Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:14, реферат
Период с 13 до середины 15 века характеризуется типичными чертами феодального строя: феодализация охватила все стороны русской жизни, в том числе и сферу религии и церкви. Рост денежного хозяйства и обычно сопровождающие его кризис крестьянства и коллизия городского и феодального общества были еще делом будущего. Утверждение феодального строя оказало немаловажное влияние на церковную организацию, которая претерпела существенные изменения сравнительно с теми формами, в какие она отлилась на Днепре. Там по преимуществу действовало византийское церковное право, принесенное греческим клиром; здесь византийские церковные нормы сохранились лишь номинально, форма церковного господства приобрела феодальный характер и совершенно спаялась в одно органическое целое с формами светского феодального господства.
Общество 13-15 веков в целом сохраняет старый взгляд на религию как на совокупность опытного знания таинственных сил природы и на совокупность средств жить с таинственным миром в ладу, обращая его даже себе на службу.
Введение
Глава I. Местные культы
Глава II. Феодальная организация церкви
Глава III. Церковь и Золотая Орда
Список используемой литературы
Играя немалую роль в развитии культуры на Руси в XIV-XV веках, церковь вместе с тем серьезно тормозила ее. Слепое преклонение перед церковными авторитетами, неприязнь к рационалистическому мышлению и насаждение схоластики, проповедь религиозного мировоззрения – все это сковывало творчество передовых русских людей того времени.
В данной реферативной работе я постаралась обозначить лишь главнейшие нити и наиболее важные узлы этих сплетений, допуская иногда для большей наглядности изображения, некоторые отступления от хронологической последовательности и несколько упрощая некоторые узоры событий.
Список используемой литературы:
1. Никольский Н.М. История русской церкви. Издание третье. М. Издательство политической литературы. 1985г.
2. Русское православие: вехи истории/ Науч. ред. А.И.Клибанов.-М.: Политиздат, 1989г.
Web-сайты:
3. www.bankreferatov.ru
4. www.referats.pride.ru
5. www.5ballov.ru
[1]Рецензенты “Истории русской церкви” 30-ых годов справедливо отмечали, что в данном случае Н.М.Никольский явно преувеличил зависимость духовенства от бояр и князей, изобразив его чуть ли не подневольным и совершенно бесправным сословием. В действительности же духовенство, несмотря на определенную подчиненность его княжеской и боярской власти, было сословием угнетателей, а не угнетенных.
[2]В данном случае Н.М.Никольский не прав: в русском православии (как и в византийском) нетление считалось непременным условием святости. Поэтому останки почитаемых святых непременно объявлялись “нетленными мощами”, хотя и в действительности они представляли собой либо более или менее сохранившуюся мумию, либо полуистлевшие кости. Лишь в начале XX в., когда готовились канонизировать Серафима Саровского, останки которого были найдены в весьма плачевном состоянии, и об этом стало известно верующей массе, официальные церковные инстанции устами петербургского митрополита Антония (Вадковского) публично объявили, что нетление мощей не входит в число оснований для канонизации святого.
[3] Имеется в виду борьба Пскова с немецкими крестоносцами тевтонского ордена в начале XIII века.
[4] Пятины новгородские – территориально – административные районы, на которые делилась Новгородская земля с конца XV до начала XVIII в. По пятинам велся учет населения, поводилась раскладка податей и повинностей.
[5] Псковские протестанты – имеются в виду стригольники
Информация о работе Русская православная церковь в XIII-XVI веках