Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:45, доклад
Важнейшим источником для изучения общественного строя франков преимущественно Северной Галии в меровингский период является "Салическая правда". Она представляет собой запись судебных обычаев салических Франков, произведенную, как полагают, в начале 6в. еще при Хлодвиге. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах; латинский язык, штрафы в римских денежных единицах
Король выступал
прежде всего, как «охранитель мира»,
как исполнитель судебных решений
общины. Его графы, сацебароны выполняли
в основном полицейские и фискальные функции.
«Салическая правда» предусматривала
наказания для королевских должностных
лиц, отказывающихся удовлетворить требование
свободного человека и применить власть
к правонарушителям. Вместе с тем, страждая
в определенной мере самостоятельность
общины со стороны королевских должностных
лиц, «Салическая правда» запрещала, например,
чтобы на одно общинное собрание являлось
больше трех сацебаронов.
Королевские предписания,
согласно «Салической правде» касаются
незначительного круга государственных
дел – призыва войска, вызова в суд. Но
«Салическая правда» свидетельствует
и об усилении власти королей. Так, например,
исполнение королевской службы оправдывает
неявку обвиняемого в общинный суд. Более
того, король прямо вторгается во внутреобщинные
дела, в ее поземельные отношения, разрешает
чужаку селиться на общинной земле.
"Салическая
правда" делит галло-римлян на
три категории: «королевских
Таков «Салический
закон» (и таковы же записи обычаев
у других германских племен). При
первоначальной записи закона король
мало вмешивался в его содержание.
Но при потомках Хлодвига королевская
власть начинает влиять на законодательство,
не столько отменяя старые нормы, сколько
дополняя их новыми постановлениями.
Германцы исходили
из уверенности в том, что закон
вообще не создается людьми, — они
лишь «находят», «вспоминают» его. Право
— над людьми, в том числе
и над королями. Главное качество
права то, что оно (старое), а в силу своей
древности "доброе", "справедливое".
Салическая правда
(ок. 510г.) представляет собой запись
древних обычаев приморских франков,
и потому ее можно назвать судебником
франков. Составлен он из конкретных
судебных случаев (казусов), превратившихся
в результате многократных повторений
в течение длительного времени в судебные
обычаи. Судебник, именуемый по латыни
Салическим законом (Lex Salica) и Салическим
законным пактом (Pactus Legibus Salicae), состоит
из Пролога, 65 титулов и Эпилога. Впосл.едствии
преемники Хлодвига увеличили его объем
за счет прибавления нескольких глав в
течение VI—IX вв. Основными областями судебного
контроля стали преступления на личной
или имущественной основе и соответствующие
наказания за них, имущественные обязательства
и наследование аллода (поземельного владения
семьи), обязанности родственников по
оказанию помощи при возмещении имущественного
ущерба или лично-телесного вреда, порядок
осуществления правосудия, оценка свидетельских
показаний и ответственность территориальных
общин за возмещение ущерба, причиненного
на их территории скрывшимся преступником.
Салический закон — это не сборник политических
законов, поскольку в нем нет законоположений
о наследовании трона, о пережитках язычества
или о защите христианской веры. Согласно
легенде, Салическая правда составлена
четырьмя выборными мужами от разных частей
королевства, которые составили его полностью
за три заседания. Сборник написан на латыни,
и это давало возможность заимствований
из римских правовых конструкций при общей
неприкосновенности и сохранности старого
доброго права (т.е. народных правовых
обычаев). Непосредственной областью распространения
действия судебника стала северная часть
королевства, занятая салами-пришельцами,
тогда как на юге действовал кодекс Алариха,
который Хлодвиг приказал применять по
делам галло-римлян. Во Франкском королевстве
в этот период проживало восемь групп
населения. Об этом можно судить с наибольшей
степенью вероятности на основании тарифа
поранений и наказаний. В северной части
выделялись группы свободных франков,
полусвободных (литы), рабов, три группы
королевских служащих (чиновники-военачальники,
дворцовые служащие, дружинники). Лишение
жизни свободного франка оценивалось
штрафом в 200 солидов, убийство скопищем
—в 600 солидов и убийство в военном походе
—в 1800 солидов Откупная цена за совершенное
убийство именовалась вер-гелъдом (цена
человека по рождению). Жизнь раба приравнивалась
к стоимости быка или коня и составляла
30 солидов.
