Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:54, контрольная работа
Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. В России сложился новый социальный слой — интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны. В России интеллигенция традиционно находится в оппозиции к власти.
Введение…………………………………………………………3-4 стр.
Передвижничество И.Е. Репин…………………………………5-6 стр.
Историческая живопись на рубеже XIX-
XX вв…………………………………………………………………6-8 стр.
4. В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров ............................8-16 стр.
5. Заключение…………………………………………………..……..16 стр.
6. Список литературы…………………………………………..…….17 стр.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский торгово-экономический институт»
(ФГБОУ
ВПО «СПбТЭИ»)
Кафедра
истории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«ИСТОРИЯ»
Тема
: Русская
живопись во второй
половине XIX – начале
XX века.
Выполнила: Кротова Юлия Андреевна
Факультет ФЭФ, группа 2213-з
Зачетная
книжка № ___________
Санкт-Петербург
2012г.
Содержание:
XX вв…………………………………………………………………6-8 стр.
4.
В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров
............................8-
5. Заключение………………………………………………….
6. Список литературы…………………………………
Введение
Изменения
в экономической и политической
жизни после падения
В пореформенное время в начале XX века усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству.
В политике правительства в области культуры прослеживались две линии:
Во второй половине XVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм, для которого характерны строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии. Своеобразие русского классицизма заключалось в том, что его мастера обращались не только к античности, но и к родной истории, что они стремились к простоте, естественности и гуманности. Классицизм как направление в русской художественной культуре безраздельно утвердился в конце XVIII – начале XIX веков. Этот период расцвета классицизма в русской истории живописи обыкновенно именуют высоким классицизмом.
Глубокие сдвиги, происшедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 г. и восстания декабристов в 1825 г, нашли свое отражение в новых требованиях к искусству, сформулированных В. Г. Белинским в словах: «Все прекрасное заключается только в живой действительности».
Молодые художники, руководимые И. Н. Крамским, вышли из Академии и организовали «Артель художников» - первую общественную организацию художников в России. «Артель» подготовила возникновение в 1870 г. «Товарищества передвижных художественных выставок», объединившего основные силы русских художников – реалистов. Произведения «передвижников», правдиво и многосторонне отражавшие русскую действительность. Во второй половине XIX века Петербург оставался местом деятельности многих крупнейших передовых художников. В 60-е гг. здесь работали зачинатель реализма в русской исторической живописи В.Г. Шварц. В Петербурге жили и многие передвижники. Организатором и вождем «Артели художников» и «Товарищества передвижных выставок» (1890 г.) был И. Н. Крамской – крупнейший русский портретист и непримиримый борец за новое реалистическое искусство. Большую роль в художественной жизни Петербурга играли пейзажисты – передвижники.
Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.
«Товарищество передвижных художественных выставок» И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и др. стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И.Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В школе передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В.И. Суриков, В.М. Васнецов). Близкий к передвижникам В.В. Верещагин известен как мастер батальной живописи.
К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, И.Я. Билибин и др.).
«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи.
Передвижничество И.Е. Репин
Репин Илья Ефимович (1844 - 1930г.) – исторический живописец, жанрист, портретист. Занимался также офортом и литографией. Родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную подготовку получил в школе топографов и у местных художников И.М.Бунакова и Л. И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К.Жуковского и И.Н.Крамского, затем был принят в Академию художеств (1864 г). В период учения общался с широким кругом демократически настроенной молодежи, был увлечен идеями Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской «Артелью художников». О чуткости Репина к общественным событиям эпохи свидетельствует рисунок, изображающий Д.В.Каракозова перед казнью. Раннее творчество художника весьма разносторонне. Он работал над академическими «программами» религиозного содержания, трактуя их в психологическом духе. Такова картина «Иов и его друзья» (1869 г.), отмеченная Малой золотой медалью. В свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре («Приготовление к экзамену», 1864 г.), портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты В.