Русская живопись во второй половине XIX – начале XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:54, контрольная работа

Описание работы

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. В России сложился новый социальный слой — интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны. В России интеллигенция традиционно находится в оппозиции к власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………3-4 стр.
Передвижничество И.Е. Репин…………………………………5-6 стр.
Историческая живопись на рубеже XIX-
XX вв…………………………………………………………………6-8 стр.
4. В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров ............................8-16 стр.
5. Заключение…………………………………………………..……..16 стр.
6. Список литературы…………………………………………..…….17 стр.

Работа содержит 1 файл

Русская живопись во второй половине XIX – начале XX века..docx

— 39.91 Кб (Скачать)

       Тонкий  психологизм, умение увидеть и показать, делают Серова ведущим портретистом России. В портретах Серова  - его  современники, разные по характеру  и внутреннему миру. Серов, как  отмечали многие его товарищи, с  творческим горением работал над  портретами. С середины 90-х гг. Серова осаждают высокопоставленные заказчики. После написания портрета Марии  Федоровны Морозовой (1897 г.), показанного  на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. В портретах Серова - не разбор отрицательных или положительных  свойств человека, а едкая ирония или остроумие, выраженные в блистательной  эстетической форме. Этими чертами  отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903 гг.), которых Серов начинал  писать в Петербурге в 1901 году, а  затем в их родовом имении Архангельском  под Москвой, портрет приват-доцента  Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902 г.). Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911 г.). Г. Л. Гиршман (1907 г.) отличается аристократической  тонкостью.

       Живописное  мастерство, совершенство рисунка Серова необыкновенно высоки. Полнота эмоционального воздействия его произведений объясняется  умением превратить изобразительные  средства в совершенную форму  воплотить многогранную картину  жизни.

       Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. В  Петербурге Серов, стал очевидцем расстрела  рабочих на 5-й линии Васильевского  острова, и это потрясло его. С  тех пор его характер резко  изменился – он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В альбоме  художника появились рисунки: атаки  казаков на безоружный народ, а затем  «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана» (1905 г.), острые политические карикатуры, которые  разоблачали Николая II как палача революции: «1905 год. После усмирения», «1905 год. Виды на урожай 1906 года» (1905 г.). В эти годы еще больше оттачивается мастерство Серова-рисовальщика. Портреты-рисунки  Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, И. М. Москвина, В. И. Качалова, Н. А. Римского-Корсакова, М.А. Врубеля, Л.Н. Андреева составляют гордость русского искусства.

       На  рубеже 1890-1900 годов художник обращается к прошлому русской истории. Появляется цикл карандашных рисунков, гуашей, акварелей, картин темперой, маслом. Небольшие  композиции кажутся необычайно жизненными, будто написаны с натуры («Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны», 1900 г.).

       Героическая эпоха Петра I, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Одна из лучших композиций - темпера  «Петр I» (1907 г.). Петр на «журавлиных» ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. В мае 1907 г. Серов едет в Грецию, которая  произвела на него огромное впечатление. В античной классике художник восхищен декоративностью памятников, их соразмерностью. Он стремится воплотить увиденное  и передать существо легендарной  истории, красоту мифологии Эллады. Художник создает поэтическое сказание «Похищение Европы» (1910 г.) и различные  варианты «Одиссея и Навзикаи» (1910 г.).

       В портретах последних лет художник стремится к обостренной выразительности  формы.  Умер в самом расцвете творчества, в возрасте 46-ти лет, но оставил в своих работах память, отражавшую картины жизни того времени.

       Михаил  Александрович Врубель  (1856–1910 гг.).

       Блистательному, самобытному художнику XIX – начала XX века М.А. Врубелю были подвластны монументальные росписи, станковая  живопись, графика, скульптура. Врубель  много экспериментировал с красками, и поэтому часть его полотен  выцвела. Однако и то, что сохранилось, позволяет судить о мощи его гения.

       Михаил  Александрович Врубель родился  в Омске 17 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего  три года. Семья офицера Александра Михайловича Врубеля часто переезжала из города в город. В пять-шесть  лет мальчик начал рисовать, и  в восемь лет, когда Врубели жили в Петербурге, отец привел его в  рисовальную школу «Общества  поощрения художеств». Много времени  отнимают учеба в гимназии, занятия  историей и естествоведением. Гимназические  годы Врубель в основном провел в  Одессе. Он основательно изучает латинский  язык и читает в подлинниках Овидия и Горация.

