Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:45, доклад
Важнейшим источником для изучения общественного строя франков преимущественно Северной Галии в меровингский период является "Салическая правда". Она представляет собой запись судебных обычаев салических Франков, произведенную, как полагают, в начале 6в. еще при Хлодвиге. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах; латинский язык, штрафы в римских денежных единицах
Важнейшим источником
для изучения общественного строя
франков преимущественно
"Салическая
правда" более или менее чистом
виде отражает архаические порядки
первобытнообщинного с троя, существовавшие
у франков ещё до завоевания, и слабо отражает
жизнь и правовое положение галло-римскрго
насе-ления. Но на протяжении 6-9 вв. франкские
короли делали все новые и новые дополнения
к "Салической правде" поэтому в сочетании
с другими источниками более позднего
периода она позволяет проследить также
и дальнейшую эволюцию от родоплеменного
строя к феодализму франкского общества
в полом.
Первая запись
права, точнее, правовых обычаев франков,
— «Салического закона» (первоначально
ту часть этого племени, которая жила около
моря, называли «салическими», т.е. «приморскими»
франками). После завоевания Галлии жизнь
франкского племени усложнилась, и нужно
было регулировать разные ее стороны,
разрешать многочисленные конфликты.
С этой целью и был записан «Салический
закон».
Мы знаем, что
франки говорили на германском диалекте,
употребляя отчасти также латынь
местных жителей Галлии, но в письме
применялся только латинский язык.
На нем-то и записан «Салический
закон».
Запись обычаев,
издавна сложившихся в народе,
отличается от тех государственных
законов, которые были составлены в
Риме учеными юристами. В законодательстве
устанавливаются общие нормы: какие
наказания или штрафы следуют
в результате правонарушения, но конкретные
случаи не описываются, — они подводятся
под норму. Совсем иначе обстоит дело в
записи обычая. Здесь нет общего постановления
о том, какое наказание постигнет убийцу
или вора. Вместо этого мы найдем в «Салическом
законе» многочисленные статьи, каждая
из которых описывает именно индивидуальный
факт. За убийство человека положено было
платить ВЕРГЕЛЬД («возмещение за жизнь»),
но размеры его неодинаковы и зависят
от того, кто убийца и кто убитый, ибо за
галло-римлянина положено было платить
меньше, чем за свободного франка. Отдельно
говорится о возмещениях за убийство зависимых
людей и рабов. Что касается ранений, то
записи о них в «Салическом законе» представляют
собой целый «анатомический трактат»,
так как за каждую рану положено особое
возмещение.
То же самое
видим мы и в статьях о кражах.
Тот, кто ожидал бы найти здесь
постановление о штрафе за покушение
на чужую собственность, изложенное
в общей форме, будет удивлен
тем, что вместо этого в «Салическом
законе» детально перечисляются
конкретные виды домашнего имущества
и скота (отдельно о быках, о коровах, о
поросятах, овцах, конях и т.п.) с указанием
их возраста и степени пригодности, а также
обстоятельств, при которых была совершена
кража (скажем, увели ли корову с пастбища
или похитили из хлева). При этом размеры
возмещении могут быть те же самые, и тем
не менее каждый случай записан особо.
Составители этого
судебника мыслят конкретно, а не
общими нормами. Точно так же конкретно
и наглядно стремятся они описать
и все другие правовые обычаи.
Наиболее ярко
социально-классовые различия в
раннеклассовом обществе франков, как
свидетельствует Салическая правда.
правовой памятник франков, относящийся
к V в, проявлялись в положении
рабов. Рабский труд, однако, не получил
широкого распространения. Раб в отличие
от свободного общинника-франка считался
вещью. Его кража приравнивалась к краже
животного. Брак раба со свободным влек
за собой потерю последним свободы.
Салическая правда
указывает также на наличие у
франков Других социальных групп: служилая
знать, свободные франки (общинники) и
полусвободные литы. Различия между ними
были не столько экономическими, сколько
социально-правовыми. Они были связаны
главным образом с происхождением и правовым
статусом лица или той социальной группы,
к которой это лицо принадлежало. Важным
фактором, влияющим на правовые различия
франков, стала принадлежность к королевской
службе, королевской Дружине, к складывающемуся
государственному аппарату. Эти различия
наиболее ярко выражались в системе денежных
возмещении, которые служили охране жизни,
имущественных и иных прав отдельных лиц.
Наряду с рабами
существовала особая категория лиц
— полусвободные литы, жизнь которых
оценивалась половиной
Социальное расслоение
во франкском обществе меровингского
периода. Зародыши социального расслоения
в среде франков-завоевателей проявляются
в «Салической правде» в различных размерах
вергельда разных категорий свободного
населения. Для простых свободных франков
он составляет 200 солидов, для королевских
дружинников (антрустионов) или должностных
лиц, состоящих на службе у короля, — 600.
