Школы риторики и красноречия Древней Греции и Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 07:20, реферат

Описание работы

Когда говорящему удается сообщить не только информацию, но и чувства, когда важно не только не только что сказано, но и как это сказано - значит, он владеет искусством слова. В обычной речи слова прозрачны - так взгляд видит не оконное стекло, а то, что за ним. Художественная речь, как витраж: мы любуемся именно ею.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
О РИТОРИКЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
2 ТЕОРИИ РИТОРИКИ
2.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ
2.2 ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА
2.3 РИТОРИКА ЦИЦЕРОНА
2.4 РИТОРИКА КВИНТИЛИАНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

реферат риторика.doc

— 114.00 Кб (Скачать)


3

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

О РИТОРИКЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА

2 ТЕОРИИ РИТОРИКИ

2.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ

2.2 ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

2.3 РИТОРИКА ЦИЦЕРОНА

2.4 РИТОРИКА КВИНТИЛИАНА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Когда говорящему удается сообщить не только информацию, но и чувства, когда важно не только не только что сказано, но и как это сказано - значит, он владеет искусством слова. В обычной речи слова прозрачны - так взгляд видит не оконное стекло, а то, что за ним. Художественная речь, как витраж: мы любуемся именно ею.

Такая речь хорошо запоминается, потому что на ней сосредоточено внимание. Поэтому до распространения письменности, когда важную информацию можно было хранить лишь в памяти, ее излагали именно такой, не совсем обычной речью. А что было особенно важным? Сведения о прошлом – то, что сейчас назвали бы мифами и историческими преданиями; они объясняли устройство мира, давали образцы правильного и неправильного поведения. Законы – чтобы разрешать споры между людьми; советы – на каждый день, т.е. пословицы; молитвы и заклинания, определявшие отношения людей с высшими силами. Изменишь заклинание - оно не подействует; заменишь одно слово в законе – смысл его станет другим. Поэтому веками люди вырабатывали для таких случаев особую речь: сжатую(чтобы легко было запоминать) и отличающуюся  от обыкновенной речи. Библия о ней говорит так: «Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди…»(Еккл. 12.12). Постепенно складывались особые приемы, делавшие речь выразительной, ими пользовались с глубокой древности все народы. Но изучать эти приемы первыми стали греки, для чего у них были особые условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

О РИТОРИКЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА

 

По - видимому, одной из самых первых наук, которая заинтересовалась текстом, была риторика. Возникновению этой науки мы обязаны древним грекам. Появилась риторика потому, что греки очень любили судиться. А чтобы убедить суд в своей правоте и выиграть дело, нужно было обладать завидным красноречием.

Ораторское искусство знали во многих странах. Но именно в античной Греции оно стремительно развилось и именно там впервые появились систематические работы по его теории. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству, основывая платные школы, где каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. В Древней Греции и Риме риторские школы были распространены как вид высшей гуманитарной школы. Также они являлись высшим звеном трёхстепенной системы образования, сложившейся в Греции в 3 в. до н. э. и перешедшей в Рим в 1 в. до н. э.. После начальной школы (обучение письму, чтению, счёту) и средней, грамматической, школы (чтение классических писателей с объяснениями из всех областей знания), риторская школа давала практическое овладение искусством слова. Начальным курсом упражнений в риторской школе были «прогимнасмы» (сочинение басни, рассказа, хрии, сентенции, опровержения и утверждения, общего места, похвалы и порицания); основным курсом — «декламации», речи на вымышленную тему, в виде увещания (суазории) или выступления по фиктивному судебному делу (контроверсии). Риторская школа должна была готовить учеников к политической карьере (невозможной без ораторского искусства), но чем дальше, тем больше искусство слова в риторской школе становилось самоцелью, вызывая суровую критику со стороны практических ораторов (Цицерон, Квинтилиан, Тацит).

Со временем софистическая риторика выродилась в словесное фехтование, и ее задачей стало не искание и обоснование истины, а достижение победы в словесном состязании любой ценой. Для этой цели использовались любые приемы и средства, начиная от преднамеренного нарушения законов и правил логики, получивших впоследствии название логических софизмов, и заканчивая психологическим воздействием на оппонента и недопустимыми с нравственной точки зрения методами ведения полемики (подтасовка фактов). Заманчивая цель — выйти победителем в любом споре – привлекала в многочисленные школы риторики большое число учеников, что давало возможность организаторам и учителям школы зарабатывать большие деньги. Таким образом, несмотря на заслуги в распространение и пропаганду знаний об искусстве красноречия, софистическая риторика к концу V в. до н.э. пришла в упадок и сошла с исторической сцены.

