Русская Православная Церквь в 20-е годы ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:43, реферат

Описание работы

Исследование взаимоотношений Русской Православной Церкви и большевистского государства в последние годы стало одной из самых популярных тем российской исторической науки. Долгие годы историки не могли заниматься этой тематикой без оглядки на официальные догмы, выходить за которые подчас было опасно. В этом свете вполне объясним тот факт, что в работах историков наблюдаются заметные “перекосы”. В первую очередь историки стремились исследовать такие темы, как гонения на священнослужителей в годы изъятия церковных ценностей, дело патриарха Тихона и др.

Работа содержит 1 файл

repetitor_info_399889d7.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

Эти тезисы были отредактированы  К. Поповым,   который не внес в  них каких-либо принципиальных изменений.87  Вместе с тем, сама Крупская  понимала уязвимость своей позиции, пыталась изменить документ в соответствии с “духом времени”.88 В переделанном варианте тезисов были усилены слова об обострении классовой борьбы: “Недовольные элементы стремятся влиять на массы всеми путями, в том числе и путем организации религиозных сект”.89 Чтобы придать своим идеям “легитимность” Крупская добавила в текст ленинских цитат. Однако в целом принципиальных изменений не произошло.

Но эти тезисы уже  не понадобились. Ситуация вокруг антирелигиозной  борьбы изменилась настолько, что идеи Крупской выглядели еретическими. В 1929 г. на смену Луначарскому на руководство Наркомпросом пришел А.С. Бубнов, бескомпромиссный сторонник  сталинской линии, сразу же взявший за основу установку “вождя”. В ноябре 1929 г. в Наркомпросе побывал инспектор по антирелигиозной пропаганде Главполитпросвета Ив. Пронин. Он дал критическую оценку ведения безбожной работы в Наркомате: “Состояние  антирелигиозной работы в Наркомпросе, на мой взгляд, не отвечает задачам, поставленным  партией и общественностью в области антирелигиозной пропаганды и воспитания”.90

Наркомпрос, бывший ранее  чуть ли не в оппозиции Сталину, под  руководством Бубнова начал превращаться в надежного проводника “генеральной линии партии”.

Таким образом, на протяжении 1928-29 гг. шли споры среди безбожников по вопросу об антирелигиозной пропаганде в школе. Руководство Наркомпроса в частности,  Н.К. Крупская91 и А.В. Луначарский, считали вполне  нормальной сложившуюся ситуацию, когда школа фактически оставалась нейтральной.

В то же время им противостояли руководители Союза Безбожников, которые выдвигали крайне радикальные идеи и предлагали превратить школу в один из центров антирелигиозной борьбы. Нельзя не отметить, что позиция Крупской перекликалась с идеями “правого уклона”,  а Союза Безбожников – с “генеральной линией”. Победа последней означала укрепление позиций СБ и введение антирелигиозного воспитания в школе.

§2.  Критика Ем. Ярославского в комсомольской печати (июнь 1929 г.)

В 1929 г. для “главного  воинствующего безбожника”, как позже именовали Ярославского борзописцы, наступили нелегкие времена.  Нужно было безошибочно рассчитать, на чьей стороне будет победа, чтобы не допустить роковой ошибки и не оказаться выброшенным из когорты вождей.

Забегая вперед отметим, что Ярославский прекрасно справился с “вызовом времени”. Когда его старые соратники один за другим  погибали в годы репрессий, он чувствовал под ногами твердую почву. Ярославский был один из тех, кому Сталин доверил написать Библию нового времени – “Краткий курс ВКП(б)”. Благополучно переживший страшные тридцатые годы он в итоге удостоился чести умереть своей смертью и оказаться в Кремлевской стене. 

Однако в 1929 г. его позиции  еще не были так прочны. Сталин продолжал  относиться к Ярославскому с некоторым  недоверием. 9 сентября 1929 г. он писал Молотову, что Ярославский “при всех своих незаурядных качествах… слаб по части политического руководства (любит  плавать по волнам настроений “масс”)”92

Возможно, чтобы лишний раз убедить Ярославского в правильности избранной им линии, а также нанести очередной удар по “правым уклонистам”, была организована компания в комсомольской прессе с обвинением Ярославского и других антирегиозников в “примиренчестве” и т. д.

