Русская живопись во второй половине XIX – начале XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:54, контрольная работа

Описание работы

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. В России сложился новый социальный слой — интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны. В России интеллигенция традиционно находится в оппозиции к власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………3-4 стр.
Передвижничество И.Е. Репин…………………………………5-6 стр.
Историческая живопись на рубеже XIX-
XX вв…………………………………………………………………6-8 стр.
4. В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров ............................8-16 стр.
5. Заключение…………………………………………………..……..16 стр.
6. Список литературы…………………………………………..…….17 стр.

Работа содержит 1 файл

Русская живопись во второй половине XIX – начале XX века..docx

— 39.91 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  торгово-экономический  институт»

(ФГБОУ  ВПО «СПбТЭИ») 

Кафедра истории 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине:

«ИСТОРИЯ» 

       Тема : Русская живопись во второй половине XIX – начале XX века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:                                    Кротова Юлия Андреевна

Факультет ФЭФ, группа 2213-з

Зачетная  книжка № ___________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2012г.

 

       Содержание: 

       
  1. Введение…………………………………………………………3-4 стр.
  2. Передвижничество И.Е. Репин…………………………………5-6 стр.
  3. Историческая живопись на рубеже XIX-

       XX вв…………………………………………………………………6-8 стр.

       4. В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров ............................8-16 стр. 
          5. Заключение…………………………………………………..……..16 стр.

    6. Список литературы…………………………………………..…….17 стр. 
 

 

       Введение

       Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры.  В России сложился новый социальный слой — интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны. В России интеллигенция традиционно находится в оппозиции к власти.

       В пореформенное время  в начале XX века усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным  знаниям, литературе и искусству.

       В политике правительства в области  культуры прослеживались две линии:

  1. Политика направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства.
  2. Была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования (реализация ограничивалась политикой цензуры).

       Во  второй половине XVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм, для которого характерны строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии. Своеобразие русского классицизма заключалось в том, что его мастера обращались не только к античности, но и к родной истории, что они стремились к простоте, естественности и гуманности. Классицизм как направление в русской художественной культуре безраздельно утвердился в конце XVIII – начале XIX веков. Этот период расцвета классицизма в русской истории живописи обыкновенно именуют высоким классицизмом.

       Глубокие  сдвиги, происшедшие в русском  обществе после Отечественной войны  1812 г. и восстания декабристов в 1825 г, нашли свое отражение в новых требованиях к искусству, сформулированных В. Г. Белинским в словах: «Все прекрасное заключается только в живой действительности».

       Молодые художники, руководимые И. Н. Крамским, вышли из Академии и организовали «Артель художников» - первую общественную организацию художников в России. «Артель» подготовила возникновение  в 1870 г. «Товарищества передвижных художественных выставок», объединившего основные силы русских художников – реалистов. Произведения «передвижников», правдиво и многосторонне отражавшие русскую действительность. Во второй половине XIX века Петербург оставался местом деятельности многих крупнейших передовых художников. В 60-е гг. здесь работали зачинатель реализма в русской исторической живописи В.Г. Шварц. В Петербурге жили и многие передвижники. Организатором и вождем «Артели художников» и «Товарищества передвижных выставок» (1890 г.) был И. Н. Крамской – крупнейший русский портретист и непримиримый борец за новое реалистическое искусство. Большую роль в художественной жизни Петербурга играли пейзажисты – передвижники.

       Особое  значение для русской культуры имели  Императорский Русский музей  в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой  Третьяковской галереи) и Музей  изящных искусств в Москве.

       «Товарищество передвижных художественных выставок»  И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и др. стремились развить национальные традиции и приблизить искусство  к народу. Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди  них был И.Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В школе  передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся  на национальные сюжеты и народный эпос (В.И. Суриков, В.М. Васнецов). Близкий  к передвижникам В.В. Верещагин  известен как мастер батальной живописи.

       К концу XIX в. влияние передвижников  упало. В изобразительном искусстве  появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны с французской  школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, И.Я. Билибин  и др.).

       «Передвижники»  совершили подлинные открытия в  пейзажной живописи.