       После окончания гимназии Михаил в 1874 г. поступает  на юридический факультет Петербургского университета. Здесь он продолжает рисовать: «Врубель со своим университетским  товарищем Валуевым» (1877 г.), «Маргарита» (1877 г.) — иллюстрация к гетевскому «Фаусту». Но лишь на последних курсах университета Врубель приобщается  к профессиональному обучению искусству: начинает посещать в вечерние часы класс профессора П.П. Чистякова. Однако все снова прерывается, когда  по окончании университета Врубель  отбывает воинскую повинность. Наконец, в 1880 г. Михаил становится студентом  Академии художеств. Будучи в академии, Врубель много и упорно работает самостоятельно. Врубель рисует и  пишет акварелью без устали, не переставая изучать законы старого  искусства. За одну ночь он делает стофигурную  композицию «Орфей в аду» Михаил близко сходится с двумя своими однокурсниками – с Валентином Серовым и с  его двоюродным братом Дервизом. Они  пишут акварелью натурщицу в  обстановке «Ренессанс».

       Уже в ранних работах Врубеля намечались черты, отличавшие его среди академистов. Он слыл мастером акварели и удивительным композитором массовых сцен. Свой виртуозный рисунок и свой дар композитора  Врубель продемонстрировал, в частности, на многофигурных библейских сценах во «Введении во храм» (1882 г.). Вместе с тем в ранний период своего творчества он создавал правдивые, проникновенные портреты, в которых умел передать сосредоточенное душевное состояние  человека. В 1884 году Врубель бросил академию. Он принял предложение А.В. Прахова переехать в Киев и  возглавить там работы по реставрации  живописи в древней Кирилловской церкви. Художник изучает не только отечественные росписи, но знакомился и со многими произведениями подобного  рода в Венеции, куда он был отправлен  в 1884 году. Врубель нарушил церковные  каноны и создал свободные композиции, придерживаясь только темы, но не ее канонического решения. Он написал  акварелью «Ангела с кадилом  и свечой», четыре варианта «Надгробного плача», два варианта «Воскресения». В эскизе «Надгробный плач» (1887 г.) резко индивидуальный облик богоматери с горящими глазами, расширенными ужасом и скорбью, соответствует столь  же экспрессивному образу Христа, лежащего в гробу. Художник стремился потрясти зрителя изображением безмерной  скорби и страдания.

       Выработанные  Врубелем принципы стенной декоративной живописи позднее переносились им в  станковые работы. Все девяностые годы Врубеля занимала тема «Демона» и зла.

       В 1889 году Врубель уезжает в Москву. Так начинается новый и самый  плодотворный период его творчества. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Одно из них  - «Венеция» (1893 г.) – создано по впечатлениям от новой поездки в Италию (1891–1892 гг.). После «Венеции» влечение Врубеля  к большому стилю проявилось также  в его огромных многометровых  панно «Принцесса Греза» и «Микула  Селянинович», исполненных для Всероссийской  Нижегородской выставки 1896 г., а также  в цикле панно на сюжет из «Фауста» Гете для «готического кабинета»  в особняке А. В. Морозова.

       В эту пору Врубель много работает над портретами. Как и все искусство  художника, его портретная живопись остро психологична. Врубеля больше всего привлекает в изображаемом им человеке его внутренний мир. Он стремится заглянуть в самую  глубину души, постичь сокровенные  мысли и чувства. Круг портретируемых довольно узок. Это преимущественно  люди, близкие художнику. Блестящие  примеры портретной живописи Врубеля  — портреты К.Д. Арцыбушева и С.И. Мамонтова (оба — 1897 гг.).

       Врубель страстно любил музыку. В конце  девяностых годов он работает художником в театре. Для Московской частной  оперы С.И. Мамонтова он пишет  декорации к операм «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Сказка о  царе Салтане».

       В 1899 и 1900 годах Врубель заведовал  Абрамцевской майоликовой мастерской и там оставил ряд интересных скульптур-майолик на сказочные  темы: «Лель», «Волхова», «Купава».

       В полотне «Сирень» (1900 г.), одной из вдохновеннейших своих картин, Врубель  не только поэтически передал пышно  расцветший куст сирени, но и то полное страстной патетики чувство, которое  пробудили в его душе благоухающие весенние цветы лунной ночью. В 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни. Болезнь  прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал.

       В последние годы жизни Врубель  создает один из самых нежных, хрупких  образов — «Портрет Н.И. Забелы на фоне березок» (1904 г.). К этому же времени  относятся интересные автопортреты. В 1906 г. Врубель начал портрет  поэта В.Я. Брюсова. Портрет остался  незаконченным, так как художника  постигло страшное несчастье – он ослеп.

       Михаил  Александрович Врубель умер 14 апреля 1910 г.

       Михаил  Васильевич Нестеров (1862-1842 гг.).

       Творчество  Михаила Васильевича Нестерова, одного из крупнейших русских живописцев, олицетворяет собой живую связь  времен, преемственность между искусством XIX века и современным. Нестеров воистину прожил две жизни в искусстве, равноценные по своей значимости. Ко времени Октябрьской революции  художник пришел уже широко известным  в России и Европе мастером, создателем особого живописного мира, человеком, чье имя связывалось с настойчивыми поисками нравственного идеала. В  последнее двадцатилетие жизни  он становится видным портретистом, более  того – признанным главой советской  портретной школы.

