, с Космосом, миром).

   Основная  проблема греческой философии - проблема диалектики, т.е. выяснение соотношения материального и идеального. Или другими словами проблема уяснения того, как из хаоса, из некого набора первичных элементов, на которые все распадается, из которых все состоит, образуется упорядоченный, гармоничный космос.

     Разные  мыслители делали различные акценты  при ответе на основной вопрос философии (что первично, что определяет другое - дух или материя?). Поэтому мы с известной долей условности одних считаем идеалистами, других - материалистами.

     Фундаментальная проблема античной философии - проблема смысла человеческой жизни. Общий ответ  таков: наилучшая позиция для  мыслителя, философа - это позиция  отрешенности от жизни, от ее проблем, суеты. Эта позиция отрешенного созерцания (в таком качестве могут позволить себе жить очень немногие. И в этом одни из причин того, почему собственно философия не может увлечь за собой, объединить большинство людей). Но это единственная возможность узнать нечто новое о мире, и сообщить об этом мире. А знание, генерированное даже одним человеком, способно через его усвоение другими изменять людей, развивать их. 

     Сократ.

     Повторным пунктом в развитии античной философии  явились воззрения Сократа (469-399т  до н.э.). Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой – искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные.

     Сократ  прославился как один из родоначальников  диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров.

     В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и  человека. Он совершил переворот в  развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Главная цель его философии – восстановить авторитет знаний, поколебленный софистами. Софисты претендовали на всезнания, а Сократ твердил: он знает только то, что ничего не знает.

     Он  акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.

Информация о работе Первые философские (досократические) школы Древней Греции