Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:49, курсовая работа
Хронологические рамки работы ограничены 1927 – 1929 гг. Как известно, основные события, связанные с борьбой с “правым уклоном”, происходили в 1928 и особенно в 1929 гг., но первые признаки будущих столкновений появились уже в конце 1927г. В то же самое время начинается постепенное изменение политики партии и государства по отношению к религии, когда на смену относительно либеральному курсу приходит новая волна гонений на церковь.
Введение. 3
Глава 1. Русская Православная Церковь и большевистское государство в 1925-27 гг. 6
Глава 2. Внутрипартийная борьба 1928-1929 гг. и антирелигиозный вопрос. 11
§1. Сталин и Бухарин: варианты дальнейшего пути. 11
§2. II съезд Союза Безбожников и постановление Политбюро о речи Бухарина. 14
Выводы по главе. 19
Глава 3. Дискуссии о формах и методах антирелигиозной пропаганды в 1928-29 гг. 20
§1. Введение антирелигиозного воспитания в школах и критика Наркомпроса “слева”. 20
§2. Критика Ем. Ярославского в комсомольской печати (июнь 1929 г.) 24
Выводы по главе. 28
Глава 4. Антирелигиозная комиссия ЦК ВКП(б) в 1928-1929 гг. 29
§1. Кадровые изменения в АРК. 29
§2. Дискуссия об АРК в Политбюро (1929 г.) и роспуск комиссии. 36
Выводы по главе. 40
Заключение 41
Источники и литература. 43
1 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 112, д. 775, л. 39.
2 Там же.
3 Акты Святейшего Тихона, Патриарха московского и всея России, позднейшие документы и переписка о преемстве высшей церковной власти 1917-1943. М. , 1994. С. 425.
4 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 113, д. 353, л. 9.
5 См. Цыпин В. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М., 1994. С. 84.
6 Сталин И.В. Сочинения. Т. 10, с. 133.
7 Там же.
8 Там же, с. 324.
9 Там же. т. 11, с. 50.
10 М. Костеловская – видный деятель безбожного движения, чьи взгляды были осуждены антирелигиозным совещанием 1926 г. как “левацкий уклон”.
11 Безбожник у станка. 1928. №. I.
12 Там же.
13 См. подробное изложение его взглядов в следующем параграфе.
14 Правда. 1929. 15 мая.
15 Там же.
16 Цит-ю: Андреенко Л.А. Атеист ленинской школы (жизнь и антирелигиозная деятельность П.А. Красинова). М., 1976. С. 123.
17 Достаточно крамольные вещи Калинин говорил и в оценке кулака, что вряд ли могло вызвать восторг Сталина: “Кулак был характерным типом дореволюционной России. Во всяком случае, это не общественный слой и не группа и даже группка, это отмирающее явление”. Цит-ю: Кун М. Бухарин: его друзья и враги. М., 1992. С. 162.
18 См.: Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 300.
19 См.: Правда 1929. 17 мая. (речь Луначарского на XIV Всероссийском Съезде Советов).
20 О позиции Крупской подробнее будет рассказано ниже. См. также: Ревякин Е.С. Н.К. Крупская (к оценке атеистического наследия) // Женщины России в ХХ столетии: уроки прошлого, реалии и перспективы. Иваново, 1993. С. 49.
21 В знаменитой статье “Год великого перелома” Сталин подчеркнул, что “.. нам удалось организовать этот коренной перелом в недрах самого крестьянства и повести за собой широкие массы бедноты и середняков, не смотря на неимоверные трудности, не смотря на отчаянное противодействие всех и всяческих темных сил, от кулаков и попов до фашистов и правых оппортунистов”. Сочинения. Т. 12, с. 125. Неисповедимой сталинской логикой Бухарин и Рыков поставлены на одну доску со священниками, которым они сами причинили немало горя.
22 Об этой линии смотри подробнее в главе № 5.
23 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д. 787, л. 42.
24 На заседании присутствовали Н.И. Бухарин, К.Е. Ворошилов, М.И. Калинин, В. Куйбышев, В.М. Молотов, Я. Рудзутак, И.В. Сталин, М.П. Томский, кандидаты в члены Политбюро К.Я. Бауман, Л.М. Каганович, А.И. Микоян, Г.П. Петровский.
25 Правда. 1929. 12 июня.
26 Там же.
27 Там же.
28 Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1889-1938. М.: Прогресс, 1992, с. 397.
29 О его содержании мы знаем из письма Бухарина; сам текст постановления пока не исследован.
30 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д. 798, л. 57.
31 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д. 798, л.57.
32Там же л. 54.
33 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д. 798, л. 54.
34 ГАРФ ф. 5407, оп. I д. 25, л. 15.