Своеобразной социальной
группой были полусвободные литы. Зависимые
от своего господина, они находились с
ним в договорных отношениях, участвовали
в суде, военных предприятиях. Однако судили
лита по тем же правилам, что и раба. В южной
части королевства, где проживали галло-римляне,
имелись группы римлян — королевских
сотрапезников, римлян-землевладельцев,
римлян-трибутариев (налогоплательщики).
Особую группу составляли лица духовного
звания. Убийство епископа оценивалось
штрафом в 900 солидов, священника — в 600.
Весь сборник заполнен в основном перечнем
наказаний и штрафов за причиненный вред
личности или имуществу. Гражданско-правовым
отношениям посвящены только две статьи
из 65 первой редакции, они регулируют порядок
перехода собственности и порядок наследования
(соответственно ст. 46 и 49). Судебник предназначался
в качестве руководства в судебном разбирательстве,
более надежного, чем правовой обычай,
поскольку обычаи могли варьировать от
местности к местности. Достоинством письменного
закона было то, что он в состоянии вобрать
наиболее распространенные и наиболее
приемлемые из существующих правовых
обычаев. У него всегда одна и та же форма,
не поддающаяся грубым искажениям с той
или другой стороны.
Салический закон,
таким образом, предстает прежде
всего судебником, а не полным сводом
законов. Это записи судебных обычаев,
либо сделанные впервые, либо со следами
обработки под пером юристов, а также служителей
римской церкви. Неполнота и недостаточная
упорядоченность отдельных положений
(об одном и том же говорится в 3—6 местах)
сочетаются в некоторых редакциях (всего
дошло около 350 списков) с искажениями
и вставками переписчиков. Впоследствии
судебник уточнялся и дополнялся специальными
королевскими установлениями— капитуляриями,
эдиктами, экстраваганциями (переходными
положениями). Преобладающая форма изложения
— казуистическая, при такой форме отсутствуют
обобщающие отвлеченные понятия, например
понятия вины, преступления и наказания,
умысла или неосторожности и др.
Салическая правда
— более поздний свод законов
среди кодексов трех союзных народов —
бургундов, франков и вестготов, разместившихся
в южной части Галлии.
Регулирование
имущественных отношений
"Варварские
правды" в зависимости от времени
их появления отражают
В Салической
правде, отражающей наиболее ранние
социально-экономические и
Скотоводство
занимало главенствующее
По-иному
закрепляет Салическая правда
право на землю, которой
Наказуема была высоким штрафом (45 - 63 сол.) не только кража в пределах дома или двора, но и простое проникновение на территорию виллы после захода солнца. Кража с нападением и истреблением сторожевых собак, увозов на телеге значительной части домашнего имущества влекла за собой штраф в 200 сол., равный вергельду за убийство свободного.
О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые остаются еще в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая наказание за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол. Если же посторонний человек вступал на выделенный участок общинного луга, это не считалось преступлением. Более того, если он скосил траву, то терял лишь сено в пользу владельца луга.
В Салической
правде ничего не говорится
о купле-продаже земли.
О существовании
у франков общинной
Но Салическая правда знала и исключение из этого общего правила. Если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протеста против поселения "чужака", его землевладение начинало охраняться правом. Салическая правда по существу санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так как запрещала высказывать протест против переселенца, если на то была специальная королевская грамота. Протестующий против королевского распоряжения присуждался к штрафу в 200 сол.
Через несколько веков частное землевладение получает широкое развитие. Первое, что бросается в глаза при знакомстве с Аламаннской и Баварской правдой, это текстуальное совпадение содержания начальных, следовательно, особо значимых титулов 1 и 2, посвященных церкви и церковному землевладению. Эти титулы свидетельствуют о том, что церковь обладала большими участками пахотной земли, лесами, рабами (1, 1), всемерно поощряя дарение ей имущества "для спасения души". В самой первой статье этих правд предписывается: "ни король, ни герцог, ни кто-либо другой не имеет власти запретить ему (человеку) приносить в дар ради спасения души дома, земли, рабов или деньги" (1, 1). Полученная в дар земля навсегда закреплялась за церковью. Баварская правда настоятельно подчеркивает отсутствие впредь у кого-либо права на возвращение своей собственности, подаренной церкви.
И Аламаннская, и Баварская правда пресекают всякие попытки оспорить дарение церкви наследниками дарителя (2, 2). Более того, попытки вернуть имущество влекли за собой "суд Бога и отлучение от святой церкви", с одной стороны, с другой - штраф и возвращение имущества церкви (1, 2). Подаренная же земля могла быть возвращена только на условиях пожизненного владения с возмещением всего того, что "торжественно обещано" дарителем.
Частным землевладением
начинают охватываться не