Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:43, реферат
Исследование взаимоотношений Русской Православной Церкви и большевистского государства в последние годы стало одной из самых популярных тем российской исторической науки. Долгие годы историки не могли заниматься этой тематикой без оглядки на официальные догмы, выходить за которые подчас было опасно. В этом свете вполне объясним тот факт, что в работах историков наблюдаются заметные “перекосы”. В первую очередь историки стремились исследовать такие темы, как гонения на священнослужителей в годы изъятия церковных ценностей, дело патриарха Тихона и др.
Существенные разногласия были
и в среде самих
Эти разногласия были умело использованы Сталиным в своих целях. Спровоцировав выступление Бухарина на втором съезде СВБ, где последний четко и последовательно изложил свои идеи, Сталин затем использовал это выступление для нападок на Бухарина. “Любимец партии” был обвинен в “мелкобуржуазном уклоне”, “примиренчестве” и т.д. Это существенно ослабило его позиции и способствовало поражению “правого уклона”.
В то же время была организована печатная компания с травлей старых большевиков, и в первую очередь Ем. Ярославского. Однако АРК на протяжении всего 1929 г. продолжала отстаивать свою линию. Обвинить их в “примиренчестве” и т.п. Сталин не мог, ибо они на словах были его союзниками. Но одобрить эту линию также было невозможно, ибо это означало реабилитацию только что осужденного Бухарина. Поэтому вопрос об оценке деятельности АРК неоднократно переносился, а затем Комиссия была распущена при первом удобном случае.
Победа Сталина в партийной борьбе одновременно означала и победу его варианта антирелигиозной политики. Начинаются новые гонения на религиозные конфессии, усиливаются репрессии, ужесточается законодательство, растет число закрытых церквей. Целью этих гонений было окончательное уничтожение церкви как социального института и разрушение ее организационной структуры, без чего, по мнению Сталина, была немыслима успешная коллективизация.
В итоге к концу 1930-х гг. удалось добиться почти полного уничтожения Руссой Православной Церкви в том ее виде, который складывался на протяжении веков.
Ф. Р – 5263 (Постоянная Комиссия по вопросам культа при Президиуме ВЦИК).
Ф. 5407 (Союз Воинствующих Безбожников СССР).
Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ)
Ф. 12 (Н.К. Крупская).
Ф. 89 (Ем. Ярославский).
Ф. 151 (П.Г. Смидович).
Ф. 17 (ЦК ВКП(б) – КПСС).
Оп. 3 (Беловые протоколы Политбюро ЦК ВКП(б)).
Оп. 60 (Агитпроп ЦК ВКП(б)).
Оп. 85 (Секретный отдел ЦК ВКП(б)).
Оп. 112,113 (Секретариат ЦК ВКП(б)).
Оп. 163 (Черновые протоколы Политбюро ЦК ВКП(б)).
Опубликованные источники.
1 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 112, д. 775, л. 39.
2 Там же.
3 Акты Святейшего Тихона, Патриарха московского и всея России, позднейшие документы и переписка о преемстве высшей церковной власти 1917-1943. М. , 1994. С. 425.
4 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 113, д. 353, л. 9.
5 См. Цыпин В. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М., 1994. С. 84.
6 Сталин И.В. Сочинения. Т. 10, с. 133.
7 Там же.
8 Там же, с. 324.
9 Там же. т. 11, с. 50.
10 М. Костеловская – видный деятель безбожного движения, чьи взгляды были осуждены антирелигиозным совещанием 1926 г. как “левацкий уклон”.
11 Безбожник у станка. 1928. №. I.
12 Там же.
13 См. подробное изложение его взглядов в следующем параграфе.
14 Правда. 1929. 15 мая.
15 Там же.
16 Цит-ю: Андреенко Л.А. Атеист ленинской школы (жизнь и антирелигиозная деятельность П.А. Красинова). М., 1976. С. 123.
17 Достаточно крамольные вещи Калинин говорил и в оценке кулака, что вряд ли могло вызвать восторг Сталина: “Кулак был характерным типом дореволюционной России. Во всяком случае, это не общественный слой и не группа и даже группка, это отмирающее явление”. Цит-ю: Кун М. Бухарин: его друзья и враги. М., 1992. С. 162.
18 См.: Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 300.