35 Антирелигиозник. 1928. № 12, с. 57.
36 Там же. п.8, с. 84.
37 ГАРФ ф. 5407, оп. I д. 14, л. 65.
38 Там же. л. 36-37.
39 Нужно сказать, что пионеры не рвались участвовать в указанных затеях безбожников, на что последние обижались: “Выходит, что пионеры не руководят работой, а тащатся в хвосте за детской мамой, - писал Н. Амосов - … пионерская и комсомольская печать сваливают вину на Союз безбожников, разлагают безбожную работу пионерских организаций”. Антирелигиозник 1929. П. 1, с. 93.
Что касается комсомола то его “пропагандистские” методы хорошо всем известны. Даже Н. Бухарин, еще будучи одним из самых “левых” безбожников, говорил на Всесоюзном учительском съезде 17 января 1925 г.: “Например, нагадит комсомолец под окном у попа и думает, что он ведет антирелигиозную пропаганду. Это, т.т., просто хулиганство. Мы должны комсомольцу разъяснить, что есть разница между антирелигиозной пропагандой и хулиганством”. Правда. 1925. 4 февраля.
40 Такая позиция Крупской удивительна, ибо по своим воззрениям она примыкала к старым большевикам, делавшим упор на пропаганду (Смидович, Луначарский и др.): “При ведении антирелигиозной пропаганды надо вскрывать сущность религиозной морали, вскрывать ее непролетарский характер и противопоставлять ей новую коммунистическую мораль”. РЦХИДНИ ф. 89, оп. 4, д. 186, л. 21.
41 ГАРФ ф. 5407, оп. I, д. 14, л. 3.
42 Там же.
43 Кобецкий и Олещук – заместители председателя Исполбюро ЦС СБ.
44 Там же.
45 Там же, л. 5.
46 В опубликованных нормативных документах Наркомпроса данное письмо пока не обнаружено.
47 РЦХИДНИ ф. 5407, оп. I, д. 14, л. 67.
48 РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 4ЭЗ, л. 5об.
49 В записке Попову 3 мая 1929 г. М.И. Ульянова просит его поторопиться с редактированием документов. РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 473, п. 4.
50 См. недатированную записку Крупской Попову: “Константин Андреевич, при просмотре своих тезисов по антирелигиозной пропаганде я увидела, что они никуда не годятся. Перечла еще раз статьи Владимира Ильича “Об отношении рабочей партии к религии” и переделала тезисы с начала до конца. Теперь как будто лучше вышло. РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 473, л. 47.
51 Там же. л. 8.
52 РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 472, л. 17об.
53 Нужно отметить, что среди людей имя Крупской связывалось с надеждой на продолжение той относительно умеренной линии по отношению к церкви, которая проводилась в 1925-28 гг. Сохранилось письмо Крупской жителя Ленинграда П.Н. Столпянского от 27 сентября 1928 г.: “С глубоким удовлетворение прочел Вашу статью о пропаганде безбожия. Вы кладете конец той вакханалии, которая, к сожалению, велась во многих местах, когда лекции по этому вопросу обращались в сплошной балаган и гаерство и результат получается не тот, который нужно было получить. РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 496, л. 1.
54 Письма И.В. Сталина В.М. Молотову. 1925-36 гг. Сборник документов. М., 1995 г., с. 161.
55 Комсомольская правда, 1929 г. 7 июня.
56 Комсомольская правда. 1929 г. 9 июня.
57 Прямой намек на уже цитировавшуюся нами речь Рыкова на XIV Всероссийском съезде Советов.
58 ГАРФ ф. 5407, оп. 1, д. 22, л. 9об.
59 ГАРФ ф. 5407, оп. 1, д. 22, л. 8.
60 РЦХИДНИ ф. 89, оп. 4, д. 122, л. 19об.
61 ГАРФ ф. 5407, оп. 1, д. 24, л. 73.
62 ГАРФ ф. 5407, оп. 1, д. 44, л. 105.
63 Нужно отметить, что в протоколах Политбюро за 1928 г. следов данного решения не обнаружено, хотя указанные изменения были, конечно, кем-то утверждены. Это говорит о том, что по сравнению с 1922-1924 гг., когда все изменения в составе АРК санкционировались Оргбюро и затем Политбюро, номенклатурный уровень и роль АРК значительно снизились.
64 Ярославский, К. Попов, Менжинский, Красиков, Смидович, Тучков.
65 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 113, д. 871, л. 14.
66 Еще 2 ноября 1926 г. Чичерин писал Сталину по этому поводу: “… крайне неудобно в Ваших устах такие выражения как “или мы их поколотим, или они нас поколотят” о других государствах. Или мы готовим войну? Где наша мирная политика?” См. “Знаю, что Вы не нуждаетесь в похвалах.” Кто и зачем писал И.В. Сталину // Источник 1994. П. 6. С. 86.
