Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:43, реферат
Усиление сепаратистских тенденций – одно из направлений развития современных обществ во многих странах мира. Все больше и больше «малых народов» и различных национальных меньшинств, вдохновленных примером провозглашения независимости Косово, Абхазией и Южной Осетией, также требуют для себя статус независимых республик или, на худой конец, расширение прав автономий. После отделения Косово от Сербии усилились автономистские тенденции среди венгров Воеводины. В свою очередь, сербы в Боснии и Герцеговине говорят теперь о возрождении Республики Сербской как независимого государства. Также обострилась проблема статуса Нагорного Карабаха.
Новые проблемы возникли после Первой мировой войны, когда Италия так и не получила Далмацию (Далмация (хорв. Dalmacija, итал. Dalmazia, серб. Далмација, лат. Dalmatia) — историческая область на северо-западе Балканского полуострова, на побережье Адриатического моря, на территории современных Хорватии (в основном) и Черногории.), в которой жило множество итальянцев. Это породило движение ирредентистов, которое использовал Муссолини, начав войну на стороне Гитлера. С другой стороны, она включила в свой состав Южный Тироль, населённый в основном немцами, и Истрию с многочисленным славянским населением. Впрочем, до поры до времени как в Италии, так и в Испании региональные движения были загнаны в подполье режимами Франко и Муссолини, а в демократической Франции продолжала господствовать жёстко унитарная концепция государства. Однако в 1951 г. во Франции было разрешено преподавание местных языков в школе, что породило массу новых региональных движений, а в Италии и Испании сепаратизм начал разрастаться после свержения фашистских режимов и установления демократии.
Ирредентизм
— вид сепаратизма[источник не указан
69 дней], выражающийся в масштабной этнической
мобилизации, при которой поднимается
вопрос о воссоединении одной или нескольких
ирредент с титульным государством, в
котором их этнос уже составляет большинство.
В этой европейской стране, оказывается, также процветает сепаратизм. Наиболее ярким его проявлением за последние месяцы стало провозглашение республики Малу-Венту в конце августа. Эта новоявленная республика располагается на небольшом (площадь менее 1 кв. км) острове Маль-ди-Вентре, который находится недалеко от Сицилии. На нем еще с 1974 года действует «представительство» Партии независимости Сардинии. И вот 25 августа несколько представителей этой партии во главе со своим лидером Сальваторе Мелони заняли территорию острова и объявили о его независимости. Формально остров принадлежит некоему британскому гражданину. Однако Мелони намерен через суд получить право на собственность острова по принципу сервитута, то есть по праву давности фактического владения островом. Также уже в конце августа было объявлено о создании правительства и флага новой республики. Интересно, что в течение первых суток к Мелони обратилось около 350 человек, желающих получить на Малу-Венту постоянное место жительство. Все эти люди – выходцы из Сардинии.
По словам Мелони, провозглашение республики Малу-Венту – первый шаг на пути к «освобождению» всей Сардинии. Лидер Партии независимости Сардинии несколько лет провел в тюрьме, после того как на съезде Партии сардинского действия в 1981 году в своем выступлении подчеркнул, что его главной целью является утверждение независимости Сардинии. И по прошествии стольких лет политические воззрения Мелони не изменились. «Я дал зарок, что не умру, пока Сардиния не обретет независимость, на что и положу собственную жизнь!» – заявил он на пресс-конференции.
Неспокойно и на севере Италии. Здесь действует так называемая Лига Севера, политическая партия, добивающаяся независимости северных провинций Италии и образования здесь государства Падания. Северные регионы Италии более развиты в экономическом отношении, нежели юг страны. Это вызывает естественное нежелание «северян» «делиться» финансовыми ресурсами с «отсталым» югом.
На севере Италии уже началось переименование некоторых географических объектов на ломбардский диалект. А региональные власти Венето (область бывшей Венецианской республики) выделили 57 тыс. евро для проверки результатов плебисцита, состоявшегося в 1866 году, по которому эта область вошла в состав Италии. Также на территории Южного Тироля, где сильно влияние немецкого этнического элемента, существует движение за присоединение к Австрии. Это привело к тому, что руководители 130 муниципалитетов подписали обращение к Парламенту Австрии с просьбой о включении их в состав Австрии.