       Передвижничество  И.Е. Репин

       Репин Илья Ефимович (1844 - 1930г.) – исторический живописец, жанрист, портретист. Занимался также офортом и литографией. Родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную подготовку получил в школе топографов и у местных художников И.М.Бунакова и Л. И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К.Жуковского и И.Н.Крамского, затем был принят в Академию художеств (1864 г). В период учения общался с широким кругом демократически настроенной молодежи, был увлечен идеями Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской «Артелью художников». О чуткости Репина к общественным событиям эпохи свидетельствует рисунок, изображающий Д.В.Каракозова перед казнью. Раннее творчество художника весьма разносторонне. Он работал над академическими «программами» религиозного содержания, трактуя их в психологическом духе. Такова картина «Иов и его друзья» (1869 г.), отмеченная Малой золотой медалью. В свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре («Приготовление к экзамену», 1864 г.), портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты В.А. Шевцовой, невесты художника (1869 г.), психологическая точность и серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных цветовых отношений. Выдающимся произведением явилось «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.), за которое автор получил Большую золотую медаль. Одновременно Репин работал над другой картиной – «Бурлаки на Волге» (1870-1873 гг.), сразу же при своем появлении прославившей имя художника. В 1873 г. Репин выехал за границу пенсионером Академии. Озабоченный социальным содержанием искусства, он не принимал творений современных ему западных живописцев. За границей написаны «Парижское кафе» (1875 г.), «Садко» (1876г.) - за эту картину Репин получил звание академика, сделан ряд пейзажных этюдов. В 1876 г. Репин раньше срока вернулся в Россию, поселился в Чугуеве, через год перебрался в Москву, с 1882 года жил в Петербурге. В 1877 году в Чугуеве написан портрет-картина «Протодьякон». В этой работе уже намечена та характеристика духовенства, которая придала особую социальную остроту картине «Крестный ход в Курской губернии» (1883 г.) – произведению, с редкой для живописи многогранностью показавшему пореформенную русскую деревню. С 1878 года Репин - член «Товарищества передвижных художественных выставок». С конца 1870-х гг. в его творчество входит тема революционной борьбы, ей посвящены картины «Арест пропагандиста» (1878 г.), «Отказ от исповеди» (1880-е гг.), «Не ждали» (1884 г.). Переломные моменты, значительные личности привлекали Репина в русской истории, его весомым вкладом в русскую историческую живопись являются известные полотна: «Царевна Софья» (1879 г.), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885 г.), «Запорожцы» (1891 г.). В 1870-е годы стало общепризнанным и его мастерство как портретиста. Общение с выдающимися людьми эпохи стимулировало рождение многих значительных портретов: М.П.Мусоргского (1881г.); актрисы П. А. Стрепетовой (1882 г.); В.В.Стасова (1883г.); Л.Н.Толстого (1887 г.) и др. К образу Толстого художник обращался неоднократно. Остановимся подробней на картине «Иван Грозный и сын его Иван» 16 ноября 1581 года.

       Начатые раньше работы отодвигали завершение нового замысла, около пяти лет работал  Репин над своим «Иваном Грозным».  Картина на XIII выставке «Товарищества  передвижников». Передовая интеллигенция, устремившаяся на выставку, потрясена  мастерством художника, могучей  выразительностью репинской кисти, глубочайшим психологическим реализмом  в трактовке образов.

       В оппозиционных кругах картина воспринимается как протест против арестов, последовавших  после убийства Александра II 1 марта 1881 года. В правительственных кругах картина Репина вызывала к себе резко  отрицательное отношение.

       Репин несомненно является величайшим художником и внес огромный вклад в развитие живописи и искусства нашей страны, вдохновляя своим творчеством до сих пор. 
 

       Историческая  живопись на рубеже XIX- XX веков.

       Развивалась политика марксизма, в нашей стране Ленин пропагандировал его идеи, и, конечно, это отражалось в работах  художников – модернистов.

       На  рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала  «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь и др.). Они провозгласили  новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие и реалистическим воззрениям передвижников, и академизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное  для них – красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению  и новой оценке наследия прошлых  эпох (XVIII — начало XIX в.), а также  популяризации западно-европейского искусства.