7 июня 1929 г. в “Комсомольской  правде” появилась статья М.  Галактионова “На поводу примиренческого отношения к религии”, подвергшая резкой критике Союз Безбожников. В то время как  “рабочие массы, почуяв опасность со стороны классового врага, выступающего  под религиозной оболочкой, все шире и активнее поднимаются на борьбу с религией”93,  Союз Безбожников ничего не делает для активизации антирелигиозной работы. Вина этому – “ошибки идеологического руководства”. Нужно, по мнению М. Галактионова, “взять четкую  классовую линию, ибо наша задача не заменять религию, а разрушать ее”. 

Еще более ясно высказался А. Лукин в статье “Ошибочные теории”. В полном соответствии с идеями Сталина  он рассматривал религиозные организации  “как орудие борьбы с социалистическим строительством всех врагов советской  власти”.94  Особенно досталось Рыкову и Луначарскому: “Теория тов. Рыкова о необходимости уничтожать дурман из голов трудящихся, которые еще не расстались с религией,95 как и теория тов. Луначарского в корне противоречит марксистской теории и всему опыту классовой борьбы”.

Были и другие статьи, однако их содержание в основном перекликается с двумя вышеупомянутыми, поэтому мы на них не останавливаемся. Критика Союза Безбожников продолжалась и после его съезда. 9 августа 1929 г. на заседании Бюро ВЛКСМ было принято постановление: “Бюро ЦК, считая правильной основную политическую линию Центрального Совета Союза Безбожников в его работе вместе с тем считает необходимым проведение более усиленной борьбы комсомола с примиренческим отношением к религии, имеющиеся в практике работы организации Союза Безбожников96.

Нельзя не отметить, что  данное утверждение надумано. Мы видели, что Союз Безбожников стоял на “правильных” позициях и предлагал  наиболее радикальный вариант борьбы с религией.

Ярославский в общем-то верно отметил, что “ЦК ВЛКСМ  не приведет ни одного факта, ни одного  случая примиренческого отношения к религии со стороны организации СБ”.97

Как нам кажется, данные статьи помимо критики “правого уклона”, должны были поставить на место членов АРК, отвечавших за антирелигиозную  работу. Об этом не говорилось прямо, но критикуемые комсомольцами идеи, в общем-то, были характерны для многих ее членов.

Несмотря на эту критику, Ярославский еще пытался отстаивать свои идеи. Это особенно хорошо видно  из подготовленного комиссией Политбюро  под его председательством проекта резолюции об антирелигиозной пропаганде. Резолюция, хотя и упоминает об усилении классовой борьбы, все же основной упор делает на то, что “антирелигиозная пропаганда должна быть поднята на необходимую принципиальную высоту и по своему содержанию и формам, и не должна сходить с марксистско-ленинской линии в вопросах борьбы с религией”.98 Скорее всего, именно по этим причинам резолюция так и не была принята.

К осени 1929 г. поражение  Бухарина во  внутрипартийной борьбе стало уже отчетливым. Началась коллективизация, насильственное принуждения крестьянства к вступлению в  колхозы, готовились планы раскулачивания.

В этой обстановке Союз Безбожников  окончательно занял просталинскую  позицию, высказываясь о необходимости  резкого усиления борьбы с религией с использованием любых, даже самых жестких мер. В информационном письме Союза Безбожников от 10 сентября 1929 г. сообщалась, что “антирелигиозная пропаганда в связи с хлебозаготовительной компанией должна разоблачать блок кулачества с церковниками и сектантами”.99 Эти идеи затем будут неоднократно повторяться в письмах ЦС СБ. 25 ноября 1929 г. ЦС СБ сообщал, что “нашей ближайшей и основной задачей должна стать пропаганда пятилетнего плана и разоблачение классовой роли религии и деятельности религиозных организаций, как сил, тормозящих проведение пятилетки, обслуживающих врагов рабочего класса и трудового крестьянства”.100 Союз Воинствующих Безбожников превратился в орган идеологического подкрепления коллективизации, стал одним из основных рупоров сталинских идей.

