Русская Православная Церковь в XX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:35, реферат

Описание работы

Сегодня из правового поля выведено понятие национальность, тем самым сделан еще один шаг к космополизму. Конечно, материально мы не пострадали и это только сегодня, но уже завтрашняя Россия это не страна русских, а подобно США страна эмигрантов и космополитов. Уже сегодня граждане России, желающие посетить другую страну, вынуждены заполнять анкету в посольстве и в графе род (племя) ставят прочерк. Кто мы? Лица без рода и племени или Русский народ со своей историей и менталитетом. Но в чем наша связь с предками?

Содержание

1. Введение
2. Отношения Церкви и Государства в конце XIX-го в начале XX- го века.
3. Светильники Церкви и Ее враги
4. Церковное просвещение и искусство
5. Подготовка Собора
6. Открытие Собора
7. Патриарх Тихон
8. Вторая сессия Собора
9. Патриаршество Святейшего Тихона
10. Православное русское рассеяние по всему миру
11. Советское правительство и Православная Церковь
12. Великая отечественная война
13. Новые гонения Церкви
14. Вывод

Работа содержит 1 файл

Реферат Церковь в 20-том веке.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Березниковское  музыкальное училище 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по теме:

  Русская Православная  Церковь        в XX веке. 
 

Выполнила студентка ДХО 1-го курса

                                         Колпакова  Татьяна Леонидовна    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Березники

2006г.

План 

1. Введение

2. Отношения Церкви и Государства в конце XIX-го в начале XX- го века.

3. Светильники Церкви и Ее враги

4. Церковное просвещение и искусство

5. Подготовка Собора

6. Открытие Собора

7. Патриарх Тихон

8. Вторая сессия Собора

9. Патриаршество Святейшего Тихона

10. Православное русское рассеяние по всему миру

11. Советское правительство и Православная Церковь

12. Великая отечественная война

13. Новые гонения Церкви

14. Вывод 
 
 
 

Введение 

      Сегодня из правового поля выведено понятие национальность, тем самым сделан еще один шаг к космополизму. Конечно, материально мы не пострадали и это только сегодня, но уже завтрашняя Россия это не страна русских, а подобно США страна эмигрантов и космополитов. Уже сегодня граждане России, желающие посетить  другую страну, вынуждены заполнять анкету в посольстве и в графе род (племя) ставят прочерк. Кто мы? Лица без рода и племени или Русский народ со своей историей и менталитетом. Но в чем наша связь с предками? Многие ли знают имена своих предков хотя бы до третьего поколения? Есть ли у нынешнего поколения историческая преемственность культурных и духовных ценностей? Если есть, то кто является хранителем этих ценностей?

      Мы  знаем, что историки, интерпретируя исторические факты, действуют тенденциозно. Русская Православная Церковь тысячелетиями являлась хранительницей Русской Души. Знаем ли мы историю Церкви, историю которую еврейский интернационал пытался придать забвению, как нечто враждебное для мировой революции. Попробуем разобраться, чем же являлась Православная  Церковь для русского народа. 

Отношения Церкви и Государства в конце XIX-го в начале XX- го века. 

      С началом царствования императора Николая II отношения между Церковью и государством значительно изменились. Император был человеком не только глубоко верующим, но и церковным, и заботился о нуждах духовенства, но в главном вопросе, созыве собора, император уступил обер-прокурору Св. Синода  К.П.Победоносцеву, и собор так и не был собран.

      В год коронации  всем священникам  русской Церкви были даны кресты для ношения на груди, чтобы отличить их от неимеющих иерейского сана. До этого крест давался (со времен имп. Павла) только как высокая награда.

      Император лично присутствовал на многих церковных торжествах, и за его царствование было прославлено в два раза больше святых, чем за весь синодальный период. Много было сделано для восстановления церковной старины, учрежден в 1901 году комитет попечения о русской иконописи, введен в следующем году устав о пенсиях священно и церковнослужителям и изданы правила охранения памятников церковной старины.

      В манифесте 28 февраля 1903 года было высказано  пожелание об улучшении  положения православного духовенства, но вопрос о созыве собора и восстановлении нормальных отношений между Церковью и государством был поднят впервые официально только в связи с выходом книги Льва Тихомирова «Запросы жизни и наше церковное  управление». Император пожелал узнать мнение петербургского митрополита Антония (Вадковского), ревностного поборника восстановления древнего строя Церкви. Митрополит в своей записке царю писал: «Мне всегда казалось, что при усиливающемся развитии русского самосознания само собой рано или поздно наступит время, когда общественное мнение вынуждено будет сказать, что стыдно и невозможно Святой Руси жить при таком ненормальном строе церковного управления».