А. Шевцовой, невесты художника (1869 г.), психологическая точность и серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных цветовых отношений. Выдающимся произведением явилось «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.), за которое автор получил Большую золотую медаль. Одновременно Репин работал над другой картиной – «Бурлаки на Волге» (1870-1873 гг.), сразу же при своем появлении прославившей имя художника. В 1873 г. Репин выехал за границу пенсионером Академии. Озабоченный социальным содержанием искусства, он не принимал творений современных ему западных живописцев. За границей написаны «Парижское кафе» (1875 г.), «Садко» (1876г.) - за эту картину Репин получил звание академика, сделан ряд пейзажных этюдов. В 1876 г. Репин раньше срока вернулся в Россию, поселился в Чугуеве, через год перебрался в Москву, с 1882 года жил в Петербурге. В 1877 году в Чугуеве написан портрет-картина «Протодьякон». В этой работе уже намечена та характеристика духовенства, которая придала особую социальную остроту картине «Крестный ход в Курской губернии» (1883 г.) – произведению, с редкой для живописи многогранностью показавшему пореформенную русскую деревню. С 1878 года Репин - член «Товарищества передвижных художественных выставок». С конца 1870-х гг. в его творчество входит тема революционной борьбы, ей посвящены картины «Арест пропагандиста» (1878 г.), «Отказ от исповеди» (1880-е гг.), «Не ждали» (1884 г.). Переломные моменты, значительные личности привлекали Репина в русской истории, его весомым вкладом в русскую историческую живопись являются известные полотна: «Царевна Софья» (1879 г.), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885 г.), «Запорожцы» (1891 г.). В 1870-е годы стало общепризнанным и его мастерство как портретиста. Общение с выдающимися людьми эпохи стимулировало рождение многих значительных портретов: М.П.Мусоргского (1881г.); актрисы П. А. Стрепетовой (1882 г.); В.В.Стасова (1883г.); Л.Н.Толстого (1887 г.) и др. К образу Толстого художник обращался неоднократно. Остановимся подробней на картине «Иван Грозный и сын его Иван» 16 ноября 1581 года.
Начатые
раньше работы отодвигали завершение
нового замысла, около пяти лет работал
Репин над своим «Иваном
В оппозиционных кругах картина воспринимается как протест против арестов, последовавших после убийства Александра II 1 марта 1881 года. В правительственных кругах картина Репина вызывала к себе резко отрицательное отношение.
Репин
несомненно является величайшим художником
и внес огромный вклад в развитие
живописи и искусства нашей страны,
вдохновляя своим творчеством до
сих пор.
Историческая живопись на рубеже XIX- XX веков.
Развивалась
политика марксизма, в нашей стране
Ленин пропагандировал его
На
рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски
привели к складыванию группы
художников, объединившихся вокруг журнала
«Мир искусства» (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов,
Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И.Э.
Грабарь и др.). Они провозгласили
новые художественно-
В
начале XX в. возник «Русский авангард»
его представители
Авангард развивается как стремление перестроить основы искусства вплоть до отрицания самого искусства. Целый ряд художников и творческих объединений создают новые школы и направления, которые определяющим образом повлияли на развитие мирового изобразительного искусства - супрематизм (К. Малевич), «импровизационный» стиль и абстракционизм (В. Кандинский). Всем течениям авангардистского искусства свойственна подмена духовного содержания прагматизмом, эмоциональности – трезвым расчетом, художественной образности – простой гармонизацией, эстетикой форм, композиции - конструкцией, больших идей - утилитарностью. Новое искусство покоряет безудержной свободой, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о деградации, разрушении целостности содержания и формы. Присущая некоторым течениям авангардного искусства атмосфера иронии, игры, карнавальности, маскарада не столько маскирует, сколько раскрывает глубокий внутренний разлад в душе художника. В понятие «авангард» условно объединяются самые разные течения искусства ХХ в. (конструктивизм, кубизм, орфизм, пуризм, сюрреализм). Основные представители этого течения в России - В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б. Эндер и лругие.
В 1910-е гг. также наблюдается возрождение интереса к иконописи. Художественные принципы иконописи творчески применяли как отдельные русские (В. Васнецов, М. Нестеров, К.С. Петров-Водкин) и зарубежные (А. Матисс) художники, так и целые направления и школы авангарда.
С
конца 20-х годов в России утверждается
принцип социалистического
Так развивались основные черты русской и зарубежной живописи на рубеже веков.
В.А. Серов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров.
Серов Валентин Александрович (1865 – 1911 гг.).
В. А. Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года в семье известного композитора А. Н. Серова. Редкая наблюдательность и способности к рисованию пробудились у мальчика рано, а условия, в которых он рос, благоприятствовали развитию его способностей к рисованию. Сначала он учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И. Е. Репин. Также был учеником П. П. Чистякова. Он начинает заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а затем в Москве и в Абрамцеве. После поездки со своим талантливым учеником в Запорожье Репин в 1880 г. направляет его в Академию художеств.
Друзья
художника, его современники отмечали
драгоценные человеческие качества
его натуры, редкую прямоту и честность.
Большое значение в формировании
художественных взглядов имела жизнь
Серова в Абрамцеве и Домотканове.
Среднерусская природа с
Информация о работе Русская живопись во второй половине XIX – начале XX века