Русская Православная Церковь в XX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:35, реферат

Описание работы

Сегодня из правового поля выведено понятие национальность, тем самым сделан еще один шаг к космополизму. Конечно, материально мы не пострадали и это только сегодня, но уже завтрашняя Россия это не страна русских, а подобно США страна эмигрантов и космополитов. Уже сегодня граждане России, желающие посетить другую страну, вынуждены заполнять анкету в посольстве и в графе род (племя) ставят прочерк. Кто мы? Лица без рода и племени или Русский народ со своей историей и менталитетом. Но в чем наша связь с предками?

Содержание

1. Введение
2. Отношения Церкви и Государства в конце XIX-го в начале XX- го века.
3. Светильники Церкви и Ее враги
4. Церковное просвещение и искусство
5. Подготовка Собора
6. Открытие Собора
7. Патриарх Тихон
8. Вторая сессия Собора
9. Патриаршество Святейшего Тихона
10. Православное русское рассеяние по всему миру
11. Советское правительство и Православная Церковь
12. Великая отечественная война
13. Новые гонения Церкви
14. Вывод

Работа содержит 1 файл

Реферат Церковь в 20-том веке.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

      Как любящий сын своего Отечества и своей  матери, Сталин заботился  и об Екатерине  Георгиевне. Нужно  отметить несколько важных разговоров с ней.    В 1922 г., когда Сталин и Орджоникидзе приезжали в Грузию, к Сталину подошла его мать и спросила: «Сынок, на твоих руках нет царской крови?» «Вот те крест, истинно нет!» — ответил Сталин и на глазах у всех перекрестился (Евгений Джугашвили, полковник).          Однажды, прощаясь с матерью, Сталин пообещал снова приехать при первой возможности. А она в ответ благословила его и сказала:       -Ах, Иосиф, как жаль, что ты не стал священником и живешь так далеко! Это были последние слова, которые Сталин слышал от матери. В 1937 году она скончалась.   Мать Иосифа Виссарионовича, истинно православная женщина, до последних дней своих молилась о нем и мечтала о том, чтобы сын стал священником и служил Богу. А он вознесся несколько в ином плане: стал правителем, подобным древним царям, для миллионов людей, они теперь служили ему.         Если допускал Сталин ошибки, то раскаяние его было искренним. Возможно, именно тогда начался поворот в сознании Иосифа Виссарионовича, который со временем привел его к совершенно противоположной трактовке русской истории. Особенно это проявится у Сталина в военные годы. Вспомним его призывы гордиться военной славой Александра Невского, Дмитрия Донского, Богдана Хмельницкого, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Он восхищался мастерством Ушакова и Нахимова, чтил Ивана Грозного и Петра Первого, узрел в себе их продолжателя в деле возвеличивания Российского государства.  Он прочитал почти все серьезные книги по русской истории: он гордился славным наследием россиян и с конца тридцатых годов говорил с любой трибуны, и внутренней и международной, не иначе как «мы, русские», подчеркивая тем самым непосредственную связь с прошлым, преемственность. Иосиф Виссарионович сумел подняться до понимания, что он представляет великую, огромную, многонациональную, единственную в своем роде Россию.