Таким образом, на протяжении 1929 г. в среде антирелигиозников  вновь развернулась полемика. Ярославский  и другие безбожники, главным образом  старые большевики, были подвергнуты  резкой критике со стороны комсомольцев. Зная характер тогдашних “дискуссий”, можно смело утверждать, что эти нападки были инициированы сверху. Цель их была заставить Ярославского и других безбожников окончательно стать на позиции сталинской группы. В то же время Союз Воинствующих Безбожников принял сталинскую трактовку усиления классовой борьбы и увязки с этим всей антирелигиозной пропаганды.  СВБ стал одной из надежных опор Сталина.

Выводы по главе.

Внутрипартийная борьба 1928-29 гг. разбила и без того не бывшую однородной среду безбожников. Постепенно все более четкими становились два направления. Одно из них выступало за сохранение сложившихся методов антирелигиозной пропаганды;  к нему тяготели Крупская и Луначарский. В то же время руководители Союза Безбожников заняли радикальную позицию, взяв за основу сталинские установки. Проблема была в том, что позиция “умеренных” во многом совпадала  со взглядами “правых уклонистов”, что сразу же делало их идеи еретическими. В ходе инициированных сверху дискуссий “умеренные”, а заодно  и колебавшийся Ярославский, подверглись резким нападкам. Победа Сталина одновременно означала и победу предлагавшегося им варианта антирелигиозной политики.

 

Глава 5. Антирелигиозная  комиссия ЦК ВКП(б) в 1928-1929 гг.

§1. Кадровые изменения  в АРК.

Как мы ранее проследили, в 1928 г. прежнее “партийное большинство” в руководстве ВКП(б) начало распадаться. Все более очевидным становились разногласия между Сталиным и Бухариным по важнейшим вопросам реконструкции промышленности и сельского хозяйства, дальнейшего развития страны.  Эти разногласия и стремление Сталина к единовластию привели к новой внутрипартийной борьбе. По разным сторонам фронта оказались так называемое “большинство” (Сталин) и “правый уклон” (Бухарин, Рыков, Томский). Остальные члены Политбюро либо примкнули к сталинской группе (Молотов, Каганович, Ворошилов), либо занимали неопределенную позицию, лавируя между противоборствующими сторонами. Новый внутрипартийный конфликт закончился, как известно, поражением сторонников Бухарина и установлением фактически безраздельного господства Сталина в партии.

Партийные функционеры, как ранее, вновь должны были, исходя из своих убеждений, а чаще всего  из желания оставаться на плаву, выбирать, на чьей стороне им находиться. Члены  АРК не были исключением. Однако теперь вопрос “с кем быть?” решался многими из них иначе, нежели ранее, в 1925-1927 гг.

13 июня 1928 г. Комиссия  приняла решение просить утвердить  ее новый состав. 101 При этом ряд ее членов, фактически не принимавших участие в ее работе, как бы автоматически выбыл из состава Комиссии. Помимо оставшихся членов102 АРК в состав Комиссии вошли Г.В. Чичерин (народный комиссариат иностранных дел), В.А, Ральцевич, (Агитпроп ЦК), Д.Т, Лукачевский (ЦС СБ), П.И. Лебедев–Полянский (Главлит), Я.Э. Стэн (АПО ЦК), С.М. Диманштейн (АПО ЦК), Ф.М. Путинцев (ЦС СБ), И.Н. Стуков (ЦС СБ).103 Каким же образом эти изменения были связаны с внутриполитической борьбой?

Г.В. Чичерин, один из старейших  большевиков, не принадлежал к сторонникам  Сталина. В 1923-1924 гг. он  был за менее  жесткую антирелигиозную политику. Более того,  он выступал за возможность контакта и сотрудничества с капиталистическими странами, в то время как Сталин, наоборот, подчеркивал нарастание противостояния двух миров в результате побед социализма. 104  Постепенно Чичерин оттесняется от руководства советской внешней политики. Назначение в АРК, куда вошли в основном представители среднего звена управленцев,  было для него явным понижением. Возможно именно поэтому Чичерин старательно игнорировал ее заседания.

