Становление русской земли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:23, реферат

Описание работы

Сложившееся к IX в. древнерусское феодальное государство (называемое историками также Киевской Русью) возникло в результате очень длительного и постепенного процесса раскола общества на антагонистические классы, проходившего у славян на протяжении всего I тысячелетия нашей эры. Русская феодальная историография XVI - XVII вв. стремилась искусственно связать раннюю историю Руси с известными ей древними народами Восточной Европы - скифами, сарматами, аланами; имя Руси производили от саоматского племени роксаланов.

Содержание

Введение…………………………………………………………….
1.1 История России – часть всемирной истории…………….….
1.2 Образование государства российского………………………..

Работа содержит 1 файл

История становления и складывания Русской земли..docx

— 38.48 Кб (Скачать)

 

 

Содержание.

 

Содержание…………………………………………………………

Стр. 2

Введение…………………………………………………………….

Стр. 3

1.1 История России –   часть всемирной истории…………….….

Стр. 5

1.2 Образование государства  российского………………………..

Стр. 7

   
   

 

 

Введение.

 

Сложившееся к IX в. древнерусское  феодальное государство (называемое историками также Киевской Русью) возникло в  результате очень длительного и  постепенного процесса раскола общества на антагонистические классы, проходившего у славян на протяжении всего I тысячелетия  нашей эры. Русская феодальная историография XVI - XVII вв. стремилась искусственно связать раннюю историю Руси с известными ей древними народами Восточной Европы - скифами, сарматами, аланами; имя Руси производили от саоматского племени роксаланов.

В XVIII в. некоторые из приглашенных в Россию немецких ученых, высокомерно  относившихся ко всему русскому, создали  предвзятую теорию о несамостоятельном  развитии русской государственности. Опираясь на недостоверную часть  русской летописи, передающую легенду о призвании рядом славянских племен в качестве князей трех братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора- варягов, норманнов по происхождению, эти историки стали утверждать, что норманны - отряды скандинавов, разбойничавших в IX в. на морях и реках, были создателями Русского государства. «Норманисты», плохо изучившие русские источники, полагали, что славяне в IX —X вв. были совершенно дикими людьми, не знавшими будто бы ни земледелия, ни ремесла, ни оседлых поселений, ни военного дела, ни правовых норм. Всю культуру Киевской Руси они приписывали варягам; самое имя Руси связывали только с варягами.

М. В. Ломоносов горячо возражал «норманистам»- Байеру, Миллеру и Шлецеру, положив начало двухвековой научной полемике, по вопросу о возникновении Русского государства. Значительная часть представителей русской буржуазной науки XIX и начала XX в. поддерживала норманскую теорию, несмотря на обилие новых данных, опровергавших ее. Это проистекало как в силу методологической слабости буржуазной науки, не сумевшей подняться до понимания закономерности исторического процесса, так и в силу того, что летописная легенда о добровольном призвании князей народом (созданная летописцем в XII в. в период народных восстаний) продолжала и в XIX — XX вв. сохранять свое политическое значение в объяснении вопроса о начале государственной власти. Космополитические тенденции части русской буржуазии также способствовали преобладанию в официальной науке норманнской теории. Однако ряд буржуазных ученых уже выступал с критикой норманнской теории, видя ее несостоятельность.

Советские историки, подойдя  к вопросу об образовании древнерусского государства с позиций исторического  материализма, занялись изучением всего  процесса разложения первобытнообщинного  строя и зарождения феодального  государства. Для этого пришлось значительно раздвинуть хронологические  рамки, заглянуть в глубь славянской истории и привлечь целый ряд новых источников, рисующих историю хозяйства и общественных отношений за много веков до Оформления древнерусского государства (раскопки деревень, мастерских, крепостей, могил). Потребовался коренной пересмотр русских и иноземных письменных источников, говорящих о Руси.

Работа по изучению предпосылок  образования древнерусского государства  еще не закончена, но уже сейчас объективный  анализ исторических данных показал, что  все основные положения норманнской  теории неверны, так как они были порождены идеалистическим пониманием истории и некритическим восприятием  источников (круг которых был искусственно ограничен), а также тенденциозностью самих исследователей. В настоящее  время норманнскую теорию пропагандируют отдельные зарубежные историки капиталистических  стран.

 

 

1.1 История России – часть всемирной истории

 

В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций. Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер.