19 См.: Правда 1929. 17 мая. (речь Луначарского на XIV Всероссийском Съезде Советов).
20 О позиции Крупской подробнее будет рассказано ниже. См. также: Ревякин Е.С. Н.К. Крупская (к оценке атеистического наследия) // Женщины России в ХХ столетии: уроки прошлого, реалии и перспективы. Иваново, 1993. С. 49.
21 В знаменитой статье “Год великого перелома” Сталин подчеркнул, что “.. нам удалось организовать этот коренной перелом в недрах самого крестьянства и повести за собой широкие массы бедноты и середняков, не смотря на неимоверные трудности, не смотря на отчаянное противодействие всех и всяческих темных сил, от кулаков и попов до фашистов и правых оппортунистов”. Сочинения. Т. 12, с. 125. Неисповедимой сталинской логикой Бухарин и Рыков поставлены на одну доску со священниками, которым они сами причинили немало горя.
22 Об этой линии смотри подробнее в главе № 5.
23 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д. 787, л. 42.
24 На заседании присутствовали Н.И. Бухарин, К.Е. Ворошилов, М.И. Калинин, В. Куйбышев, В.М. Молотов, Я. Рудзутак, И.В. Сталин, М.П. Томский, кандидаты в члены Политбюро К.Я. Бауман, Л.М. Каганович, А.И. Микоян, Г.П. Петровский.
25 Правда. 1929. 12 июня.
26 Там же.
27 Там же.
28 Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1889-1938. М.: Прогресс, 1992, с. 397.
29 О его содержании мы знаем из письма Бухарина; сам текст постановления пока не исследован.
30 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д. 798, л. 57.
31 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д. 798, л.57.
32Там же л. 54.
33 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д. 798, л. 54.
34 ГАРФ ф. 5407, оп. I д. 25, л. 15.
35 Отделение церкви от государства. Дополнения к книге П.В. Гидулянова. М. 1929, с. 24.
36 Дополнения … с. 23.
37 Дополнения … с. 24.
38 РЦХИДНИ ф. 89, оп. 4, д. 168, л. 7.
39 РЦХИДНИ ф. 89, оп. 4, д. 168, п. 18.
40 Там же, п. 4.
41 РЦХИДНИ ф. 89, оп. 4, д. 168, п. 4 об.
42 РЦХИДНИ ф. 151, оп. I, д. 50, л. I.
43 ГАРФ ф. 5407, оп. I, д. 20, л. 153.
44 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 85, д. 20, л. 76-79.
45 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 113, д. 871, л. 29.
46 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 113, д. 871, л. 30.
47 Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. 1929. П. 35, с. 474.
48 Там же. с. 476.
49 Шафаревич И.Р. Законодательство о религиозной жизни в СССР. Париж: YMKA-PRESS, 1973. с. 66. Нужно отметить, что данная точка зрения характерна лишь для ранних работ этого автора.
50 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 113, д. 871, л. 37.
51 Там же, л. 48.
52 Цыпин В. История Русской Православной Церкви. 1917-90 гг. М. 1994, с. 92.
53 ГАРФ ф. 5407, оп. I, д. 24. П. 30-31.
54 ГАРФ ф. Р-5263, оп. I, д. 3, л. 106.
55 Там же, л. 111, 111 об.
56 Там же, л. 113, 113 об.
57 Там же, л. 100-101. Характерно, что тот же Н. Крыленко на 2 сессии ВЦИК Х созыва отмечал: “… было бы неосторожно и не в духе общей политики советского правительства в отношении церкви стать исключительно на путь репрессий, путь репрессий не является путем, который смог бы дать непосредственно желательные результаты. (там же, л. 35). Слова и дела…
58 Там же, л. 88.
59 ГАРФ ф. Р. 5263, оп. I, д. 3, л. 50 об.
60 Там же, л. 49.
61 Там же, л. 47.
62 ГАРФ ф. Р. 5263, оп. I, д. 3, л. 17.
63 Там же, л. 10.
64 ГАРФ ф. р – 5263, оп. I, д. 3, л. 5, 5об.
65 Имеется в виду закон от 8 апреля 1929 г.
66 ГАРФ ф. 5407, оп. I, д. 20, л. 132.