Движение Северной лиги. Основная её база — это Ломбардия, Венето и Пьемонт, крупные регионы Северной Италии.
В каждом
из этих регионов возникли свои собственные
автономистские движения. В первую
очередь — в Венето, области, вошедшей
в состав Италии в 1866 г. Там никогда не
утихали голоса, утверждавшие, что Венеция
— вполне самостоятельная цивилизация
и в Италии не нуждается. Это движение
носит название венетизма.
В 1980-е гг. несколько разрозненных региональных движений на Севере Италии объединились в Северную Лигу во главе с Умберто Босси. Лига выступает за автономию или полную независимость Падании.
Хотя слово «Падания» означает долину реки По, под этим названием понимается Северная и Средняя Италии (вплоть до Тосканы и Умбрии), которая противопоставляется Югу вместе с Римом, представляемым как царство коррупции, мафии и бездельников. Уже в первой половине века на Севере не любили неаполитанцев и сицилийцев, а теперь ещё боятся иностранных иммигрантов (в первую очередь из арабских стран и из стран Восточной Европы). Настоящий успех пришёл к Лиге после коррупционных скандалов 90-х гг., в которых было замешано римское правительство. В 1996 г. Лига набрала 10,1% голосов (а в Венето — 30%). После этого был даже учреждён альтернативный парламент в Мантуе и проведены выборы.
Затем, правда, большинство итальянцев разочаровалось в Лиге. Мало кто хотел полного разрыва с Римом — их вполне устраивал федерализм, то есть, попросту, бóльшая возможность тратить свои налоги у себя, и бóльшая независимость местного регионального правительства.
Поэтому
с 2000 г. Лига даже заключила союз с
правительственной партией
Другой символ Лиги — легендарный воин, сражавшийся против императора Фридриха Барбароссы.
Гимн Лиги — VaPensiero из оперы Джузеппе Верди «Навуходоносор»: хор еврейских изгнанников, плачущих по родной земле.
Северная Лига — партия консервативная в общественном плане и либеральная в экономических вопросах, рассчитанная в первую очередь на средний класс. На последних выборах в 2006 г. Она набрала 4,6%, что очень немало, учитывая, что это данные по всей Италии. Среди итальянцев, живущих к северу от реки По, более половины считают отделение от Южной Италии выгодным, а 20% — желательным.
У Лиги яркие лозунги и плакаты. Особенно мне запомнился плакат, на котором изображён североамериканский индеец и рядом надпись: «Они не смогли ограничить иммиграцию, а теперь живут в резервациях».
За исключением Лиги, единственное по-настоящему мощное сепаратистское движение в Италии находится в Трентино-Альто Адидже (Южном Тироле), на территории, отторгнутой от Австрии и присоединённой к Италии в 1920 г. Большинство населения — немцы.
В настоящий момент идёт постепенное выживание итальянцев из края, потому что всем заправляет немецкое большинство, фактически превратившееся в привилегированный класс. Очень затруднена иммиграция итальянцев в Южный Тироль, потому что там очень высоки налоги, а государственные субсидии предоставляются не сразу. Но даже те итальянцы, которые там жили, потихоньку уезжают.
Тем временем
правящая партия Южного Тироля пытается
уговорить Австрию внести законопроект
о необходимости
В остальной Италии продолжает господствовать официальный миф о Рисорджименто, объединении итальянских земель в XIX в., в котором итальянское единство преподносится как высшая ценность и единственное условие процветания страны. Однако почти в каждом регионе есть своя сепаратистская партия.
Про венетизм я уже говорил выше. Лигурийское автономистское движение требует самоопределения для Лигурии, «незаконно присоединённой» к Пьемонту «после 700 лет независимости». В отличие от других движений Севера Италии, лигурийское прославляет космополитичность — славное наследие Генуэзской республики.