67 22 февраля 1918 г. Стуков подписал ультиматум большинству ЦК, выдвигавший требования “революционной войны”. Под этим документом были подписи других “левых коммунистов”, в том числе Бухарина, Бубнова, Яковлевой. См.: Кун М. Бухарин: его друзья и враги. М.: 1992. С. 92.
68 РЦХИДНИ. Отдел Использования Документов (далее О.И.Д.) Архив д. 14, т. I, п.225. В 1936 г. Стуков был арестован и расстрелян. (см.: Вечерняя Москва, 1991. 13 июля).
69 Нужно отметить, что еще с 1917 г. Стуков был тесно связан с Бухариным, а в 1929 г. такой факт был не самой лучшей рекомендацией. См.: Емельянов Ю.В. Заметки о Бухарине: революция. История. Личность. М.: Молодая Гвардия, 1989. С. 170.
70 Очевидно имеется ввиду установка Пролеткульта на разрушение старой (“дворянско –буржуазной”) и создание новой (“пролетарской”) культуры, впоследствии осужденная как “левацкая”
71 Большая Советская Энциклопедия. М, 1948. Т. 14, с 222.
72 19 июня 1937 г. Стэн приговорен Высшей Коллегией Верховного Суда СССР к расстрелу. См.: РЦХИДНИ. О.И.Д. Архив. д. 20, л.17.
73 РЦХИДНИ О.И.Д. Архив, д. 7, л. 65.
74 В 1937 г. из Лукачевского сделали “козла отпущения” за все недостатки в антирелигиозной работе, и он был репрессирован. См.: Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991, с. 316-317.
75 РЦХИДНИ О.И.Д. Архив, д. 7 (1992 г.), л. 86.
76 РЦХИДНИ О.И.Д. Архив, д. 7 (1992 г.), л. 70. О.И.Д. Архив, д. 7 (1992 г.), л. 86
77 В 1936 г. В.И. Ральцевич был осужден ОСО при НКВД СССР; в 1955 г. дело прекращено “за отсутствием состава преступления” (Определение судебной коллегии по уголовным делам в СССР от 31 июля 1995)
78 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 3, д. 690, п. 8.
79 РЦХИДНИ О.И.Д., Архив, д. 2с, т. 2, л. 333.
80 В1937 г. Толмачев был расстрелян. В настоящее время он полностью реабилитирован
81 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 113, д. 353, п. 35 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 3, д. 690, п. 8.
.
82 О политических позициях Б.С. Ольхового свидетельствует следующий пассаж из его статьи “Троцкизм и линия партии”: “…решительная борьба против правого уклона, решительное преодоление право-оппорунистических тенденций и примирительного к ним отношения внутри партии лишь поможет укреплению союза с средним крестьянством, так как союз с средним крестьянством не исключает, а предполагает беспощадную борьбу с кулаком, усиление наступления на капиталистические элементы.” См.: Правда. 1929 г., 10 апреля.
83 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д.799, п. 25.
84 РЦХИДНИ ф. 17, оп.163, д. 798, п. 25.
85 Конквекст Р. Большой террор. Рига: Ракстниекс, 1991, т. 2., с. 386.
86 Против правой опасности и примиренчества. Сборник . М.-Л.: ГИЗ, 1929, с. 186.
87 Письма И. В. Сталина В.М. Молотову. 1925-1936 гг. Сборник документов. М.: Россия Молодая, 1995, с. 161.
88 В марте 1928 г. Ярославский обиженно писал, что “пусть хоть раз в год ЦК заинтересуется, что и как делается в этой области” (РЦХИДНИ ф. 89, оп. 11, д.131, л. 6.). Однако именно в это время ЦК было не до антирелигиозников – шли споры о методах ликвидации последствий кризиса хлебозаготовок.
89 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д.788, л. 28.
90 Там же. д. 790, л. 24; д. 791, л. 32; д. 792, л. 16.
91 На одной из копий постановления Политбюро сохранилась резолюция Ярославского; “Вызвать, если можно, Ольхового”.
92 РЦХИДНИ ф.89, оп. 4, д. 122, л. 6.
93 Там же, л. 6 об.
94 РЦХИДНИ ф.89, оп.4, д.122, л. 10. Впрочем, Смидович присоединился к большинству и вычеркнул пункт о своей особой позиции (л. 15).
95 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д.798, л. 24.
96 Там же, д. 799, л. 33.
97 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 3, д.755, л. 2.
98 Там же, ф. 89., оп. 4, д. 122, л. 27.
99 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д.813, л. 110.
Информация о работе Русская Православная Церковь и государство в XX в.