И.Н. Струков, член ВКП(б) с 1905 г., успел “запятнать” себя участием во всевозможных оппозициях. В 1918 г. он был наиболее радикальным “левым коммунистом”, призывал к немедленному прекращению переговоров с немцами и началу революционной войны.105  В 1920-25 гг. он был сторонником “децистов”, затем участвовал в троцкистской оппозиции, поднимая платформу 83-х. Впрочем, он сумел вовремя покаяться, остаться в  партии и даже стал заместителем председателя правления Гостехиздата. 106 Он же сменил М. Костеловскую на посту редактора “Безбожника у станка” и с этого времени принимал активное участие в работе АРК.  Как видим, по своим политическим воззрениям он никак не может быть назван верным сталинцем. 107

П.И. Лебедев-Полянский  также принадлежал к первому  поколению большевиков (член РСДРП  с 1902 г.). В 1918-20 гг. он возглавлял Пролеткульт, сумел привлечь к сотрудничеству с ним ряд крупных поэтов и писателей – В. Брюсова, А. Блока, Вересаева, но при этом “испытывал влияние его [Пролеткульта]108 ошибочных установок”109 В 1928 г. Лебедев-Полянский возглавлял Главлит. Как видим, его политическая биография также небезукоризненна, и бывший выпускник Дер??? Университета вряд ли мог оказаться в одной команде с теми, чье образование ограничивалось в лучшем случае “Азбукой Коммунизма”.

С.М. Диманштейн (член РСДРП  с 1904 г.) с 1924 г. занимал пост заместителя заведующего АПО ЦК. О его политических позициях нам ничего не известно, но можно отметить, что он и был замечен в активных выступлениях против “правого уклона”.

Более известны политические воззрения Я.Э. Стэна – любимого ученика Бухарина, одно время преподававшего философию Сталину. В 1928 г. Стэн, как и Диманштейн, был заместителем заведующего АПО ЦК. Он известен как один из наиболее активных участников “правого уклона” и сама рекомендация АРК ввести его в свой состав говорит о том, среди каких людей ее члены искали единомышленников. 110

А.Т. Лукачевский был  одним из самых молодых членов АРК (родился в 1893 г.) и вступил  в партию только в 1920г. Социальным происхождением он, вышедший из семьи предпринимателя, похвастать не мог. Анализ материалов, связанных с антирелигиозной борьбой во второй половине 1920-х гг., показывает, что Лукачевский был одним из тех, кто выступал против неоправданно жесткой линии в отношении церкви. Интересен также тот факт, что в 1924 г. он был исключен из ВКП(б) как “недостаточно связанный с партией и ничем себя не проявивший”.111 Лишь вмешательства ЦКК помогло ему восстановиться. Впоследствии этот факт мог иметь для человека роковое значение.112

Еще  одним членом АРК, принимавшим активное участие в ее работе, был Ф.М. Путинцев. Он не принадлежал к числу старых большевиков, относительно поздно (в 1920) вступил в партию, но довольно скоро сделал карьеру и уже в 1925 г. стал заведующим антирелигиозным объединением АПО ЦК. Это выдвижение, возможно, было связано с его четко занятой позицией: в 1925 г. он подписал письмо студентов-коммунистов против Троцкого.113 Решения АРК по “сектантским” вопросам (а Путинцев считался в нем главным специалистом) показывают, что он не отрицал возможность привлечения отдельных протестантских коммун к крестьянским коллективам при соответствующем идеологическом воспитании. Таким образом, он также был солидарен с общим курсом АРК на осторожный подход к делу антирелигиозной пропаганды, а это в 1929 г. уже не приветствовалось. Неприглядным для Путинцева был и тот факт, что его отец был раскулачен и сослан в Омск.114

Информация о работе Русская Православная Церквь в 20-е годы ХХ века