Сепаратистские движения есть на Сардинии («Нация Сардиния») и на Сицилии, но они не набирают больше 2-3% голосов местных избирателей.
Свергнутая династия Бурбонов продолжает претендовать на Королевство Обеих Сицилий, разоблачая итальянцев-северян, ведущих себя на Юге Италии как «колонизаторы». Регионалистские движения существуют также в Валь д'Аосте, где большинство говорит на франко-провансальском (арпитанском) языке, и в Фриули-Венеции-Джулии, где несколько пограничных деревень говорят на словенском.
Наконец,
несмотря на поражение во Второй Мировой
войне, ещё жив итальянский
Красные бригады (итал. Brigate Rosse, часто использовалась аббревиатура BR) — подпольная леворадикальная организация, действовавшая в Италии. Была основана в 1970 году. Сочетала методы городской партизанской войны с ненасильственными методами (пропаганда, создание полулегальных организаций на заводах и в университетах).
Красные бригады ставили своей целью создание революционного государства в результате вооруженной борьбы и отсоединение Италии от альянса западных государств (в том числе от блока НАТО). В 1978 г. второе поколение Красных бригад во главе с Марио Моретти похитили бывшего премьер-министра от Христианско-демократической партии Альдо Моро, который был убит ими через 54 дня. Красные бригады с трудом пережили окончание холодной войны после раскола в 1984 г. и арестов или бегства большинства членов группировки. В 1980-х годах группа была практически полностью разгромлена усилиями итальянских правоохранительных органов, существенную помощь которым оказали арестованные члены группировки, содействовавшие розыску остающихся на свободе товарищей, в обмен на снисхождение при привлечении к ответственности.
Численность
Красных бригад доходила до 25000 человек,
занятых различной
В 2000-х годах, для обозначения начавших возрождаться леворадикальных организаций, журналисты стали использовать термин Новые Красные бригады.
Великобритания
Ирландия Северная. Сепаратизм. В 1949 году Ирландия за исключением большей части провинции Ольстер (Северной Ирландии) была провозглашена независимой республикой. Так как большинство жителей Северной Ирландии (англичан и шотландцев) проголосовало на референдуме против независимости, регион был сохранен под английской короной.
В Северной Ирландии проживает 1,7 млн. человек, из них примерно 1 млн. англо-ирландцев и шотландо-ирландцев и 500 тыс. коренных жителей — ирландцев-католиков. Большинство жителей Северной Ирландии — протестанты, принадлежащие англиканской или пресвитерианской*6 церкви, они являются носители английской и шотландской культуры и традиций. Местные англичане являются последствием колониального прошлого, когда вся Ирландия была английской колонией. Шотландцы заселили восточное побережье Ирландии в 16 – начале 17 вв. В период правления английского короля Якова I (1603 – 1625), сына казненной шотландской королевы Марии Стюард, в результате проводимой им политики колонизации значительная часть шотландцев переселилась в Ирландии, преимущественно в провинцию Ольстер. Где местные ирландские кланы были изгнаны со своих земель. Шотландцы основали в 1642 году Пресвитерианскую церковь Ирландии.
Большую роль в консолидации ирландского народа играет церковь. 86 % ирландцев считают себя религиозными — преимущественно католиками — и посещают церковную службу, не реже чем один раз в неделю. Центр католической и протестантской епархии расположен в самом небольшом городке Северной Ирландии. Арма (статус города с 1994 г., 14,6 тыс. жителей) является важным религиозным центром Ирландии с кельтских времен, ей называют духовной столицей изумрудного острова.
Для решения проблемы разделенного ирландского народа было два пути. Продолжать использовать радикальные методы терроризма или искать другие пути решения проблемы, исходя из сложившихся реалий.
Ирландская
республиканская армия (ИРА), основанная
в 1919 году, на протяжении двадцатого столетия
использовала радикальные методы
борьбы за воссоединение с Ирландской
республикой. ИРА стояла в авангарде
конфессионального
Информация о работе Сепаратистские движения в странах Западной Европы