      Имп. Николай II выразил  свои взгляды по вопросу об устройстве церковных дел в записке обер-прокурору К.П. Победоносцеву по делу о распечатании старообрядческих церквей на Рогожском кладбище в Москве: «По-моему, раз мы принимаемся за разбор одного из вопросов, касающихся раскольников, мы должны коснуться и общего о них вопроса. В таком случае обсуждение такого исторического и государственного дела, как дело о расколе вообще, не может быть сделано помимо Церкви. Тут сама собой возникает мысль о Всероссийском Церковном соборе, которая давно таится в моей голове. Мне кажется, что только собор может разрешить этот вопрос. Да и по многим другим вопросам нашей церковной жизни, обсуждение их поместным собором внесло бы мир и успокоение, притом правильным и историческим путем в полном соответствии с преданиями нашей православной Церкви».

      23 марта 1905 года  членами Синода  во главе с тремя  митрополитами была  подана императору  докладная записка о восстановлении патриаршества и созыве поместного собора русской Церкви. Тогда же был заготовлен и проект указа на имя Синода с выражением согласия на созыв собора.

      Через два дня  К.П.Победоносцев передал императору первую записку против Синода и созыва собора, в которой писал: «Кроме небольшого кружка здешних священников, монахов и профессоров, возбуждающих митрополита, повсюду простые русские люди, все епархиальное духовенство, во множестве сельское и бедное, возмущены до глубины души и шлют отчаянные вопли, проклиная участников дела. Все видели прибежище и заступничество только в обер-прокуроре и страшатся архиерейского своевластия. Церкви и соединенным с нею учреждениям грозит разрушение, а с ними поколеблется и вера».

      Так как император  не принимал никакого решения, Победоносцев подал 30 марта вторую записку, в которой писал: «Не могу умолчать перед Вашим Величеством о положении дела. С каждым днем возрастает смута, возбуждаемая предприятием Митрополита, имеющего характер заговора против всего порядка церковного управления.

      Вся православная Церковь в составе белого духовенства и народа объята ужасом и негодованием при мысли о возможности осуществления задуманного дела (созыва собора). В епархиях составляются общества для защиты Церкви в ее канонических устоях. Неужели царь утвердит доклад Синода на разрушение церковного строя».

      Записки обер-прокурора, несмотря на явное несоответствие с действительным положением вещей, возымели свое действие, и 31 марта император вернул Синоду его доклад с резолюцией, откладывающей вопрос на неопределенное время.

      Только  по смерти  К.П.Победоносцева, в 1906 году, было созвано предсоборное присутствие, и все епархиальные архиереи были запрошены относительно желательных с их точки зрения перемен в церковной жизни.

      В мнениях епископата главное внимание было обращено на созыв собора и на выяснение тех вопросов, которые подлежали его решению. Этот обширный материал был напечатан в следующем году в Петербурге (4 тома).

      В начале 1908 года вопрос о желательности  в скорейшем времени  созыва собора был поставлен в Государственной Думе в докладе Е.П.Ковалевского, который потом в течение 4 лет неуклонно выступал в его защиту. Наконец в 1912 году, при обер-прокуроре     В.Н.Саблере, было получено согласие императора на учреждение постоянного предсоборного совещания, во главе которого был поставлен архиепископ финляндский Сергий (Страгородский).

      Дело  восстановления патриаршества, для которого так много сделал митрополит Антоний (Вадковский), после его кончины не заглохло. За него с необыкновенной твердостью боролся архиепископ волынский Антоний (Храповицкий). Вопрос был вновь обсуждаем после торжеств трехсотлетия Дома Романовых в 1913 году, в которых участвовал патриарх антиохийский Григорий, но до самой революции он не получил разрешения.  

Светильники Церкви и Ее враги 

      Конец ХIХ и начало ХХ века ознаменовался с одной стороны проповедью молитвенника за Русскую Землю отца Иоанна Кронштадтского, подъемом в монашеской жизни и возвращением к Церкви части передовой русской интеллигенции, а с другой стороны борьбой с Церковью гр. Л.Н.Толстого и усилением антирелигиозных течений.