Также софистическая риторика, особенно в годы ее заката, всецело ориентировалась не на поиск истины и знания (“эпистемы”), а защиту мнений (“доксы”), утверждая, что такие мнения постоянно меняются со временем у одного и того же лица, а тем более различны они у разных людей. Такая ориентация опиралась на принципы философского релятивизма, выдвигавшиеся такими видными софистами, как Кратил, Горгий, Протагор, которые считали, что наши знания постоянно меняются, и в них нет ничего достоверного и абсолютного. Такое заключение они пытались оправдать ссылками на диалектику.

Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться вДревнем Риме.Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела здесь также решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить любой свободный гражданин. Владение словом было поэтому необходимым условием участия гражданина в политической жизни и было широко распространенным явлением.

Римляне внесли немало ценного и заслуживающего внимания в эту науку и особенно практику ораторского искусства. Прежде всего, это разработка приемов составления речей, анализ тех аргументов, или доводов, которые Стагирит называл нетехническими, и совершенствование стиля и красоты речи. Здесь римские ораторы следовали традиции, возникшей в трудах ученика Аристотеля Феофраста, а не его самого. Они считали, что “Риторика” Аристотеля, несмотря на неоспоримые достоинства, лучше подходит для анализа готовых речей, чем для их составления. Поэтому для римских риториков и ораторов гораздо большее значение имело руководство “О слоге”, написанное Феофрастом — до нас не дошедшее, в котором он, опираясь на принципы своего учителя, обобщил громадный опыт, накопленный своими предшественниками в области стиля и произнесения речи.

Римские судебные ораторы значительно усовершенствовали так называемые нетехнические средства аргументации, связанные с использованием свидетельств, показаний, контрактов, договоров и в особенности норм права. Хорошо известно, что усиленно разрабатывавшееся римское право стимулировало интерес к вопросам аргументации и убеждения, а ссылка на юридические законы стала неоспоримым доказательством в судебных речах. Римских судебных ораторов привлекала схема сведения всех многообразных случаев и мотивов к единой системе сложных и разветвленных видов и разновидностей — так называемых статусов. Основы такой системы разработал в середине II века до н.э. Гермагор, считающийся переходной фигурой от эллинистической риторики к римской. Римские ораторы отказались также от аристотелевского разделения посылок просто на общие и частные. Вместо этого они стали характеризовать их как категории определенного рода, такие, как причина и следствие, действительное и возможное и т.п.

Под влиянием Гермагора римские судебные ораторы стали использовать в своих речах заранее подготовленные формы, или структуры, аргументов или доводов, которые можно было бы использовать в будущих речах. Однако впоследствии Цицерон и Квинтиллиан выступили против таких догматических схем, справедливо подчеркивая, что изобретение и нахождение подходящих аргументов и схем рассуждения представляет собой творческий процесс и требует широкого и свободного образования.

Усилия древнеримских ораторов были сконцентрированы главным образом вокруг проблем политической борьбы в сенате, на народных форумах, а также судебных разбирательств гражданских и уголовных дел. Поэтому их мало занимали теоретические вопросы аргументации и риторики вообще.

 

 

2 ТЕОРИИ РИТОРИКИ

2.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ

Теоретические разработки Платона (ок. 427 - ок. 347 гг. до н. э.) - системная теория ораторского искусства, оказавшая огромное влияние на ораторов-практиков и теоретиков того времени, что выразилось как в практическом преломлении его теории, так и в дальнейшем ее развитии.

Особенности философских взглядов Платона отражены и в его теории красноречия. Он различает вещь и идею вещи, тело и душу. Душа, идея, знание, вообще все человеческое поведение интерпретируются в его философских работах, в частности в диалоге „Федр", в виде идеального прообраза на небе. Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи - это лишь подобие и отражение идей. Душа же заключена в темницу нашего тела, после смерти которого она переходит в космос. Вместе с тем он говорит здесь о диалектике, определяя ее не только как искусство собеседования, то есть искусство задавать вопросы и отвечать на них, но и как умение возводить все единичное и частное к общей идее и, наоборот, низводить ее планомерно к единичному до получения неделимых элементов. Учение Платона об идеях является предпосылкой его эстетики.

Как считает Платон правильная, истинная, точная речь должна исходить из подлинного определения своего объекта, предмета речи. Выдвигая на первый план эмоциональную убедительность речи, Платон не считает важными логические доказательства. Оратор должен, по мнению Платона, распрощаться с истиной, и построить речь так, чтобы она казалась для слушателей правдоподобной. Мысль что красноречие должно воздействовать, убеждать, связана с его взглядами на познание, которое, по мнению Платона, есть анамнезис (воспоминание) души об идеях. Поэтому о чувственных вещах и явлениях возможно не знание, а только весьма и весьма вероятное «мнение».