67 ГАРФ ф. Р- 5263, оп. I, д. 3, л. 2.
68 Там же, л. I.
69 Там же, д. 120, л. 92.
70 Уникальный исторический памятник г. Москвы, где венчались А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова и где в последний раз служил Патриарх Тихон.
71 Там же, д. I, л. 3 об.
72 Цит-ю: Ивинский И.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). М.: Матистр, 1996, с. 105.
73 Антирелигиозник. 1928. № 12, с. 57.
74 Там же. п.8, с. 84.
75 ГАРФ ф. 5407, оп. I д. 14, л. 65.
76 Там же. л. 36-37.
77 Нужно сказать, что пионеры не рвались участвовать в указанных затеях безбожников, на что последние обижались: “Выходит, что пионеры не руководят работой, а тащатся в хвосте за детской мамой, - писал Н. Амосов - … пионерская и комсомольская печать сваливают вину на Союз безбожников, разлагают безбожную работу пионерских организаций”. Антирелигиозник 1929. П. 1, с. 93.
Что касается комсомола то его “пропагандистские” методы хорошо всем известны. Даже Н. Бухарин, еще будучи одним из самых “левых” безбожников, говорил на Всесоюзном учительском съезде 17 января 1925 г.: “Например, нагадит комсомолец под окном у попа и думает, что он ведет антирелигиозную пропаганду. Это, т.т., просто хулиганство. Мы должны комсомольцу разъяснить, что есть разница между антирелигиозной пропагандой и хулиганством”. Правда. 1925. 4 февраля.
78 Такая позиция Крупской удивительна, ибо по своим воззрениям она примыкала к старым большевикам, делавшим упор на пропаганду (Смидович, Луначарский и др.): “При ведении антирелигиозной пропаганды надо вскрывать сущность религиозной морали, вскрывать ее непролетарский характер и противопоставлять ей новую коммунистическую мораль”. РЦХИДНИ ф. 89, оп. 4, д. 186, л. 21.
79 ГАРФ ф. 5407, оп. I, д. 14, л. 3.
80 Там же.
81 Кобецкий и Олещук – заместители председателя Исполбюро ЦС СБ.
82 Там же.
83 Там же, л. 5.
84 В опубликованных нормативных документах Наркомпроса данное письмо пока не обнаружено.
85 РЦХИДНИ ф. 5407, оп. I, д. 14, л. 67.
86 РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 4ЭЗ, л. 5об.
87 В записке Попову 3 мая 1929 г. М.И. Ульянова просит его поторопиться с редактированием документов. РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 473, п. 4.
88 См. недатированную записку Крупской Попову: “Константин Андреевич, при просмотре своих тезисов по антирелигиозной пропаганде я увидела, что они никуда не годятся. Перечла еще раз статьи Владимира Ильича “Об отношении рабочей партии к религии” и переделала тезисы с начала до конца. Теперь как будто лучше вышло. РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 473, л. 47.
89 Там же. л. 8.
90 РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 472, л. 17об.
91 Нужно отметить, что среди людей имя Крупской связывалось с надеждой на продолжение той относительно умеренной линии по отношению к церкви, которая проводилась в 1925-28 гг. Сохранилось письмо Крупской жителя Ленинграда П.Н. Столпянского от 27 сентября 1928 г.: “С глубоким удовлетворение прочел Вашу статью о пропаганде безбожия. Вы кладете конец той вакханалии, которая, к сожалению, велась во многих местах, когда лекции по этому вопросу обращались в сплошной балаган и гаерство и результат получается не тот, который нужно было получить. РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 496, л. 1.
92 Письма И.В. Сталина В.М. Молотову. 1925-36 гг. Сборник документов. М., 1995 г., с. 161.
93 Комсомольская правда, 1929 г. 7 июня.
94 Комсомольская правда. 1929 г. 9 июня.
95 Прямой намек на уже цитировавшуюся нами речь Рыкова на XIV Всероссийском съезде Советов.
96 ГАРФ ф. 5407, оп. 1, д. 22, л. 9об.
97 ГАРФ ф. 5407, оп. 1, д. 22, л. 8.
98 РЦХИДНИ ф. 89, оп. 4, д. 122, л. 19об.
Информация о работе Русская Православная Церквь в 20-е годы ХХ века