Великая отечественная война

      Великая Отечественная война  началась в день, когда Русская  Православная Церковь  отмечала память всех святых, в земле  Российской просиявших.     Незадолго до начала войны одному старцу на Валааме было пророческое видение. Божия Матерь, Иоанн Креститель, святитель Николай молились за Россию, и Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию». Матерь Божия со слезами молила Сына Своего о спасении России, и Он сказал Ей: «Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради прошения Твоего не оставлю ее, сохраню».        Ужасы войны привели в Церковь тысячи новых прихожан. В обстановке небывалых испытаний, когда проверке на прочность подвергалось все подлинное и мнимое, стало ясно, что атеистическая пропаганда затронула лишь поверхность народного сознания, не проникая вглубь и не меняя основную систему ценностей. На всех службах храмы были переполнены верующими, молящимися за спасение близких, за упокоение душ погибших. Когда немцы приблизились к Москве, то, несмотря на охватившую город панику, многие верующие оставались спокойными, уповая, что заступничество Сергия Радонежского спасет от падения Москву и Сергиев Посад. Доверие Богу и вера в Его милость помогали христианам сохранять твердость духа в обстановке всеобщей растерянности.          Первые же месяцы войны наглядно показали несостоятельность абстрактного интернационального патриотизма, мало для кого понятного и привлекательного; война вызвала у русских людей чувство именно православного возрождения, ибо атеизм никому не помог в те дни. В Москве находились такие смельчаки, которые демонстративно выбрасывали из окон десятки томов основоположников и классиков марксизма-ленинизма. А для многих верующих партийно-советская структура, организующая страну в борьбе с врагом, отождествляется с православными патриотическими чувствами. Для некоторых вера в Бога и ближайшие партийные задачи получают единое завершение в общем патриотическом порыве. Верующие на фронте вступают в партию, так как видят в ней патриотическую силу. Солдат Михаил Федорович Черкасов, например, писал с передовой матери: «Мама, я вступил в партию... Мама, помолись за меня Богу» («Советская Россия», 13 сентября 1990г.).       Приведем одно высказывание митр. Алексия, характерное для него, разделившего со своей паствой ужасы Ленинградской блокады, — высказывание праведное, не утратившее своего значения на многие годы:         «Война есть страшное и гибельное дело для того, кто предпринимает ее без нужды, без правды, с жаждою грабительства и порабощения; на нем лежит позор и проклятие неба за кровь и за бедствия своих и чужих. Но война — священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды, отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за родину, идут вслед мучеников к нетленному и вечному венцу. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества». Добавим только: так было и так должно быть.»           Когда началась Великая Отечественная война, патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Очень немного истинных друзей оставалось у нашей страны тогда. Но Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви — митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат). Он знал, что значит Россия для мира; знал и поэтому всегда молился о спасении страны Российской. После обращения Александра III митрополит Илия стал еще горячее всем сердцем молиться о спасении России от погибели, от нашествия вражеского. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых, о том, куда дошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.   Богородица сказала, что должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовят к сдаче Ленинград, но город этот сдавать нельзя. Пусть вынесут, сказала Она, чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую землю. Перед Казанской иконой нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу тоже нельзя (Гитлер требовал от Японии и Турции вступить в войну против Советского Союза. Японцы и турки поставили условие: если явной будет победа Германии, то к дележу добычи они готовы, Турки боялись, что России могут отойти Константинополь и проливы, обещанные ей еще в 1916 г. Итак, если Ленинград и Сталинград немцы возьмут, то Турция сразу двинет 26 дивизий, которые уже стояли у советской границы, и Япония выставит большую армию — всего около 2 миллионов новых войск обрушатся на Россию. Но заступничеством Богородицы этого не произошло). Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена. Таково было повеление Божией Матери.            Митрополит Илия передал о чудесном явлении представителям Русской Церкви, Советскому Правительству, президенту США Рузвельту, государственному секретарю Соединенных Штатов Гарри Гопкинсу.         Когда Сталину доложили об этом чудесном явлении Божией Матери митрополиту Илии, он пригласил к себе митрополитов Алексия (Симанского) и Сергия (Страгородского). На встрече Сталин спросил митрополита Сергия:     —  «Что нужно делать?»          — «Отслужить молебен, хотя бы в одной церкви», — ответил митрополит.  —  «Служите в семи», — сказал Сталин.        Надо сказать, что накануне войны, в 1939г., в Москве были закрыты все церкви до единой, но по приказу Сталина было сразу же открыто семь храмов. 7 ноября 1941г., сразу же после знаменитого парада на Красной площади, там был отслужен молебен, и совершился крестный ход вокруг площади, прося у Бога милости и помощи. Русская Православная Церковь показала всему миру, что она неотделима от своего народа.   Когда немцы подошли к Москве, Сталин хотел вначале покинуть столицу, и уже был готов поезд для эвакуации. Есть предание, что земляк блаженной Матроны, известной прозорливой старицы, в Кремле исполняющий обязанности по экономической части, предложил Сталину в этот критический момент посетить эту старицу. Он сказал:             — «Иосиф Виссарионович, есть здесь ясновидящая, которая все знает, что будет».              — «Да, поедем к ней», ответил Сталин.                  И блаженная Матрона сказала вождю, чтобы он не выезжал из Москвы, ибо немцы Москву не возьмут (а Гитлер уже по радио объявил о взятии столицы. Волоколамское шоссе было открыто, не защищалось, и немецкие мотоциклисты беспрепятственно доезжали до окраин города), и что Россия победит Германию.      