Придерживаясь общепринятой периодизации, отечественные историки отмечают, что эпоха Древнего мира для Западной Европы завершается V-VI вв. Затем наступает почти тысячелетний период Средневековья. На смену ему с эпохи Возрождения (Ренессанса) (XV в.) наступает период Нового времени, а с XX в. – Новейшего времени.

Для Восточной Европы V-VI вв. характеризуются началом формирования славянских племен, общинно-коллективистских форм самоуправления и становления древнерусской государственности.

Древний мир оставил великое  наследие античной цивилизации, получившей наивысшее развитие в Древней  Греции и Древнем Риме (VIII в. до н.э. - Vв.). Античная цивилизация в условиях рабовладельческого строя выдвинула различные формы государственного устройства. Она показала образцы народовластия и демократии для свободных граждан, испытала республиканскую, олигархическую, имперскую формы правления. Римское право – образец системы норм, регулирующих имущественные, частнособственнические отношения. Латынь стала общим языком западно-христианского богослужения.

В древнюю эпоху сложился и восточный тип цивилизации, для которого характерны общие черты, формировавшиеся под воздействием сходных форм жизнеобеспечения, необходимости сооружения централизованных мощных систем ирригационного оросительного земледелия. Их отличала глубокая религиозная духовность и фатальная вера в сверхъестественные силы. Характерно почитание мудрости старших. Личность подчинена общим интересам: общине, касте, государству. Верховным собственником выступает государство, власть. Существовала строгая иерархия по вертикали: власть, бюрократия, община. Везде отмечалась колоссальная роль государства в управлении, распоряжении собственностью. При ослаблении государства такое общество распадалось.

В IV-VII вв. в Европе происходило  так называемое Великое переселение  народов. Оно началось с того, что  на культурно развитые античные страны нагрянули массы варваров – восточногерманские племена готов, вандалов, бургундов. Переселенцы проходили огромные расстояния. Так, готы с берегов Балтийского  моря перешли сначала в Черноморские степи, на берега Днепра и Дуная. Вандалы  из области Прикарпатья дошли  до Испании.

Толчок к великому переселению  народов был дан с востока  появлением в IV в. в Европе монгольского племени гуннов. Они напали на сарматский народ аланов, занимавший низовье Волги, затем перешли Дон и обрушились на готов. Под ударами варваров античная Римская империя, увлекая их в движении на запад, раскололась в 339г. на две половины: западную и восточную. Западная империя просуществовала всего 80 лет. Восточно-Римская империя (Византия) просуществовала свыше 1000 лет (395-1453гг.) На формирование древнерусской государственности, общественное развитие оказало значительное влияние античное наследие Византии, особенно древнегреческая культура, ее христианская духовность, соборная церковная обрядность. В то же время надо отметить, что на развитие древнерусской государственности значительное влияние оказывали централизаторские факторы восточного типа цивилизаций.

Россия как цивилизация  и культура уникальна по определяющим особенностям жизнедеятельности. Все  историки признают специфику объективных  условий, под влиянием которых формировался наш народ.

 Во-первых, неблагоприятные  природно-климатические условия.  Краткий цикл сельскохозяйственных  работ в 125-130 дней во многом  определил черты национального  характера, способность к мобилизационности, крайнему напряжению сил, взаимопомощи.

Во-вторых, в становлении  и развитии Руси, России особая роль принадлежит евразийскому, континентальному геополитическому фактору. Обширная слабозаселенная  территория объективно способствовала установлению добрососедских отношений  славян с угро-финскими, летто-литовскими племенами. Земли всем хватало. В  то же время отсутствие естественных преград, гор, морей, помогало единению славян в народные ополчения, созданию централизованной государственности, что было необходимо для защиты обширных рубежей от нашествий юго-восточных  кочевников, западных завоевателей. Наличие  обширных земельных резервов благоприятствовало переселению людей при увеличении нормы эксплуатации земель, что вынуждало  государство усиливать контроль за земледельцами.

В-третьих, в сложных природно-климатических и геополитических условиях славяне сравнительно быстро отошли от языческих вероисповеданий и приняли православную религию. Ее коллективистская духовность цементировала народ. Эти факторы обусловили специфичность социальной организации древнерусского, а затем всего российского общества. Первичной социально-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование как на Западе. Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте всемирной истории.

 

1.2 Образование  государства российского.