Основной принцип красноречия как искусства убеждения, состоит в том, чтобы внушить, что справедливо и несправедливо, хорошо и дурно. Платон выделяет два вида убеждения: один вид связан с сообщением веры без знания, другой - дающий знание.

Таким образом, основой красноречия служат эмоциональное воздействие, убеждение, внушение. В этом недостаток теории Платона. Стремление к эмоциональному внушению приводило к свободной интерпретации факта и к его эмоциональной оценке, зависящей от восприятия этого факта оратором и аудиторией.

Большим культурным и научным событием было появление «Риторики» Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), который значительно развил учение Платона об ораторском искусстве. Аристотель критиковал платоновскую теорию бестелесных форм («идей»), но полностью преодолеть платоновский идеализм не смог.

Риторику Аристотель ставит в общую систему своего учения, выделяя в нем теоретическую часть - учение о бытии, практическую часть - учение о человеческой деятельности и поэтическую часть - учение о творчестве.

По Аристотелю, существует материя, или пассивная возможность становления; форма (сущность, суть бытия); начало движения; цель. Происходит постоянный переход от «материи» к «форме» и обратно, что связано с активностью формы. Существует нечто общее, постигаемое через чувственно воспринимаемое единичное. Условие познания общего - обобщение, которое невозможно без чувственного восприятия. Отсюда последний этап в проверке мнения - опыт, который связан с умозаключениями, с наличием фактов и их анализом.

Аристотель считает, что риторика - искусство, соответствующее диалектике, ибо обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может считаться достоянием всех. Это и сближает оба искусства. Он определяет риторику как искусство убеждения, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается недостаточной. Также риторика - «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Выделяют несколько способов убеждения, зависящих от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей. Уже в учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи - речь - получатель речи, которая находит свое развитие в современных исследованиях.

2.2 ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

Временем Платона и Аристотеля в истории греческой культуры заканчивается период классики. Со второй половины V в. до н.э. начинается новый период античной культуры, называемый эллинизмом (эллин - грек). Эллинистическая риторика анализировала большое число стилистических явлений. Она изучала сочетания слов, разрабатывала учение о качествах речи, продолжала заниматься проблемами тропов, фигур, стилей некоторых трактатов, однако, на первых порах существовало увлечение риторизмом, изысканностью выражений, сложными фразами, „цветами красноречия". Эта манера речи стала называться „азианским стилем" по месту его возникновения и процветания в Малой Азии.

Азианский стиль изучали Гермоген, Феодр Годарский (учитель Тиберия). Представители этого стиля проповедовали пафос, подъем, экзальтацию.

Но не все теоретики и практики были сторонниками азианского стиля, его противники стояли за классические образцы и строгость речи. Аттицисты проповедовали утонченную образность и интеллектуальность речи, которые вызывали у слушателей определенные ассоциации, тем самым воздействуя на них.

Представителями аттического направления были Аполлодор Пергамский, Цицелий, Дионисий Галикарнасский, а также Деметрий.

Философ Дионисий эстетически интерпретирует соединение слов для выражения мысли и с большой убежденностью утверждает знаменитое учение о трех типах соединения слов. Это учение - одно из основных в эллинистическо-римском эстетическом сознании. Он выделяет строгий стиль, изящный стиль и средний стиль. В строгом стиле - не театральная, лощеная красота, а древняя и строгая. Понять этот стиль может человек, у которого развито чувство слова. Этот стиль формируется на основе «расчета» и «искусства». Для изящного стиля характерна «цветущая свежесть», «цветущая пестрота», «гладкость», «мягкость», благозвучие. Средний стиль - общедоступный, родной для каждого, простой. Эти идеи были усвоены в эпоху классицизма.

В теории Дионисия сочетания слов - основа создания ораторской речи, но все дело не только и не столько в выборе слов, как в определенном чередовании и сочетании словесных компонентов. Дионисий выделяет некий момент, который тесно связан с содержанием. Хорошая мысль, по мнению Дионисия, должна быть облечена в красивую форму. Таким образом, план содержания и план выражения едины, находятся в гармонии.

Дионисий считает, что особенно вредны речи, содержащие многочисленные эпитеты, неуместные метонимии, не соблюдающие аналогию метафоры, сплошные аллегории без чувства меры. Здесь проявились эстетические взгляды Дионисия на стиль публичного выступления. Развивая эти взгляды, он анализирует произведения Фукидида, Геродота, Ксенофонта, Филиста и считает положительным в стиле сжатость, ясность, живость, силу, напряженность, соответствие содержанию.

Информация о работе Школы риторики и красноречия Древней Греции и Рима