       В начале XX в. возник «Русский авангард»  его представители проповедовали  искусство «чистых» форм и внешней  беспредметности. Они были предшественниками  абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

       Авангард  развивается как стремление перестроить  основы искусства вплоть до отрицания  самого искусства. Целый ряд художников и творческих объединений создают  новые школы и направления, которые  определяющим образом повлияли на развитие мирового изобразительного искусства - супрематизм (К. Малевич), «импровизационный» стиль и абстракционизм (В. Кандинский). Всем течениям авангардистского искусства свойственна подмена духовного содержания прагматизмом, эмоциональности – трезвым расчетом, художественной образности – простой гармонизацией, эстетикой форм, композиции - конструкцией, больших идей - утилитарностью. Новое искусство покоряет безудержной свободой, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о деградации, разрушении целостности содержания и формы. Присущая некоторым течениям авангардного искусства атмосфера иронии, игры, карнавальности, маскарада не столько маскирует, сколько раскрывает глубокий внутренний разлад в душе художника. В понятие «авангард» условно объединяются самые разные течения искусства ХХ в. (конструктивизм, кубизм, орфизм, пуризм, сюрреализм). Основные представители этого течения в России - В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б. Эндер и лругие.

       В 1910-е гг. также наблюдается возрождение  интереса к иконописи. Художественные принципы иконописи творчески применяли  как отдельные русские (В. Васнецов, М. Нестеров, К.С. Петров-Водкин) и зарубежные (А. Матисс) художники, так и целые направления и школы авангарда.

       С конца 20-х годов в России утверждается принцип социалистического реализма. Идейность становится главной определяющей силой в художественном творчестве. Несмотря на сильное влияние идеологии  создавались настоящие произведения искусства мирового уровня. Творчество пейзажистов С.В.Герасимова, В.Н. Бакшеева, А.А. Пластова, творчество П.Д. Корина, А.Н. Остроумомой-Лебедевой, И. Глазунова, К. Васильева, А. Шилова, А. Исачева - убедительное тому доказательство.

       Так развивались основные черты русской  и зарубежной живописи на рубеже веков.

       В.А. Серов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров.

       Серов Валентин Александрович (1865 – 1911 гг.).

       В. А. Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года в семье известного композитора А. Н. Серова. Редкая наблюдательность и способности к рисованию  пробудились у мальчика рано, а  условия, в которых он рос, благоприятствовали развитию его способностей к рисованию. Сначала он учился у немецкого  художника-офортиста А. Кемпинга, затем  его учителем стал И. Е. Репин. Также  был учеником П. П. Чистякова. Он начинает заниматься с юным Серовым сначала  в Париже, а затем в Москве и  в Абрамцеве. После поездки со своим талантливым учеником в  Запорожье Репин в 1880 г.  направляет его в Академию художеств.

       Друзья  художника, его современники отмечали драгоценные человеческие качества его натуры, редкую прямоту и честность. Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь  Серова в Абрамцеве и Домотканове. Среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, с  околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет. В  возрасте 22 – 24 лет Серов создает  произведения, которые стали классическими  в русском искусстве. В Абрамцеве  он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887 г.). В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры «Девушка, освещенная солнцем» (1888 г.). Он искал  нового способа передачи на полотно  бесконечно разнообразной игры света  и тени при свежести красок.). Оба  портрета наполнены не только увлеченностью  новой техникой живописи но и особой одухотворенностью, поэтичностью, что  сразу выделило молодого художника  и сделало его известным. За картину  «Девочка с персиками» Серов получил  премию Московского общества любителей  художеств, а второй портрет тотчас купил П. М. Третьяков. В любимом  Домотканове были созданы такие  произведения, как «Октябрь» (1895 г.), «Стригуны» (1898 г.), «Баба с лошадью» (1898 г.) и многие рисунки к басням Крылова. В 1887 г. Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Семья  была большой и дружной. Детей  В. А. Серов любил нежно и с  удовольствием писал их. Портрет-картина  «Дети» (1899 г.), где изображены сыновья  художника Юра и Саша.

Информация о работе Русская живопись во второй половине XIX – начале XX века