 

Образование государства  является закономерным завершением  длительного процесса формирования феодальных отношений и антогонистических классов феодального общества. Феодальный государственный аппарат как аппарат насилия приспособлял для своих целей предшествующие ему племенные органы управления, совершенно отличные от него по существу, но сходные с ним по форме и по терминологии. Такими племенными органами были, например, «князь», «воевода», «дружина» и др. КI X —X вв. ясно определился процесс постепенного вызревания феодальных отношений в наиболее развитых областях восточного славянства (в южных, лесостепных землях). Родовые старейшины и предводители дружин, захватывавшие общинную землю, превращались в феодалов, князья племен становились феодальными государями, союзы племен перерастали в феодальные государства. Молодой формирующийся класс феодалов нуждался в создании крепкого государственного аппарата, который помог бы ему закрепить за собой общинные крестьянские земли и закабалить свободное крестьянское население, а также обеспечил бы защиту от внешних вторжений.

Летописец упоминает ряд  княжеств-федераций племен дофеодального  периода: Полянское, Древлянское, Дреговичское, Полоцкое, Словенское. Некоторые восточные писатели сообщают, что столицей Руси являлся Киев, а кроме него, особенную известность получили еще два города: Джерваб и Селябе, в которых, по всей вероятности, нужно видеть Чернигов и Переяс-лавль — стариннейшие русские города, всегда упоминаемые в русских документах рядом с Киевом.

Договор князя Олега с  Византией начала X в. знает уже  разветвленную феодальную иерархию: бояр, князей, великих и верховного сюзерена «великого князя русьского». Восточные источники IX в. называют главу этой иерархии титулом «хаканрус», приравнивая киевского князя к владыкам сильных и могущественных держав, соперничавших иногда с самой Византийской империей. В 839 г. этот титул попал и в западные источники (Вертинские анналы IX в.). Столицей Руси все источники единодушно называют Киев.

Уцелевший в «Повести временных  лет» отрывок первоначального летописного  текста позволяет определить размеры  Руси первой половины IX в. В состав древнерусского государства вошли следующие  племенные союзы, имевшие ранее  самостоятельные княжения: поляне, северяне, древляне, дреговичи, полочане, новгородские словене. Кроме того летопись перечисляет до полутора десятков финно-угорских и балтийских племен, плативших дань Руси.

Русь этого времени  представляла собой обширное государство, объединившее уже половину восточнославянских племен и собиравшее дань с народов Прибалтики и Поволжья.

  Княжила в этом государстве, по всей вероятности, династия Кия последними представителями которой (судя по некоторым летописям) были в середине IX в. князья Дир и Аскольд. О князе Дире арабский автор Х в. Масуди пишет: «Первый из славянских царей есть царь Дира; он имеет обширные города и многие обитаемые страны. Мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами». Позднее Новгород завоевал варяжский князь Рюрик, а Киев захватил варяжский князь Олег.

Другие восточные писатели IX— начала X в. сообщают интересные сведения о земледелии, скотоводстве, пчеловодстве на Руси, о русских  оружейниках и плотниках, о русских  купцах, путешествовавших по «Русскому  морю» (Черному морю), а другими  путями пробиравшихся на Восток.

Особый интерес представляют данные о внутренней жизни древнерусского государства. Так, среднеазиатский  географ,пользовавшийся источниками IX в., сообщает, что «у русов существует класс рыцарей», то есть феодальной знати.

Деление на знатных и бедных знают и другие источники. По данным Ибн-Русте (903 г.), восходящим к IX в., царь русов (т. е. великий князь киевский) судит и иногда ссылает преступников «к правителям отдаленных областей». На Руси существовал обычай «божьего суда», т.е. решения спорного дела поединком. За особо тяжелые преступления применялась смертная казнь. Царь русов ежегодно объезжал страну, собирая дань с населения.

Превращавшийся в феодальное государств во Русский племенной союз подчинял себе соседские славянские племена и снаряжал далекие походы по южным степям и морям. В VII в. упоминаются осады русами Константинополя и грозные походы русов через Хаза-рию к Дербентскому проходу. В VI I — IX вв. русский князь Бравлин воевал в хазарско-ви-зантийском Крыму, пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). О русах IX в. среднеазиатский автор писал: «Они воюют с окрестными племенами и побеждают их».

Византийские источники  содержат сведения о русах, живших на берегу Черного моря, об их походах на Константинополь и о крещении части русов в 60-х годах IX в.

Информация о работе Становление русской земли