Прогресс в
хозяйстве был следствием не только
внутреннего развития франкского общества,
но и результатом заимствования
германцами более совершенных методов
ведения сельского хозяйства, с которыми
они столкнулись на завоеванной римской
территории.
В этот период у
франков существует вполне развитая
частная, свободноотчуждаемая
Вопреки утверждениям
ряда буржуазных историков конца XIX и XX
в. (Н.-Д. Фюстель де Куландж, В. Виттих, А.
Допш, Т. Майер, К. Босль, О. Бруннер и др.)
о том, что у франков в V—VI вв. господствовала
полная частная собственность на землю,
«Салическая правда» предполагает наличие
у франков общины. Так, глава XLV «О переселенцах»
гласит: «Если кто захочет переселиться
в виллу (в данном контексте «вилла» означает
деревню. — Ред.) к другому и если один
или несколько из жителей виллы захотят
принять его, но найдется хоть один, который
воспротивится переселению, он не будет
иметь права там поселиться». Если пришелец
все же поселится в деревне, то протестующий
может возбудить против него судебное
преследование и изгнать его через суд.
Жители виллы здесь выступают как члены
общины, регулирующие поземельные отношения
в своей деревне.
Община «Салической
правды» представляла собой в V—VI
вв. переходный этап от большесемейной
«земледельческой» общины (где сохранялась
коллективная собственность рода на
всю землю, включая и пахотные
наделы больших семей) к соседской общине-марке,
в которой уже господствует индивидуальная
собственность малых семей на надельную
пахотную землю при сохранении общинной
собственности на основной фонд лесов,
лугов, пустошей, пастбищ и пр.
В «Салической
правде» отчетливо прослеживается
еще заметная роль у франков родовых отношений.
Сородичи продолжали играть большую роль
в жизни свободного франка. Из них состоял
тесный союз, включавший всех родичей
«до шестого колена» (третьего поколения
по нашему счету), все члены которого в
определенном порядке обязаны, были выступать
в суде в качестве соприсяжников (принося
присягу в пользу сородича). В случае убийства
франка в получении и уплате вергельда
участвовала не только семья убитого или
убийцы, но и их ближайшие родственники
со стороны отца и матери.
Вот статья «О горсти
земли». В ней речь идет о человеке,
который совершил убийство, но лишен
средств достаточных для уплаты
вергельда. Он должен собрать в своем
доме, в четырех его углах, землю
и, держа ее горсть в руке, выйти
во двор усадьбы, за оградой которой собрались
его сородичи. И он должен, оборотившись
к ним спиной, бросать в них эту землю,
а затем в одной рубахе (т.е. снявши плащ
— обычную одежду франка), без пояса и
с колом в руке перескочить через ограду.
И тогда обязанность уплатить недостающую
часть возмещения за убитого возлагается
на тех, в кого неплатежеспособный убийца
бросил горсть земли.
По сути дела,
человек, попавший в трудное положение,
вынужден отказаться от собственного
дома и усадьбы, передать их тем, кто
мог бы заплатить вергельд. Если вергельд
не будет выплачен, ему грозит смерть —
месть родственников убитого. Но в центре
внимания составителей судебника в данном
случае (и в ряде других) — процедуры, жесты,
символические действия. Важно соблюсти
обычай. Отказывающийся от родства, должен
переломить «ветви мерою в локоть» и разбросать
их на все четыре стороны, — это символизировало
разрыв родовых связей.
Наблюдается стремление
со стороны более зажиточных членов
выйти из союза родичей. Глава IX «Салической
правды» подробно описывает процедуру
отказа от родства, во время которой человек
должен публично, в судебном заседании
отказаться от соприсяжничества, от участия
в уплате и получении вергельда, от наследства
и от других отношений с родичами. В случае
смерти такого человека его наследство
поступает не родичам, а в королевскую
казну.
В конце VI в. под
воздействием имущественного расслоения
и ослабления родовых связей наследственный
надел свободных франков
«Салическая правда»
говорит уже о существовании
должностных лиц королевства: графах,
сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует
о значительной роли органов общинного
управления. Общеплеменного народного
собрания в это время у франков уже не
было. Оно было заменено смотром войска
– сначала в марте, затем (при Каролингах)
в мае. Но на местах продолжали существовать
сотенные собрания (малюс), выполняющие
судебные функции.
Роль общины
в судебных делах была исключительно
велика. Община отвечала за убийство, совершенное
на ее территории, выставляло соприсяжников,
свидетельствующих о добром имени своего
члена: сами родственники доставляли в
суд своего сородича, вместе с ним выплачивали
вергельд.