Еще одно московское предание гласит, что зимой 1941г. Сталин пригласил к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же чудотворная Тихвинская икона Богоматери (по другой версии, Владимирская икона) была обнесена на самолете вокруг Москвы и Москву от врага спасла.         После посещения блаж. Матроны в кабинете Сталин услышал от Господа такие слова: «Откроешь Владимирский Успенский собор — пойдешь в наступление. Откроешь другие храмы — победишь Германию. Открывай храмы, просите Господа о победе». Матерь Божия внушила И. В. Сталину мысль вызвать маршала Жукова в Москву.   Сталин дал телеграмму во Владимир об открытии Успенского собора, и был дан приказ маршалу Жукову начать наступление именно в день памяти Александра    Невского — 6 декабря.  Немцы имели план затопить Москву водой. Это было возможно, так как город расположен ниже уровня водных бассейнов. Несмотря на героические усилия советских войск, враг продвигался к Москве. Казалось, что ничего уже не в силах его остановить. Но в церквах усиленно молились о спасении России, и молитва была услышана, сонм русских святых и Сама Царица Небесная пришли на помощь нашему воинству. Произошло чудо: немецкие полчища были остановлены сильнейшими морозами. Внезапно ударивший мороз в 52 градуса для немцев был ужасным бедствием. Замерзало все: техника, топливо, люди. Старые немецкие генералы пишут в своих мемуарах: «Нас Мадонна (так они называют Божию Матерь) не впустила в Москву. Мы видели Ее в облаках с Ангелами и отступили». Сам советский вождь понял тогда всю важность связи человека с Богом, всю необходимость для каждого гражданина страны и для всего государства и народа в целом почитания Бога и исполнения Его закона.   Чудом был неудавшийся захват Ленинграда летом 1941г., когда немцы, не встречая сопротивления, практически вошли в город, достигнув трамвайных линий, но внезапно, при отсутствии всяких видимых причин, отступили назад. В первые месяцы обороны Ленинграда из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда — и город был спасен. Сами захватчики потом не могли объяснить, что, какая сила удерживала их овладеть этим вымирающим от голода, бомбежек и артобстрела городом. Многим до сих пор непонятно, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было: то, что подвозили, было каплей в море. И, тем не менее, город выстоял.      Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба — молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери. Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой.  Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. И Божия Матерь по молитвам русских людей отгоняла врагов, вселяя в них ужас. Явное чудо явила Божия Матерь в 1944 г. во время штурма Кенигсберга. Один офицер, бывший в самом центре битвы, рассказывал: «Чаша весов колебалась, и мы могли там потерпеть страшное поражение, вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал — и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым русским штурмом «В небе появилась Мадонна», Которая была видна всей немецкой армии. Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!»         Весной 1942г. в Москве впервые за многие годы власти разрешили верующим праздновать Пасху. Когда в мае 1942г. Гитлеру доставили советскую хронику, он был весьма изумлен, услышав звон колоколов московских соборов, хождение в полном облачении православных священников, призыв Русской Православной Церкви отразить врага.              Итоги внезапной «перемены курса» стали поистине ошеломляющими. В несколько ближайших лет на территории СССР, где к началу войны оставалось 150 действующих приходов, были открыты тысячи храмов, и количество православных общин доведено до 22 тысяч! Было открыто 85 монастырей, 8 духовных семинарий и 2 духовные академии. Глубокая, ничем непоколебимая вера в Бога властно захватила все население Советской страны. В результате репрессий к началу войны, по сравнению с 1917 годом, численность священников составляла около 6370 человек, в то время как на 1917 год их число превышало 50 тысяч. Сократилось и количество представителей высшего     духовенства — со 130 до 4 человек. Во время же войны значительная часть репрессированного духовенства была выпущена на свободу. Газета «Правда» стала печатать слово «Бог» с большой буквы — этого не было за все время существования газеты. Прекратились прямые гонения на верующих и дикие шабаши «Союза воинствующих безбожников», сопровождавшиеся святотатственным пропагандистским разгулом. Новый идеологический курс отодвинул на задний план атеистическую пропаганду. Уже первые слова обращения И. В. Сталина к народу 3 июля 1941 г.: «Дорогие соотечественники! Братья и сестры!» могли быть подсказаны только религиозным чувством. А осенью 1943г. Правительство обратилось к народу через газеты со следующими словами: «Просим молиться за победу над злейшим врагом — германским фашизмом».            В первые же дни войны Церковь включилась в общее дело борьбы с фашизмом, во всеохватывающее патриотическое движение, развернула деятельность по сбору средств на нужды обороны страны. Только московскими православными приходами было собрано около полутора миллионов рублей. В Саратове в 1943 году было внесено от приходов и священнослужителей более двух миллионов рублей. Примерно столько же было собрано приходами г. Орла после освобождения его от фашистских захватчиков. А всего взносы РПЦ в фонд обороны страны с 1941 по 1944 гг. составили более 200 млн. рублей.    По всей стране собирались пожертвования на нужды фронта. Собирались средства на сооружение самолетов, на содержание раненых, на детей сирот, потерявших на войне родителей, на теплые вещи для бойцов.      По инициативе митрополита Сергия церковные общины стали собирать деньги на устройство танковой колонны имени Дмитрия Донского. Много ценностей для этого было сдано из Владимира. В июле 1944 г. на двери Владимирского Успенского собора висела телеграмма: «Благодарю верующих города Владимира, собравших средства на постройку танковой колонны. Председатель Комитета обороны И. Сталин».  
 Сталин видел огромную силу веры Христовой и понял, что надо возвращаться к Евангелию, к добру, к церковной жизни. И в стране началось возрождение Церкви, и когда враг был выгнан с нашей земли и западные территории были освобождены от немецкой оккупации, то священство там оставалось на своих местах и продолжало служить, ибо со стороны советских войск не было никаких притеснений, а напротив, по приказу Правительства поддерживалась деятельность Церкви.      

