Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:22, реферат
В рамках единого русского государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились и развились крупные вотчинные хозяйства, владения многих монастырей и церквей. Выросли и сплотились феодальные кланы – боярство со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи. Зарождалось дворянство, в основу жизнедеятельности которого была положена служба сюзерену в обмен на земельное пожалование на время этой службы. Огромная Киевская Русь с её поверхностным политическим сцеплением, необходимым, прежде всего, для обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов с их разветвлённой феодальной иерархией, развитыми торгово-ремесленными слоями, нуждами вотчинников.
1. Причины и сущность государственной раздробленности. Социально-политическая и культурная характеристика русских земель периода раздробленности.
1.1. Феодальная раздробленность Руси - закономерный этап развития русского общества и государства.
1.2. Экономические и социально-политические причины раздробленности русских земель.
1.3. Владимиро-Суздальское княжество как один из типов феодальных государственных образований на Руси XII-XIII вв.
1.4 Особенности географического положения, природно-климатических условий Владимиро-Суздальской земли.
1.5. Особенности социально-политического и культурного развития Владимиро-Суздальского княжества.
Годы правления Всеволода ознаменовались внутренним и внешним укреплением княжества, утверждением и дальнейшим развитием традиций княжеского самовластия. Сильная княжеская власть, опиравшаяся на поддержку мелких и средних военных слуг и городских общин, способствовала становлению единого и крепкого государства, экономическому и культурному подъёму. Вырос авторитет княжества в отношениях с другими русскими землями и соседними государствами.
Всеволод первым из русских князей официально принял титул великого князя. При нём Владимиро-Суздальская земля стала доминировать среди других княжеств. Всеволод жестоко наказывал мятежных бояр. При нём была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжества на части и вели усобицы. Владимиро-Суздальская земля распалась на целый ряд уделов, доставшихся сыновьям Всеволода. Походы на Волжскую Булгарию, борьба с мордовскими племенами на восточных границах, основание в устье реки Оки крепости Нижний Новгород – вот основные моменты истории княжества в этот период.
Владимиро-Суздальская Русь стала одной из самых передовых и могущественных в экономическом, военном и культурном отношениях русских земель.
Культура Северо-Восточной Руси сформировалась на основе древнеславянской культуры. В ней отразились традиции вятичей – славянских племён. Различные культурные влияния и традиции сливались и переплавлялись под воздействием общих политических и социально-экономических отношений. Культура Северо-Восточной Руси была связана с расцветом торговли и ремёсел, развитием межгосударственных отношений и торговых связей.
_________________
¹ Соловьёв С.М. «Чтения и рассказы по истории России», М., 1989, с.222.
Огромное влияние на культуру в целом – на литературу, зодчество, живопись – оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре Северо-Восточной Руси долгое время сохранялись и языческие духовные традиции. Суровые каноны церковного византийского искусства в Северо-Восточной Руси претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными. Важнейшим памятником культуры того времени являются летописи – погодное изложение исторических событий. По мере дробления Руси, во Владимире, Суздале и других крупных городах Северо-Восточной Руси появляются центры местного летописания. Летописцы, как правило, грамотные, литературно-одарённые монахи, знавшие переводную литературу, легенды, былины, описывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей, делами монастырей. Местные летописи писали также по заказу князя приближённые бояре или дружинники. Летописи Владимиро-Суздальской Руси отличались предметами повествования, стилистикой.
Большого расцвета достигло зодчество. В XII веке строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире, храм Покрова-на-Нерли.
Б.А.Рыбаков писал: «На рубеже XII и XIII веков в связи с появлением в городах высоких трёх-, четырёхэтажных зданий рождается новый стиль церковной архитектуры: храмы вытягиваются ввысь, чтобы не утонуть в многообразии городских строений. Стены церквей щедро расписывались фресковой росписью на библейские и евангельские сюжеты. В куполе храма над световым поясом окон обязательно помещалось огромное изображение Христа-Пантократора «всевластного», как бы заглядывающего с неба в эту церковь на молящихся »¹.
Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей во Владимире и Суздале. Камень, как правило, был украшен резьбой. Храмы ставили на высоких холмах, они сочетались с природным ландшафтом. Город Владимир был окружён каменной стеной с позолоченными Золотыми воротами.
Получила распространение и иконопись. Икона – это изображение на специально обработанных досках почитаемых церковью святых. Во Владимиро-Суздальской Руси строгая византийская техника иконописи испытала влияние древнерусской культуры, которая привнесла мягкость, глубину, лирику в аскетические византийские каноны. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Один из древнейших сохранившихся памятников владимиро-суздальского искусства иконописи – главный «Деисус». Написанный в конце XII века, «Деисус» означает «моление». К этой же школе иконописи относится и икона «Оранта». Дмитровский собор во Владимире украшали фрески «Страшного суда».
Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры, используя сложнейшую технику – скань, чернь, зернь, филигрань, создавали золотые и серебряные украшения, являвшиеся шедеврами мирового искусства. Великолепная чеканка и изящная художественная отделка оружия ставили русских мастеров - златокузнецов в один ряд с западноевропейским.
¹ Рыбаков Б.А. «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.», М., 1982, с.377
Учитывая всё вышесказанное, можно сделать вывод: культура Северо-Восточной Руси накануне монгольского вторжения находилась на очень высоком уровне развития, не уступая культуре передовых стран Европы и активно с ней взаимодействуя. Удар, нанесенный с Востока татаро-монгольскими ордами, нарушил естественное развитие политической, экономической и культурной жизни Руси и отбросил его назад.