      Отец  Иоанн Сергиев родился в Архангельской губернии в селе Сура, в 1829 году, в бедной семье псаломщика. Он учился в семинарии и в петербургской духовной академии, а в 1855 году стал священником Свято - Андреевского собора в Кронштадте, где и оставался до своей кончины в 1908 году. Отец Иоанн был молитвенником и великим печальником о всех нуждающихся и погибающих. Он привел к Церкви и спас морально десятки тысяч людей портового города, в котором он жил, устроил для них дом трудолюбия, мастерские, школы, библиотеки, воспитал много поколений детей, которых

особенно  любил, но его значение выходило далеко за пределы Кронштадта. Он был, действительно, всероссийским пастырем. К нему обращались за помощью и советом и за молитвами об исцелении тысячи людей со всей страны. Ему приходилось на корабле объезжать Россию, неся по - всюду утешение и призыв к покаянию. Исцеления по молитвам отца Иоанна исчисляются сотнями, больше всего он целил души людей через таинство покаяния и причащения. В Кронштадтский собор собирались громадные толпы народа, чтобы поучаться от него вере и правде Божией. Отец Иоанн написал много удивительных по глубине духовных произведений и проповедей. Погребен он был в основанном им в Петербурге Иоанновском монастыре.

      Последний всероссийский период духовной деятельности отца Иоанна совпал с борьбой против Церкви великого писателя Льва Толстого.  Л.Толстой был верующим человеком и остался им до смерти, но хотел создать свое личное христианство, основанное на отдельных частях Евангелия, которые он произвольно выделил. Борьба

Л.Толстого с Церковью была систематической и очень разрушительной. Он пользовался необыкновенным авторитетом в стране, и его подчас кощунственные выпады против православия принесли много вреда Церкви. Так как Л.Толстой не только считал себя вне православной Церкви, но в своих сочинениях боролся с ней, Синод принужден был, для предотвращения соблазна, отлучить его от Церкви, что вызвало сильный протест в левой общественности, не признававшей Церкви. Умер Л.Толстой в 1910 году, не вернувшись к вере отцов, и был похоронен без религиозных обрядов в лесу своего имения. Его уход из дома перед смертью имел целью посещение Оптиной Пустыни, но ученики Толстого не допустили к нему священника, и последняя его воля осталась неизвестной.

      В конце ХIХ и начале ХХ века начали все более и более усиливаться материалистические течения в связи с усилением революционных партий. Одновременно в лучшей части русской интеллигенции началась эволюция от марксизма к идеализму и от безбожия к вере. Поворотным пунктом в этом движении было издание сборника «Вехи».

      В 1902-1903 годах, по инициативе профессора Тернавцева, произошли первые встречи между писателями, светскими мыслителями и профессорами духовных академий. Эти религиозно-философские собрания, на которых председательствовал епископ Сергий (Страгородский), ректор петербургской духовной академии, имели большое значение в деле сближения и взаимного понимания между церковными кругами и религиозно настроенной интеллигенцией.

      В начале ХХ века были прекращены преследования  против старообрядцев, а после манифеста 17 октября 1905 года о религиозной свободе, последние получили возможность законно устроить свою церковную жизнь. В 1910 году в Москве собрался первый всероссийский старообрядческий съезд, представлявший несколько миллионов староверов, разбросанных по всей русской территории. В 1909 году в Москве же собрался всероссийский съезд единоверцев. Движение последних значительно усилилось.

      Развитие  сектантства пошло  главным образом  в сторону протестантских сект, из которых наиболее сильной и распространенной, особенно на юге России, был штундо-баптизм.

      В связи с развитием  сектантства было собрано четыре миссионерских съезда, на которых были разработаны меры защиты православия.

      В 1909 году в Троице-Сергиевой лавре состоялся первый монашеский съезд, обсуждавший меры к устройству монастырской жизни. В православных духовных академиях движение в пользу ученого монашества развилось благодаря трудам епископа Антония (Храповицкого), который был последовательно ректором трех из них.

      Среди подвижников благочестия необходимо отметить великую княгиню Елизавету Федоровну, которая хотела восстановить после 1905 года древний чин «диаконис» и основала в Москве  «Марфо – Мариинскую» общину.  

Церковное просвещение и искусство 

      В конце ХIХ и в начале ХХ века церковная наука и просвещение продолжали широко развиваться. Профессора духовных академий написали ряд замечательных трудов по всем отраслям богословского знания. Большое влияние имела диссертация епископа Сергия (Страгородского) о православном учении, о спасении, которая воскресила древнюю традицию опытного богословия.

Информация о работе Русская Православная Церковь в XX веке