Новые гонения  Церкви

      На  ХХ съезде партии Хрущев отважился выступить с докладом о культе личности Сталина и его последствиях. Хрущев, не сказал ни слова о главных заслугах Сталина в восстановлении и укреплении Русского государства, возрождении национального самосознания русского народа, обрушился на умершего вождя с обвинениями в преступлениях против «ленинской гвардии» и социализма. В докладе чувствовалась глубокая личная неприязнь к Сталину.        Самое главное - Хрущев без разбору очернил всю государственную деятельность, в том числе очевидные достижения Сталина. Повторим: эпоха Сталина — это власть масонов, и ему с трудом удалось вывести их из Политбюро, ликвидировать многие блоки, партии, закрыть масонские ложи, провести Великую Отечественную войну. Сталин открыл церкви на пороге атеизма.          Культ личности Сталина — это отместка масонов и ослабление авторитета партии. Китайцы обоготворяли Сталина, и когда унизили их освободителя, Китай отвернулся от России. Попытки столкнуть Китай и Россию масонами не оставлены до сих пор.            Политика Хрущева имела опасный для России характер и вела к разрушению государственных основ. Подрыв национальной идеологии, преследование Православной Церкви, закрытие тысяч церквей, варварское отношение к сельскому хозяйству (лишение крестьян приусадебных участков, борьба с «неперспективными» деревнями, насаждение кукурузы и т. п.), процветание космополитических элементов в литературе, передача Крыма Украине, массовое уничтожение памятников культуры, уплата страной тонн золота в виде штрафа в ООН за его хулиганские дела вот плоды деятельности Н. С. Хрущева.              Годы власти Хрущева ознаменовались новой волной религиозного подъема в народе и, параллельно с этим, новыми жестокими гонениями на Церковь. За годы правления Сталина было открыто 22 тыс. церквей — и это после того, как в стране оставалось только 150 действующих храмов! Вновь наполнились насельниками около 85 монастырей. Действовало 2 Духовных академии и 8 духовных семинарий. (В 1913 г. было 70 тыс. церквей, 185 духовных училищ.)          Спокойные отношения с Церковью расценивались как сталинское наследие, которое следует ликвидировать. Было объявлено о построении в стране коммунизма за 20 лет, а вера Христова рассматривалась как «пережиток капитализма». И Хрущев намеревается покончить с церковниками в сжатые сроки. Начинается кампания по закрытию храмов и монастырей, преследованию верующих. В 1959 г. власти запретили деятельность 364 православных общин, а в 1960 г. — 1398 общин. Монастырей к 1964 г. оставалось только 16. Сильный удар был нанесен по духовным учебным заведениям. Из 8 духовных семинарий — сталинского наследия—к 1964 г. осталось только 3. В 1961 г. было снято с регистрации 1390 православных обществ, а в 1962 г. еще 1585. В общей сложности Хрущевым было закрыто более 10 тыс. церквей. Закрывали до 150 церквей в день. В дальнейшем, в период 1965-1985 гг., было закрыто еще 1300 храмов, так что при Брежневе количество церквей сократилось до менее 7000.

      В настоящее время  в стране действуют 9236 православных религиозных  организаций, 374 монастыря, 3 духовные академии (организация 4-й намечается в Новосибирске). Если бы не хрущевские гонения, то количество действующих храмов теперь было бы огромным, ибо продолжалось религиозное возрождение. В конце 50-х гг. проведенная перепись населения выявила неожиданные результаты: оказалось, что число верующих в СССР составляет 70 процентов, хотя, по научным данным, оно должно быть 20 процентов.

  Вывод

      Из  истории мы видим, что мировоззрение  и самосознание русского народа  складывалось под воздействием Православной церкви. Следовательно, если русский народ жил церковной жизнью от царя до крестьянина, то православие является  парадигмой русского народа. Сегодня же мы можем видеть не русский народ, а русско-язычное население. Только Православная церковь пытается возродить традиции того времени, когда для русского человека слово Воскресенье ассоциировалось не с выходным днем, а с днем Победы над смертью.  

Список  литературы:

1. «Тайный советник вождя» В.Успенский. М.-СПб., 2004г.                             2. «Русская Православная Церковь в советское время» М.,1995г.      3. «История религии в России». Под ред. Н.А. Трофимчука. М.,2002г.    4. «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве» М.Шкаровский. М.,1999г.  5. « История Русской Церкви»   

                                        
 
 
 

  
 

 

 

Информация о работе Русская Православная Церковь в XX веке