       Михаила Васильевича Нестерова принадлежал  к старинному купеческому роду.

       В 1876 г. Нестеров поступает в Московское училище. Его учитель – Василий  Перов. Искусство Перова волновало  начинающего художника умением  проникнуть в человеческую душу. И  на протяжении всего своего долгого  творческого пути – в портретах 1920-1930-х гг. так же, как в религиозных  картинах – он стремился прежде всего проникнуть в самую суть изображаемого. Его ранние, жанровые работы в Московском училище: «В снежки» (1879 г.), «Жертва приятелей» (1881 г.), «Домашний  арест» (1883 г.), «Знаток» (1884 г.).

       Последние два года его пребывания в Училище  знаменуются лихорадочными поисками своей большой темы, своего места  в искусстве. От жанровых картин молодой  художник переходит к портрету (портреты его невесты, а затем жены М. Мартыновской, актрисы М. Заньковецкой, С. Иванова, С. Коровина), от живописного портрета к станковому рисунку, а затем  к иллюстрации. Все чаще обращается он и к историческому жанру. Однако в его ранних исторических композициях, несмотря на попытки реконструировать старинный быт, костюмы, найти типаж, нет подлинного проникновения в  дух времени, нет еще умения отличить главное в историческом процессе от занимательных мелочей.

       Конец 1880-х годов стал переломным в жизни  и творчестве художника. В 1886-1889 гг. он родился как живописец –  создатель своей, нестеровской, лирической темы, отчетливо звучавшей на протяжении десятилетий и в пейзаже, и  в сюжете религиозно-исторических картин, посвященных Сергию Радонежскому, и  в цикле, повествующем о женской  судьбе, и в портретах середины 1900-х годов, сразу выдвинувших  художника в первый ряд русских  портретистов.

       Первой  значительной картиной раскрывшей самобытность нестеровского творчества стала  работа «Пустынник», написанная в 1888 г. в Вифании близ Троице-Сергиевой  лавры. Картина "Видение отроку Варфоломею" стала сенсацией 18-й передвижной  художественной выставки в Петербурге.

       Форму выражения своих чувств Нестеров искал в сочетании углубленного изучения натуры с переработкой жизненных  впечатлений. Живописец новой формации, он тонко отличал живописную правду от натуралистического правдоподобия, понимал, что картина - совершенно особый, созданный самим художником живописный мир.

       Образ Сергия Радонежского интересует Нестерова  на протяжении всей жизни. За «Видением  отроку Варфоломею» он работает над  большой картиной «Юность преподобного Сергия». Нестеров творит миф о Святой Руси, стране, где человек и природа, равно одухотворенные, объединены возвышенным  молитвенным созерцанием.

       К теме монашества и отшельничества Нестеров обращался еще не раз. Самыми сильными, полными сдержанного лиризма, очищенными от всего лишнего, композиционно  законченными произведениями такого рода стали картины «Тихая жизнь», «Мечтатели», «Молчание», написанные в результате путешествия художника в Соловецкий монастырь в 1903 г., где северная природа, белые ночи строгие, молчаливые люди покорили его своим спокойным  благородством и сдержанным достоинством.

       Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы, испытав  «молниеносную любовь». Тема ее - реквием  по несбывшейся любви.

       «Дмитрий-царевич  убиенный» (1899 г.) был задуман еще  в 1895 г.

       Свыше 22 лет своей жизни Нестеров отдал  церковным росписям и иконам. Вся  его энергия уходит на создание картин и церковных росписей. Пишет этюды: среди них – «Девочка» (этюд к  «Видению отроку Варфоломею»); «Голова  девушки» и портрет А. Васнецова; этюды к «Святой Руси», в том  числе портрет Максима Горького.

       Весьма  значительное место в творчестве Нестерова занимают три портрета, написанные в очень плодотворном для него 1925 г. Портрет Северцова  стал новым словом в нестеровском творчестве не только благодаря новому объекту внимания художника. В работах  конца 1910 – 1920-х гг. чувствовалось  желание художника ввести зрителя  в круг духовных стремлений человека - богоискателя. Эти портреты были прежде всего субъективны и рационалистичны. В образе же Северцова несравненно  больше непосредственности и объективной  жизненной правды. Портрет Северцова  не только одно из лучших произведений Нестерова середины 1920-х гг. –  он знаменует собой, в известной  мере, разрыв художника с внутренней структурой прежних работ и предвещает дальнейшее развитие его как портретиста.

Информация о работе Русская живопись во второй половине XIX – начале XX века